Пару недель назад премьер Медведев сообщил, что новый парламентский центр в Москве строить не будут, потому что на него больше нет денег. Если честно, новость меня обрадовала, но не потому, что в бюджете кончились деньги на строительство новых зданий. Просто в «конкурсе» проектов парламентского центра непременно победил бы либо лужковско-брежневский гигант «Моспроекта-2″, либо клон Капитолия в стиле «русского неоклассицизма» Ланфранко Чирилло. Выбирать из двух зол не хотелось. К счастью, ни первое, ни второе безобразие не осквернит облик столицы.
Из выступления Медведева следовало, что от новой резиденции парламента отказываются лишь временно. Но в России уже третий за 20 лет серьёзный экономический кризис, так что когда вновь зайдёт речь о парламентском центре, непонятно.
На самом деле, отмена строительства парламентского центра – редкая удача. Обычно всё наоборот: крутые проекты, предлагаемые лучшими архитекторами мира, по той или иной причине отвергаются или сворачиваются уже на этапе согласования. А Москва продолжает обрастать уродливыми зданиями типа нового Военторга.
Но давайте представим, какой была бы Москва, если бы самые яркие проекты (в том числе спорные) последних лет в ней были реализованы.
Чаще других с реализацией амбициозных проектов в Москве не везло британцу Норману Фостеру. Например, он лишился возможности построить в Москва-Сити башню «Россия», которая должна была стать самым высоким зданием в Европе
В 2006 году власти согласовали проект строительства 118-этажного небоскрёба высотой 612 метров, и через год сам Лужков заложил в фундамент историческую капсулу, но вскоре грянул финансовый кризис.
А ведь силуэт Москва-Сити мог быть совсем другим.
Башня «Россия» должна была быть выше Останкинской…
… но в 2009 году её строительство отменили. Хотя, пожалуй, без башни «Россия» Москва-Сити получился довольно изящным.
Ещё один необычный проект Фостера, который так и не был реализован – комплекс «Апельсин». Он мог заменить здание ЦДХ на Крымском валу. Представьте, что очередь на Серова стоит именно сюда.
Здание должно было совместить часть Третьяковской галереи с элитным жильём. Общественность смущал тот факт, что заказчицей проекта выступила Елена Батурина, жена Лужкова.
Российские архитекторы защищали ЦДХ и критиковали «Апельсин», заявляя, что в Москву приходит «Дубай с домами-натюрмортами».
В итоге ЦДХ с «Музеоном» отстояли, а «Апельсин» не вырос ни на Крымском валу, ни где-либо ещё.
Ещё один гигантский объект под названием «Хрустальный остров» мог появиться в Нагатинской пойме, недалеко от проспекта Андропова. В этом здании должны были разместиться 900 квартир, 3000 гостиничных номеров, международная школа на 500 учеников и гигантская подземная автостоянка. Специально для комплекса собирались построить новую станцию метро.
«Хрустальный остров» должен был войти в число самых высоких зданий мира и при этом частично обеспечивать себя энергией за счёт солнечных батарей и ветряных турбин.
После отставки Лужкова о проекте благополучно забыли.
У Фостера не получилось в Москве, но получилось в Астане. Там по проекту архитектора возвели похожий по концепции «Хан Шатыр». Правда, он куда скромнее по размерам, всего 150 метров высотой.
В 2008-м стало известно, что в Москве может появиться здание мэтра деконструктивизма Фрэнка Гери.
Речь шла о строительстве отеля на Садовой-Самотёчной улице. Предполагалось, что 17-этажное здание будет состоять из подобных кубических конструкций. Но дело не дошло даже до рендеринга.
Рядом с Москва-Сити, над путями Киевской железной дороги, должен был вырасти огромный жилой комплекс Paradise Living авторства Киёнори Кикутаке.
Проект не был утверждён из-за того, что дом загораживал бы вид на церковь Покрова в Филях.
Сейчас на этом месте по-прежнему находится завод «Филикровля».
Заха Хадид тоже не обошла Москву вниманием и придумала проект Экспоцентра. Предполагалось, что он будет построен на месте нынешнего здания Экспоцентра, рядом с Москва-Сити.
В горизонтальном сооружении должны были разместиться выставочные залы.
Башни, которые становились бы продолжением силуэта Москва-Сити, проектировались под гостиницу и апартаменты
Между ними планировалось создать воздушные переходы. Проект, как вы догадываетесь, утверждён не был.
Рядом с фостеровским «Апельсином», слева от ЦДХ, если смотреть с реки на «Музеон», мог появиться уникальный жилой комплекс «Русский авангард» работы Эрика ван Эгераата. «Я решил работать с русским художественным наследием, которое прославило Россию в ХХ веке. Я выбрал пять художников и стал делать здания, пытаясь интерпретировать их стили. Тех художников, которые затрагивают меня лично, которые мне эмоционально важны», – рассказывал голландский архитектор. Комплекс состоит из пяти башен от 10 до 17 этажей. Здания архитектор посвятил Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Любови Поповой, Александру Родченко и Александре Экстер.
Корпуса «Попова» и «Малевич»
Корпуса «Родченко», «Экстер» и «Кандинский»
«Русский авангард», вписанный в «Музеон». Сам Лужков на заседании Общественного совета при Москомархитектуре заявил, что этот проект необходим Москве, но нужно выбрать для него более удачное место. Оказалось, что если бы «Русский авангард» был построен рядом с ЦДХ, он портил бы вид на храм Иоанна Воина на Якиманке.
Виды с Москвы-реки
Звучали предложения построить «Русский авангард» в Москва-Сити, но проект так и не был реализован.
Башня «Кандинский»
Российские архитекторы в нулевых были увлечены в основном торговыми и промышленными объектами. В районе парка Победы, между улицей Поклонная и железной дорогой, мог появиться бизнес-центр, спроектированный в 2003 году «Архитектурным бюро Тимура Башкаева». Из пояснительной записки к проекту: «Комплекс представляет собой несколько офисных пластин разной высоты, стоящие торцом к улице и имеющие различный отступ от красных линий. Торцы зданий также имеют сложную слоистую структуру, близкую к композиции всего комплекса. Все вместе это создает сложную самоподобную структуру похожую на аффинные образования. Пустое пространство между корпусами играет большую роль в композиции т.к. за комплексом нет застройки и линия горизонта является частью общего образа».
Бизнес-центр «Шереметьево-2″ в представлении бюро «Триарт 2000″ (2006 год).
В районе пересечения шоссе Энтузиастов и МКАД должны были построить торгово-развлекательный центр. Это проект «Группы АБВ».
Это же здание в другом варианте.
Вариант застройки гигантской территории Рублёво-Архангельского.
Тот же район по версии ТПО «Резерв»
Должен был получиться целый город. Кстати, и получится, но конкурс в итоге выиграл другой проект.
Вообще, гигантомания была фирменной чертой многих смелых проектов. Проектируемые спортивные объекты тоже были немаленькими. Это Центр всесезонных видов спорта «Московские Альпы» («Курортпроект», 2004). Его должны были возвести на месте нынешней горнолыжной базы «Кант» у метро «Нагорная».
Предполагалось, что здесь появятся пять «горных вершин», 18 горнолыжных трасс вместимостью более 1000 человек, трамплины, хоккейный стадион, трассы для горных велосипедов и так далее.
На месте нынешнего стадиона «Москвич» в Текстильщиках собирались строить легкоатлетическую базу со специализированным стадионом и манежем (Моспроект-4, 2008 год).
Источник: http://www.fresher.ru/2016/02/...
Оценили 23 человека
30 кармы