• РЕГИСТРАЦИЯ

Юрий Грымов: Матильда. Не тот фильм назвали «Краем»

118 10423

Я посмотрел фильм, после которого возникло одно желание: срочно пересмотреть «Летят журавли», «Апокалипсис сегодня», снова увидеть те ленты, благодаря которым я заболел кино, из-за которых я в него влюбился по уши. Потому что то, что я увидел, показало мне голую и горькую правду: российское кино сегодня балансирует на грани катастрофы. Оно подошло к самому краю, за которым — адовы глубины пошлости, бескультурья и профанации.

Я посмотрел «Матильду».

Любому режиссеру, в том числе и мне, стоит помнить, что случаи, когда звезды на небе сходятся — встречаются творческие личности, талантливые люди, идеи которых понятны и созвучны, они работают вместе, и происходит чудо нового творения, — такие случаи происходят нечасто. Бывают неудачи. Они случаются у всякого. По моему мнению, так произошло с «Матильдой».

Что снимал Алексей Учитель? Драму? Фэнтези? Мелодраму? Историческое кино? Внутри фильма персонажи существуют каждый в своем жанре: Данила Козловский изображает триллер, Евгений Миронов — комедию, а актеру, приглашенному на роль Николая, видимо, сказали, что нужна мелодрама, и потому на протяжении всего фильма у него мокрые глаза. И если прекрасный Миронов что-то играет, то про остальных это сказать никак нельзя — они изображают. У них получаются в лучшем случае типажи, а не живые персонажи. И зачем было приглашать в этот фильм зарубежных актеров — для меня загадка.

Затем: какая идея легла в основу фильма? О чем это кино? Не нахожу ответа. После увиденного у меня возник один, главный вопрос: зачем? Зачем было снимать этот фильм? Зачем было нужно государству поддерживать эту картину двадцатью пятью миллионами долларов? Какие политические или пропагандистские, или воспитательные цели оно, государство, преследовало? Я понимаю, когда государство тратит деньги на создание фильмов про космос, хоккей и т. д. Это нормально — гордиться своими достижениями. Художественную ценность этих проектов сейчас не обсуждаю — просто понимаю, зачем нужны такие фильмы.

Может быть, правы те конспирологи, которые предрекают в скором времени реставрацию в России монархии — и тогда можно предположить, что таким способом народ начинают готовить к новым политическим реалиям? Но любой здравомыслящий человек, посмотрев фильм «Матильда», сделает единственно возможный вывод: монархия — удел развратных вырожденцев, полный тупик, выхода из которого нет; впереди — революция. Это — цель?

Может, это патриотическое кино? Авторы в своих интервью произнесли много пафосных слов, намекая, что фильм — о высоком: Успенский собор, Кремль, Ходынское поле, царские дворцы, сцена Мариинского театра — в этих местах, мол, бьется сердце России. Тогда, простите, я что-то пропустил. Я не увидел в фильме ни единой идеи, ни поступка, ничего, чем я мог бы гордиться как гражданин. А места — ну, что места: в Кремле после 1917 года такие субъекты поселились, что — будь здоров, до сих пор стыдно вспоминать. Мне показывают персонажа с бородой, в мундире, похожего на последнего русского императора, и я вижу, что это похотливый человек, патологический потаскун, который тащит к себе в спальню балерину, едва только та на сцене случайно (?) оголила грудь. Сразу же — в койку. Это даже не страсть. Это просто животное желание. Николай вскакивает, издавая нечленораздельный звук. И «сердце России» забилось учащенно, да.

Сама Кшесинская в реальной жизни была нерядовая женщина — красавица, авантюристка и интриганка, умная и талантливая, обладавшая даром влиять на людей. Но в фильме все просто — она шлюха, предназначенная для лиц определенного круга. И хотя даже шлюху можно сыграть интересно, приглашенная иностранная актриса не играет ничего.

Будущую императрицу Александру Федоровну, неглупую, прекрасно образованную, с хорошим воспитанием женщину превратили в тупую немку, полную дуру с пустым взглядом — как будто вклеенную сюда из какого-то другого, комедийного фильма.

Персонаж Данилы Козловского — психически нездоровый человек, которого назвали «графом Воронцовым». Граф он или не граф — не знаю. Но когда он запросто врывается в личные апартаменты императора (?!) и сходу бьет императора в лицо (?!!), у меня ощущение, что такое понятие, как бытовая правда, в концепции фильма просто отсутствовало. Почему «граф Воронцов» так поступает — Бог его знает, нам не рассказали. О том, что русские дворяне друг друга (не говоря уже об особах императорской крови) не могли ударить ни при каких обстоятельствах, речь не идет: мужики бабу не поделили, понимать надо. До 1917 года еще далеко, но «кино-царь» и «кино-граф» ведут себя как председатель домкома и дворник, между которыми разрывается любвеобильная Дунька-повариха из рабочей столовой.

Граф хватает Кшесинскую, они пытаются спастись на плоту. На плоту! Просто схватить беглецов — слишком простая задача для преследователей. Плот поджигают. Но граф остается верен — нет, не Кшесинской — себе: стоя в пламени, он продолжает хватать ее за грудь, видимо, руководствуясь простым и понятным желанием: «А, гори оно все синим пламенем! Хоть за бабу подержаться перед смертью».

Плот взрывается (!), Воронцов погибает. Кшесинская остается в живых, ведь впереди — коронация, и циничная авантюристка просто обязана испортить торжественную церемонию. То, что на самом деле ее и близко не подпустили ко дворцу — не проблема для авторов: балерина появляется на коронации, да еще как появляется! Классика: распахиваются двери собора — и врывается она, вся в белом. Почему-то ее не замечают (а она-то так старалась!). Но потом лазутчицу обнаруживают, и начинается беготня в духе «Кода да Винчи»: за балериной гоняются по всему собору. Наконец она оказывается на хорах, откуда — посреди коронации — романтически восклицает: «Ники!..» Окрик долетает до уха Николая — и он грохается в обморок. Чудо что за начало правления.

Без двух минут император лежит без сознания посреди Успенского собора. Вокруг — сотни, тысячи людей. А Ники лежит. Высвободившееся время он тратит с пользой: он фантазирует, как он подбегает к Кшесинской, целует ее, обнимает… Но все хорошее когда-нибудь заканчивается: обморок проходит, и надо вставать, чтобы принять корону Российской империи. За все это время ни единой душе в голову не приходит помочь государю. Ну, упал в обморок, очухался, встал — и слава Богу, продолжим. Ники демонстрирует качества, которые выдают в нем незаурядный характер и силу воли: сам поднимает корону, сам водружает себе на голову. Историческое кино?..

Вообще, император России — на секундочку, самого могущественного государства мира на тот момент — в фильме существует вне всякого контекста. Он как будто в вакууме. Вокруг него нет ни адъютантов, ни слуг — никого, никакого окружения. Он просто перемещается по экрану. Единственный момент, когда контекст появляется, — сцена, где Николай стреляет по воронам из ружья. Кто постарше — сразу вспомнит знаменитую сцену из великой «Агонии» Элема Климова. Вот тебе и контекст. Но ту сцену руководство «Мосфильма» распорядилось вставить в фильм, так как у режиссера получался слишком хороший царь. А сейчас она зачем понадобилась?

Сцена репетиции коронации — испытание не для слабонервных. Детей в кино не берите. Потому что там Александре Федоровне неосторожно прикалывают шпилькой к волосам корону — и тут вдруг по лицу будущей императрицы начинает течь струя густой венозной крови в палец толщиной. От укола шпилькой.

Иногда с концептуальными недостатками фильма тебя примиряет эстетическое наслаждение — это когда кино здорово снято, когда в нем отличные декорации, музыка, грим — в общем, когда есть нечто высококлассное, помимо содержания. Здесь этим надеждам не суждено сбыться. У персонажей «Матильды» второсортные, криво приклеенные искусственные бороды, у них ужасающий грим. Зато балерины Мариинки танцуют в сценических костюмах со вставленными в них светодиодами. Не шучу. Светодиоды в конце девятнадцатого века. А за что тогда японцы Нобелевскую премию получали в 2014-м?

К балетной теме создатели подошли с большим вниманием. В какой-то момент в картине возникает еще одна балерина. Зачем? Чтобы показать, как во время спектакля, тут же, за сценой ее употребляет некий высокопоставленный сановник из ближайшего окружения императора. Еще один ценитель прекрасного. Она пытается возразить — мол, ей сейчас на сцену, вот, уже и увертюра заканчивается; властный мужчина, обуянный страстью, отмахивается: подождут. Кто подождет: император? Вся свита, весь петербуржский высший свет, зрители?

Такое ощущение, что историческим персонажам, взятым из прошлого, создатели дали взаймы свои собственные сегодняшние представления о жизни. И тогда все становится на свои места. Тогда понятно, откуда это хамовато-пренебрежительное: «подождут». Понятно, почему Николай прикрывает голую Кшесинскую, лежащую на царском ложе, императорской мантией с горностаями, которую, на минуточку, надевали по самым торжественным и крайне редким случаям: успех нынешнего российского кино уже немыслим без «американской красоты» — красивой голой задницы в дорогом VIP-антураже. И тогда понятно, почему в фильме НЕТ царя. Его личности, пусть даже воссозданной силами кино, — нет. Актер есть, имя в титрах есть, а царя Николая — нет. Пустота. Некого винить: таких понятий, как чувство долга, собственное достоинство, честь, вера и тому подобных в окружающей нас действительности осталось так мало, что показать, сыграть их уже мало кто сумеет.

Все знают, что финал — это половина успеха. Что мы видим здесь: Николай приезжает на Ходынку, где произошли страшные события, и молится, просит прощения, стоя среди мертвых тел. А в следующем кадре — праздничный фейерверк, на фоне которого кино-царь смотрится не хуже Рэмбо в той сцене, когда американский герой бежит из джунглей, а позади него разрываются мины.

Концовка вообще сражает наповал. Надпись на экране: «Они жили счастливо 24 года». Это про Николая и Александру. Прозрачное: «…и умерли в один день» спрятано от зрительских глаз, но мгновенно возникает в голове у каждого первого. В конце концов, трэш тоже нужно красиво «закольцевать». Получилось.

Создатели фильма вволю поиздевались над всеми своими героями. Над всеми. Снова — вопрос: зачем? Чтобы мы почувствовали — что?

Как это можно назвать? Кроме как катастрофа — по-моему, никак. И это произошло с уважаемым мною режиссером Алексеем Учителем.

***

Пока писал — немного остыл. Бог с ними, с авторами. Меня порадовали зрители: народ в зале смеялся. Люди, вы прекрасны! Вы чувствуете главное. Вы понимаете, где правда, а где ложь. Не теряйте эту способность — и все будет хорошо.



Источник - https://www.facebook.com/yuri....

Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие

    "Газа не будет! И НАТО на Украине не будет. Никогда!" Три важных события саммита ЕАЭС
    • ATRcons
    • Вчера 13:54
    • В топе

    Саммит ЕАЭС обычно не слишком богат на большие события. Скорее, это такие "вежливые междусобойчики". Но на этот раз все в Лениградской области было по другому. И произошло как минимум...

    Сословное общество серьёзных людей. Главные признаки украинской деградации

    Помните фильм "Кин-дза-дза"? Там на планете Плюк существовало сословное общество, со строгим разграничением прав и обязанностей каждого сословия и чёткой яркой внешней маркировкой прина...

    Картинки 27 декабря 2024 года
    • Rediska
    • Вчера 10:58
    • В топе

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Красоты России (#1649)

      Красивые места России Гора Ишумак, Аргаяшский район, Яраткуловское сельское поселение, Челябинская область Гора Торатау, Ишимбайский район, Урман-Бишкадакский сельсовет, Башкирия Гора Юрактау, Стерлитамакский район, Башкирия Гора Юрактау, Стерлитамакский район, Башкирия Гора Юрактау, Сте...
      107

      Красота православных храмов (#520)

      Храм Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Истринского района Московской области Петропавловский храм, Лыткарино, Подмосковье Церковь Илии Пророка из Бигичей в Чердыни, Пермский край Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино, Москва Церковь святого Исидора Юрьевского, ...
      116

      Православные цитаты (#769)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2947832...
      108

      Цивилизация есть там, где есть слово «нельзя»

      Протоиерей Андрей Ткачёв У евреев, которые раньше нас получили Божий закон и дольше нас о нем думали, говорили, что люди, которые не знают слово «нет» - это вообще не люди. Например, есть критические вещи: нельзя матери спать с сыном, нельзя отцу спать с дочерью.Говорят: почему? Это без почему, это табу. Слово «табу» - это слово полинезийского происхожде...
      135

      Этот день в Русской истории

      Сегодня годовщина подавления мятежа декабристов… Сегодня мы вспоминаем успешное подавление Государем Императором Николаем I Павловичем мятежа декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга.14 декабря 1825 г. в Петербурге вспыхнул мятеж декабристов, которым руководили деятели запрещенных Императором Александром I масонских лож. Декабристы намеревались ...
      137

      Дмитрий Медведев: простить слабые страны, игнорировать США, наказать Европу

      Дмитрий Медведев Больше 20 лет назад одна моя американская коллега выдала любопытную фразу по поводу событий в Ираке: «Наказать Францию, игнорировать Германию, простить Россию». Почему я вспомнил об этом? А вот почему: эта лингвистическая триада отлично подходит к ситуации, которая сложится (а она когда-нибудь точно сложится) в связи с завершением гибрид...
      112
      Хандусенко ХРОНОГРАФЪ
      26 декабря 22:42

      Этот день в Русской истории

      Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского музыканта В.В.Андреева… Василий Васильевич Андреев родился 3 января 1861 г. в городе Бежецке Тверской губернии в семье почетного гражданина, купца первой гильдии (мать Андреева была дворянкой). Уже к 14-ти годам Андреев играл самоучкой на 12 музыкальных инструментах, особенно увлекаясь игрой на скрипке. Впервые ...
      219

      Красоты России (#1648)

      Красивые места России Плато Путорана, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край Плато Путорана, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край Плато Путорана, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край Чуйский тракт, Алтай Озеро Чейбеккёль, Улаганский район, Ал...
      244

      Православные цитаты (#768)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2946782...
      233

      Страшное наследие Патриарха Мелетия. Корни фанарской политики

      Откуда берет начало разрушительная политика фанарских иерарховАвтор: Дмитрий МарченкоОпубликовано: 26.12.2024 в 10:58 Мелетий (Метаксакис) в США. Фото 1921 г. Действия Константинопольской Патриархии в последние годы регулярно вызывают у верующих недоумение. Но если обратиться к истории Церкви начала XX века, то «странная» политика Фанара покажется очен...
      229

      73 года назад в Киеве был введен в действие первый в СССР и Европе компьютер

      Мирослава Бердник 73 года назад в Киеве был введен в действие первый в СССР и Европе компьютер.25 декабря 1951 года в Киеве введена в действие Малая электронная счетная машина – МЭСМ – первый компьютер в СССР и Европе.На фото сзади пульта: Л.Н. Дашевский и З.С. Зорина Рапота. За пультом слева направо: Л.М. Абалышникова, Т.И. Пецух, Е.Е. Дедешко Национал...
      210

      Эсэсовский крокодилс

      Мирослава Бердник Мировые СМИ с прискорбием сообщают о смерти в австралийском террариуме крокодила Берта, - рассказывает Старый следопыт, - который снялся в одном из самых популярных и кассовых фильмов 1980-х годов "Данди по прозвищу "Крокодил". Я лично смотрел его в кинотеатре раз десять.Однако гораздо интереснее, кто на самом деле втыкал крокодилам нож...
      246

      Дeти - этo cчacтьe!

      Православие и дети 6.50 Будила сына. Включила чайник.6.55. Будила сына. Сделала яичницу.7. 05 Будила сына. Уснул в туалете.7.35 Ушёл в школу. Вернулся. Забыл сменку. Ушел в школу.8.32 Прислал смс. Забыл футболку на физ-ру. Просил принести.9.05 Вышли с мелким из дома. Гулять по утрам полезно. Особенно в минус девятнадцать. Отнесли футболку.12.35 Звонила с...
      188

      Красоты России (#1647)

      Озеро Селигер, Тверская и Новгородская области Домбай Домбай Домбай Домбай Река Руза, Московская область Река Солоница, Ярославская область Пермский край Пермский край Озеро Тальков камень, Свердловская...
      255

      Красота православных храмов (#519)

      Мужской монастырь во имя Святых царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма, посёлок Шувакиш, Свердловская область Мужской монастырь во имя Святых царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма, посёлок Шувакиш, Свердловская область Мужской монастырь во имя Святых царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма, по...
      214

      Православные цитаты (#767)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2946409...
      241

      Вселенской Церкви драгоценное украшение

      Протоиерей Андрей Ткачёв Очевидно, мы не можем повторить жизнь великих угодников. Но радость о том, что такие люди есть, и вера в то, что описанные чудеса действительны, говорит о том, что мы с ними одного духа. Пусть они, эти святые люди, полны, как море, а мы — как напёрсток, но и в нас, и в них одна и та же живая вода. Если же человек скептичен к слыш...
      144

      Красоты России (#1646)

      Полуостров Таймыр Соловки Соловки Соловки Ленинградская область Ленинградская область Карелия Карелия Карелия Карелия Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2945651...
      310

      Красота православных храмов (#518)

      Храм Преображения Господня в Звездном Городке, Московская область Храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, Москва Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Саратовская область, Туровский район, село Чириково Церковь Георгия Победоносца, Сургут Церковь Архангела Михаила в ...
      340

      Православные цитаты (#766)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2945644...
      268
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика