Сегодня в нашем киноблоге стартует новая рубрика! До сих пор я, как правило, публиковал здесь большие, основательные статьи. Отныне же планирую делать ещё и маленькие обзоры, посвящённые актёрам, режиссёрам, сценаристам, родившимся в этот день, ну и, конечно, фильмам, премьера которых состоялась в эту же дату.

12 февраля 1926 года была основана замечательная киностудия имени А. П. Довженко.
Существует такая несправедливая, язвительная присказка: есть хорошие фильмы, есть плохие, а есть фильмы киностудии имени Довженко. Однако такая "критика" и ублюдочна, и абсурдна, и просто-напросто противоречит здравому смыслу – как, впрочем, и вся антисоветчина!
Во-первых, посмотрите, сколько прекрасных фильмов сняли на данной киностудии! "Аты-баты, шли солдаты", "Подвиг разведчика", "Грачи", "В бой идут одни "старики", "Абитуриентка", "Человек в проходном дворе", "Груз без маркировки" и др. – разве это плохие картины?!
Называть "Аты-баты, шли солдаты" и "Подвиг разведчика" плохими картинами – это даже не попахивает, а воняет оправданием нацизма; и что-то вякать про "хорошие фильмы, плохие и фильмы киностудии имени Довженко", на которой были сняты эти фильмы – это абсурд!
Во-вторых, в разные годы на киностудии имени Довженко разные режиссёры по сценариям разных авторов снимали разные фильмы, в которых играли разные актёры. И вот вопрос: что, начиная творить именно на студии имени Довженко, все режиссёры, актёры, сценаристы сразу теряли свой талант, а уже потом, во время работы на других киностудиях, этот талант к ним снова возвращался?! Опять же полный абсурд!
Киностудии имени Довженко – одна из лучших в истории мирового кинематографа, а в Советском Союзе больше сильных фильмов, нежели здесь, сняли лишь на "Мосфильме", киностудии имени Максима Горького и "Ленфильме"!
Именно на киностудии имени Довженко Леонид Быков снял два шедевра про Великую Отечественную войну: "Аты-баты, шли солдаты" и "В бой идут одни "старики" – фильмы, в которых режиссёру блестяще удалось соединить трагические моменты и обстоятельно оптимистические, глубокие драматические аспекты и комичные; удалось колоритно передать военный быт, показать человеческое лицо советских воинов, сумевших сохранить это самое лицо даже в условиях страшной войны.
Мне как большому почитателю шпионского жанра киностудия имени Довженко дорога тем, что именно на ней были сняты первые советские картины, ярко и развёрнуто рассказывающие о героической работе советских разведчиков в тылу врага: "Подвиг разведчика" и "Вдали от Родины" с прекрасной игрой Павла Кадочникова и Вадима Медведева в главных ролях.
Здесь же были сняты такие удачные фильмы о Великой Отечественной войне, как "Ожидание полковника Шалыгина", "Обратной дороги нет", "Эксперимент доктора Абста", "Их знали только в лицо".
На киностудии имени Довженко делали и удачные многосерийные детективы про милицию: "Петля" с Леонидом Филатовым и "Рождённая революцией" с Евгением Жариковым.
Сильные многосерийные детективы про чекистов тут тоже снимали: "Тайник у красных камней", "Человек в проходном дворе", "На крутизне".
Здесь же сняли такие сильны картины в жанре криминальной драмы, как "Абитуриентка" про Героя Советского Союза (посмертно) Надежду Курченко, "Обвиняется свадьба", "Случайный адрес", "Грачи", где Филатов не менее ярко и убедительно предстаёт уже в противоположном образе.
Сняли на киностудии имени Довженко и великолепные исторические драмы "Почтовый роман" и "Мы обвиняем", а также один лучших советских фильмов в жанре боевика "Груз без маркировки".
Такие картины, как "Преодоление", "Сокровища пылающих скал", "Инспектор уголовного розыска", "Будни уголовного розыска", "Тайна корабельных часов", "Цена головы", "Выгодный контракт", "В мирные дни", "К расследованию приступить", "Провал операции "Большая медведица", "Тайна виллы", "Способ убийства" тоже получились достаточно удачными.
Помимо Медведева, Кадочникова, Филатова, Жарикова, Быкова, выдающиеся, лучшие либо одни из лучших своих ролей в фильмах киностудии имени Довженко сыграли Владимир Конкин, Юрий Соломин, Алексей Смирнов, Борис Зайденберг, Владимир Татосов, Тыну Карк, Ремигиюс Сабулис, Борис Галкин, Николай Олялин, Алексей Чернов, Пётр Глебов, Светлана Коркошко, Александр Парра, Отар Коберидзе, Ефим Копелян, Всеволод Сафонов, Наталья Гвоздикова, Геннадий Корольков, Сергей Десницкий, Ивар Калныньш и др.

12 февраля – день рождения замечательного, но к сожалению, мало снимавшегося и рано ушедшего из жизни советского актёра Виктора Бурхарта (1930-81).
Бурхарт был мастером отрицательных ролей, которые исполнил в фильмах "Случай из следственной практики", "Скворец и Лира", "Блокада", "Порт", "Спасённое имя", однако эти роли были эпизодическими, не требовавшими раскрытия.
Более глубокий, творческий, яркий образ врага получился у Бурхарта в выдающемся военном детективе "Кодовое название "Южный гром". Это достаточно известный, но не получивший пока должного признания фильм. Я бы эту картину включил в число 20-25 лучших советских фильмов и в 5-ку лучших о Великой Отечественной войне.
Бурхарт прекрасно сыграл в этом фильме коварного, изворотливого, прекрасного подготовленного вражеского разведчика Панкова.
При этом способности актёра отнюдь не сводились к исполнению ролей злодеев. Так, например, в прекрасной исторической драме "Красный дипломат" Бурхарт не менее убедительно исполнил положительную и главную роль, создав глубокий, интеллигентный образ одного из основоположников советской дипломатии Леонида Красина.

12 февраля 1964 года на экраны вышел отличный фильм "Слуша-ай", повествующий о молодости товарища Ф.Э. Дзержинского.
Главную роль классно исполнил Юльен Балмусов, для которого это был дебют в кино. Образ Дзержинского в данном фильме полностью лишён искусственной героизации, суперманизации, лишён карикатурности и плакатности. Наоборот, очень живым, органичным, настоящим получился у Бальмусова Железный Феликс.
Ещё один важный момент – то как в фильме показаны тюремные допросы Дзержинского ротмистром в исполнении Николая Прокоповича. Феликс – идейный противник, для которого это уже третья "ходка". Тем не менее ротмистр обходится с ним достаточно корректно, без презрения, обращается на "Вы". И никакого намёка на рукоприкладство.
Это к вопросу о том, что в советских фильмах образ врага – будь то фашист или белогвардеец, кадровый сотрудник или провокатор царской охранки, иностранный шпион или советский гражданин, совершивший измену Родине – никогда не очернялся. Он показывался таким, какой он есть на самом деле. Взять хотя бы многочисленных нацистских деятелей в исполнении того же Прокоповича (в т.ч. гиммлера).
А теперь вспомним, как представители советских государственных и партийных органов, сотрудники милиции, госбезопасности, прокуратуры изображаются в зарубежных и отечественных антисоветских фильмах: работа всех творцов фильма, начиная гримёрами и художниками, заканчивая режиссёрами и сценаристами, направлена на то, чтобы максимально очернить образ советского человека.
И это уже повод сказать, что советская идеология, советская пропаганда, насколько это возможно, основывалась на правде, честности, искренности. А антисоветская – и в 1920-е гг., и в 1990-е, и сегодня – на лжи, фальши, предвзятости.
Вернёмся к фильму. Небольшой художественный недостаток у него всё же есть. Роль революционерки Марийки играет красавица Светлана Савёлова. По сюжету она сидит в соседней с Дзержинским и страдает бессонницей. При этом вид у героини Савёловой прекрасный, холёный, а на лице – изрядное количество косметики и макияжа.
Возникает противоречие между задуманным и исполненным. Визуально Марийка явно не похожа на человека, находящегося в заточении и лишённого сна. Образ красивой девушки был нужен героико-предреволюционному фильму; но лучше тогда было бы сделать героиню Савёловой, например, девушкой из воспоминаний Дзержинского, а не из соседней камеры.
Здесь же: революционера Антека играет Геннадий Бортников. Играет в целом правдиво, однако по сюжету он смертельно болен и не может ходить – на прогулки Дзержинский выносит его на себе. При этом у Антека белоснежные зубы. Это слабый момент многих фильмов, когда герои, которые по сюжету никак не могут обладать белоснежной улыбкой, запросто сверкают ею в 32 зуба.
Эти моменты в целом не портят фильм, но всё же делают его менее реалистичным.

12 февраля – день рождения видного советского режиссёра Вениамина Дормана (1927-88), снявшего целый ряд удачных фильмов в самых разных жанрах. Правда, надо сказать, что и список неудач у него тоже солидный: "Ошибка резидента", "Судьба резидента" мне просто не нравятся, "Золотую речку" и "Пропавшую экспедицию" считаю явной неудачей, а "Медный ангел" и "Исчезновение" – это просто дерьмо.
Если же говорить об удачах, то это шпионские детективы "Возвращение резидента" и "Конец операции "Резидент", психологический детектив "Разорванный круг", приключенческий фильм с элементами политического детектива "Похищение "Савойи", комедия "Штрафной удар" и особенно криминальный детектив "Ночное происшествие" – один из лучших советских фильмов в целом.
В этих картинах режиссёру удалось предъявить зрителю и увлекательное, интригующее действо с яркими сценами и классными сюжетными поворотами, и прекрасные актёрские работы, и общую целостность фильма, позволяющую получить удовольствие от его просмотра.
В картинах Дормана блистательно раскрывались и играли Пётр Вельяминов, Галина Польских, Алексей Жарков, Валентина Грушина, Наталья Назарова, Татьяна Пельтцер, Александр Михайлов, Тамара Акулова, Лилиана Алешникова, Александр Граве, Вадим Захарченко, Виктор Сергачёв и др.
Ещё больше интересных материалов⬇
Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал
Оценили 11 человек
16 кармы