• РЕГИСТРАЦИЯ

Как будто в буре есть покой

8 1062

Протоиерей Андрей Ткачев

На окнах занавески, на столе самовар. По улице важно ходит жандарм и гремят телеги. Муха бьется в стекло. С колокольни собора вот-вот зазвонят к вечерне. Все сыты и всем скучно. Россия беременна революцией.

Скоро все придет в буйно-помешанное движение. У семинаристов на груди заалеют банты, у нежной барышни в муфте окажется динамит. Улицы наводнятся ликующими толпами. Потом эйфория от перемен сменится недоумением от безобразий, потом — страхом от насилия, потом — голодом от разрухи и так далее, вверх-вниз по колдобинам русской истории.

Любить революцию можно только ни бельмеса не понимая, что стоит, собственно, за этим словом, и никого не жалея. Или потеряв остатки совести. Или лишившись внутреннего центра тяжести, так что любой порыв ветра несет человека незнамо куда, а через полчаса несет уже обратно. Ну, либо за хороший гонорар в твердой валюте.

Есть человек-мышь, описанный в «Записках из подполья». Это человек гордый и бессильный, в самой глубине сердца уязвленный своим практическим бессилием. Для него чем жарче заваруха, тем ярче радость. Это ведь он «был ничем», но хочет «стать всем». Подобный клоповник, только не одинокий, а коллективный, есть и у Горького — «На дне». Оттуда, со дна, в шум улицы полезут жившие «на дне» и, судя по прямому смыслу слов, подонки общества, как только наверху заполощется, терзаемый начинающейся бурей, очередной революционный стяг.

***

Он родился в Житомире, учился в хедере и в детстве совсем не говорил по-русски. Потом был забран в солдаты, выучился русской грамоте и полюбил все русское, включая Православие. Крестился по окончании службы и даже постригся в монахи. Лет десять жил по разным обителям, наслаждаясь обретенной истиной. Потом восторженно принял Февраль и Октябрь. Потом полностью разуверился в религии и стал таким же неистовым безбожником, каким до того был жарким прозелитом. Это «житийные» зигзаги некоего Моисея Карцова, которого Николай Корнеевич Чуковский выводит в книге воспоминаний как самый яркий пример людей, многократно обретавших и опять терявших себя самих в свистопляске революционных лет.

«Он поражал слушателей силой своей ненависти к религиям, попам и раввинам. Аргументация у него была самодельная, с антирелигиозной литературой он был мало знаком, … так как в школьном смысле он был человеком глубоко невежественным. Доводы у него были другие — морального и бытового свойства. Он обличал попов и монахов, как обличали их в эпоху Возрождения, — за чревоугодие, сребролюбие и любострастие. Лицемерие деятелей церкви — вот что разоблачал он непрестанно с пылкостью лично оскорбленного человека. Он поражал церковников замечательным знанием церковного ритуала, Священного Писания и монастырских нравов. Он знал наизусть и Талмуд, и Евангелие». Это цитата из воспоминаний.

А вот еще:

«Он рассказал мне всю свою жизнь, — говорит Чуковский, — почти не касаясь ее внешней стороны, а только внутреннюю — историю своих духовных переворотов. Он был когда-то правоверным евреем, потом православным, теперь — революционером и атеистом. Но в революции его интересовало только безбожие, и атеизм его носил, в сущности, религиозный характер. Он считал, что дьявол, искушая Христа, был прав. Об этом он мог говорить часами, и речи его напоминали одновременно и Экклезиаста, и «Братьев Карамазовых», которых он никогда не читал. Не то в двадцатом, не то в двадцать первом году он начал издавать газету «Вавилонская башня». Это название было полно смысла, — согласно Библии, люди строили Вавилонскую башню для того, чтобы влезть на небо и ниспровергнуть Бога».

Потом газета умерла, диспуты смолкли. Затравленный народ стал жить тихо и перепуганно. Карцов торговал рогожами и жил в какой-то питерской дыре с женой и двумя детьми в нищете, напоминающей чахоточную Катерину Ивановну с голодными детьми из «Преступления и наказания». На этом, собственно, новелла под названием «Безбожник», новелла о характерной жертве духовных скитаний заканчивается. А мы можем лишь отдаленно представить, сколько таких и подобных людей прыгало в смутные времена, как в сказке у Ершова — то в кипящее молоко, то в студеную воду! Прыгало с целью омолодиться вместе с омолаживающейся вселенной! О миллионах из них ничего не написано. Без сомнения, судьба сказочного царя многими повторена в деталях: «Три раза перекрестился. Бух! — в котел, и там сварился».

Сиди теперь и думай: это люди такие неуемные, или это революционное безумие насильничает над душами, швыряя их без жалости в разные стороны? Или то и другое в сложных сочетаниях применимо к каждой судьбе?

Или вот еще персонаж — Никон (Бессонов), епископ Красноярский. Снял с себя в 17-м году сан и монашество, мотивируя решение тем, что это все мешает ему быть истинным христианином. До этого, правда, без всяких помех со стороны сана и даже с помощью последнего успел побывать черносотенцем и жарким патриотом. А еще депутатом Государственной Думы. Потом вдруг (или не вдруг?) благодарственной Литургией встретил крушение монархии, наговорив на свергнутого Царя кучу гадостей. И уже потом отрекся, женился на совращенной ученице епархиального училища. Бедняжка вскоре была убита при невыясненных обстоятельствах. В гроб супруге бывший епископ положил свой клобук и панагию. Жизнь его закончилась на Украине, где бывший Никон превратился в Мыколу (с таким именем он подписывался на документах и под статьями) и некоторое время занимал пост главы Департамента исповеданий при Центральной Раде. Кстати, был сей «Мыкола, бывший епископ» потомственным дворянином. И как бурно пожил, не дотянув даже до 50-ти! Всюду побывать успел. А ведь родись в более благополучные времена, быть может, скончался бы на кафедре почтенным архиереем, в благородных сединах и орденах, с репутацией защитника устоев и пастыря доброго.

И опять русский вопрос «Кто виноват?» требует к себе внимания. Так это все делает революция с ее смятением в умах и шатающейся под ногами землей, или это внутренняя порча, состоящая из смеси честолюбия, карьеризма, предательства и разврата? Порча, скрытая до поры. Или, может, нам благодарить революцию за то, что она отделяет зерно от плевел и творог от сыворотки? Вопрос не был бы страшен, если бы не был пропитан кровью людской и множеством личных трагедий.

Для полноты картины еще одна судьба. Илиодор (в миру Сергей) Труфанов. Выпускник Духовной Академии, иеромонах. Яркий проповедник. Прямо-таки народный вождь и трибун. Куда там Гапону. Темы проповедей: антисемитизм, призывы к погромам, нападки на власть и богачей, защита страдающего народа. Сошелся с Распутиным, основал монастырь по велению последнего, горячо обличал Толстого как безбожника и врага государства. Вычитками занимался и изгнанием бесов. Потом вдруг (или опять не вдруг?) в 1912 году подал прошение о снятии сана. Вместе с тем выступил с публичными извинениями перед еврейским народом и прахом скончавшегося Льва Толстого. С Распутиным же наоборот резко разошелся, пустив в обиход меткое словцо о Григории Ефимовиче — «святой черт». Даже бивал его с компанией новых единомышленников. В общем, поменял курс на прямо противоположный и переобулся в воздухе. А ведь собирал тысячные аудитории, и люди, слушая его, плакали. Даже солдаты и полицмейстеры. Вестимо, женился. Деток народил. Эмигрировал в США, где, кажется, стал баптистом. Работал швейцаром. Жил более чем скромно. Вдали и от Церкви, и от революции умер, разменяв седьмой десяток.

И чем более стремишься узнать историю не в схемах и датах, не в валовом продукте и уровне грамотности, а в живых лицах и судьбах, тем более поражаешься дальности разброса, на который в разные стороны от эпицентра взрыва раскидала людей идейная смута эпохи перемен. И кому же захочется кликать беду после калейдоскопа подобных примеров?

Судить нельзя. Судить страшно. И не для суда эти строки пишутся. Но пишутся затем, чтобы отношение к истории и жизни было острожным. Чтобы не баловались люди в «войнушку» и в заговоры, в великие перемены и всемирное счастье. И чтобы не спешили тащить пробку из всякой бутылки, потому что однажды вылезший джинн обратно лезть не захочет.

Ну, и еще, чтобы стяжал человек (попробовал стяжать, постарался) центр тяжести внутри себя, именуемый «крепкая вера». Иначе придется мотаться по ветру из стороны в сторону до полного одурения.


Протоиерей Андрей Ткачев

22 июня 2017 г.

Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие

    «Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

    Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

    Российско-китайские отношения и "иксперды"

    Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

    «Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

    Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Давайте сделаем семейность главным критерием оценки человеческой деятельности

      Протоиерей Андрей Ткачёв Хочешь чему-нибудь меня научить, покажи мне детей своих. Сколько их у тебя? Как они к тебе относятся? И если власть лихо критикуешь, тоже покажи мне семью свою. Дай-ка я разок посмотрю, как ты навел порядок среди четырех человек, если так смело и уверенно советуешь наводить порядки среди полтораста миллионов. Давайте сделаем вооб...
      9

      Этот день в Русской истории

      Сегодня мы вспоминаем русского поэта В.А.Жуковского и командующего белой Русской армией барона П.Н.Врангеля… Сегодня день памяти известного русского поэта Василия Андреевича Жуковского, скончавшегося 12 апреля 1852 г. Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. в селе Мишенское Тульской губернии и был внебрачным сыном помещика А.И.Бунина и плен...
      14

      Красоты России (#1421)

      Летняя дача купца Николая Бугрова, г. Володарск Нижегородской области Нижний Новгород Нижний Новгород Нижний Новгород Арка цесаревича Николая, Владивосток Золотой мост, Владивосток Золотой мост, Владивосток Золотой мост, Владивосток ...
      128

      Православные цитаты (#581)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2788561...
      98

      Красота православных храмов (#377)

      Церковь Рождества Христова. Село Аксëл, Темниковский район, Мордовия Храм Всех святых в Минске Храм Всех святых в Минске Храм Всех святых в Минске Свято-Троицкий кафедральный собор, Псков Дивеево Дивеево Спасо-Преображенский кафедрал...
      87

      Этот день в Русской истории

      Сегодня день памяти генерала А.П.Ермолова, путешественника М.П.Лазарева, а также мыслителя и публициста И.Л.Солоневича… Алексей Петрович Ермолов родился 24 мая 1777 г. в Москве в небогатой дворянской семье офицера. Получив образование дома и в Благородном пансионе при Московском университете, Ермолов в 1792 г. начал действительную военную службу в Нежинс...
      90

      Протоиерей Андрей Ткачев - Лев Толстой, как зеркало русской революции

      Очень рекомендую послушать слова о.Андрея. Как по мне, всё разложено по полочкам. ...
      93

      Табу

      Протоиерей Андрей Ткачёв У евреев, которые раньше нас получили Божий закон и дольше нас о нем думали, говорили, что люди, которые не знают слово «нет» - это вообще не люди.Например, есть критические вещи: нельзя матери спать с сыном, нельзя отцу спать с дочерью. Говорят: почему? Это без почему, это табу. Слово «табу» - это слово полинезийского происхожде...
      172

      24 апреля 1877 года началась Русско-турецкая война

      История. Исторические факты Сербия в июне 1876 года объявляет войну Османской империи в знак протеста против политики южных славян. Армия Сербии была намного слабее турецкой. Российская империя отправила в Сербию несколько тысяч российских добровольцев.Призвала Турцию прекратить боевые действия и гарантировать славянским народом культурные права. Османы,...
      77

      Красоты России (#1420)

      Красивые места России Перевал Актопрак, Кабардино-Балкария Перевал Актопрак, Кабардино-Балкария Перевал Актопрак, Кабардино-Балкария Перевал Актопрак, Кабардино-Балкария Перевал Актопрак, Кабардино-Балкария Озеро Ключик, Нижегородская область Озеро Ключи...
      414

      Православные цитаты (#580)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2787730...
      244

      Германия и Россия не поделили Иммануила Канта

      Мирослава Бердник В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и РФВсе началось с того, что губернатор Калининградской области Антон Алиханов, выступая на конгрессе «Мировое понятие философии», заявил, что Кант – это «русский трофей». Философ родился и...
      252

      Красоты России (#1419)

      Красивые места России Водопад Джур-Джур, Крым Суджукская коса, Новороссийск Тальков Камень, Свердловская область Тальков Камень, Свердловская область Пик Любви, Бурятия Хребет Таракташ, Крым Водопад Терскол, Кабардино-Балкария Пролив Оль...
      209

      Православные цитаты (#579)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2786983...
      204

      Бунин - Миссия русской эмиграции

      МИССИЯ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ(Речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 года)Соотечественники.Наш вечер посвящен беседе о миссии русской эмиграции.Мы эмигранты,- слово "emigrer" к нам подходит, как нельзя более. Мы в огромном большинстве своем не изгнанники, а именно эмигранты, то есть люди, добровольно покинувшие родину. Миссия же наша связана с причинам...
      182

      Ленин: «А на Россию мне плевать...»

      Источник Апрель для людей советского времени связан с важным памятным днем – днем рождения великого вождя революции, теоретика маразма, главы первого советского правительства и т.д. – В.И. Ленина (22.04.1870). Советское время прошло, однако отношение к Ленину у людей очень разное. Кто-то считает его гением; иные напротив, убеждены, что Ленин – величайший...
      256

      Красоты России (#1418)

      Красивые места Дальнего Востока Озеро Истихед, Провиденский городской округ, Чукотка Бухта Провидения, Чукотка Бухта Провидения, Чукотка Бухта Спасения, Хасанский муниципальный округ, Приморский край Бухта Спасения, Хасанский муниципальный округ, Приморский край Бухта Сп...
      204

      Православные цитаты (#578)

      Предыдущий выпуск - https://cont.ws/@handusenko/2786106...
      227

      Россия, которую нам оболгали. Часть 20

      Телеканал СПАС Когда нам говорят про «неизбежность революции 1917-го года», нам врут.Никаких внешних причин для революции в одной из самых богатых и развитых стран мира не было.Часть 20. Денежная реформа Суть реформы денежной системы России в 1895-1897 годах заключалась в открытии свободного обмена ассигнаций на золотые рубли. В результате денежной рефо...
      248

      Интервью Путина, которое он дал 33 года назад

      Борис Корчевников Интервью нашего Президента, которое он дал 33 года назад. Про Ленина и красный проект, как всегда, всё очень точно:1. Учение марксизма-ленинизма – не более, чем красивая и вредная сказка.2. Причины трагедии распада страны (эти слова сказаны в драматичном 91 году) – лежат в 1917-ом году. Всё началось тогда.3. Большевики заложили м...
      2262
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика