• РЕГИСТРАЦИЯ

«Талергоф» – забытые страницы русинского геноцида

8 1248

Константин Шемлюк

Талергоф - первый европейский опыт в организации концлагеря. Фото: СПЖ

4 сентября исполнилось 106 лет с даты основания первого в мире концлагеря «Талергоф», в котором погибли тысячи галичан и буковинцев. За что же они отдали свои жизни?

4 сентября 1914 года около 2000 карпатороссов (русинов), буковинцев и русских галичан были согнаны на пустой участок поля в виде длинного четырехугольника, в песчаной долине у подножия Альп, возле Граца, главного города Стирии, позже ставшего известным под названием «Талергоф».

Этот кусок голого поля обнесли колючей проволокой, деревянными кольями, а людей штыками и прикладами уложили на сырую землю. Очевидцы свидетельствуют, что голое поле зашевелилось, как большой муравейник, а от массы людей всякого возраста и сословий не видно было земли. По сути, «Талергоф» стал первым концентрационным лагерем мира и очень скоро был превращен в самый лютый застенок из всех австрийских тюрем в Гасбургской империи. Кого же и с какой виной содержали там?

Истоки «Талергофа»

На протяжении трех четвертей века, а именно с 1772 года по 1848 год правительство Австро-Венгрии было согласно с тем, что жители Галиции считали себя русскими. В официальных документах империи галичан называли Russen – то есть русскими или русинами. Однако, начиная с 1848 года, в первую очередь, представители так называемой «польской интеллигенции и аристократии» стали инициаторами активной политики полонизации и окатоличевания коренного русского населения Галиции.

В 1848 году губернатор Галиции граф Стадион приказал именовать русских Ruthenen, то есть рутенами. Вскоре после этого была развернута настоящая пропагандистская машина, главной задачей которой стало создание искусственного противопоставления «русских» и «рутенов». Пропагандисты утверждали, что это два совершенно разных народа, разделить которые – первоочередная задача.

Уже через несколько лет, в 60-х годах, польская аристократия бросила силы на создание латинской азбуки вместо кириллицы, что повлекло за собой массовые протесты местного населения. На какое-то время все поутихло и Габсбурги оставили в покое русских галичан. Но период относительного спокойствия продолжался недолго.

В 1890 году, в результате так называемого «Великого перелома», представители Галиции, считающие себя отдельным от русского народом, заключили договор с властями Австро-Венгрии в соответствии с котором они присягнули на верность Ватикану, верность Австрии, и пообещали быть в союзе с поляками.

Практически сразу вводится новое правописание, галичан перестают называть «русскими», а всех, кто был с этим несогласны – зачисливают в стан врагов Австро-Венгерской империи. В начале 20-го века на территориях Галиции, Буковины и Прикарпатской Руси начинается настоящий геноцид русско-язычного населения.

Так, все русофилы были объявлены «москалями» и «агентами Москвы», которые за свои взгляды щедро оплачиваются «царскими рублями». На православное духовенство и интеллигенцию в обилии сыпятся доносы, инициаторами которых очень часто выступали представители унии. Очень скоро доносы переросли в прямое физическое уничтожение как православных священников, так и простых селян, не согласных с тактикой окатоличивания.

Все русофилы Австро-Венгерской империи были объявлены «москалями» и «агентами Москвы», которые за свои взгляды щедро оплачиваются «царскими рублями».

Но если поначалу убийства были хаотическими и вызывались скорее жестокостью и злобой к русским и православным, то позже им решено было придать систематический характер. Именно с этой целью властями и были созданы первые в мире концентрационные лагеря «Терезин» и «Талергоф».

Преисподняя

Лагерь «Талергоф» очень быстро превратился в настоящий ад для русинов и русских галичан. До зимы 1915 года на его территории не было бараков и люди просто лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз. Вши, насекомые, черви в прямом смысле этого слова уничтожали людей. 11 декабря 1914 года русский священник Иоанн Мащак отметил в своих более поздних записях, что 11 человек просто «загрызли» вши. Ужасающая антисанитария оборачивалась страшными болезнями, которые сотнями косили пленников.

Осенью 1914 года, уже с наступлением холодов, власти приказали заключенным строить для себя бараки вместимостью по 300 человек. Однако скупченность, теснота и та же антисанитария приводили к тому, что в бараках очень скоро начали лютовать холера, брюшной тиф, дифтерия, малярия, чахотка, грипп, многие заключенные страдали рвотами с кровью.

Кроме болезней, немцы использовали голод, а если и давали собачье или конское мясо, то сопровождали эти подачки страшными побоями, после которых многие заключенные возвращались в барак калеками.

Тот же священник Иоанн Мащак в своих поздних записях свидетельствовал, что 3 декабря 1914 года часовой выстрелил за бараком в перелазившего через проволоку крестьянина. Пуля не попала в него, но убила в бараке Ивана Попика из с. Мединичи, отца 7-х детей. В ангаре солдат заколол насмерть крестьянина Максима Шумняцкого из села Исаи Турчанского уезда.

В «Талергофе» гибли не только крестьяне. Так, только по предварительным данным в лагере были замучены и убиты десятки православных священников, а также представителей интеллигенции, среди которых профессор Перемышльской духовной семинарии, доктор богословия Михаил Людкевич; священник, доктора богословских наук Николай Малиняк из Славницын; доктор медицинских наук Михаил Собин, и многие другие.

Особой жестокостью по отношению к заключенным отличались не только солдаты, но и врачи. Осматривая больных они, боясь заразиться, просто тыкали палками в тела людей, проверяя, таким образом, есть ли у человека признаки жизни.

Понятно, что никаких лекарств в «Талергофе» не использовали. Единственными лечебными средствами были какая-то вонючая мазь и нафталин, которым «медики» просто засыпали людей от головы до ног так, что они от этого задыхались.

Буковинский священник, узник «Талергофа», Дионисий Кисель-Киселевский писал: «Всё время нашего пребывания в этом лагере наша жизнь висела всегда на волоске, если не от болезней, которые здесь свирепствовали, то от оловянной пули или стального штыка первого попавшегося часового».

Все эти зверства приводили к возмущению даже представителей властей. Так, депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны 14 июня 1917 года отметил в своей речи, что по его данных, полученных от 70-ти талергофцев, на территории концлагеря было похоронено около 2 000 человек.

«Всё время нашего пребывания в этом лагере наша жизнь висела всегда на волоске, если не от болезней, которые здесь свирепствовали, то от оловянной пули или стального штыка первого попавшегося часового».
Узник «Талергофа», священник Дионисий Кисель-Киселевский

Депутат того же парламента, поляк Сигизмунд Лясоцкий в своей речи 12 марта 1918 года заявил, что в «Талергофе» до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных мучениях. Всего же, по его словам, в продолжение полутора лет вымерло 15% талергофцев, т.е. свыше 3000 галичан и буковинцев.

«Талергоф» просуществовал от 4 сентября 1914 года до 10 мая 1917 года. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в «Талергофе» в то время находилось 5700 русинов и буковинцев. Историки утверждают, что за все время через этот концентрационный лагерь прошло не менее 20 000 человек.

Позиция «патриотов»

Интересно, что очень активное участие в наполнении «Талергофа» неблагонадежными, с точки зрения правительства элементами и «агентами Москвы» принимали представители так называемых «украинских партий» Галичины и Буковины, которые считали себя настоящими патриотами. Газеты «Дiло» и «Свобода» буквально кишели доносами, на основании которых были арестованы сотни человек.

Кроме того, «патриоты» принимали участие и в прямых актах насилия. Так, украинские «Сiчовики» в селе Лавочное в Карпатах пытались закалывать штыками этапируемых «кацапов», среди которых не было ни одного выходца из России, а только свои же галичане.

Во время конвоирования «сiчовиками» арестантов из бригидской тюрьмы на главный львовский вокзал, после страшных избиений были госпитализированы 17 человек, среди которых были и православные священники.

Более того, «сiчовики» занимались и прямыми арестами инакомыслящих, безнаказанно чинили над ними расправу и упивались своей вседозволенностью. Вот характерная для них, так называемая, «Сiчова пісня», записанная крестьянином с. Кутище бродовского уезда Петром Олейником:

Украiнцi п`ють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Украiнцi п`ють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоїть стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переїли.

Поляк Сигизмунд Лясоцкий в своей речи 12 марта 1918 года заявил, что в «Талергофе» до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных мучениях.

