«Всякому безобразию есть своё приличие». Рассуждения о творчестве и личности Ивана Андреевича Крылова... сидя на краю пропасти майдана.

53 2999

Глава первая. Майдан и Басня.

Череда "цветных революций" началась с "Десяти дней, которые потрясли мир" по выражению Герберта Уэлса, приехавшего в Россию посмотреть на дело рук своих соотечественников, так неожиданно для них, соотечественников, окончившееся...

Цветная череда прошла  сквозь 20 век и с двенадцатым ударом часов в ночь с 31 декабря на 1 января проследовала прямиком в 21 век.

И что же в новеньком 21 веке?

"Цветная" волна всё нарастает...А где, в каком государстве эти "цветы" завязались не в горьку ягоду - калину, но в сладку ягоду-малину? На радость и бунтовщи...эээ...майданщиков и жителей?

Не вижу... Вижу только, что если иные, не майданные силы оседлают эту мутную волну, то ещё есть надежда на купирование трагедии и перевод её в вялотекущую форму с надеждой на стабильность. А если не оседлают?

И что это - "майдан"? Термин вообще-то означает "площадь".

Википедия любезно сообщает: Майдан (из ногай., тат., кыпч., казах., туркм. maidan «ровное, свободное место», тур., крым.-тат. mäidan; араб. ميدان‎ ['maydān]) — любая открытая площадка, парк или площадь; главная торговая площадь в городе, базар. Майдан — место собраний, сходов у казаков; станичный круг. )

Можно сказать - общий сбор на открытом месте.

"Вече"? Нет. Вече - это когда есть традиция совместного разумного принятия коллегиального РЕШЕНИЯ МИРНЫМ ПУТЁМ.


"Майдан" - эмоционально-спровоцированное агрессивное выступление недовольных разнородных масс без предварительного разработанного ими плана.

Подчеркнём - ИМИ - массами. План обязательно есть у Чужих, тех, кто массы подталкивает и получает выгоду в результате буйства бессмысленной стихии майдана...


"Бессмысленная стихия"...отчего этот образ накрепко связывается у меня с Иваном Андреевичем Крыловым... ? Да-да. Тем самым добрым "дедушкой Крыловым", знаменитым автором 236 басен, известных своими "крылатыми выражениями", вошедшими в пословицу.

Бунт, "бессмысленный и беспощадный", казачий майдан, боль, зверства, кровь, "стенка на стенку"... ради лучшего будущего, ради светлых идеалов, ради добра всем...благие мысли при начале и дикие зверства при осуществлении...

Думаете, это я так размышляю на основе текущих, или уже прошедших событий в России, Украине, да и других странах-государствах?

Нет. Я пересказываю мысли Ивана Андреевича Крылова...очевидца...

Среди всех своих басен Иван Андреевич всегда выделял и любил басню "Ручей".

Ручей в сострадании пастуху, у которого в Реке утонул ягнёнок, журчит сердито и негодующе на этого "кровавого диктатора" - Реку. И ставит в пример чистоту и открытость своих помыслов. Уверяя, что если ему довелось бы стать Рекой, то он бы показал пример честности, гуманности , прозрачности и добра всем!

«Река несытая! что, если б дно твое

Так было, как мое

Для всех и ясно, и открыто,

И всякий видел бы на тинистом сем дне

Все жертвы, кои ты столь алчно поглотила?

Я, чай бы, со стыда ты землю сквозь прорыла

И в темных пропастях себя сокрыла.

"Мне кажется, когда бы мне

Дала судьба обильные столь воды,

Я, украшеньем став природы,

Не сделал курице бы зла:

Как осторожно бы вода моя текла

И мимо хижинки и каждого кусточка!

Благословляли бы меня лишь берега,

И я бы освежал долины и луга,

Но с них бы не унес листочка.

Ну, словом, делая путем моим добро,

Не приключа нигде ни бед, ни горя,

Вода моя до самого бы моря

Так докатилася чиста, как серебро».

Так всех убеждал малый ручей, но Судьба в виде ливней вдруг дала ему силы и он сравнялся с Рекой! И что же? Как повёл себя? Какое благо принёс жителям его берегов?

"Так говорил Ручей, так думал в самом деле.

И что ж? Не минуло недели,

Как туча ливная над ближнею горой

Расселась:

Богатством вод Ручей сравнялся вдруг с рекой;

Но, ах! куда в Ручье смиренность делась?

Ручей из берегов бьет мутною водой,

Кипит, ревет, крутит нечисту пену в клубы,

Столетние валяет дубы,

Лишь трески слышны вдалеке;

И самый тот пастух, за коего реке

Пенял недавно он таким кудрявым складом,

Погиб со всем своим в нем стадом,

А хижины его пропали и следы."

Уже не малые жертвы в виде одного ягнёнка, но тотальные бедствия и многие смерти и разрушения принёс разлив этого "сострадательного и доброго", прекраснодушного Ручья...

И Крылов делает вывод, что лучше некоторым Ручьям ВЛАСТИ не давать, не покупаться на их сладкие речи и обличения, веря в их хрустальную честность и чистоту помыслов, ибо смерть и разорение будет одной наградой...

"Как много ручейков текут так смирно, гладко,

И так журчат для сердца сладко,

Лишь только оттого, что мало в них воды!" (Они просто не облечены властью)

Мудрая горечь звучит в этой басне... Она не вызывает даже улыбки, она тяжела, как свинец.

Откуда же Иван Андреевич взял сюжет? Как пришло ему на ум написать так?

Нам известна дата публикации - 1812 год. Но источник сокрыт в детских годах поэта. Это лично им выстраданная мудрость и завет народу , плоть от плоти которого был и сам Иван Андреевич.

Жизнь каждого из нас всегда разделена на две части : радостно-спокойная и бедственно-боевая. (От этого и бытует ряд всяческих поговорок типа "Жизнь, как зебра полосата" или "После радости - неприятности ").

Жизнь обычного, среднего человека вначале течёт светлым радостным ручейком под сенью любящих ив и вётел. Потом, естественно, ручеёк впадает в реку взрослой жизни...и океан печалей и трудов.

Но бывает и наоборот. Детство сразу "так задаст перцу", что потом удачи всей жизни не окупят этой ниагары бед, ужасов и несчастий...Согласитесь, ведь и так бывает?

Вот такой "парадоксальный" человек и был Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Для нас восстание под предводительством Пугачёва, или Пугачёвский бунт, или война армий Екатерины Великой и армии Самозванца, воскресшего царя Петра 3, всё это быль-небыль, история в дымке романтического тумана и споров историков по каждому шагу. Большинство из нас представляет это время, эту эпоху, это эпохальное событие, как ни странно, но весьма объяснимо, по художественным произведениям. Книгам, картинам…

И даже серьёзный изыскательский труд Александра Сергеевича Пушкина, такой зримый, весомый, страшный в своих деталях и описаниях - всё равно, именно в силу таланта автора - более художественное произведение, написанное с точки зрения автора, который не мог, не привык и не был беспристрастным.

Не то - Иван Андреевич Крылов... Малолетний участник событий...

Отец его, Андрей Прохорович Крылов, капитан, был мужественный и умелый офицер, выбившийся из рядовых своим талантом и…учёностью. Он оставил сыну, Ивану, в наследство сундук книг! И это при том, что тогда ни младшее офицерство, ни мелкие чиновники или мещане как правило книг в доме не держали…

О матери своей сам Иван Крылов говорил, что она была женщина простая и неграмотная, но гениальная…и прекрасный воспитатель.

И так именно случилось, что семья капитана Крылова угодила в самый центр Пугачёвского бунта.

(По записям А.С. Пушкина: Восстание Емельяна Пугачева - народное восстание во времена царствования Екатерины Второй. Крупнейшее в истории России. Известно под названиями Крестьянская война, Пугачевшина, Пугачевский бунт. Имело место  в 1773 - 1775 годы. Происходило в степях Заволжья, Урале, Прикамье, Башкирии. Сопровождалось большими жертвами среди населения тех мест, зверствами со стороны черни, разрухой. Подавлено правительственными войсками с огромным трудом.)

Приведём выдержки из исторического романа А.С.Пушкина.

«С самого 1762 года яицкие казаки начали жаловаться на притеснения: на удержание определенного жалованья, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли.

Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения их жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить.

Казаки неоднократно возмущались, и генерал-майоры Потапов и Черепов (первый в 1766 году, а второй в 1767) принуждены были прибегнуть к силе оружия и к ужасу казней. Между тем казаки узнали, что правительство имело намерение составить из казаков гусарские эскадроны и что уже повелено брить им бороду.

Генерал-майор Траубенберг, присланный для того в Яицкий городок, навлек на себя народное негодование.

Казаки волновались. Наконец, в 1771 году, мятеж обнаружился во всей своей силе. 13 января 1771 года они собрались на площади, взяли из церкви иконы и потребовали отрешения членов канцелярии и выдачи задержанного жалованья.

Генерал-майор Траубенберг пошел им навстречу с войском и пушками, приказывая разойтиться; но его повеления не имели никакого действия. Траубенберг велел стрелять; казаки бросились на пушки. Произошло сражение; мятежники одолели. Траубенберг бежал и был убит у ворот своего дома…Генерал-майор Фрейман послан был из Москвы для их усмирения с одною ротой гренадер и с артиллерией…

3 и 4 июня произошли жаркие сражения. Фрейман картечью открыл себе дорогу…

Зачинщики бунта наказаны были кнутом; около ста сорока человек сослано в Сибирь; другие отданы в солдаты; остальные прощены и приведены ко вторичной присяге. Сии меры восстановили порядок; но спокойствие было ненадежно.

«То ли еще будет! — говорили прощенные мятежники, — так ли мы тряхнем Москвою». Тайные совещания происходили по степным уметам и отдаленным хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался» (А. С. Пушкин «История Пугачевского бунта»)

«В смутное сие время по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому и принимаясь за всякие ремесла…

Он отличался дерзостию своих речей, поносил начальство и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана; он уверял, что и донские казаки не замедлят за ними последовать, что у него на границе заготовлено двести тысяч рублей и товару на семьдесят тысяч и что какой-то паша, тотчас по приходу казаков, должен им выдать до пяти миллионов; покамест обещал он каждому по двенадцати рублей в месяц жалованья…

Сей бродяга был Емельян Пугачев, донской казак и раскольник, пришедший с ложным письменным видом из-за польской границы, с намерением поселиться на реке Иргизе посреди тамошних раскольников» (А. С. Пушкин «История Пугачевского бунта»)

И в этом романе, и в повести "Капитанская дочка" (где, собственно, описаны оба родителя Ивана Андреевича Крылова, отец и мать) А.С.Пушкин упоминает страшные зверства бунта - майдана. Страшные последствия для людей и того края.

И возможны были ещё более ужасные бедствия для страны, случись Пугачёву дойти до Москвы.

Россия, как государство, не удержалось бы. Соседи, давно точившие зубы на богатства Московии: битые шведы и вездесущая Англия, извечный враг поляки - разодрали бы Россию, охваченную смутой и лишённую сильной государственности.

Лже- Дмитрии разных видов и типов с утомляющей регулярностью появлялись в русских пределах. Княжны Таракановы и Петры 3-и ... Сами собой? Без помощи "партнёров"? Бог им судья.

Но Иван Крылов, сын героического капитана Крылова видел уже не детскими, но повзрослевшими от ужасов бунта глазами последствия справедливых возмущений казаков и уральских рабочих. Подчеркнём, что половина восставших - были башкиры... Это тоже отдельная и интересная история...

Однако вернёмся к мальчику, Ивану Крылову. В том возрасте, когда наши дети видят мультфильмы и объедаются сластями, Иван познал голод, лишения и прямой ужас смерти, смерти повсюду. Эмоциональный шторм бунта захлестнул его детскую душу, раскрыл ему глаза, поселил в нём недетскую отвагу и мудрость...Они проявятся впоследствии ...и очень рано, удивив Петербург.

Но пока - Оренбург. Осаждённый город. До того, капитан Крылов служил при Симонове в Яицком городке (Уральск теперь). Пушкин пишет : «Его твёрдость и благоразумие имели большое влияние на тамошние дела и сильно помогли Симанову, который вначале было струсил».

Есть в осаждённом Оренбурге было нечего…куль муки стоил 25 рублей! Немыслимые деньги! Во двор залетали ядра из пушек пугачёвцев, осаждающих город.

Действия капитана Крылова по защите города были замечены восставшими. Впоследствии в бумагах Пугачёва нашли расписание : кого на какой улице повесить при захвате Оренбурга…там было и имя матери Ивана Андреевича и его самого, мальчонки…

Рейнсдорп, формально отвечавший за оборону города, был поразительно глуп. Достаточно сказать, что он велел ставить на казаков…капканы…?

И только решительные и разумные действия капитана Крылова сумели сплотить осаждённых в Оренбурге и давать отпор казакам до прихода помощи. Однако, как и бывает обычно во всемирной истории, награды отцу Ивана Андреевича не воспоследовало… Спасибо, не наказали…за своеволие и неподчинение дурацким приказам начальства…

После подавления бунта семья Крыловых вернулась в Яицкий городок. Пушкин записал со слов Крылова, что там по живым страшным событиям завелась меж детьми игра «казаки-разбойники» …

Как, впрочем, и много позднее ... после Великой отечественной…

Мальчишки делились на две стороны: бунтовскую и защитников «и драки были значительны». Крылов Иван, как сын капитанский, был предводителем…но игра дошла до такого «остервенения», что взрослые немедля её прекратили…(Записи А.С.Пушкина от 11 апреля 1833 года).

Капитан Крылов пробовал привлечь внимание к своему бедственному финансовому положению. До наших дней дошло его письмо на имя его генерала с жалобой на то, что не смотря на его, Крылова, долгую и самоотверженную службу его обходят чинами и награждениями. Тщетно.

Обидевшись на начальство, Андрей Прохорович, бедняк и без связей, вышел в отставку и определился к штатским делам. В должности председателя Тверского губернского магистрата.

Сына своего, восьми лет от роду (по иным источникам - десяти), он тоже записал в чиновники - подканцеляристом в Клязенский уездный суд. Иван начал работать в канцелярии. Ребёнок делал вид, что разбирает и подписывает бумаги, а сам читал, пряча книгу на коленях…Повытчик его, человек мрачный, грубый и злой, нередко бивал Ивана по голове и плечам…жаловался отцу... Но и эта жизнь длилась недолго. Через два года, когда Ивану исполнилось 10 лет, отец его умирает...(Следует указать, что дата рождения Ивана Крылова точно не определена и разные источники дают разброс в два года)

Нет сомнений в том, что необыкновенная одарённость мальчика, способности его и уже тогда - начитанность - привлекали к нему внимание. Богатые и спесивые помещики Львовы, услышав о необычайном мальчике, приняли его в дом и позволили слушать уроки домашних учителей вместе со своими детьми.

(Небезынтересно провести параллель с занимательным романом Марка Твена "Принц и нищий". Там описан английский обычай обучать принцев вместе с одарёнными бедными мальчиками для духа соревновательности и для того, чтобы за невыученные принцем уроки наказание нёс другой...состраданием побуждая принца учиться... )

Иван уже и в том нежном возрасте стал взрослым и полностью самостоятельным человеком. Он научился молча сносить унижения "благодетелей", когда ему указывали его место... Выполнять мелкие поручения и прислуживать за столом, сознавая в себе пробуждающийся талант...а настоящий талант - это бремя. Оно давит и требует выхода, его необходимо выплеснуть, проявить...И вот ещё через 2 года в возрасте 12 лет( по иным источникам 14 лет) Иван Крылов совершает Поступок.

Глава вторая . Чудо-мальчик и екатерининское время.

Иван с матерью разработал и, главное, осуществил успешный план, которым мог бы гордиться и взрослый. Он тайно уехал из Твери в Петербург, поступил на службу в петербургскую Казённую палату и нашёл себе влиятельных покровителей.

Когда в Петербург пришла депеша от разъярённого бывшего начальника Ивана, то ему в ответ было сообщено о счастливых изменениях в судьбе Ивана Крылова. Доподлинно мы не знаем, кто именно оказал покровительство, столь жизненно необходимое мальчику Ивану. Возможно, отец Ивана, Андрей Прохорович, из могилы своей помог сыну. И прошлыми добрыми делами своими снискал Ивану добрых друзей в память о нём самом - Андрее Прохоровиче.

Поразительно, но как лебедёнок, увидевший озеро и сразу же признавший в водной стихии своё место и жизнь, так и Иван Крылов "прописался" в драматическом театре Петербурга. Чудо-мальчик драматург покорил столицу и театральный мир! Комическая опера "Кофейница", трагедия "Клеопатра" хоть и не остались в анналах драматургии, однако удивили всех. Природное остроумие и острословие, поэтический талант, способствовали дружбе мальчика с прославленными актёрами и другими выдающимися людьми петербуржской сцены.

Около шести лет театрального упоения вызвали к жизни несколько оригинальных драматических произведений уже автора - Ивана Крылова. Ему заказывают переводы. И заказывает не кто-нибудь, но П.А. Соймонов, директор императорских театров...Тот же Соймонов был и начальником Горной экспедиции. Он берёт Крылова к себе на службу. Жизнь вдруг оказалась прекрасна.

Как описать юного Крылова?

Безвестный подросток, практически самоучка, обладающий приятными и весьма деликатными манерами доброго незлобивого человека, гонимый своим талантом философа-сатирика, обличителя несправедливости и низменных побуждений человеческой натуры вообще... Да при этом ещё обладающий и острейшим умом, склонным к убийственному обобщению и нахождению таких сравнений, что и толстая шкура тупой спеси оказывалась вдруг пробита и уязвлена...

У Ивана вдруг нашлись и почитатели, и покровители ... Да, покровители, а как иначе в конец правления Екатерины Великой? В годы безраздельного управления последнего из её временщиков - одиозного П.А.Зубова? Когда все достижения императрицы чуть не пошли прахом?

Что знаем мы о той далёкой поре блестящей юности Ивана? О времени, описанном не менее выдающимся обличителем и поэтом, остроумцем А.С. Грибоедовым...Как он сказал?

"... он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся — тупеем не кивнут.

Вельможа в случае — тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб... "

Как удалось "мальчику не" (незнатному, небогатому, неизвестному...и т.п.)"вписаться" в подобную картину нравов екатерининского времени?

Свою биографию он хранил, как ревнивый скупец хранит свои сундуки, не отпирая, не делясь.

Мы судим по воспоминаниям о Крылове тех, кто окружал его в тот или иной период его многосложной жизни. Это были люди совершенно различные , но сходящиеся в одном при рассказе об Иване Андреевиче - этот "философ" совершенно сознательно носил шкуру "чудака", подобно тому, как в сказке Шарля Перро (1694г) умирающая мать набросила на свою сиротку-дочь Ослиную Шкуру, чтобы сокрыть её красоту и талант от ревнивых и злых глаз...

Иван же Андреевич свои задушевные мысли и чувства скрывал под чудачествами. Старательно преграждал доступ любопытствующим в свой внутренний мир и сам творил свой "басенный образ" для потомков. Став по сути русским киником, привлекал внимание к своим мыслям, отражённым в баснях, не проповедуя насилие, противное ему с детства, исправлял человеческие пороки, бичуя их сатирой.

Из недомолвок и обмолвок мы видим, что круг общения юного Крылова был неожиданно "блестящ" - он был секундантом в кавалергардских дуэлях и со многими сохранял дружбу на всю жизнь ( Тут следует заметить, что быть приглашённым в секунданты означало исключительную близость и дружбу) А.И. Герцен в "Былом и Думах" пишет о своём отце И.А.Яковлеве, что тот уважал Крылова "... что вместе с ним был секундантом на дуэли Н.Н.Бахметьева". И Яковлев и Бахметьев служили в Измайловском полку. Первый стал известным московским барином, второй - генералом. Крылов был дружен и с тремя братьями Татищевыми, и с тем офицером, кто впоследствии стал адмиралом Литке...можно перечислять и далее. Однако, приняли, любили и уважали Ивана исключительно за независимость суждений, брызжущий талант стихотворца и непревзойдённую отвагу сочинителя...наследственную...ту, от отца его. Отвагу, проявившуюся в его сочинениях "Почта духов"

П.А. Плетнёв так характеризовал эти сочинения: "Нельзя читать без удивления писем этих, когда сравнишь с ними сочинения прочих писателей наших в прозе, относящиеся к одному с ними времени, и когда подумаешь, что их писал двадцатилетний молодой человек, выросший в провинции, не получивший ни воспитания, ни даже обыкновенных школьных знаний. Разнообразие предметов, до которых он касается, выбор точек зрения, где становится как живописец, изумительная смелость, с какою он преследует бичом своим самые раздражительные сословия, и в то же время характеристическая, никогда не покидавшая его ирония, резкая, глубокая, умная и верная, - все и теперь еще, по истечении с лишком полустолетия, несомненно свидетельствует, что перед вами группы, постановка, краски и выразительность гениального сатирика."

Некоторые исследователи делают вывод из дат и событий, что молодому сатирику-обличителю, юному "Русскому Вольтеру" покровительствовала даже сама княгиня Е.Р. Дашкова, президент Академии наук и литературной Российской академии, под чьей рукой расцветали российские искусства и науки и опала Крылова случилась как раз в год опалы княгини.

Глава третья . Юный сатирик - философ

Юноша с 14 лет рьяно бросился на обличение человеческих пороков, пороков общества, пороков литературы и ... литераторов лично. Сколько шуму наделали его журналы "Почта духов" - сатирические описания нравов общества, увиденные и описанные чуждыми людского восприятия глазами гнома в письме к волшебнику...

Этот же литературный приём постоянно применял и Джонатан Свифт и Станислав Лем... Когда низкопоклонничество, рабство или иные устоявшиеся обычаи и уклады общества, привычные до полной незаметности, вдруг подаются автором под таким свежим углом зрения, что вся дикость и несуразность явления высвечивается и оголяется до гротеска! До полного удивления и непонимания читателем - как подобное случилось?

Как с этим можно жить?

Иван Андреевич Крылов был сыном  круглолицей и очень доброй матери с мягким нравом ,"из простых", и резкого, отважного, наделённого острым умом и быстротою принятия решений отца - офицера, самовыдвиженца из солдат. Эти две крайности и определили образ и характер поэта.

Попытаемся хоть немного понять этого необычного юношу.

Из кипящего котла Пугачёвского бунта со всей его свирепостью с обеих сторон , из униженного состояния "пустого места в провинциальном городке" Иван внезапно своей энергией, талантом и волей вдруг оказывается в столь юных, незрелых годах вознесён в высшие слои и театра и литературы, да и общества России того времени.

К нему прислушивались, его остроты повторялись в салонах царедворцев, о нём, вернее, о его сочинениях и журналах: "Почта Духов", "Зритель" и " С-П Меркурий" сообщают в дипломатической почте влиятельные иностранные посланники...(правда, путая Крылова с Радищевым и "Путешествием из Петербурга в Москву", стоившим автору "Путешествия" всего...)

Но между двумя сочинителями есть существенная разница. Огромная.

Радищев призывал к бунту! К слому! К буре возмущения!

Крылов же вырос в этом бунте, сломе и возмущении. И вынес твёрдое убеждение, что этим хорошего не добьёшься. Только море крови, огня, безумия и бесчинства. Да полно, есть ли бог, раз допускаются подобные нечеловеческие муки и страдания... И Крылов втайне, глубоко в душе, изуверился... И одна лишь много пожившая чистая старческая душа матери одной из знакомых Крылова почувствовала это. Пожилая дама спрашивала у Ивана Андреевича каждый раз - "не изувер ли он" и верует ли в Бога...

Нет, внешне он остался добрым православным, но поглядите на его поступки...Вам они ничего не напоминают?

Глава четвёртая . Об Отчаянии и Диогене Лаэртском.

Если бы Титаник нагрузить всеми сочинениями о Любви, написанными всеми народами во все века, то корабль, полагаю, пошёл бы ко дну и без айсберга.

Любовь правит и царствует. Каждый живущий хоть раз, но испытал её живительную власть.

Однако, среди важнейших человеческих эмоций есть и Отчаяние. И сила его, настоящего Отчаяния, бывает не менее силы Любви. Рискну допустить, что эта эмоция не всем знакома. Часто люди за Отчаяние принимают Досаду, Зависть, Ревность, Огорчение...

Настоящее же Отчаяние способно проявлять себя в странных поступках, должных показать окружающим неестественность, невозможность реальной действительности...показать посредством вызывающе-эксцентричного поведения самого отчаявшегося человека.

Не каждый способен на это...настоящее Отчаяние.

И тут необходимо поговорить о Диогене Лаэртском (180—240 годы н.э.) аскете, превзошедшем эксцентричностью всех остальных философов Древней Греции и получившим прозвище "собака" - аскет-киник. И даже упокоен Диоген был колонной с вырезанном барельефом в виде собаки. Ему, Диогену Лаэртскому, мы обязаны строками Ричарда Ловласа, многократно цитируемыми и вошедшими уже в пословицу :" Железные решётки мне не клетка, И каменные стены - не тюрьма…" Ведь он, Диоген, проповедовал личностную свободу в любых условиях, главное, не потерять себя самого, даже в рабстве, куда он, Диоген, попал после долгого пребывания в Афинах... Но и в рабстве он стал духовным учителем не только детей хозяина, но и самого хозяина, доказав, что сила духа - выше юридического статуса.

Нищий мудрец высмеивал богатство и власть, его "выходки"носят легендарный характер.

Как же надо было отчаяться и разочароваться в окружающей действительности ему, идеальному кинику Диогену Лаэртскому , чтобы с показным пренебрежением к "ценностям" культурной жизни и "приличий" общества разгуливать голым, есть на площади прилюдно и с зажжённым (бесполезным белым днём) фонарём в руке бродить в безуспешных поисках "человека" среди обездушивших людей...? Заставляя задуматься, засомневаться каждого в правильности каждодневной суеты...

Чтобы жить всем назло в бочке, доказывая тщету стяжательства - кумир людей...

Только взрыв отчаянного возмущения и доведение себя до исступления могло повергнуть на подобные крайние поступки! И пусть возможно эти поступки в действительности или не были совершены, или совершены разными людьми, но легенда придаёт достоверность и живую жизнь образу античного философа.

Философа, оставшегося в веках и памяти людей тем, что решился несуразностью своих поступков привлечь внимание людей к истинно значимым идеям ... нестяжательства и человечности.

А как нужно было отчаяться Ивану Крылову, который пережил и бегство от казачьих разъездов Пугачёва при отступлении в Оренбург, когда мать спрятала Ивана в корягу , и эмоциональный горький заряд сарказма от неоценённого, но понимающего свою истинную роль и значение в защите Оренбурга, отца, рано умершего...

Ивану, который учился урывками и за первое своё сочинение попросил заплатить ему ... книгами французской классики!

Который припал к живительному источнику искусства, театра, литературы...вознёсся, и в ослеплении наивной юности, решил раскрыть людям глаза на их неправедное житьё, чтобы те осознали, устыдились и в едином порыве - исправились - все и каждый!

А ведь если такое произойдёт, мечтал подросток, если все увидят злое в Зле и доброе в Добре , то и этого ужаса, народного бунта, не потребуется!

Так рассуждал Иван!

И как же жестоко он был низвергнут "с небес на землю"!

Первый его журнал прекратил своё существование внезапно на 8-м номере. Издатель И.Г. Рахманинов прекращает финансирование и увозит типографию в своё имение...В 1791 году Крылов на паях основывает типографскую компанию "Крылов с товарищи" вместе с писателем Клушиным и двумя актёрами. 1792 год - издаётся журнал "Зритель", затем, в 1793 году - "С-П Меркурий". Это была "эпоха" столкновений с властью времещика Зубова. По его личному приказу типографию подвергли обыску, изъяли рукопись "Мои горячки" и доставили самому Зубову.

Рукопись прочла и Екатерина. После чего вызвала Крылова и Клушина побеседовать. Клушин согласился на предложенную сумму компенсации и уехал устраивать личное счастье.

Крылов был шокирован. Денег не взял. И оказался в опале.

Причиной столь длительного долготерпения властей "дерзостей" юного нравоучителя Ивана Крылова было покровительство княгини Е.Р.Дашковой (о чём сказано выше). Причиной молниеносного разгрома "Крылова с товарищи" - её же опала.

Тут следует сказать о "партии наследника". Сын Екатерины Великой, Павел, считался "российским Гамлетом" со всеми прилагающимися к образу Гамлета надеждами на просвещённое правление. Юный Крылов в "Почте духов", описывая двор Великого Могола , писал о "юноше, вступающем на царство", яро защищая его, несправедливо лишённого своих царственных прав.

В Павле многие (и Иван Крылов) хотели видеть не то, что наследник реально представлял из себя, но воплощение надежд на появление истинно просвещённого государя, готового взяться за постройку общества на новых началах, разумных и гуманных.

Иван Крылов, органически не приемлющий бунт, приветствовал изменение ситуации "сверху" путём просветительства и разумных преобразований... Однако, жизнь резко и безжалостно указала юноше на беспочвенность и нереальность его упований...Разочарование в действенности философских учений для изменения реальной жизни "сверху" приводят Ивана в то самое Отчаяние, когда человек сам изобретает для себя поведение киника - Диогена.

С момента ссоры с таким влиятельным и важным сановником, как П.А. Соймонов, директором императорских театров и начальником Горной экспедиции, Иван Крылов прекращает служить на государственном поприще и становится профессиональным литератором на своих хлебах.

Говорили, что первым поэтом, сделавшим сочинительство своим источником заработком, был А.С.Пушкин.

Нет, первым был 18-и летний мальчик Иван Крылов. И вот, лишённый средств к существованию, не принявший отступного от императрицы, лишённый иллюзий при вступлении на трон Павла Первого, но имеющий на руках мать и брата, Иван решает отправиться в провинцию и заработать...ну чем? Картами! Судить не берёмся. Говорят о его крупном выигрыше...говорят о его проигрышах... Но в судьбе молодого русского киника наступил перелом.

Иван Андреевич Крылов уехал на правах Диогена в добровольную ссылку вместе с семьей богатого вельможи князя (1749—1810 русского военачальника эпохи Екатерины II, генерала от инфантерии.) Голицина

 Сергея Фёдоровича и жены его Варвары (в девичестве Энгельгардт, племянницы и вероятной любовницы князя Потёмкина) в их имение Зубриловку.

Здесь в имении, для того, чтобы потрафить весьма своеобразному чувству юмора хозяев, Крылов пишет, а семейство Голициных многократно разыгрывает на сцене домашнего театра "трагическую фарсу "Трумф, или Подщипа"... Понять её до конца нам возможно лишь ознакомившись с романом Пикуля "Фаворит". Хотя официальный взгляд литературоведов на этот фарс, как на насмешку над Павлом Первым.

Затем, по восшествии на престол Александра Первого, князь С.Ф. Голицин снова попадает в милость и назначается рижским генерал-губернатором. А вместе с покровителем и Иван Крылов служит при Голицине в Риге чиновником.

В свои 25 лет, познав вершины литературной славы в юности и превратившись путём Отчаяния в киника, Крылов стал перед вопросом - как жить и чем заниматься. Талант сочинителя не угасал, но всё более жёг его душу.

Мы уже говорили об Ослиной Шкуре, в которую Крылов рядился всю оставшуюся ему долгую жизнь. А началось это в имении князя Голицина...Когда Иван Андреевич, пользуясь длительным отсутствием хозяев, по его объяснениям решил попробовать жизнь Адама ...стал ходить голый, не стриг бороды и ногтей, не мылся и питался плодами из сада... Не в пору приехавшие хозяева застали его в таком звероподобном виде и страшно перепугали его, ведь приехали и дамы...которые сильно хохотали...

О неряшестве во внешнем виде Ивана Андреевича не писал только ленивый. О неряшестве его быта говорили все, вхожие в его дом...но только дети, которые впоследствии выросли и написали свои детские воспоминания об общении с Крыловым, в один голос утверждают :

"... Он казался грязным и неопрятным, но добрая сила и необычайность его натуры заставляли не видеть его внешнего и тянуться к нему, настоящему". Эти воспоминания дают почувствовать громадность его, как человеческой личности. На его фоне другие взрослые просто терялись...Он забирал всё внимание к себе. И никто и никогда не привёл ни одного его высказывания, которое при внешней безобидности не обладало бы скрытым нравоучительным смыслом... Диоген, господа.

И вот после нескольких лет, даже десятилетий, литературных исканий наш Диоген - Крылов выбрал свой путь, подходящий именно ему. Басни.

Успех пришёл сразу. Оглушительный. И сопутствует Крылову и поныне. Ибо этот путь -Басни - тяжко выстрадан им лично и обдуман со всем тщанием гениальной личности. А человек он был необыкновенно одарённый. Хоть и скрывал свои таланты. Прекрасно знал математику, европейские языки, выучил древнегреческий уже в старости, научился играть на скрипке и хорошо знал и любил музыку.

Но пошёл дорогой Басни.

Глава пятая. Научи детей - исправишь будущее.

Сын простых людей, Иван Крылов никогда не искал личного счастья, он с детства определил свою позицию : просветительство и ненавязчивое научение всех людей доброму и правильному через гротескное или иносказательное подчёркивание злого и неправильного в поступках и душах людей.

Литература по его глубокому убеждению должна стоять на высоких моральных принципах. Литератор всегда обязан быть учителем нравов. Такова жизненная позиция Ивана Крылова уже с 14 лет... и до смерти.

И он всем в жизни пренебрёг ради утверждения этой своей позиции литератора- научителя народа!

13 февраля 2021 года исполнится 252 года со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. Он родился (как теперь считают)13 февраля 1769 года, умер 21 ноября 1844 гг. А в прошлом году мы отмечали 300 лет со дня рождения графа Карло Гоцци (1720-1806). Эти два литератора - люди одной эпохи...можно сказать - одного состояния биосферы планеты.

К чему это я? А вот к чему. Говоря о Карле Гоцци в юбилейной статье я написала: "Мы говорим о народном театре "комедии дель арте"- театре масок, буффонады, импровизации, грубых простонародных шуток, скудности сюжета, однотипности реакции всем известных масок: Арлекино, Панталоне, Тарталья, Труффальдино...их было немного. И роль каждого определена одной только чертой характера: плут, простак, первая героиня, герой-любовник, благородный отец..." Теперь мы определяем этот жанр, как жанр драматической притчи.

Известно, что переводы Гоцци в те поры в России не делались, однако, ранние комедии Крылова, хоть и не принадлежали к чистому жанру "дель арте", но выглядели точно так. Расписанные по одной черте характера (достойной или недостойной) персонажи, назидательность сюжета.

И скандал у юного сочинителя в петербургских литературных кругах (и в кругах высшего света, которые тогда вполне пересекались) имел в своей основе тот самый конфликт, что и Карло Гоцци вывел в сочинители фьяб - возмущение против появления "буржуазной комедии нравов".

Карло Гоцци имел в противниках Карло Гольдони и Пьетро Кьяри.

Молодой Иван Крылов повёл "недопустимо жестокую борьбу с литератором и драматургом Княжниным.

И для Гоцци и для Ивана Крылова театр представлялся "школой нравов", а драматург "учителем в этой школе". Учителем нации...ни более ни менее.

И если Гоцци победил в ближнем бою, но проиграл "в долгую", не сумев утвердить свой взгляд на драматургию в новом буржуазном обществе, то Иван Крылов проиграл в начале, попав в опалу старой императрицы Екатерины за свою столь активную сатирическую деятельность в жизни петербургского общества.

Но он же и выиграл в конечном итоге - с тех давних пор и по настоящее время став Учителем России, Учителем добродетелей и Обличителем пороков. Учителем добрым и очень любимым детьми... а значит - всем народом.

Выбрав для себя жанр басни, Иван Андреевич, уже умудрённый течением своей бурной жизни, наблюдениями за путями внутренней и внешней политики России, изучениями человеческой природы, чтением и ознакомлением с мыслями других выдающихся людей, решил, что путь воспитания детей - самый верный для гуманиста. Не случайно ученики Сократа в рукописях указывали, что Сократу власти запрещали беседовать с молодёжью...

И Иван Андреевич решил не повторять ошибок Сократа. Не раздражать власти своей личностью, своими резкостями (чем так грешил в юности). Он "надел Ослиную Шкуру" добродушного рассеянного чудака - неряхи.

М.Ф. Каменская так описывает свои детские впечатления: " Теперь надо рассказать, какой был тогда ещё не старый и не дедушка Крылов. Грязный был голубчик, очень грязный! Чистой рубашки я на нём никогда не видала, всегда вся грудь была залита кофеем и запачкана каким-нибудь соусом, кудрявые волосы на голове торчали мохрами во все стороны, чёрный сюртук всегда был в пуху и пыли, панталоны короткие, как-то снизу перекрученные, а из-под них виднелись головки сапог и жёлто-грязные голенища...

Да, не франт был Иван Андреевич, и несмотря на это ему все смотрели в глаза и чуть на него не молились."

Он окружил свою жизнь анекдотами, часто им самим и придумываемыми и распространяемыми. Он решил быть эдаким русским добродушным "медведем", чтобы усыпить бдительность, отвести от себя подозрения в нелояльности. При этом всю силу своего сарказма и сатиры, всю остроту ума своего, чем он так привлёк к себе в молодости и которые с возрастом только умножались, Иван Андреевич вложил в басни для детей и юношества.

И они , басни, стали издаваться непрерывным потоком.

Не стоит недооценивать цензоров. Некоторые басни были под запретом годы, но Иван Андреевич, пользуясь знакомствами при дворе, умел прочесть эти опальные басни императору и, очаровав своим талантом чтеца, снять запрет на печатание.

Иван Андреевич в позе киника был готов на всё, лишь бы его "басенные уроки" шли в народ. С 1816 по 1824 год Иван Андреевич написал около 70 басен, выражающих идеи свободы и ненависть к деспотизму. И был готов на всё, чтобы все басни вышли в печать. Поэтому лично ему было не зазорно на дурацком костюмированном балу, инициированном сестрой императора, вл.кн.Еленой Павловной, появиться ряженным...

В воспоминаниях о празднике января 1830 года А.О. Смирновой-Россет сказано так: "Поэт Крылов, Юсупов и длинный Панин в трико с венками роз на головах были ужасны, и я не думала, что мужчины могут позволить делать над собой такие бессмысленные глупости..." Желание двора видеть поэта в подобных ролях оскорбляло не одну Смирнову-Россет. Когда много лет спустя в 1855 году упорный злопыхатель Вяземский заговорил о "покровительстве" Крылову Николая Первого И.П. Киреевский отвечал ему: "Крылову точно покровительствовали, но зато и одевали Грацией".

Но что такое внешнее для киника? Пусть дети, даже злые дети, резвятся, а он будет исподволь писать поучительные и обличительные Басни!

                                     "Убеждения нашего поэта, высказывавшиеся в его созданиях, самостоятельны и резки. Крылов умел выразить собственное мнение в самых щекотливых случаях против людей сильных и даже опасных" (П.А.Плетнёв)


                                    "И. Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство. В каждом его стихе виден русский здравый ум ".(А. Бестужев)

Но не только подрастающее поколение мягко и исподволь наставлял и формировал Иван Андреевич. То же проделывал он и с писателями-современниками...

Был Крылов одним из самых читаемых писателей с тиражами басен в десятки тысяч экземпляров. Но на несколько ревнивое утверждение собратьев по перу, что он "точно очень популярен", Иван Андреевич мягко отвечал, что :

"...Дети, такие люди, что изничтожают всё, что им в руки попадает тот же час", - оттого родителям и приходится покупать всё новые книги... Поразительно мягкий и дипломатичный ответ для боевого автора "Почты духов " и "Мои горячки".

Иван Андреевич умел находиться в сосредоточии литературной и общественной жизни России.

Он был свой и в литературном салоне мецената Оленина и на литературных сходках молодых поэтов вольнодумцев. Он пишет для "Сына отечества", "Полярной Звезды" и "Северных цветов". Его слова ловили Пушкин, Жуковский, Грибоедов, Мицкевич, с трепетом подходили к нему Белинский и юный Иван Тургенев.

И все сохранили воспоминания о его речах, как многослойных, запоминающихся, важных... и никогда не пустых.

Воспитательное воздействие Крылова на писателей того времени велико.

Среди всех этих ярких и талантливых лиц писателей и критиков за всё время нашёлся лишь один ненавистник, П.А. Вяземский, преследовавший Ивана Андреевича своим непониманием и предвзятостью до самого конца последнего...Злые строки воспоминаний Вяземского лучше всего дают портрет его самого, а не Ивана Андреевича. Что же, наличие преследователя только подчёркивает человечность, а не лубочный образ баснописца.

Глава шестая. Бунт черни, бунт дворян.

Пережив восстание под предводительством Емельяна Пугачёва Иван Андреевич ясно определил для себя отношение к бунтам и восстаниям. Он никогда прямо не говорил об увиденном и пережитом, но воспоминания преследовали его, определив для него раз и навсегда дорогу просвещения и воспитания как народа, так и дворянских детей через высокоморальные и образные, весьма доказательные басни его.

Но судьба, с кривой усмешкой ещё раз свела Крылова с бунтом.

На этот раз бунтом высшего сословия.

Можно привести отрывок из воспоминаний М.Е.Лобанова. (https://cont.ws/@mamalama2021/...   ) Эти два литератора были около 25 лет связаны одним местом проживания (дом при Публичной библиотеке в Петербурге) и одним местом службы - та самая библиотека . Лобанов сам прослужил в ней с 1813 по 1841 год. Соответственно, Михаил Евстафьевич каждодневно виделся и беседовал с Иваном Андреевичем и считал его близким другом. Как описывает Лобанов поведение Крылова 14 декабря 1825 года?

"В 14-е число, в день страшный и священный для России, поутру, ходя по залам императорской Публичной библиотеки и радуясь вместе с Иваном Андреевичем о благополучном воцарении императора Николая, вдруг слышим от прибежавших людей о тревоге, нарушившей столь священное торжество. Пораженные и изумленные такою нечаянностью, по естественному любопытству, отправились мы с Иваном Андреевичем на Исаакиевскую площадь. Видели государя на коне перед Преображенским полком, потом прошли по бульвару, взглянули издали на мятежников, и тут-то Иван Андреевич исчез. Вечером того дня, собравшись в доме А. Н. Оленина, мы передавали друг другу виденное и слышанное, каждый новый человек приносил какие-нибудь слухи и известия. Является Иван Андреевич. Подсевши к нему, я спрашиваю: "Где вы были?" - "Да вот я дошел до Исаакиевского моста и мне крепко захотелось взглянуть на их рожи, я и пошел к Сенату и поравнялся с их толпою. Кого же я увидел? Кюхельбекера в военной шинели и с шпагою в руке. К счастию моему, он стоял ко мне профилем и не видел меня. Я тотчас назад..." - "Ну, слава богу! А ведь им легко было бы схватить вас и силой втащить в их шайку". - "Да как не легко? А там поди после оправдывайся, а позору-то натерпелся бы".

Конечно, следует учитывать и год написания этих мемуаров и желание Лобанова выставить Крылова в лучшем свете, как его, лучший свет, тогда понимал Лобанов. Нельзя также отрицать, что Лобанов считал Крылова преданнейшим другом, а сам Крылов, в силу выработавшейся замкнутости, в друзьях Лобанова не числил, скорее - в близких знакомцах.

Тем не менее, я склонна полагать, что Иван Андреевич не мог сочувственно отнестись к бунту. Хотя бы оттого, что был сторонник просвещения, а не революций. Иван Андреевич мог ходатайствовать перед императором за примкнувших литераторов, мог просить о милосердии...но горячо одобрять...? Нет. Дорога крови и смертей - не была его дорога. Его, учителя и наставника детей всех сословий.

Глава седьмая. Голуби... Министр народного просвещения.

"Кто добр поистине, не распложая слова

В молчаньи тот добро творит" И.А. Крылов.

Глубоко сокрытая частная жизнь Ивана Андреевича открывается потихоньку в найденных воспоминаниях и личных дневниках того времени.

И выходит наружу то,

- Что он тайно и анонимно благотворительствовал многими и многим.

- Что он до самой смерти содержал, конечно, мать, но и своего беспутного брата, не отказывая тому в деньгах и залезая в долги.

Смерть брата, коего Крылов много лет не видел, повергла поэта в страшное уныние . Душевные друзья Ивана Андреевича, семейство Олениных, принимало живейшее участие во всех его делах. Особенно мать семейства, Елисавета Марковна, добрейшая и участливейшая дама, принявшая Ивана Андреевича под своё покровительство. Она одна из всех имела право на его откровенность. Увидя , что Ивана Андреевича гнетёт что-то, она выжидала много дней, пока Крылов не стал приходить в своё нормальное состояние.

"Улучив минуту, спросила его: "Что с Вами было, Крылочка? Вы на себя не походили!"

- "У меня, Елисавета Марковна, было на свете единственное существо",- отвечал Крылов, - "связанное со мною кровными узами, у меня был брат. Недавно он умер. Теперь я остался один."

Елисавета Марковна постаралась утешить его и с тех пор разговор об этом предмете никогда не возобновлялся. Искреннее чувство безмолвно..."(В.Ф. Кеневич)

Говоря о Крылове, нельзя обойти тему голубей. Странно ли, но эта тема возникает постоянно при вглядывании в жизнь великих людей...

Пикассо и его голубь мира.

Никола Тесла и его белоснежная голубка, отрада его печальной одинокой старости...его пророческие слова о ней...

Иван Андреевич не был привязан к какому-либо одному любимцу. Нет. По щедрости своей натуры и мировоззрению он любил их всех.

Достаточно привести воспоминания Ф.Г. Солнцева "Из записок "Моя жизнь и Художественно-археологические труды "

Ф.Г. Солнцев так описал попытку семьи Олениных исправить быт Крылова в тот момент, когда Иван Андреевич получил на руки большую сумму денег. Добрая Елисавета Марковна уговорила Крылова дать им возможность привести "берлогу" поэта в "божеский вид".

"... Случилось также, что Алексей Николаевич (Оленин) как-то пригласил Крылова к себе на дачу, в Приютино, где пробыл Иван Андреевич довольно долго. В это время Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной велели переделать и вычистить всю квартиру Крылова; купили также новую мебель. Как отнесся к такой заботливости Иван Андреевич - мне неизвестно; по когда, недели через две, Елисавета Марковна с Варварой Алексеевной навестили Крылова, то в новоотделанной ими квартире они увидели множество голубей, которые разгуливали по мебели, столам и проч. Елисавета Марковна предпринимала и другие меры к исправлению Ивана Андреевича во внешней неряшливости, по все было напрасно, и его оставили в покое. "

Тогда же куплена была и прекрасная мебель красного дерева... однако через некоторое время она перекочевала в виде подарка в дом крестника Ивана Андреевича , Федора Адольфовича Оома, чья мать девочкой жила в доме Олининых и служила в Воспитательном доме. Во время наводнения родители крестника Крылова лишились всей своей мебели и Иван Андреевич тихо и добросердечно отдал им свою.

Голуби были непременным элементом "пейзажа" в квартире Крылова. Он насыпал им зерна на новый великолепный ковёр, который после того сразу перестал быть и новым и великолепным... Но голуби Ивану Андреевичу были дороже ковра. И толклись голуби в комнате баснописца и гурковали ему...

Народная любовь не изменила. Когда пришла пора и гроб Ивана Андреевича 21 ноября 1844 года понесли через весь Петербург на руках до места последнего его упокоения , то огромная людская река напоминала наводнение.

- Братцы, кого хороните ? - Спросил прохожий у поэта Нестора Васильевича Кукольника.

- Ивана Андреевича Крылова, министра народного просвещения, - ответил Нестор Васильевич.

- Вы ошибаетесь, - возразили ему. - Граф Уваров - министр просвещения, а Крылов - баснописец.

- Никакой ошибки нет, - отвечал Кукольник. - Крылов просвещал народ, а Уваров в своих докладах сочинял басни.

И когда по смерти его, предстал баснописец перед загробным судьёй, с него слетела его Ослиная Шкура и взору бессмертных предстал истинный талант поэзии и доброты, любви к людям и желания научить, возвысить души для лучшей жизни, а не погубить их в огне и крови бури майдана...


Константин Батюшков "Видение на берегах Леты"

Я - вам знакомый, я - Крылов!’

‘Крылов, Крылов’, - в одно вскричало

Собранье шумное духов,

И эхо глухо повторяло

Под сводом адским: ‘Здесь Крылов!’

‘Садись сюда, приятель милый!

Здоров ли ты?’ -‘И так и сяк’.

-‘Ну, что ж ты делал?’ - ‘Всё пустяк -

Тянул тихонько век унылый,

Пил, сладко ел, а боле спал.

Ну, вот, Минос, мои творенья,

С собой я очень мало взял:

Комедии, стихотворенья

Да басни, - всё купай, купай!’

О, чудо! - всплыли все, и вскоре

Крылов, забыв житейско горе,

Пошел обедать прямо в рай.

Глава восьмая. Что мы пожинаем.

Итак, весь 20 век и грозовое начало 21 века проходят в бунтах, революциях, контрреволюциях , путчах и майданах.

Злой рок гонит человечество в "прямую гущу бурь и вьюг".

И уже не слышны спокойные и разумные голоса просветителей и воспитателей.

Наоборот, СМИ и АйТи технологии, сайты и форумы, блоги и платформы соревнуются в праве стать наиболее агрессивными и экстремистскими.

Зомбирование заняло нишу размышления.

И чтение даже короткого текста вызывает раздражение.

Короткие реакции и нервная злобность вытеснили обсуждение.

Идёт состязание в краткости оскорбления.

Скоро мы перейдём на пере-лаивание .

И тут опять нам на помощь могут прийти краткие и остроумные мудрости Ивана Андреевича. Его или другого баснописца, способного уложить мудрость мира в скорлупу стихотворного ореха.

Опять пришло время речёвок в стиле Киплинга или Маяковского.

Короткие отрывистые истины не для размышления, увы, пока не для него.

Но хотя бы для руководства ими.

Мы рассуждаем, уже сидя на краю майдана... и если не будет всефедерально провозглашён новый лозунг "Учиться, учится и учиться", наш мир: мир Пушкина и Ломоносова, Крылова и Врубеля , наук, искусств, гуманности и морали,

будет потерян... в первобытной дикости лающего майдана.


ПРИМЕЧАНИЕ:

"Статья является интеллектуальной собственностью. При копировании и использовании указание автора и гиперссылка обязательны!"

С  УВАЖЕНИЕМ, ИРИНА НИКОЛАЕВНА ПИЧУГИНА.



Результаты мультикультурализма в России
  • pretty
  • Вчера 18:15
  • В топе

СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

Проблема добивания

В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

«Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

Обсудить
  • Восхищена! :thumbsup: :boom: :boom: :boom:
    • Stas
    • 4 февраля 2021 г. 12:15
    Спасибо Ирина Николевна
  • Очень интересно, спасибо! Жаль, что в школе нам такого не рассказывали...
  • Ирина, браво! Как всегда - блестяще! Ваш ажурный слог проваливает сознание в реальность персонажа! Читаешь и как бы проживаешь с героем все перипетии его эмоций, чувств и действий! :thumbsup::thumbsup::thumbsup::clap::clap::clap: В начале 90-хх был в Зубриловке с творческой миссией. Тогда не знал, что сие место было осенено одним из гениев русской словесности. Место волшебное, но к сожалению умирало тогда и практически умерло сегодня судя по современным фото. Очень жаль. Уверен, что пребывание Крылова там, сыграло исключительно положительную роль на развитие его творчества. А вообще, Ваши восхитительные эссе - суть готовых сценариев для просветительского документального кино или уроков для школьников и студентов! Спасибо за литературоведческое и обществоведческое удовольствие! Всё Ваше ещё не прочитал, но к этому стремлюсь. Для чтения хорошо написанного необходим настрой))). Ждём следующее!
  • Замечательная статья! :clap: :clap: :clap: :exclamation: Не знаю, в чём новизна вашего подхода - придётся почитать какие-то другие источники, чтобы понять. Спасибо за вызванный вами интерес к личности И.А. Крылова :sparkles: