Известно, что русины, которые многими странами признаны отдельной нацией, являются одними из самых преданных России славянских братьев.
Это видно даже из самоназвания - "на русинском языке слово «русин» произносится как «русын», т.е. сын Руси" (1).
Известный и очень авторитетный лидер русинского движения, председатель Сойма подкарпатских русинов, протоиерей Украинской православной церкви (Московский патриархат) Д. Сидор считает "...русинов Закарпатья... живыми свидетелями неразделенной русскости"...
Он говорит, что "...подкарпатские русины русскость сохранили" (8)
И эта преданность своим русским корням у русинов сохранилась, не взирая даже на жуткие репрессии, на убийства от 40 тыс. до 200 тыс. (по разным источникам) русинов в австро-венгерских концентрационных лагерях Телергоф и Терезин, в начале 20-го века (2).
Но, тем не менее, постоянно и планомерно, попытки ассимиляции русинов продолжаются и в наше время.
Дошло до того, что, по некоторым источникам (3), "...в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русино-говорящих граждан называет себя украинцами".
На Закарпатье, где сохранилось наибольшее количество русинов, особенно сильно началась ассимиляция с первых же лет "нэзалэжности" бывшей Украины.
"16 марта 2014-го года, в сети и теленовостях, от имени русинов Закарпатья, появилось «Открытое обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину».
Сутью его было то, что «Республика Подкарпатская Русь не желает оставаться в составе нацистской Украины».
Более конкретно – русины просили признать «восстановленн(ую) государственност(ь) Республики Подкарпатская Русь, проведение миротворческой операции и нейтрализации галицкого нацизма в Закарпатье»(4).
"Лично я (КМ), вместе с семьёй, покинул малую родину в 1995-м году. Так вот, уже начиная с двухтысячного года, когда приезжал домой, разговаривая с одноклассниками, с каждым годом всё больше удивлялся, на каком правильном украинском языке они разговаривают теперь даже в быту, насколько забыли русинский..." (5)
А начиная с конца 2013-го, начала 2014-го, не то что с каждого телевизора - "с каждого утюга", началась усиленная русофобская пропаганда, зомбирование населения во враждебном России ключе.
Уже упоминавшийся выше лидер русинского движения, отец Сидор критикует "...украинский национальный проект за искусственный разрыв всех духовных и цивилизационных связей с русским миром, заявляя следующее:
"Русины сохранили именно то, что современные украинцы почти безвозвратно потеряли при помощи унии и экспериментов австрийской этнолаборатории на Галичине, где удалось создать новый этнос-гибрид, ненавидящий все русское.
И - "сегодня беда выживших за тысячу лет русинов в том, что они вообще существуют. Своим существованием они разбивают в пух и прах фантастическую псевдоисторию Украины".
Подобным пафосом проникнуто еще одно высказывание Д. Сидора:
"Русины и сегодня не принимают русофоба псевдо-патриарха Филарета, галицкую русофобию и возрождающийся в Украине нацизм с реабилитацией фашизма и бандеровщины" (8)
Но, увы, не так всё однозначно и с русинским народом (для того, чтобы с обоснованной надеждой смотреть в будущее, надо правильно оценивать ситуацию, надо признавать реалии).
Надо признать - русины сейчас разделены на несколько групп, неравных по количеству - русофобов и русофилов, а ещё - не определившихся.
И вот в этом, в самоидентификации - наибольшая проблема русинов как народа.
Если, по разным оценкам, на Закарпатье осталось от 600 тыс до миллиона русинов, то сейчас большая часть даже русинами себя не идентифицирует. Чаще всего - по прагматичным интересам, чтобы легче было жить.
В полном соответствии с "хатаскрайническим", приспособленческим подходом - надо этой власти, чтобы мы называли себя украинцами - пускай! Не одну уже власть пережили, и эту переживём!
"...Потому, что вся их история, вся нелёгкая жизнь в горах заставила русинов быть не только невероятно трудолюбивыми, но и жёсткими прагматиками.
Кристаллизация этой политэкономии и прагматизма русинов - выражение "Дывыся, з чого жЫйеш!" ("Смотри, с чего, благодаря чему живёшь" - не только и не столько в смысле собственно жизни как "проживания", но ещё и в смысле потребления).
Этого жёсткого, немногословного прагматика, с дублёной ветрами и дождями, печёной солнцем коже, который почти всю свою жизнь проводил на открытом воздухе, в поле с мотыгой, или на полонине с овцами, или с багром на плоту, несущемся по горной реке, слабо интересуют отвлечённые вещи.
Он тоже где-то философ, но философ интуитивный, когда вся его философия смыкается с элементами народной мудрости. Потому что основное для русина - заработать на жизнь для себя и для своей семьи. А при этом ещё и в полном соответствии с девизом Эпикура: "Проживи незаметно" (5).
Правда, в этом прагматичном подходе иногда можно и потерять себя, суть своего народа, свою русскость...
Но - имеем ли мы право судить со стороны, не предложив другую альтернативу?..
Как говорил Остап Бендер: "Не учите меня жить, лучше помогите материально"... (6)
...Известно также, что Закарпатье всегда имело излишек трудовых ресурсов, люди всегда были на заработках, зачастую по полгода не бывая дома.
За годы "самостийности" бывшей Украины, с развалом Советского Союза, развалились и те немногочисленные предприятия, которые были, проблема занятости населения резко усилилась.
Народ "как-то" выживает - семья занимается натуральным хозяйством, мужчины зарабатывают "копейку" в свете.
Но даже не проблемы материальные, не проблемы выживания являются главными.
История снова ставит перед нами, русинами, проблему выбора.
И именно от того, какой стратегический путь мы для себя выберем, будет зависеть и наше материальное, и наше духовное...
Бесспорно одно - нам, людям наиболее активным, наиболее переживающим за судьбу русинов, вне зависимости от нашего сегодняшнего отношения к матушке-России и к Западу, необходимо сначала разбудить наш народ.
Категорически необходимо, чтобы все наши люди, русины по рождению, как один ("до лабы"))) ), вспомнили свои корни.
Вспомнили, и с гордостью сказали себе и окружающим:
"Я Русин был, єсмь, и буду,
Я родился Русином,
Честный мой род не забуду,
Останусь єго сыном;
Русин был мой отец, мати,
Русская вся родина..."(7)
То есть надо сначала поставить вопрос, чтобы наш русинский народ снова, как когда-то против внешних врагов, сплотился, встал плечом к плечу.
Чтобы каждый русин снова почувствовал себя русином.
Тогда и можно будет, в полном соответствии со всеми демократическими процедурами, поставить вопрос, куда мы идём - на Запад, или к России...
* * *
Список ссылок
1.Русины - четвертый восточнославянский народ
http://anatoliy-sava.livejourn...
2. Концлагеря Талергоф и Терезин - "тщательно забытая" трагедия
http://newzz.in.ua/main/114883...
3. Кто такие русины и чем они отличаются от украинцев
http://russian7.ru/post/kto-ta...
4. К русинскому вопросу * Русское в анти-русском и ...метро из Москвы в Закарпатье, в свете событий на бывшей Украине
https://cont.ws/@kmochar-64/35...
5. К русинскому вопросу * "Дiти, йграймеся"? Нет - РЕАЛЬНО подумаем о будущем русинов!
https://cont.ws/@kmochar-64/35...
6. Двадцать великих высказываний Остапа Бендера, может для себя кто-нибудь узнает что-то новое
https://pikabu.ru/story/dvadts...
7. Я Русин был, єсмь, и буду
http://chatlanin.livejournal.c...
8. Русинское движение в современной Украине
https://zapadrus.su/rusmir/ist...
* * *
Специально для журнала "Южнорусский фронт"
и сайта "Канал независимых новостей" http://cnl.su/
Оценил 81 человек
167 кармы