Решение лженаучных формально-логических задачек по поводу первичности материи или духа (идеи) стало вновь актуальным, а идеализм - излишне модным течением в современной светской жизни. Появилось достаточно много новых православных христиан, масса различных сектантов, политических сторонников позитивизма и поклонников высшему управляющему разуму генерала Петрова. А целый ряд ученых естествознавцев запросто допускают существование бога на основании того, что его отсутствие доказать невозможно.
Это пугает всех, еще оставшихся в науке, да и просто - в жизни, образованных людей. Куда мы катимся? Обратно в ересь средневековья или еще дальше – в каменный век шаманизма?
Видимо волна отрицания коммунистического советского прошлого по-глотила и весь огромный пласт научной теории марксизма, как нового, самого современного этапа в развитии философии и миропонимания. Причем безгра-мотные отрицатели советского прошлого видимо не знают, что Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса первыми забыли непонявшие его руководители СССР, превратив диалектику в религию с заучиванием цитат, а материализм в метафизику нового толка. А между тем это самое современное научное учение о миропонимании, причем и с точки зрения мировоззрения, и с точки зрения научного метода познания. Оно никем из признанных философов мира и научных авторитетов за прошедшие две сотни лет не опровергнуто. Более того – оно принято подавляющим большинством представителей научного сообщества ХIХ – ХХI веков, и не знать основ диалектического материализма для ученого - тоже самое, что в математике не знать таблицу умножения. Может так занести, что Свидетели Иеговы окажутся лучшим пристанищем на старости лет.
Итак, главное: Маркс покончил с основой идеализма в области филосо-фии. Причем покончил с помощью Гегеля, его последнего опекуна и соавтора всей плеяды лучших умов идеализма. Он изучил открытый Гегелем внутренний закон какого-либо движения вообще. Это закон единства и борьбы противоположностей. А затем завершил то, что только и оставалось сделать Гегелю, но чего сам Гегель так и не сделал. Маркс убрал из рассмотрения мира ставшую ненужной Абсолютную Идею и всю основанную на ней систему. Системы богов и потусторонние силы в познании мира и объяснении различных явлений в нем стали не нужны. Все прекрасно стало понятно и без них. Но видимо не для всех. А только для тех, кто с философией и с этим учением знаком. А таких становится все меньше. Поэтому есть смысл напомнить или ознакомить с основными положениями диалектического материализма наших читателей.
Вся история классической философии представляет собою развитие миропонимания от стихийного материализма ранней античности через различные формы идеализма, механистическую картину мира грубых материалистов, Абсолютную Идею Гегеля к диалектическому материализму.
Первыми системами миропонимания были учение Пифагора о Числе и учение Платона о Мире Идей. Последней, завершающей в этом ряду стала гегелевская система: «материальное есть продукт отчуждения Абсолютной Идеи». Маркс же извлек из этой системы диалектический метод и развил его до диалектического материализма. Суть которого кратко можно объяснить следующими основными постулатами:
1. Бытие определяет сознание или Материя первична, а сознание вторично.
Мир материален. Материя существует в постоянном своем развитии и в целом пребывает одновременно во всех пяти основных формах движения. И в каждой отдельной области пространства она развивается – движется от низших форм к высшим, от простого к сложному. На этом пути она достигает формы мыслящих существ и познает сама себя. Идеальное рождается как наивысшая форма отражения материей самой себя. Вехой в познании становится открытие законов движения мысли, движения вообще и осознание первичности материального.
Зеркало отражает человека, заглянувшего в него. Сначала должны быть объект и зеркало. Объект должен предстать перед зеркалом, свет должен отра-зиться от объекта, попасть на поверхность зеркала, отразиться в направлении глаз, и только тогда мы увидим зеркальное отражение. Не отражение определяет объект, а объект – отражение. Так же дело обстоит с идеальным: оно есть продукт отражения человеческим сознанием материального мира. Сначала локализованная часть материи должна доразвиться до биологической формы, затем – до социальной, и только тогда становится возможным идеальное отражение действительности мыслящим мозгом - сознанием.
2. Материя – это философская категория.
В реальной жизни не бывает просто материи, как и не бывает просто вещества. Бывает вещество глина, песок. Не бывает просто камня, а бывает гранит, базальт или мрамор. Так и материя – это что-то общее, конкретно она выражена в образах конкретного вещества, физического поля, которые имеют совершенно определенные названия и свойства.
Поэтому «материя есть философская категория для обозначения объек-тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В.И. Ленин)
Пытаться составить полное описание материи, как всей вселенной в ви-де системы – значит пытаться при помощи конечного набора элементов, связей и законов управления описать бесконечное во времени и пространстве, бесконечно многообразное и бесконечно движущееся. А это невозможно. Поэтому невозможно найти абсолютные законы вселенной и универсальные законы для всех видов движения. Но можно обозначить единые методы изучения различных видов движения различных видов материи. И это научный метод диалектического материализма – основной метод научного познания.
3. Материя – это объективная реальность.
Материя, как объективная реальность, состоит из вещества, частиц и физических полей и характеризуется количеством и качеством.
Количество – внешняя определенность предмета, при изменении кото-рой в границах некоторой меры предмет остается тождественным себе. Качество – внутренняя определенность предмета, характеризующая его в целом, и определяемая свойствами предмета. Свойство – это проявление качества в одном из множества отношений предмета к другим предметам. Основными универсальными свойствами материи являются:
• несотворимость и неуничтожимость (никто ее не создал и никто не смо-жет уничтожить)
• вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
• материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превра-щение одних состояний в другие
• детерминированность (предопределенность) и причинность всех явлений и предметов от порождающих их причин - внешних воздействий и условий
Исходя из этих понятий, мы легко можем отличать материальное от нематериального, например, чем настоящий материальный (существующий в реальности) пингвин отличается от воображаемого нематериального (несуще-ствующего в реальности) пингвина.
Настоящий пингвин обладает физическими свойствами, заполняет со-бой место в пространстве и имеет протяженность. Воображаемый пингвин наоборот, реальных свойств не имеет, не заполняет собой место в простран-стве и присутствует не в пространстве, а в воображении индивидуума - в его сознании, причем лишь в виртуальном виде, например, в виде некоего образа.
Место дислокации воображаемого пингвина, не реальный мир, не про-странство, а абстрактный «мир» - воображение. И плечи свои такой пингвин расправляет не в пространстве, а в воображении индивидуума. И мы не смо-жем обнаружить в мозгу человека ни само воображение, ни ту лужицу где плещется воображаемый пингвин. При желании мы можем попытаться обо-значить в пространстве габариты воображаемого пингвина, но мы не можем заполнить выбранное место воображаемым пингвином. У воображаемого пингвина нет невымышленных свойств, которые мы можем наблюдать и ре-гистрировать.
Кроме философского определения понятия реальной материи сущест-вуют и другие. Например, физики дают такое определение. Материя - суще-ствующее в пространстве осязаемое и неосязаемое содержание. Она сущест-вует в следующих формах:
- Вещество в классическом понимании. Состоит преимущественно из фермионов. Эта форма материи доминирует в Солнечной системе и в ближайших звёздных системах.
- Адронное вещество - его структурой является множество тяжелых час-тиц адронов – ядер атомов и частиц, полученных в ускорителях.
- Барионное вещество – вещество, состоящее только из протонов и нейтронов (нейтронные звезды и т.п.).
- Антивещество - состоит из античастиц, реально нигде пока не обнаруже-но, хотя античастицы существуют реально.
- Кварк-глюонная плазма — сверхплотная форма вещества, существовав-шая на ранней стадии эволюции.
- Поле (в классическом смысле) – это электромагнитные и гравитаци-онные поля.
- Квантовые поля различной природы. Согласно современным представлениям (научным гипотезам) квантовое поле является универсальной формой материи, к которой могут быть сведены как вещества, так и классические поля.
- Материальные объекты неясной физической природы (Темная материя и темная энергия).
Сюда не попали ни пространство, ни время. И это справедливо: потому что и пространство, и время – это не материя. Это характеристики субъективного наблюдения за существующей материей, то есть за ее движением (развитием). Если нет наблюдателя, измеряющего пространство или время движения объекта, то нет ни километров, ни часов им придуманных. А есть материальный объект, и есть его движение (развитие).
4. Движение, как способ существования материи.
Материя существует в движении, иначе говоря, движение, или развитие, есть способ существования материи. Движение материи несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя, что выражается в существовании законов сохранения массы, импульса, энергии и заряда. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Движение абсолютно, а покой относителен, так как тоже является движением, только движением в равновесии.
Фридрих Энгельс выделил пять основных форм движения: механиче-ская, физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждая из форм движения характеризуется своей собственной логикой, обладает своими специфическими законами. Например, механическое движение подчиняется законам кинематики и динамики, химическое – законам молекулярно-кинетической теории, а физические формы движения включают в себя тепловое движение, движение элементарных частиц, электромагнитные и гравитационные процессы, а также атомные и ядерные взаимодействия. Все это бесконечное многообразие видов и форм движения подчиняется своим специфическим законам и не может быть универсализировано в одну конечную систему или одну научную теорию. Например, законы движения макротел неприменимы к движению микрочастиц, а законы движения объектов на Земле неприменимы к движению галактик. Поэтому в науке появилось множество попыток классификации форм и видов, как самой материи, так и форм и видов ее движения.
Одной из таких попыток является разделение единого материального мира на три основные структурные области по критерию пространственной протяженности их физических объектов и процессов – микромир, макромир и мегамир.
- Микромир. Пространственная протяжённость порядка 10-18 – 10-8 м; основ-ные типы взаимодействия - электромагнитное, сильное (ядерное), слабое; ос-новные структурные уровни материи - молекулы, атомы, ядра ато-мов, элементарные частицы; описывается законами квантовой механики и тео-рии относительности.
- Макромир. Пространственная протяжённость порядка 10-8 – 1024 м; основ-ные виды взаимодействия – электромагнитное, гравитационное; основные структурные уровни материи – макротела, макрополя, космические объекты (планеты солнечной системы и их спутники); при малых скоростях описывается законами классической механики и при больших скоростях – законами теории относительности.
- Мегамир. Пространственная протяжённость более 1024 м (100 млн. световых лет); основные типы взаимодействия - тёмная энергия и гравитационное; основные структурные уровни материи - звёздные скопления и ассоциации, межзвёздная материя, галактики, метагалактики, чёрные дыры, тёмная материя, тёмная энергия; описывается законами общей теории относительности. Мегамир изучается космологией.
Как следует даже из этого простого разделения форм и видов материи и ее развития (движения) не возможно создать не только общих законов, но и одну универсальную теорию бытия. Единственным общим понятийным аппаратом для всех форм и видов движения материи является аппарат диалектико-материалистического метода. В основе его лежит материальность всех объектов движения и общие принципы любой формы движения. А основным принципом в этом методе является принцип диалектического противоречия или закон единства и борьбы противоположностей.
5. Закон единства и борьбы противоположностей.
Источником любого движения (развития) любого материального объекта являются его внутренние противоречия, которые называют диалектическим противоречием. В диалектическом материализме под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и существуют в составе данного объекта лишь во взаимной связи, в единстве. Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Самым простым примером служит древнекитай-ский пример: мужчина и женщина в их отношениях.
Развитие объективного мира есть раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий на новых этапах. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим, внешним, а борьба противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития.
С момента возникновения какого-либо объекта и до его превращения в другой объект в нём действуют специфические противоречия: притяжение и отталкивание в форме приближения и удаления масс, положительные и отрицательные электрические заряды, химическое соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, общественное сотрудничество и борьба. Это доказывает, что диалектическое противоречие является наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. Характер противоречия зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие противоречия:
- Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развёртыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
- Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, от-носящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.
- Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непри-миримо враждебными социальными группами и силами. Термин "антаго-низм" распространён в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают ан-тагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку.
Во внутривидовых и межвидовых отношениях противоречия выступают в форме конкурентной борьбы между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, и особенно в форме межвидовой борьбы. Результатом действия противоречий между организмом и средой, в том числе и другими организмами, и формой разрешения противоречия является естественный отбор.
Диалектическое противоречие имеет место и в трудовой, орудийной деятельности людей, в изобретениях, в науке. Например, в классическом изо-бретении паровой машины Дж.Уатт столкнулся с диалектическим противоре-чием, состоявшем в том, что при работе паровой машины её цилиндр нужно было охлаждать, без этого она не могла работать, но охлаждение цилиндра уменьшало мощность машины. В разрешении этого диалектического противо-речия и заключалось изобретение Уатта. Он неосознанно, стихийно следовал диалектическому методу при решении задачи.
В общественных явлениях возникают совершенно другие типы противоречий и формы их разрешения: между обществом и природой, производством и потребностями людей, между различными партиями, между государствами, между старым и новым во всех их проявлениях. Общественные противоречия могут иметь либо антагонистический, либо неантагонистический характер.
Объективная противоречивость бытия и мышления находит своё выра-жение в противоречивости процесса познания человеком действительности. Уже сам по себе факт констатации противоречий в науке представляет собой выявление и постановку проблемы, что имеет огромное значение для развития познания.
6. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Демонстрацией качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок - это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд - вода - пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение - рост температуры. При 0°C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100°C) изменения.
7. Закон отрицания отрицаний.
Таким образом, разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый. В этом и состоит суть закона отрицания отрицания, а его содержание определяется так называемой диалектической триадой: «тезис — антитезис — синтез».
Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не будет найдено такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады. Но может и не стать.
Так Энгельс объясняет:
«Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие».
Иное дело, когда речь идет о движении вообще и развитии вообще – это родная нива философии. Тогда действительно выходит, что всякое движение есть развитие. Развитие – сущность (внутренний «механизм») всякого движения. Кроме того, сколько бы ни было пропавших зря зерен, сколько бы цивилизаций не погибло на разных ступенях восхождения, стремление материи от низших форм к высшим, от простого к сложному в бесконечной Вселенной с необходимостью пробивает себе дорогу: то там, то здесь, не сейчас, так в иное время. Нам же не безразлично, погибнет наш урожай или нет, погибнет наша цивилизация или нет. Поэтому в своем социальном движении мы должны искать только то отрицание, которое ведет к развитию, а не к смерти.
8. Исторический материализм.
И этот поиск правильного противоречия в социальном, общественном движении продолжается несколько тысячелетий. С появлением первых цивилизаций, возникших на обломках первобытнообщинного строя, появились и первые мыслители, а вернее, толкователи законов и условий общественной жизни первых государств античности. Это были жрецы.
Окончание на сайте - https://docs.wixstatic.com/ugd...
Оценили 0 человек
0 кармы