Написать эту статью меня подвигла статья Lexwork-a Злочувствие (http://cont.ws/post/201331). Собственно даже не вся статья, а один обзац:
Примерами аналогичного развития событий на Планете – история изобилует. Российская Империя (база - русские), США (база - англосаксы), СССР (снова, таки, русские) и – далее по списку. Индия, Китай, доколумбовская Америка, Древний Египет.
Вся фишка заключается в том, что Индия за все время своей истории никогда не была Империей, да и полноценным государством-то стала только в 1947 году.
Во-первых, в Индии никогда не существовало того ядра-нации, которая-бы кропотливо собирала под своей эгидой территории и народы. Юг субконтинента всегда жил своей собственной, отдельной жизнью, даже сейчас юг и север это, как говорится, две большие разницы. О том что происходило на севере речь пойдет ниже.
Во-вторых, в отличие от классических империй Индия никогда не стремилась к экспансии, и вроде даже, в древности, существовал запрет для индусов на то чтобы покидать приделы родины. Уехавший за границу считался умершим со всеми вытекающими из этого последствиями. Только одно кочевое племя из Раджастана за все время перевалило через горы и ушло на вольные европейские хлеба, дав начало цыганам. В конце концов часть их обосновалась в Испании, куда они принесли древнюю форму классического индийского танца-катхак, который, с течением времени, преобоазился во фламенко, фламенко занесло в Ирландию: так появились ирландские танцы. (Прошу прощения за небольшое лирическрое отступление).
Если стране Бхаратов (самоназвание Индии) и дома неплохо жилось, то в Старом Свете попасть в Индию не стремился разве что ленивый и арии из приволжских степей, и греки с Александром Македонским во главе, и мусульмане, в том числе монголы-моголы, и португальцы, и англичане (куда же без них) и это не полный список. Кроме того не стоит забывать и про Афанасия Никитина.
В результате, в Северной Индии, раз за разом, повторялась следующая история (кроме португальцев и англичан): из близлежащих земель приходил какой-нибудь младший сын со товарищи, которому дома ничего не светило, кроме "пера" под ребро, входе оптимизации претендентов на престол, быстренько раздвигал местных, отвоевывал кусок территории и как бы создавал империю. Пока новоявленый император и его потомки воевали, расширяя таким образом границы, государство существовало. Однако, Индия коварная штука, сначала тебе кажется, что это ты ее завоевал, а на поверку оказывается, что это она тебя завоевала, тихой сапой. Ни стого ни с сего какой-нибудь внук или правнук великого завоевателя впадает в религиозный дурман, как Акбар или становится полным пацифистом и буддистом как Ашока и прекращает кошмарить соседей, так империя начинает шататся и сыпаться и прекращает существовать со смертью властелина. Новая история начинается с новыми пришельцами без всякой преемственности.
Надо сказать, что военного запала на весь континент по большей части у пришельцев не хватало и как уже было сказано юг варился, до появления англичан, в собственном соку. Конечно ни местные жители ни пришельцы большой любви к друг другу не испытывали, но и геноцида, в англосаксонском понимании этого процесса, не было. По большей части завоеватели приходили сюда жить, а не напроцювать сто рублей и в тикты. Конечно ни варны ни касты нельзя назвать лучшими изобретениями человечества, но в сравнении с резервациями и концлагерями, они просто легкое структурирование общества. Мусульманские правители воздавали должное местным музыкантам и танцорам, хотя те и были индуистами и некоторые из них (наваб Ваджит Али Шах) даже становились учениками знаменитых танцоров. При дворе великих моголов вышеупомянутый стиль танца- катхак не просто приобрел популярность, но и стал стремительно развиваться в новом направлении, приобретая современный вид. Если выбыли вполне состоятельным индуистом, то платили налог и продолжали исповедовать религию отцов, если нет, то становились мусульманином. Конечно это не была полная идилия, а так более менее равновесное существование без серьезных эксцессов: пришелцы правили, местные жили в ожидании следующей жизни.
Но тут на горизонте замаячили европейцы, а точнее англичане поскольку португальцы практически не успели закрепиться на полуострове. И вот как надо допечь незлобивый народ, который тысячелетиями воспринимал захватчиков как погодное явление, с которым ничего нельзя поделать, что бы среди них возникло какое-никакое движение за независимость и в массе появились свои герои, и которы-таки добились своего 15 августа 1947 года. И началась на селе совсем новая жизнь.
Оценили 6 человек
8 кармы