Как говорил один мой друг (а ныне и вовсе родственник): «Люблю шокировать публику». Полагаю, именно эти слова вполне можно было бы поставить в качестве эпиграфа к тому, о чём я желаю поговорить с вами сегодня. А тема такая, что бурление страстей она вызовет в любом случае, с какой стороны на неё ни глянь. Более того: для меня это – хорошо забытое старое. О чём я в крайние десять лет (с момента начала войны) писал крайне редко и довольно сдержано, ибо имеют место куда более актуальные вопросы. А поговорим мы, друзья, о «красивых традициях» Кавказа и нашем сосуществовании с ними.
И вы сильно удивитесь, но теперь, по прошествии стольких лет, я смотрю на эту тему несколько более спокойно. К чему сегодня хочу призвать и вас. И не нужно заранее впадать в буйство: разговор этот будет как раз про исключение из данной темы лишних эмоций и продолжение её просто с точки зрения понимания и здравого смысла.
А конкретно речь, как вы, вероятно, догадались из названия, пойдёт об истории с очередной чеченской девушкой, пожелавшей сбежать от родни. Что на сей раз, вроде как, даже получилось. По крайней мере, Лие Заурбековой определённо повезло больше, чем Седе Сулеймановой (её печальную историю я трогать не стану, кому охота – тот найдёт). Что же до Лии Заурбековой, то здесь воздержусь от информации, которая не была верифицирована на 100%. А именно: был ли (есть ли) у неё в самом деле русский парень – мне не ведомо. Абсолютно достоверно другое: она бежала от семьи, где она по некой причине подвергалась психологическому давлению или даже физическому насилию, а когда те её нашли – попросила защиты в отделении полиции. После чего, собственно, история и стала публичной. А в информационном поле люди задались вполне правомерными вопросами о том, существуют ли законы РФ для представителей Чеченской республики (в составе РФ), на каком основании отделение полиции было окружено т.н. «роднёй» (которая, по ряду сведений, могла быть и вовсе вооружённой) и по какой причине оная полиция не может оказать этому сколь-нибудь серьёзного противодействия. В итоге, привада, опубличивание вопроса оказало свой чудодейственный эффект: девчонка, вроде как, смогла выехать за рубеж. Что, само по себе, просто отвратительно. Потому, как, во-первых, это показывает, что отечественная правоохранительная система расписалась в неспособности её защитить, а, во-вторых, теперь она – добыча разнообразных иноагентов, которые данную историю с самого начала отрабатывают на полную катушку.
И я точно также, как все, задаюсь вопросом: почему права этой девчонки (которые у неё несомненно есть, чего не понимает и не принимает её родня) в нашей стране защищают иноагенты? Как минимум, не находите ли вы это опасным, друзья мои?
Всё так. Но есть ещё кое-что.
Что ж, история и в самом деле довольно похабная. Но вот только очень многие (а, по факту, все) забывают, что у всего бывает, минимум, две стороны. Я рискну сойти за «адвоката дьявола», но, всё же, покажу её вам с противоположной стороны. Той самой родни. А сделаю это, как минимум, для того, чтобы вы, хотя бы, начали понимать, почему так происходит. Конкретно почему. Не на уровне громких слов и всё тех же эмоций (с обеих сторон). Так вот, здесь как раз тот уникальный случай, когда выражение «бьёт, значит любит» действительно имеет под собой почву. Сейчас поясню. Давайте-ка поговорим о том, чего конкретно она опасалась. А именно, о так называемых «убийствах чести». Принятых, к слову сказать, не только на Кавказе. Суть явления в том, что если кто-то из членов семьи нарушит определённые нормы, принятые в данном национально-культурном сообществе, то другие члены семьи должны будут его убить. В первую очередь такое относится как раз к женщинам. Думаю, не надо пояснять, почему. Ну, а если они этого не сделают, то семья будет обесчещена. И это отнюдь не умозрительное понятие. Оно имеет вполне практические последствия. Данная семья потеряет уважение окружающих. Люди начнут терять работу, с ними перестанут вести бизнес, дочерей перестанут брать замуж, а у сыновей появятся проблемы с невестами. И относится это ко всем членам семьи. Понимаете, друзья мои? Ко всем. Ну, и как вы думаете, почему ни реагируют так, как реагируют? И да: бьют, значит любят. Потому, что мер иного характера применять не хотят. Если вы понимаете, о чём я. И это тоже правда. Их правда.
Разумеется, я сейчас ни разу не оправдываю «красивые традиции». Хотя, услышать такое от меня было бы довольно забавно, особенно для тех, кто давно меня знает и читает. Речь о другом: они так поступают не потому, что им так нравится (хотя, может быть кому-то и нравится), а потому, что такова структура их общества. Это поведение обусловлено социумом, в котором они живут. Полностью им детерминировано. И менять эту ситуацию эмоциями или даже законами невозможно. Изменить такое положение дел можно лишь одним путём: набраться терпения и заниматься тем, чем занимался Советский Союз – просвещением и образованием. Изменить поведение в рамках социума можно лишь изменив сам социум. Цивилизовав его. Постепенно выведя из родоплеменной, аульной схемы поведения. Этот процесс и так будет идти. Ему надо помогать. Но делать это аккуратно. Не всё в этом мире нужно форсировать.
Ну, а покуда этого не произошло, относиться к ситуации надо пользуясь имперским подходом. С одной стороны, не допуская того, чтобы аульные «красивые традиции» тащили на территории, где они, мягко говоря, не приняты (того, что произошло в Москве – допускать нельзя, причём, не только в Москве). А, с другой стороны, свести к минимуму вмешательство в то, как они решают вопросы внутри своего этнокультурного сообщества. При всём моём совершенно искреннем сочувствии к Лии Заурбековой и Седе Сулеймановой.
И да – это Соломоново решение. Но правда в том, что другое вряд ли возможно. В конце концов, если мы хотим, чтобы уважали нас – мы и сами должны уважать другую сторону. Или, как минимум, понимать побудительные мотивы. Лично мне осознание этого далось непросто и приходить пришлось долго. В том числе и через войну, где у меня были боевые товарищи и из этого народа тоже. Ничего плохого о них сказать не могу. Это, разумеется, не отменяет всего того, что произошло в Чечне и по поводу Чечни в известный исторический момент. Всё помню. Ничего не забыл. Да, между нами много чего тогда случилось. Но нам жить в одной стране, нравится это кому-то или нет (опять же, с обеих сторон). Правда-истина в том, что только в единстве мы можем выжить: те и другие. Давайте это понимать в первую очередь.
Ну, и напоследок добавлю ещё одно ведёрко бензина. Когда шло активное обсуждение истории с беглой девчонкой, кое-кто с противоположной стороны высказался о том, что следование традициям своего народа – не «средневековая дичь», а нечто, имеющее вполне практические последствия. В числе которых он перечисли вот что (цитирую): «…самая высокая рождаемость; самое здоровое, трезвое, спортивное население; самое молодое население (средний возраст 28 лет); у нас нет беспризорных детей и детских домов; мы уважаем и бережем пожилых людей и не сдаем их в дома престарелых (которые у нас тоже отсутствуют)» (с). И, знаете… А мне нечего возразить. Ещё раз, я не собираюсь нахваливать их «красивые традиции». Но мне бы очень хотелось, чтобы к нашим собственных традициям, которые не менее красивые (причём, без всяких кавычек), мы повернулись, наконец, лицом, а не задницей. Быть может, тогда и предмет для таких разговоров исчезнет?
Всего вам доброго.
(с) Павел Кухмиров.
Текст на ИА "Новороссия": https://novorosinform.org/o-be...
Оценили 8 человек
12 кармы