Рок-опера «Jesus Christ Superstar»

24 1511

Год, примерно, 1974. Нам по 14 лет.

Мы - это четверо пацанов, которые правдами и неправдами выпросили у кого-то магнитофонные катушки с записью рок-оперы «Jesus Christ Superstar».

Мы в то время ни разу не слышали подобный музыкальный материал. Репродукторы и телевизоры в те годы были заполнены Мордасовой, патриотическим Кобзоном и иже с ними.

Не читали мы, естественно, и библию. Сюжет жизни Христа знали только по противоречивым пересказам наших бабушек. В основном, что его пороли (бичевали) и в конце за что-то прибили (распнули) к кресту.

«За это его надо было сильно жалеть и на него усердно молиться, потому что он, оказывается, этим спас нас всех» - утверждали бабушки. Всё.

Уже не помню почему, но мы магнитофон разместили на полу, а сами расположились вокруг него на коленях.

О каком-то религиозном преклонении речи не могло быть, страна тогда была и по Конституции, и по факту островом атеизма.

Сказать, что мы при прослушивании испытали шок - ничего не сказать.

Начиная с совсем незнакомых звуков и многообразно резких переходов самой мелодии, заканчивая угадыванием сюжетов, происходящих (доносящихся) из магнитофона.

Мы были заворожены и обескуражены одновременно. При звуке бича, мы невольно съёживали свои спины, а во время приколачивания - рефлекторно сжимали свои кулачки.

В дальнейшем, именно это произведение заставило меня заинтересоваться темой христианства.

Но заинтересоваться совсем по-другому - не так, как  хотелось бы служителям этой религии. Так как видео-версию мне довелось просмотреть гораздо раньше прочтения Евангелие, первое, что меня тогда очень удивило, это то, что Иуда самостоятельно и сознательно покончил с собой. В народе и тогда, и поныне было стойкое представление о нем, как о самом худшем представителе человечества. Судя по сюжету, Христа предал не только он один, но адепты христианства как-то не хотели этого замечать, никто из апостолов не пошел на аналогичный шаг...

А главное - мой юношеский пытливый ум не мог принять того, что оказывается не так уж и трудно быть богом.

Поясню свою логику того возраста. Евангелие «еврейским» по-белому утверждает, что Иисус отлично знал свою предстоящую судьбу, а значит хотя бы морально был к ней подготовлен. Мало того, он знал и то, что после кратковременных мучений (именно кратковременных) его ждут т.н. райские кущи (бинго!).

В то время советские СМИ были еще переполнены воспоминаниями с живой болью от прошедшей ВОВ. Мы постоянно слышали о том горе, которое выпало на многие миллионы Иисусом спасших людей о их многолетних невзгодах, о пытках и опытах в концлагерях, о страшных ранениях, массовых долговременных истязаний и изнасилованиях...

Почему-то именно эти факты приходили в мою пацанью голову, смотря на библейские муки Христа, происходившие с ним в течении всего нескольких часов, при полном понимании им, что этому скоро придет конец и он получит приз, который больше никому на этом Свете не предоставлялся. Например, упомянутым узникам фашизма о таком не приходилось даже мечтать, часто не было даже элементарной надежды.

Далее. Продолжая помнить, что всё было предопределено (срежиссировано великим драматургом), мне не давало покоя роль Иуды в этом спектакле. Сразу хочу предупредить оголтелых фанатов религий, я не собираюсь обелить его действия и к какой-нибудь сатанинской секте я не принадлежу.

Почему последующие мои выводы, появившиеся много лет назад, могут у вас вызвать "праведный" гнев, а возможность об этом подумать хотя бы сейчас - смертный грех? Не беспокойтесь об этом, если что, валите всё на меня. )))

И так. Читая Евангелие и просматривая (прослушивая) предъявленную мною рок-оперу, отчетливо понятно, что Иуду фактически заставили пойти на этот поступок, практически его  назначили  козлом отпущения. Скажу больше, без него (или кого-либо другого, но с этой ролью) и возвышение (обоготворение) Христа не состоялось бы... Сценарий и сопутствующий трагизм изменять нельзя!

Думаю (и сегодня, и тогда), этот великий предатель-поневоле испытал душевных мук гораздо больше, чем главный герой.

В итоге: Иуда ненавиден всем Миром и уже более 2000 лет корчится в вечных муках в аду, а Христос (белый и пушистый) где-то «высоко в горах, но не в нашем районе» подле главрежа и как-то не хочет выйти оттуда «на бис» (очередной раз спасти неблагодарную толпу).

С тех пор мне много пришлось  перечитать религиозной литературы (и ей сопутствующей), но до сих пор я не нашел в ней ответы на многие вопросы, мучащие меня с тех пор.

Сегодня мои т.с. чаяния менее острые и востребованные в ответах, но когда я снова и снова прослушиваю эту рок-оперу (особенно арию Магдалины и искреннее смятение Иисуса, что уже более 40 лет вызывает у меня взрыв эмоций), каждый раз я вспоминаю тот день, когда я (мы) познакомились с этим шедевром как в музыке, так и в призыве задуматься о роли каждого из нас в этом Мире.

Р.S.

Извините, видео и звук отвратительного качества. Более лучшего с русскими субтитрами, к сожалению, не нашел.

Специально искал перевод, чтобы те, кто раньше игнорировал смысловую нагрузку, (мол, не слушал, но осуждаю) хоть под старость лет решились на этот шаг и для тех, кто может быть услышит (узнает) это впервые.

В добрый путь. 


Это вам не игрушки

Уже больше года я на волонтёрской основе участвую в одном проекте Пишу тексты для роликов про различные художественные фильмы и компьютерные игры. Разбираю содержащуюся в этих фильмах и играх п...

Обсудить
  • :star2: :star2: :star2: :star2: :v: :star2: :star2: :star2: :star2:
  • и итог ? Страна потеряла 30 лет в развитии, и на сегодня эту муть уже забыли. адепты могут слушать дальше, я успел увидеть какой кровью кончается западничество,больше слушать подобное не собираюсь.
  • :open_mouth: :open_mouth:
  • До сих пор смотрю и слушаю каждый год, с диска. Потрясающая опера, на все времена! Но слушаю, как оперу, Библия отдельно...
  • Позвольте несколько слов.. Ещё до того как я первый раз услышал эту рок оперу (а случилось это в 78 году и качество записи было ужасным) с уважением относился как к религии, так и к учению Христа. Музыка очаровала, а текста (перевода) не знал, и мог только догадываться о содержании. А потом начали случатся странности.. В 86 году во дворе "Толстовского" дома - питерские знают где он - на контейнере с мусором нашел бобину с магнитофонной плёнкой (350 метров, 10 тип) на которой была записана в идеальном качестве Иисус Христос Суперстар.. слушали мы её два года, пытались делать перевод. В 88 году попали (совершенно случайно!) на закрытый просмотр фильма JCS в Доме Журналиста.. два дня ходил сам не свой. В 90 году купил кассету с записью пластинки JCS.. слушаю её и ничего не могу понять - не цепляет, вроде бы то, но что-то не так.. лажа какая-то. Начинаю разбираться и понимаю - четыре года я слушал бобину с записью фонограммы фильма Суперстар. Привык к этому варианту и ещё дело, видимо, в том, что диск и фильм это разные вещи.. ведь когда Теду Нили предложили сниматься в фильме он попросил время чтобы подготовиться.. и готовился-врубался почти 2 года будучи верующим человеком. А Гиллан (ещё тот отморозок.. а как ещё назвать человека, который в театре на Бродвее в течении ДВУХ лет каждый день(!) пел в постановке СУперстара) просто тупо драл глотку не врубаясь что он делает.. и пропала у меня кассета с записью диска непонятно куда, самым мистическим образом. Вот такая история