24 декабря – день рождения выдающегося советского актёра Леонида Филатова (1946-2003). Филатов – настоящий самородок, артист первой величины, выделявшийся даже на фоне других советских актёров, когда планка была очень-очень высокой.
Мне, как большому почитателю детективных фильмов, в первую очередь интересны роли Филатова именно в картинах данного жанра. В 1983-м на экраны вышли сразу 2 фильма, в которых Филатов убедительно, натурально сыграл уголовника: "Грачи" ("Ты Эдика Хачатурова знаешь?!") и "Из жизни начальника уголовного розыска".
В сильной криминальной драме "Грачи" его герой – закоренелый и, если так можно сказать, идейный бандит, который в конце фильма заслуженно получит ВМСЗ и основной жизненный мотив которого – это злоба, ненависть.
Таким же он хочет видеть и младшего брата, которого, формально желая ему добра, по сути, тоже ненавидит, толкая по своим стопам. Об этом и повествует фильм.
В картине "Из жизни начальника уголовного розыска" Филатов классно играет хоть и завязавшего, но всё же не потерявшего наклонностей уголовника.
Роль же того самого начальника уголовного розыска, который в своё время, как говорится, оформлял персонажу Филатова командировку в места не столь отдалённые, хорошо исполняет Кирилл Лавров.
О психологическом поединке между двумя антагонистами и рассказывает этот фильм, получившийся в итоге удачным благодаря яркому контрасту: спокойный, уравновешенный герой Лаврова против взбалмошного, агрессивного героя Филатова.
Леонид Алексеевич в этом фильме ещё и здорово поёт ("Когда воротимся мы в Портленд").
Важно и то, что Филатову, с одной стороны, удалось сделать так, что его отрицательные персонажи были сильными, колоритными в художественном плане, а с другой – что они не были притягательными, не вызывали симпатий и желания быть таким же.
А уже в 1983-м Филатов дважды играет противоположную роль – скрупулёзного, честного следователя-правдоруба в картинах "Соучастники" и "Петля".
Правда, "Соучастники" – нудноватый, малодинамичный фильм, там герой Филатова вынужден копаться в делах прошлого, и его образ, как и вся картина, получается довольно скомканным.
А вот "Петля" – отличный трёхсерийный фильм, один из лучших сериалов про милицию, своеобразное продолжение трёхсерийного же "Инспектора Лосева", вышедшего неудачным (возможно, потому что там не было Филатова).
В "Петле" Филатов в образе борца за правду, от эпизода к эпизоду тщательно идущего по цепочке преступления, раскрывается не менее ярко и убедительно, чем в образе злодея в предыдущих фильмах.
Снимался актёр не только в криминальных, но и в политических детективах. Данный жанр был одним из сильнейших в советском кинематографе: процент успешных фильмов в нём особенно высок.
К двум сильным политическим детективам – "Европейская история" и "Загон" – приложил свой талант и Филатов, причём опять же сыграв во многом противоположные роли.
"Европейская история" – не только удачный, но и жизненный фильм, поднимающий темы неонацизма и отсутствия свободы на Западе.
Филатов здесь играет нейтрального персонажа – журналиста, в силу определённой недальновидности оказавшегося смятым под ударами капиталистического молота.
"Загон" опять же повествует о реальных событиях – государственном перевороте и убийстве президента Египта Анвара Садата, осуществлёнными американцами в 1981 году.
Фильм вышел чудом, т.к. горбачёвцы, желавшие быть в т.ч. и лучшими американцами, не хотели выпускать картину, правдиво рассказывающую о вмешательстве сша во внутренние дела других стран и о международных преступлениях американцев.
Леонид Алексеевич снова здорово исполняет роль злодея – коварного црушного спецслужбиста, тоже оказавшегося в итоге уничтоженным, но вполне заслуженно.
В историко-политическом фильме "Чичерин", посвящённом становлению советской дипломатии, Филатов отлично сыграл главную роль – Георгия Чичерина, Народного комиссара иностранных дел СССР. Глава НКИД получился в исполнении Филатова спокойным, выдержанным, незлобным, но твёрдым, идейным.
В великолепнейшей исторической драме "Берега в тумане" актёр прекрасно сыграл большевика-агитатора из 20-х гг. Это, наверное, самый сильный фильм, в котором снимался Леонид Алексеевич.
Ну и, конечно, знаменитая пьеса "Про Федота-стрельца, удалого молодца", которую Филатов сам сочинил и сам же блестяще исполнил – это ещё один повод говорить о Леониде Алексеевиче как о ценном бриллианте Советского кинематографа.
В 90-е, когда захватившие власть либерасты окончательно потопили отечественный кинематограф в чернушности, вульгарщине и антихудожественности, Филатов перестал сниматься, однако не ушёл из мира кино, а делал и вёл знаменитую передачу "Чтобы помнили", посвящённую советским актёрам.
Уверен, глядя на крушение страны и крушение кинематографа, на количество сломанных в 90-е актёрских жизней и актёрских карьер, Леонид Алексеевич проклинал устроивших всё это л*бералов и мечтал о том, что России когда-нибудь вновь выпадет счастье иметь социалистический строй и Советскую власть.
Ведь социалистический строй и Советская власть – это когда на экранах Леонид Филатов, Вячеслав Тихонов, Юрий Гуляев, Маргарита Терехова, Юрий Соломин. Л*берализм – когда моргенштерны, басты, лолиты, шнуровы, криды...
Ещё больше интересных материалов⬇
Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал
Оценили 25 человек
28 кармы