В N 32 газеты «Новий час» (Львов,11.2.1934) один из местных «патриотов» пишет: «Наші недобитки “руських” заворушилися, і саме на це треба звернути увагу і цього не легковажити, але з корнем выполювати хабуззя, яке тільки завдяки нашій добродушности (!?) все таки до тепер не щезло».

Выводы

В мае 1917 года кайзер Карл I приказал закрыть концлагерь «Талергоф». Однако при этом он отметил в своем рескрипте: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими». Вина их состояла в том, по видимому, что они не хотели воспитывать в себе звериную ненависть по отношению к русскому народу. Им было непонятно, почему и за что надо убивать «москалей» и «кацапов». Точно так же, как они не хотели предавать свою православную веру, не хотели становиться католиками и принимать клятву верности Ватикану. Все, чего хотели эти люди – это мирно жить на своей родной земле и молиться Богу.

К сожалению, украинские учебники молчат о «Талергофе» и «Терезине». Молчат, потому что неудобно говорить правду о том, как часть нашего народа подвергалась геноциду со стороны образованных и цивилизованных европейцев. Вместе с тем, уроки истории забывать нельзя. Потому что и сегодня мы слишком часто становимся свидетелями того, как человека, который ходит «не в тот храм», или разговаривает «не на том языке» могут избить или унизить.

И сегодня мы становимся свидетелями того, как даже чиновники позволяют себе на папертях «православных» храмов петь «народные» песни, в которых содержится призыв к насилию по отношению к людям другой национальности. Если сейчас наше общество не даст четкого ответа на подобные инциденты, если сейчас любое проявление насилия не будет жестко осуждено, а псевдопатриотизм не перестанет героизироваться, то мы имеем все шансы скатиться в беспросветную агрессию и злобу. Украина уже тонула в крови, и не дай Бог, чтобы это повторилось снова.


Источник

Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Воскресение Христово и ад

      Сергей Комаров Христос после крестной смерти сходит в ад, Своей бессмертной душой. Господь разрушает ад, лишает диавола былой силы. Отныне ад уже не может задержать в себе человека, верующего во Христа.Но ад не перестал существовать. В разрушенном аду может остаться только тот, кто полюбил ад при жизни, имел в сердце своём адское состояние. Тот, кто люби...
      392

      А был ли мальчик…

      ВЗГЛЯД МАКСА Как и обещал своим читателям, публикую подробности резонансной истории с «выселением» из собственного дома женщины с несовершеннолетней дочерью пропавшего без вести бойца СВО.Ситуация на самом деле очень двоякая и виноватых тут мне очень сложно определить. Оставлю эту информацию на ваш самый честный суд.Начну с того, что никакого «мигра...
      1309

      Красоты России (#1431)

      Красивые места России Фиолент. Грот Дианы Кыз-Аульский маяк, Крым Кыз-Аульский маяк, Крым Мыс Флигели, Архангельская область Мыс Тихий, Сахалин Сулакский каньон Поляна Эммануэля, Кабардино-Балкария Озеро Гижгит, Кабардино-Балкария ...
      177

      Этот день в Русской истории

      Сегодня мы вспоминаем графа А.А.Аракчеева и поэта С.С.Бехтеева… Сегодня день памяти выдающегося государственного и военного деятеля, члена Государственного Совета, генерала от артиллерии графа Алексея Андреевича Аракчеева, скончавшегося 21 апреля 1834 г.Аракчеев известен и памятен прежде всего тем, что во время царствования Императора Александра I он был...
      179

      Этот день в Русской истории

      Сегодня мы вспоминаем преподобного Феодора Санаксарского… Cегодня мы поминаем перенесение мощей преподобного Фёдора Санаксарского. Преподобный Феодор родился в 1718 году в Романовском уезде Ярославской губернии и во святом крещении был наречен Иоанном. По обычаям того времени был записан в лейб-гвардии Преображенский полк Санкт-Петербурга, но один случай...
      152

      Православные цитаты (#591)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2796013...
      202

      Сегодня Великая Суббота

      Православная Церковь воспоминает пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его душою во ад… Сошествие Спасителя во ад Сегодня в Великую Субботу, последний день перед Пасхой, Православная Церковь воспоминает пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его душою во ад.В Ветхом Завете день субботний был днём покоя. Он был установлен в память о том, ...
      445

      Россию нужно защищать

      Станислав Яскевич «Россия не может пасть, она не может прекратить свое существование. Возможно, Россия – одна из последних сверхдержав на земле, которая не поддалась безумию Запада. Неважно, русский вы, американец или откуда еще родом, Россию нужно защищать. Потому что бежать больше некуда. Нам больше некуда идти, это конец пути. Даже русские не понимают...
      156

      Красота православных храмов (#379)

      Храм в честь иконы Божией Матери Утоли моя печали в Саратове Свято-Покровский женский монастырь, Суздаль Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, село Савинское, Ярославская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, село Савинское, Ярославская область Кафедральный собор Рождества Б...
      112

      Вадим Негатуров: Я — Божий раб

      Мирослава Бердник Стихотворение убиенного в Одессе поэта Вадима Негатурова.Со святыми упокой Господи бессмертную душу Раба Твоего Вадима и всех рабов Божьих погибших рядом с ним!Я — Божий раб. И счастлив этой долей.Я оценен немыслимой ценой.Уплачен за меня не наглый доллар,Не гордый фунт, не царский «золотой».Не за ведро каменьев драгоценных,Не за сундук...
      93

      Красоты России (#1430)

      Приморский край Приморский край Приморский край Приморский край Приморский край Хребет Аибга, Красная Поляна Хребет Аибга, Красная Поляна Хребет Аибга, Красная Поляна Хребет Аибга, Красная Поляна Хребет...
      270

      Православные цитаты (#590)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2795230...
      184

      Дмитрий Медведев: В чём польза для России от швейцарской «мирной конференции»?

      Дмитрий Медведев Польза тройная.Во-первых, она будет очередным свидетельством краха так называемого мирного плана недоумка зеленского. При этом было бы желательно, чтобы бандеровский ублюдок посетил её лично и в очередной раз расписался в своей интеллектуальной никчёмности.Во-вторых, она станет зримым доказательством полнейшей импотенции нынешних западны...
      735

      Этот день в Русской истории

      Сегодня день памяти князя Дмитрия Пожарского… Князь Дмитрий Пожарский в битве под Москвой Сегодня день памяти русского национального героя, спасителя Отечества в Смутное время князя Димитрия Михайловича Пожарского.Он родился 1 ноября 1578 г., происходил из рода князей Стародубских. В 15 лет князь начал дворцовую службу, в 1598 г. стал стряпчим, в 1602 ...
      95

      Этот день в Русской истории

      Сегодня день памяти святого мученика младенца Гавриила Белостокского… Святой младенец Гавриил родился 22 марта 1684 г. в семье крестьянина в с. Зверки Белостокского уезда Гродненской губернии. 11 апреля 1690 г., когда шестилетний ребенок остался в доме один, в дом забрался иудей, выкрал его и увез в Белый Сток, где младенца предали мучению. Ему проткнули...
      150

      Сегодня Великая Пятница

      Во всех храмах в этот день из алтаря выносится Плащаница, изображающая снятое с Креста Тело Христа Спасителя…Братия и сестры! Вспомним ещё раз тот путь, который прошёл Господь наш Иисус Христос перед Своей смертью, спасительной для рода человеческого.Вот Христос стоит перед Каиафой. Кто такой Каиафа? Он — первосвященник, глава Ветхозаветной Церкви. А кто Христос Спаси...
      102

      Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем

      Протоиерей Андрей Ткачёв С кем Он говорил на кресте, какие слова с креста звучали? "Прости их, не знают, что творят", "Жена, сей сын твой". Дальше к разбойнику обратился. Разбойники оба хулили Христа, оба. И праведный, и неправедный до какого-то времени вместе ругали Христа. Они говорили: "Если ты Христос, ну, сними себя и нас. Ну, что за дела такие"? Эт...
      99

      Красоты России (#1429)

      Красивые места России Ленские столбы, Якутия Утёс Степана Разина, Саратовская область Гора Большое Богдо в Астраханской области Гора Большое Богдо в Астраханской области Гора Большое Богдо в Астраханской области Гора Большое Богдо в Астраханской облас...
      340

      Православные цитаты (#589)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2794461...
      306

      Иван Ильин об Украине

      Добрый МосковитъИван Ильин (как бы кто к нему не относился) тоже мог смотреть в завтрашний день. ...
      363
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика