• РЕГИСТРАЦИЯ

«Дюна: Часть вторая»: Разделяй, стравливай и властвуй

28 2089

Чему учит (коротко)

Во второй части Дюны всё свелось к массовой резне, садизму и постоянным убийствам, вроде как оправданным сюжетом (но сюжет придумывают авторы, и это их выбор, что показать зрителю и как это обосновать). Места человечности не осталось. Даже главный герой к концу истории ведёт себя аналогично тем, с кем вроде бы борется. В результате между хорошими и плохими этически больше не видно разницы. Политический подтекст сюжета также явно не положительный.

Мнение подробно

Фильм перегружен событиями и переплетениями сюжетных линий главных героев, разных кланов, их родословных, коварных замыслов по захвату трона и свержению своих конкурентов. Разобрать всё показанное в одной рецензии вряд ли возможно, поэтому остановлюсь на ключевых моментах, которые привлекли внимание и которые считаю главными с точки зрения влияния на зрителя.

Анализ проведу в двух основных плоскостях: этической и политико-смысловой. Первая важнее, поэтому начну с неё.

1. Трансформация главного героя

В первой части «Дюны» 2021 года нам был показан в целом положительный главный герой Пол Атрейдес: честный, порядочный, благородный. Во второй части 2024 года Пол разрывается между желанием остаться со своей любимой, желанием отомстить за свой уничтоженный род, необходимостью спасения народа фрименов и нежеланием взять на себя роль «пророка и спасителя» (об этом подробно далее). При этом его основные методы борьбы сводятся к навыкам махания мечом и потрошения противников.

К концу показанной истории Пол ведёт себя всё более жестоко и хладнокровно, по поступкам и манере поведения он становится похож на тех, против кого воюет. Пол даже предаёт свою любимую, вроде как из политических соображений, с целью борьбы за власть. Но сами эти политические причины зрителю не раскрываются, даётся отсылка к тому, что всё прояснится в продолжении фильма.

В сухом остатке зрителю транслируется достаточно серая мораль, в рамках которой нет места человечности и порядочности, и все вынуждены вести себя подло: только одни это делают с удовольствием, а другие - под давлением обстоятельств.

2. Эстетика насилия и садизма

Такое ощущение, что картину снимали любители любоваться смертью. Количество сцен, где кто-то с чувством наслаждения перерезает глотку своему врагу или случайно подвернувшемуся под руку слуге, просто зашкаливает. Также много эпизодов с сожжением и потрошением трупов, есть отсылки к каннибализму.

Конечно, в основном всё это совершают откровенные злодеи, но в нескольких эпизодах аналогично себя ведут и наши главные герои. Например, возлюбленная Пола девушка Чани справляется с убийством противников с помощью ножа не хуже мужчин-воинов.

Жестокость можно показывать по-разному. В этом фильме зрителей регулярно развлекают сценами «казни», убийства сняты эпично, масштабно, на них акцентируется внимание. Садизм витает в воздухе как некая норма мира «Дюны».

3. Доминирование методов устрашения и манипуляций

Основной фон происходящих событий связан с борьбой за власть в галактической империи. При этом иерархия власти по сюжету строится либо на способности подчинять себе силой своих врагов, запугивать их, либо на способности обманывать и манипулировать, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Особо ценится в таком обществе способность предвидеть будущее, для чего и нужно добывать «специю» - вещество, дарующее этот навык.

В первой части фильма 2021 года складывалось впечатление, что главный герой Пол Атрейдес поведёт народ фрименов к победе, действуя на иных принципах, выраженных словами Фёдора Тютчева:

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...

К концу второй части Пол становится «опытным борцом за власть» с хорошими навыками устрашения и поддержания нужной репутации, любовь и человечность при этом закономерно из его арсенала уходят на второй план. По сути, Пол соглашается играть в игры «профессиональных манипуляторов», вместо того, чтобы устанавливать свои правила и свои порядки, не опускаясь на уровень тех, кто привык действовать методами лжи и обмана. Возможно в продолжении истории Дюны его стратегия даже окажется выигрышной, но главное ведь не сюжет кино – а его эффект на зрителя и влияние на реальную жизнь общества.

Теперь о политико-идейной подоплёке картины.

1. Религия как инструмент управления

Один из важных смысловых пластов фильма посвящён тому, как можно управлять развитием исторического процесса через искусственное формирование у народов религиозных представлений о приходе «пророков и спасителей». Эта тема показана достаточно наглядно через женский орден «Бене Гессерит», который целенаправленно распространяет разные мифы и предания среди фрименов и является неким «смысловым центром», программирующим дальнейшие события.

Суть этих мифов сводится к тому, что придёт «спаситель», который возглавит «священную войну» и поведёт народ фрименов к освобождению от захватчиков. Далее на эту роль назначают нашего главного героя Пола, он долго отказывается от этого статуса, но к концу второй части соглашается изображать пророка и «повести всех в рай».

Тема искусственного формирования религиозных представлений общества до недавних пор была достаточно закрытой, и даже в СССР активно не обсуждалась, идея Бога просто отвергалась целиком как ложная. Но сегодня в условиях глобализации и смешения культур люди могут в течение жизни познакомиться с разными религиозными системами и заметить, что они дают разные представления о Боге, мире и справедливости. Из-за чего у многих возникают закономерные вопросы: Если Бог есть и един для всех, то почему разные религии формируют разные представления о Творце и праведности и даже воюют на этой почве? Может быть, Бога всё же нет, и надо быть атеистом? Или надо верить в Бога, но тогда в рамках какой религиозной системы? Какая из них более правильная, а какая искажена, случайно или с целью манипуляции обществом? Можно ли жить по-божески, не принимая все постулаты какой-либо религиозной системы? Или чтобы быть верующим человеком надо обязательно причислить себя к мусульманам, христианам, буддистам, иудеям или ещё кому-то? И так далее.

Фильм «Дюна» даёт свой ответ на поставленные вопросы, который сводится к тому, что идея религии и Бога просто используется профессиональными манипуляторами, чтобы разводить народы, стравливать их друг с другом и на этих принципах удерживать свою власть. Тот факт, что наличие искусственно сформированных религий не отрицает как таковое существование Творца, в фильме обходится молчанием, а вся духовно-мистическая составляющая подменяется некой эзотерикой в стиле «просветления» через употребление разных снадобий и прохождение специальных эзотерических обрядов.

Доверять ли такой линии голливудских сценаристов, каждый может решить сам. Печально то, что многие об этом даже не задумаются и будут просто перенимать транслируемые с экрана смыслы, жуя попкорн и наблюдая за увлекательным сюжетом.

2. Мусульмане в роли «фрименов»

Народ «фрименов» на уровне образов, своего поведения и внешнего вида явно сделали таким, чтобы зрители сознательно или подсознательно воспринимали их как мусульман. Фримены живут в песках; носят одежды, часто закрывающие лицо; регулярно молятся. Главный герой Пол берёт себе второе имя «Усул Муад’Диб». Значительная часть фрименов, которых именуют «южными народами», являются по сюжету «религиозными фундаменталистами» (именно так их и называют), готовыми пойти за тем, «кто поведёт их в рай».

Это типичный образ мусульманина-фанатика из голливудского кино.

Через аналогию с мусульманами авторы и заказчики «Дюны», по всей видимости, решают, как минимум, две задачи:

1. Показать и информационно накачать будущие процессы переустройства мира, в рамках которых планируется натравить часть мусульман на страны Европы. С этой целью там уже давно проводится неадекватная миграционная политика, направленная на замещение коренного населения мигрантами, а через СМИ регулярно вбрасывают информационные поводы, провоцирующие религиозные столкновения (вспоминаем карикатуры журнала «Шарли Эбдо»). По логике фильма, когда процесс назреет, будут искусственно созданы «пророки и мессии», которые поведут за собой толпы фанатиков на войну с неверными.

Вполне возможно, что указанные процессы будут проходить не только на территории Евросоюза, но и во многих других странах, руководство которых позволит спровоцировать на своей территории религиозные распри. Это кстати, вопрос не только контроля своего информационного пространства, но и вопрос меры понимания самого общества: позволят ли люди себя в очередной раз развести по классической технологии «разделяй, стравливай и властвуй».

2. Вторая задача – это дискредитация Ислама как религии. Ведь фильм изображает «фрименов-мусульман» легко манипулируемыми людьми, не понимающими кто и как для них создаёт нужные исторические мифы. При этом зрителя не знакомят в целом с основными положениями Ислама или смыслами Корана, а просто предлагают принять негативное отношение к ним как некую данность.

Подводя итог рецензии, следует ещё раз акцентировать внимание на общей атмосфере всего происходящего на экране.

Образа «светлого будущего» здесь нет от слова совсем. Нет детей, нет нормальных семейных отношений, нет высокоразвитых порядочных цивилизаций. Прогресс ассоциируется с коварством и жестокостью. Все эти кадры с футуро-архаикой и идиотским поведением героев (зачем драться на мечах, когда есть бластеры?), с выпиванием ядовитого зелья и последующими конвульсиями, с многократным перерезанием горла, с религиозным фанатизмом, с убийством своих родственников - несут ощущение предрешённости предстоящих катастроф и неспособности общества что-либо изменить. Даже главные герои выступают здесь в роли «пешек в чужой игре».

В действительности люди - не пешки, и от поведения каждого зависит многое. Фильм же транслирует неправильную этику, и поэтому он вреден как взрослым, так и тем более детям, которые могут его посмотреть.

Если говорить лексикой сюжета «Дюны», то современные представители ордена «Бене Гессерит» в реальном мире – это как раз авторы и заказчики подобных картин, ведь сегодня именно через массовую культуру (кино, музыку, игры) в головы людей сгружаются определённые «мифы» и нравственность, на основании которых в дальнейшем реализуются различные политические сценарии.

Вспоминайте об этом каждый раз, когда приходите в кинотеатр и занимаете удобное кресло перед экраном.

По этой ссылке вы можете оценить написанную рецензию, проголосовать за сам фильм и написать на него свой отзыв или свою рецензию: https://kinocensor.ru/movie/dy...

Оценка влияния СМИ и массовой культуры

    Компания по обеспечению кибербезопасности из США признана не желательной в России

    Сегодня утром Генеральная прокуратура России сообщила  о признании нежелательной деятельности Recorded Future, - американской компании в сфере кибербезопасности. Компания специализируется на ки...

    «Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

    Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

    «Мирный план» Макрона – основа стратегии Запада

    Над Эммануэлем Макроном у нас привыкли потешаться. То пожилую жену ему вспомнят, то решат, что не ту он позу при фотографировании принял, то подозрительно гостя приобнял, то слишком луч...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Влияние СМИ 1 июля 19:20

      VK Fest в Москве: Инстасамка и дегенеративное творчество детям

      В середине июля в столице состоится молодежный фестиваль от самой грязной, по мнению многих экспертов, из массовых соцсетей в мире – «ВКонтакте». Частная компания с сыном замглавы Администрации президента Сергея Кириенко во главе стала организатором самого масштабного дегенеративного музшоу для детей и подростков, которая с каждым годом расширяет геогра...
      1762
      Влияние СМИ 29 июня 07:28

      Игорь Ашманов: Как не беспокоиться, когда дети смотрят видео

      Статья одного из ведущих специалистов российской интернет-​сферы Игоря Ашманова на тему влияния гаджетов, фильмов, мультфильмов и массовой культуры на детей, возможных путях защиты подрастающих поколений от деструктивного контента, роли родителей в этом процессе. Далее текст статьи.Всем привет, носители культурной базы!Подписчик ВК попросил написать тек...
      1433
      Влияние СМИ 15 апреля 11:22

      Исследование: Английские песни становятся всё более злыми, а певцы — зацикленными на себе

      Англоязычные песни за последние 40 лет стали проще и агрессивнее — к такому выводу пришли исследователи из Нюрнбергского музыкального университета, проанализировав более чем 12 000 текстов в нескольких жанрах, написанных с 1980 по 2020 гг. Результаты опубликовал 4 апреля британский журнал Scientific Reports.В исследовании отмечается, что тексты англоязы...
      994
      Влияние СМИ 12 апреля 15:06

      Мария Шукшина о содержании фильмов, которые спонсирует Министерство культуры

      Выступление общественного деятеля, заслуженной артистки России Марии Шукшиной на Московском экономическом форуме, прошедшем в Москве в начале апреля 2024 года. Цитаты из выступления«В киноиндустрии у нас всего несколько крупных компаний, которым все эти миллиарды и выделяются. И никакие «социальные лифты» там не существуют. И неважно, ка...
      4741
      Влияние СМИ 10 апреля 12:56

      Какой контент поощряют алгоритмы социальных сетей

      Современные соцсети ориентируют авторов не на высокое качество публикаций с точки зрения смыслов, а на их увлекательность по внешней форме и высокую частоту по скорости создания.Следствием этого становится то, что информационное пространство всё активнее наполняется огромными потоками хаотичного, эмоционального, шокирующего и визуально яркого контента,...
      716
      Влияние СМИ 9 апреля 10:13

      Телевизором по рождаемости. Как СМИ и сериалы влияют на демографию

      Новогодние праздники, которые дают массу возможностей наладить личную жизнь, не оправдывают ожиданий демографов и не влекут за собой беби-бума в сентябре – октябре. Во всяком случае в России это так, и рождаемость у нас остается одной из самых низких в мире. Учёные уверены: главная причина того, что праздники проходят для демографии страны даром, – теле...
      942
      Влияние СМИ 8 апреля 10:22

      Цензура Яндекса против сайтов «На распутье.ру» и «КиноЦензор»

      Статья редактора проекта «На распутье.ру» Андрея Афанасьева.Яндекс ввел прямые санкции, хотя, правильнее будет сказать цензуру, против моего сайта «На распутье.ру».В принципе, случилось то, чего и следовало ожидать. После неоднократно публично озвученных мною претензий к Яндексу, которые касались в первую очередь его политики заработка на порнографии, о...
      233
      Влияние СМИ 30 марта 15:38

      Функции, от которых мы отказались при разработке блог-платформы «Думайте»

      Проект «Думайте» начался с идеи, главная суть которой в оценке записей по критериям Полезности (с уровня смыслов) и Интересности, вместо привычных всем лайков и смайликов, которые стимулируют эмоциональную реакцию. Но названная идея – это лишь часть огромной системы, которую надо было продумать так, чтобы она с одной стороны была удобна пользователям, ...
      186
      Влияние СМИ 30 марта 08:07

      Почему я почти перестал смотреть голливудские фильмы и сериалы

      Привожу наиболее часто встречающееся в их фильмах и сериалах. Какие-​то особые случаи не упоминаю, лишь то, что является шаблоном – то есть характерным для них. Примеры не называю, уверен, что те, кто смотрит, – те знают. Также не говорю о самых заезженных шаблонах. Например, когда злодей, вместо того, чтобы застрелить героя, долго ему объясняет, как та...
      1329
      Влияние СМИ 25 марта 11:35

      Идеологическая направленность сайта «Кинопоиск»

      Нередко заявления о влиянии либералов в отечественном искусстве натыкаются на скептические замечания – мол, ну где это западное лобби, покажите, расскажите… Что ж, по многочисленным просьбам показываем на конкретном примере самого известного русскоязычного сайта о кино «Кинопоиск».Практически каждому человеку в нашей стране, интересующемуся кинематограф...
      2325
      Влияние СМИ 23 марта 12:48

      Что не так с современными компьютерными играми

      Уже много лет во всем мире продвигаются и популяризируются компьютерные игры, содержание которых все меньше соответствует этическим и моральным стандартам, при том, что их основной целевой аудиторией являются дети и молодежь. В последнее время эта тенденция стала поддерживаться еще и на государственном уровне, теперь допускается использование игр в обра...
      2486
      Влияние СМИ 21 марта 10:07

      Как мы разрабатывали систему оценки записей для блог-платформы «Думайте»

      Одним из главных новшеств разрабатываемой блог-платформы является уникальная и, на наш взгляд, более правильная система оценки контента по критериям «Полезности» и «Интересности», которую мы предлагаем на замену привычным всем «лайкам». Идея нового механизма оценки появилась не сразу, а формировалась постепенно. О том, как это происходило, расскажем в з...
      272
      Влияние СМИ 17 марта 10:22

      Чек-​лист для проверки мультфильма на пригодность

      1. Действуют ли в мультике нормальные физические законы? Если нет, то объясняется ли это сюжетом или подано просто как что-то обыденное? Если физические законы не работают, герои могут совершать нереальные прыжки, не разбиваются, если падают, бегают быстрее автомобилей, вещи перемещаются сами собой – это не лучший мультик для детей.2. Качественно ли в м...
      2055
      Влияние СМИ 8 марта 16:15

      Инстасамка на Первом канале. Идеология «за деньги да» по-прежнему поощряется телевидением

      После всенародного возмущения, вызванного «голой вечеринкой» Насти Ивлеевой, казалось, что шоу-бизнес получил наглядный урок: что можно, а что нельзя в современной России. Однако прошло менее трёх месяцев – и на федеральных каналах показывают такое, что ясно: никто ничего не понял, шоубизу и ТВ-боссам народ не указ.В декабре 2023-го понадобилась букваль...
      2028
      Влияние СМИ 27 февраля 09:33

      «Взял смартфон и пропал на час». О технологиях «залипательности» соцсетей

      Современные социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они помогают нам общаться, работать, делиться мыслями, обмениваться новостями и выполняют множество других полезных функций, всё более плотно встраиваясь в привычный распорядок.Но у этого новшества есть и обратная сторона. Чем больше внимания человек уделяет взаимодействию с экраном,...
      1303
      Влияние СМИ 23 февраля 08:46

      Кому доверять в мире информационного хаоса?

      Учёный в области нейронаук Татьяна Черниговская в одном из своих выступлений затронула достаточно интересную тему - проблему выбора источников достоверной информации в современном мире.Так как мы разрабатываем блогплатформу «Думайте», с достаточно уникальными алгоритмами оценки информации и взаимодействия пользователей, то описали в статье механизмы, ко...
      1706
      Влияние СМИ 21 февраля 09:51

      Герои и супергерои – знаковая подмена

      Среди текущих забот, наполняющих день рядового родителя, легко пропустить какую-то популярную новость, «всем известное событие», однако некоторые явления просто режут глаз своим вопиющим безобразием и навязчивой регулярностью. Например, участившиеся выставки и фестивали так называемых «супергероев».Летом прошлого года на площадке «Тюменской ярмарки» два...
      1179
      Влияние СМИ 20 февраля 13:05

      Клип Шамана «Живой»: Информационная подготовка смерти Навального

      Популярная музыка никогда не была простым средством развлечения, а всегда использовалась для влияния на массы людей. Пока одни напевают запоминающуюся мелодию, другие вкладывают в текст нужные смыслы и образы.Клип Шамана с названием «Живой», прославляющий казнённого узника, «боровшегося за правду», и вышедший аккуратно за пару недель до смерти Навальног...
      1193
      Влияние СМИ 18 февраля 11:17

      Последствия распространения клипового контента

      Некоторые социальные сети на уровне алгоритмов системы ориентированы на создание и распространение «информационного фастфуда», то есть краткой, быстрой, эмоциональной и малосодержательной информации.Регулярное погружение пользователя в подобный инфопоток приводит к формированию у него хаотичного (по-другому «калейдоскопического» мировоззрения), в которо...
      1185
      Влияние СМИ 16 февраля 15:48

      Технология манипуляции «ложный выбор» и практика её применения в жизни

      «Ложный выбор» – так называется классическая и наиболее часто используемая манипуляция. Мошенник предлагает человеку выбор из двух неправильных вариантов, а правильный просто не оглашается, или некая информация продвигается фоном как истина без обсуждения. Например, вопросу «какого цвета марсиане — желтого или зеленого?» сопутствует необсуждаемое утвер...
      2149
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика