• РЕГИСТРАЦИЯ

«Кощей. Начало»: Манипуляция с культурными кодами русского народа

1 438

Чему учит (коротко)

Мультфильм «Кощей. Начало» пиарится на традиционных для русского народа сказочных персонажах и образах, при этом по форме и стилю подачи перед нами достаточно слабое подражание Диснеевской анимации с клиповым повествованием.

Авторы безосновательно сделали главным положительным героем мультфильма классического злого персонажа Кощея. Такие смысловые манипуляции по своей сути являются информационными диверсиями, нацеленными на размытие культурного кода.

Мнение (подробно)

Если для детей сказки – это всегда в первую очередь развлечение, то для взрослых сказки – это инструмент формирования мировоззрения ребёнка. Через истории про смелых богатырей, мудрых принцесс и страшных драконов можно донести до ребёнка представления о том, как надо преодолевать трудности, находить друзей, проявлять смекалку, трудиться, не поддаваться своим страхам и многому другому.

Одной из самых важных задач сказок является формирование навыка различения добра и зла, понимания того, что в мире есть хорошее и плохое, полезное и вредное. Именно с этой целью злых персонажей по типу Змея Горыныча, Кощея, Водяного, Кикиморы, Лешего – всегда в русском фольклоре наделяли отталкивающей внешностью, чтобы ребёнок сопоставлял образ этих героев с их поведением, внутренними качествами и видел причинно-следственные связи.

Многое, из того, что запоминается нам в детстве, остаётся на всю жизнь и служит своеобразными маяками, которые в дальнейшем помогают ориентироваться в разных жизненных обстоятельствах. Но что будет, если взять и один из маяков подменить, перекрасив его в другой цвет? Например, ребёнку, выросшему на классических сказочных историях, рассказать о том, что Кощей совсем не страшный злодей, похищающий девушек и разоряющий сёла, а вполне себе милый малый – добрый, весёлый, сообразительный, смелый, отважный и так далее. И бессмертным он стал, спасая других и жертвуя собой, а не спрятав свою душу в иглу, которую заточил в сундуке.

Трансформация образа Кощея

Скорее всего, такая подмена вызовет в голове ребёнка нарушение логичности и целостности полученных им представлений, и как следствие – возникновение калейдоскопа и целого вороха неопределённостей и противоречий в психике. Ведь как сопоставить то, что один и тот же герой – одновременно и злой, и добрый, и спасает, и убивает, и помогает, и вредит?

Думающий взрослый человек способен критически проанализировать просмотренные произведения и выбрать что-то одно, а другое отринуть или пометить как «сомнительное», «глупое», «вредное». Но ребёнок тем и отличается от взрослого, что он ещё не способен к анализу сложных произведений и сам без помощи взрослых точно этим заниматься не будет. В результате целостность его мировоззрения от рассказа про «доброго Кощея» будет серьёзно нарушена.

После такой вводной части можно перейти к обсуждению мультфильма «Кощей. Начало»

По форме подачи – это классический Голливуд с обилием юмора (где-то хорошего, где-то глупого), мемов, заимствований и отсылок к другим произведениям, постоянным мельканием событий , кислотными цветами оформления, сумбурным повествованием и так далее.

Количество основных действующих лиц здесь приближается к 20, из-за чего успеть понять, как они все между собой взаимосвязаны, достаточно сложно. Тем более, что герои куда чаще скачут, дерутся или куда-то летят, чем разговаривают друг с другом и объясняют свои поступки.Мне лично такой подход не нравится, так как считаю, что продукция для детей должна быть выполнена в форме достаточно размеренного и спокойного повествования, раскрывающего одну или пару основных идей (что не отменяет юмора, спецэффектов и прочего – просто всё должно быть в меру).

Мне лично такой подход не нравится, так как считаю, что продукция для детей должна быть выполнена в форме достаточно размеренного и спокойного повествования, раскрывающего одну или пару основных идей (что не отменяет юмора, спецэффектов и прочего – просто всё должно быть в меру).

Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог лучше осознавать то, что происходит на экране, успевал следить за сюжетом, оценивать события и тем самым привыкал вдумчиво взаимодействовать с медиаинформацией. Если же ребёнка «кормить» такими мультфильмами, да ещё и не разъяснять ему, что к чему, то скорее всего у него будет формироваться клиповое мышление. Он будет выхватывать отдельные куски, шутки, события, но целостного понимания не будет.

Тем не менее, если с уровня взрослого разобраться в содержании и посыле произведения, то общий сюжет, на первый взгляд, достаточно поучительный. Есть страшные злодеи – Белый призрак и Ледяной монстр, и они хотят захватить мир Дивноземья, в котором люди обитают совместно со сказочными существами. Есть добрые персонажи – ловкий и смелый юноша Кощей, красивая волшебница Мэй и их сказочные друзья: Меч-кладенец, Ковёр-самолёт, Водяной, Баба Яга, Кот учёный, Василиса Премудрая, ведьмы из Сказочного патруля, князья Белояр и Володар, Лихо и другие.

Если бы все герои истории были новыми персонажами, выдуманными авторами для своего мультика, то общая логика сюжета, как уже отмечено, была бы вполне созидательной. Но проблема в том, что создатели мультфильма сделали целый винегрет из всем известных сказочных существ, при этом произвольно распределив их по «командам», без учёта прошлого амплуа персонажей (или целенаправленно нарушив логику).

Примерно так выглядит классический образ Кощея

В результате чего архетипичные злодеи – в первую очередь сам Кощей (также Водяной, Лихо) – здесь оказались главными положительными героями. А это приводит к тому, о чём написано в первой части этой рецензии – в глазах юных зрителей, знакомых с классическими сказочными сюжетами, происходит размытие понятий добра и зла, и как следствие они утрачивают различение.

При этом надобности называть главного героя Кощеем по сюжету никакой нет – его можно было назвать, как угодно, хоть Вася Пупкин – на сценарии это бы никак не отразилось. Но авторы мультфильма всё же использовали именно этот образ – либо с целью пиара на всем известных персонажах, либо осознанно с целью культурной диверсии, что более вероятно.

Есть в мультике и ещё одна «мина, замедленного действия» – то, как показана романтическая линия Кощея и девушки Мэй, обладающей даром лечения. И речь не столько про присутствующую поцелуйную тему с летающими сердечками (что выглядит примитивно), а о том, что по какой-то причине именно Мэй первая проявляет интерес к развитию отношений. В одном из эпизодов на 46-ой минуте мультфильма она откровенно клеится к Кощею, добиваясь от него взаимности. Он же смущается, теряется и радуется подвернувшейся возможности прекратить этот неловкий момент. В дальнейшем Кощей как положено проявляет свои мужские качества, а Мэй женские, но этот эпизод сильно выбивается из контекста и накладывает нехороший отпечаток на романтическую линию героев.

Также в негативную сторону следует отметить то, что в мультике очень много магии. Герои и злодеи достигают своих целей в основном не за счёт ума, науки, логики, а благодаря своим волшебным способностям. У Кощея из руки выстреливает трос (своеобразный аналог Человека-Паука или Скорпиона из «Смертельной битвы»), Мэй управляет растениями и умеет лечить, её младший брат превращается в боевую панду, Водяной путешествует через лужи, Василиса управляет Змеем-Горынычем, Баба Яга останавливает время и так далее.

Спрашивается – каким образом юным зрителям можно брать пример с таких персонажей? Какие таланты нужно в себе развить, чтобы научиться выпускать цепь из руки, управлять цветами или превращаться в панду?

А если убрать эти волшебные качества – останется ли что-то от персонажей, ведь их характер в мультфильме раскрыт слабо, да и то во многих случаях с неоднозначной стороны. Тот же Кощей заявляет, что он «работает только на себя» – то есть, перед нами очередной герой-индивидуалист, привыкший противопоставлять себя окружающим. И нарисован он в большей степени как продукт Диснея, также как и девушка Мэй – с огромными глазами на пол-лица.

Тем не менее, есть в произведении и некоторые положительные моменты – например то, как создатели обыграли магические предметы. У Ковра-самолёта появилась приборная панель с навигацией, и он стал аналогом городского такси. Волшебный шар приобрёл черты современных сервисов видеосвязи. Меч-кладенец обзавёлся собственным голосом и характером – это, наверное, единственный персонаж, который проходит по ходу мультфильма заметное развитие, обретая смелость и веру в свои силы. Сам волшебный мир прорисован достаточно масштабно и интересно, правда, увидеть это можно только при замедленном просмотре.

Но вся эта красота, к сожалению, вряд ли будет полезна юному зрителю. Скорее, она поможет удержать его у экрана, в то время, пока в его психику будет сгружаться калейдоскоп всевозможных событий и героев, достаточно сомнительного качества.

Источник: Рецензия на сайте КиноЦензор


Оценка влияния СМИ и массовой культуры

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Влияние СМИ 1 июля 19:20

      VK Fest в Москве: Инстасамка и дегенеративное творчество детям

      В середине июля в столице состоится молодежный фестиваль от самой грязной, по мнению многих экспертов, из массовых соцсетей в мире – «ВКонтакте». Частная компания с сыном замглавы Администрации президента Сергея Кириенко во главе стала организатором самого масштабного дегенеративного музшоу для детей и подростков, которая с каждым годом расширяет геогра...
      1766
      Влияние СМИ 29 июня 07:28

      Игорь Ашманов: Как не беспокоиться, когда дети смотрят видео

      Статья одного из ведущих специалистов российской интернет-​сферы Игоря Ашманова на тему влияния гаджетов, фильмов, мультфильмов и массовой культуры на детей, возможных путях защиты подрастающих поколений от деструктивного контента, роли родителей в этом процессе. Далее текст статьи.Всем привет, носители культурной базы!Подписчик ВК попросил написать тек...
      1440
      Влияние СМИ 15 апреля 11:22

      Исследование: Английские песни становятся всё более злыми, а певцы — зацикленными на себе

      Англоязычные песни за последние 40 лет стали проще и агрессивнее — к такому выводу пришли исследователи из Нюрнбергского музыкального университета, проанализировав более чем 12 000 текстов в нескольких жанрах, написанных с 1980 по 2020 гг. Результаты опубликовал 4 апреля британский журнал Scientific Reports.В исследовании отмечается, что тексты англоязы...
      997
      Влияние СМИ 12 апреля 15:06

      Мария Шукшина о содержании фильмов, которые спонсирует Министерство культуры

      Выступление общественного деятеля, заслуженной артистки России Марии Шукшиной на Московском экономическом форуме, прошедшем в Москве в начале апреля 2024 года. Цитаты из выступления«В киноиндустрии у нас всего несколько крупных компаний, которым все эти миллиарды и выделяются. И никакие «социальные лифты» там не существуют. И неважно, ка...
      4746
      Влияние СМИ 10 апреля 12:56

      Какой контент поощряют алгоритмы социальных сетей

      Современные соцсети ориентируют авторов не на высокое качество публикаций с точки зрения смыслов, а на их увлекательность по внешней форме и высокую частоту по скорости создания.Следствием этого становится то, что информационное пространство всё активнее наполняется огромными потоками хаотичного, эмоционального, шокирующего и визуально яркого контента,...
      723
      Влияние СМИ 9 апреля 10:13

      Телевизором по рождаемости. Как СМИ и сериалы влияют на демографию

      Новогодние праздники, которые дают массу возможностей наладить личную жизнь, не оправдывают ожиданий демографов и не влекут за собой беби-бума в сентябре – октябре. Во всяком случае в России это так, и рождаемость у нас остается одной из самых низких в мире. Учёные уверены: главная причина того, что праздники проходят для демографии страны даром, – теле...
      944
      Влияние СМИ 8 апреля 10:22

      Цензура Яндекса против сайтов «На распутье.ру» и «КиноЦензор»

      Статья редактора проекта «На распутье.ру» Андрея Афанасьева.Яндекс ввел прямые санкции, хотя, правильнее будет сказать цензуру, против моего сайта «На распутье.ру».В принципе, случилось то, чего и следовало ожидать. После неоднократно публично озвученных мною претензий к Яндексу, которые касались в первую очередь его политики заработка на порнографии, о...
      235
      Влияние СМИ 30 марта 15:38

      Функции, от которых мы отказались при разработке блог-платформы «Думайте»

      Проект «Думайте» начался с идеи, главная суть которой в оценке записей по критериям Полезности (с уровня смыслов) и Интересности, вместо привычных всем лайков и смайликов, которые стимулируют эмоциональную реакцию. Но названная идея – это лишь часть огромной системы, которую надо было продумать так, чтобы она с одной стороны была удобна пользователям, ...
      192
      Влияние СМИ 30 марта 08:07

      Почему я почти перестал смотреть голливудские фильмы и сериалы

      Привожу наиболее часто встречающееся в их фильмах и сериалах. Какие-​то особые случаи не упоминаю, лишь то, что является шаблоном – то есть характерным для них. Примеры не называю, уверен, что те, кто смотрит, – те знают. Также не говорю о самых заезженных шаблонах. Например, когда злодей, вместо того, чтобы застрелить героя, долго ему объясняет, как та...
      1331
      Влияние СМИ 25 марта 11:35

      Идеологическая направленность сайта «Кинопоиск»

      Нередко заявления о влиянии либералов в отечественном искусстве натыкаются на скептические замечания – мол, ну где это западное лобби, покажите, расскажите… Что ж, по многочисленным просьбам показываем на конкретном примере самого известного русскоязычного сайта о кино «Кинопоиск».Практически каждому человеку в нашей стране, интересующемуся кинематограф...
      2328
      Влияние СМИ 23 марта 12:48

      Что не так с современными компьютерными играми

      Уже много лет во всем мире продвигаются и популяризируются компьютерные игры, содержание которых все меньше соответствует этическим и моральным стандартам, при том, что их основной целевой аудиторией являются дети и молодежь. В последнее время эта тенденция стала поддерживаться еще и на государственном уровне, теперь допускается использование игр в обра...
      2488
      Влияние СМИ 21 марта 10:07

      Как мы разрабатывали систему оценки записей для блог-платформы «Думайте»

      Одним из главных новшеств разрабатываемой блог-платформы является уникальная и, на наш взгляд, более правильная система оценки контента по критериям «Полезности» и «Интересности», которую мы предлагаем на замену привычным всем «лайкам». Идея нового механизма оценки появилась не сразу, а формировалась постепенно. О том, как это происходило, расскажем в з...
      274
      Влияние СМИ 19 марта 15:09

      «Дюна: Часть вторая»: Разделяй, стравливай и властвуй

      Чему учит (коротко)Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю и как это обосновать). Места человечности не осталось. Даже главный герой к концу истории ведёт себя аналогично тем, с кем вроде бы борется. В результате ме...
      2093
      Влияние СМИ 17 марта 10:22

      Чек-​лист для проверки мультфильма на пригодность

      1. Действуют ли в мультике нормальные физические законы? Если нет, то объясняется ли это сюжетом или подано просто как что-то обыденное? Если физические законы не работают, герои могут совершать нереальные прыжки, не разбиваются, если падают, бегают быстрее автомобилей, вещи перемещаются сами собой – это не лучший мультик для детей.2. Качественно ли в м...
      2060
      Влияние СМИ 8 марта 16:15

      Инстасамка на Первом канале. Идеология «за деньги да» по-прежнему поощряется телевидением

      После всенародного возмущения, вызванного «голой вечеринкой» Насти Ивлеевой, казалось, что шоу-бизнес получил наглядный урок: что можно, а что нельзя в современной России. Однако прошло менее трёх месяцев – и на федеральных каналах показывают такое, что ясно: никто ничего не понял, шоубизу и ТВ-боссам народ не указ.В декабре 2023-го понадобилась букваль...
      2034
      Влияние СМИ 27 февраля 09:33

      «Взял смартфон и пропал на час». О технологиях «залипательности» соцсетей

      Современные социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они помогают нам общаться, работать, делиться мыслями, обмениваться новостями и выполняют множество других полезных функций, всё более плотно встраиваясь в привычный распорядок.Но у этого новшества есть и обратная сторона. Чем больше внимания человек уделяет взаимодействию с экраном,...
      1307
      Влияние СМИ 23 февраля 08:46

      Кому доверять в мире информационного хаоса?

      Учёный в области нейронаук Татьяна Черниговская в одном из своих выступлений затронула достаточно интересную тему - проблему выбора источников достоверной информации в современном мире.Так как мы разрабатываем блогплатформу «Думайте», с достаточно уникальными алгоритмами оценки информации и взаимодействия пользователей, то описали в статье механизмы, ко...
      1712
      Влияние СМИ 21 февраля 09:51

      Герои и супергерои – знаковая подмена

      Среди текущих забот, наполняющих день рядового родителя, легко пропустить какую-то популярную новость, «всем известное событие», однако некоторые явления просто режут глаз своим вопиющим безобразием и навязчивой регулярностью. Например, участившиеся выставки и фестивали так называемых «супергероев».Летом прошлого года на площадке «Тюменской ярмарки» два...
      1182
      Влияние СМИ 20 февраля 13:05

      Клип Шамана «Живой»: Информационная подготовка смерти Навального

      Популярная музыка никогда не была простым средством развлечения, а всегда использовалась для влияния на массы людей. Пока одни напевают запоминающуюся мелодию, другие вкладывают в текст нужные смыслы и образы.Клип Шамана с названием «Живой», прославляющий казнённого узника, «боровшегося за правду», и вышедший аккуратно за пару недель до смерти Навальног...
      1195
      Влияние СМИ 18 февраля 11:17

      Последствия распространения клипового контента

      Некоторые социальные сети на уровне алгоритмов системы ориентированы на создание и распространение «информационного фастфуда», то есть краткой, быстрой, эмоциональной и малосодержательной информации.Регулярное погружение пользователя в подобный инфопоток приводит к формированию у него хаотичного (по-другому «калейдоскопического» мировоззрения), в которо...
      1188
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика