Год, примерно, 1974. Нам по 14 лет.
Мы - это четверо пацанов, которые правдами и неправдами выпросили у кого-то магнитофонные катушки с записью рок-оперы «Jesus Christ Superstar».
Мы в то время ни разу не слышали подобный музыкальный материал. Репродукторы и телевизоры в те годы были заполнены Мордасовой, патриотическим Кобзоном и иже с ними.
Не читали мы, естественно, и библию. Сюжет жизни Христа знали только по противоречивым пересказам наших бабушек. В основном, что его пороли (бичевали) и в конце за что-то прибили (распнули) к кресту.
«За это его надо было сильно жалеть и на него усердно молиться, потому что он, оказывается, этим спас нас всех» - утверждали бабушки. Всё.
Уже не помню почему, но мы магнитофон разместили на полу, а сами расположились вокруг него на коленях.
О каком-то религиозном преклонении речи не могло быть, страна тогда была и по Конституции, и по факту островом атеизма.
Сказать, что мы при прослушивании испытали шок - ничего не сказать.
Начиная с совсем незнакомых звуков и многообразно резких переходов самой мелодии, заканчивая угадыванием сюжетов, происходящих (доносящихся) из магнитофона.
Мы были заворожены и обескуражены одновременно. При звуке бича, мы невольно съёживали свои спины, а во время приколачивания - рефлекторно сжимали свои кулачки.
В дальнейшем, именно это произведение заставило меня заинтересоваться темой христианства.
Но заинтересоваться совсем по-другому - не так, как хотелось бы служителям этой религии. Так как видео-версию мне довелось просмотреть гораздо раньше прочтения Евангелие, первое, что меня тогда очень удивило, это то, что Иуда самостоятельно и сознательно покончил с собой. В народе и тогда, и поныне было стойкое представление о нем, как о самом худшем представителе человечества. Судя по сюжету, Христа предал не только он один, но адепты христианства как-то не хотели этого замечать, никто из апостолов не пошел на аналогичный шаг...
А главное - мой юношеский пытливый ум не мог принять того, что оказывается не так уж и трудно быть богом.
Поясню свою логику того возраста. Евангелие «еврейским» по-белому утверждает, что Иисус отлично знал свою предстоящую судьбу, а значит хотя бы морально был к ней подготовлен. Мало того, он знал и то, что после кратковременных мучений (именно кратковременных) его ждут т.н. райские кущи (бинго!).
В то время советские СМИ были еще переполнены воспоминаниями с живой болью от прошедшей ВОВ. Мы постоянно слышали о том горе, которое выпало на многие миллионы Иисусом спасших людей о их многолетних невзгодах, о пытках и опытах в концлагерях, о страшных ранениях, массовых долговременных истязаний и изнасилованиях...
Почему-то именно эти факты приходили в мою пацанью голову, смотря на библейские муки Христа, происходившие с ним в течении всего нескольких часов, при полном понимании им, что этому скоро придет конец и он получит приз, который больше никому на этом Свете не предоставлялся. Например, упомянутым узникам фашизма о таком не приходилось даже мечтать, часто не было даже элементарной надежды.
Далее. Продолжая помнить, что всё было предопределено (срежиссировано великим драматургом), мне не давало покоя роль Иуды в этом спектакле. Сразу хочу предупредить оголтелых фанатов религий, я не собираюсь обелить его действия и к какой-нибудь сатанинской секте я не принадлежу.
Почему последующие мои выводы, появившиеся много лет назад, могут у вас вызвать "праведный" гнев, а возможность об этом подумать хотя бы сейчас - смертный грех? Не беспокойтесь об этом, если что, валите всё на меня. )))
И так. Читая Евангелие и просматривая (прослушивая) предъявленную мною рок-оперу, отчетливо понятно, что Иуду фактически заставили пойти на этот поступок, практически его назначили козлом отпущения. Скажу больше, без него (или кого-либо другого, но с этой ролью) и возвышение (обоготворение) Христа не состоялось бы... Сценарий и сопутствующий трагизм изменять нельзя!
Думаю (и сегодня, и тогда), этот великий предатель-поневоле испытал душевных мук гораздо больше, чем главный герой.
В итоге: Иуда ненавиден всем Миром и уже более 2000 лет корчится в вечных муках в аду, а Христос (белый и пушистый) где-то «высоко в горах, но не в нашем районе» подле главрежа и как-то не хочет выйти оттуда «на бис» (очередной раз спасти неблагодарную толпу).
С тех пор мне много пришлось перечитать религиозной литературы (и ей сопутствующей), но до сих пор я не нашел в ней ответы на многие вопросы, мучащие меня с тех пор.
Сегодня мои т.с. чаяния менее острые и востребованные в ответах, но когда я снова и снова прослушиваю эту рок-оперу (особенно арию Магдалины и искреннее смятение Иисуса, что уже более 40 лет вызывает у меня взрыв эмоций), каждый раз я вспоминаю тот день, когда я (мы) познакомились с этим шедевром как в музыке, так и в призыве задуматься о роли каждого из нас в этом Мире.
Р.S.
Извините, видео и звук отвратительного качества. Более лучшего с русскими субтитрами, к сожалению, не нашел.
Специально искал перевод, чтобы те, кто раньше игнорировал смысловую нагрузку, (мол, не слушал, но осуждаю) хоть под старость лет решились на этот шаг и для тех, кто может быть услышит (узнает) это впервые.
В добрый путь.
Оценили 16 человек
36 кармы