Общенациональная идея.
Поиск смыслов национальной идеи – идеи, дарующей народу понимание и сознание его единства, для многих великих людей был сродни поиску философского камня алхимиками средневековья. Считается, что идея, способная объединить народ без инструментов государственного побуждения, открывает невиданные перспективы в общественном и государственном развитии. Так ли это? Не слишком ли переоценена роль национальной идеи? Есть ли у национальной идеи практический смыл, или она абстрактная категория?
Задачи, возлагаемые на национальную идею – объединение народа, через осознание своей общности – общая идея единого народа, политической нации – общенациональная идея единения.
Общенациональная идея (социальный смысл) – идея объединяющая народ, политическую нацию – добровольное объединение общества, осознание себя как единого целого, на базе исторической и генетической памяти, религий и традиций, традиционных культурных и морально-нравственных ценностей, духовности и смыслов существования.
Общенациональная идея (личностный аспект). Понимание своего родства и чувства общего единства – внутренний мир, субъективное и глубоко личное переживание каждого человека – оно может частично формироваться извне, частично контролируется человеком, и понимается только им самим. Высшие смыслы живут в нашем подсознании своей жизнью, они могут быть скрыты глубоко в наших душах, сердцах и поколениях – это своего рода коллективная генетическая память народа.
Дремлющие внутри нас, неосязаемые под тяжестью наших меркантильных бытовых проблем, ощущения единения, общности, духовной связи могут вдруг вырваться из-за, казалось бы, незначительной мелочи. Это может быть: детский рисунок или игрушка, старая фотография, воспоминания и сны, запах леса или реки, голоса близких людей, фраза из книги, отрывок стихотворения, забытая мелодия, воспоминания о родном доме, ощущения тоски или одиночества.… И это порождает неконтролируемую стихию смешанных эмоций: ожившие образы, забытые чувства, простые истины, скрытые смыслы и тайные откровения. Общенациональная идея – это спящий древний коллективный инстинкт народной солидарности, ждущий своего времени для пробуждения.
Философия общенациональной идеи находится вне времени, политики или государственного строя. Уходя своими корнями в глубину эпох, в подсознание народа, общенациональная идея находится вне критериев положительной или отрицательной оценки, вне социально-классовых градаций и шаблонной логики – это иррациональная категория – её понимают не умом, а сердцем. Общенациональная идея – это образы, чувства, интуиция, переживания, страсти, таинства, эмоции, передавшиеся нам нашими предками в процессе всего цивилизационного развития нашего общества – это огромная скрытая духовная энергия народа, предусматривающая взаимосвязь не только между представителями современного общества, но и прошлыми, и будущими поколениями. Духовную энергию, как и человеческую душу не формулируют – её формируют, ею живут. Общенациональную идею нельзя сформулировать потому, что она нематериальна и не статична во времени, она постоянно развивается и обновляется, раскрывая все новые смыслы, поэтому сформулировать общенациональную идею так же сложно, как остановить время. Кому по силам сформулировать всю историю и чаяния народа или все традиции и мысли поколений? Общенациональную идею, если она истинна и духовна, нельзя сформулировать, раскрыть полностью, как нельзя измерить настоящую любовь или привязанность, силу духа или мысль, возможно только обозначить некоторые её направления и основные смыслы. Общенациональная идея не формулируется – она чувствуется, ощущается, постоянно формируется и выражается.
Выражение общенациональной идеи, в виде раскрытия определённых её смыслов, реализуется посредством культуры (литература, киноискусство, театр, художественное творчество), религии (церковь, вера, духовно-нравственные ценности), науки (история, археология, философия, социология, математика). Элементы общенациональной идеи могут выражаться в государственной идеологии, принципах государственного экономического и социально-политического устройства.
Общенациональная идея (психология) – ощущение своей принадлежности к единому целому, для каждого человека находит свой путь выражения. Для визуалов, людей с ярким восприятием зрительных образов, это могут быть картины мастеров, фотографии, кинофильмы, мультфильмы, наглядные схемы, яркие мероприятия. Аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух, лучше отзовутся на речь, выступление, прочтение стихов, мелодию, песню, произнесённую молитву или гимн страны. Кинестетики – воспринимают ощущения, касания, переживания, для них большее значение играет обстановка, запахи, эмоции и чувства. Дискреты, воспринимающие информацию через цифры, логическое осмысление, четкие доводы – для них необходимы доказательства, причинно-следственные связи, практический смысл. Эта градация достаточно условна – большинство людей достаточно эффективно пользуются несколькими каналами восприятия, просто один они предпочитают больше – проводят в нём больше времени, лучше соображают, и этот способ восприятия для них более важен, чем остальные.
Общенациональная идея (личное воспоминание). Как-то, один мой товарищ выслал мне ссылку на эту песню. Во время прослушивания, я вдруг осознал, что знаю текст – это привело меня в замешательство. Я вспомнил – эту песню я учил в Артеке 30 лет назад! После этого, никогда больше не приходилось её слышать. И сразу возникли забытые образы, лица соотрядников… мысли… Где мои товарищи сейчас?.. Что с ними? Надо же, как всё было… Как же мы изменились… Когда мы такими стали?.. Как бы мы те, из прошлого, оценили себя сегодняшних?.. Если бы не оправдали, то хотя бы смогли понять?.. Чувства былого единства, преодолев время, сотворили зеркало для души… Для понимания того, что было утрачено что-то очень важное, дорогое и такое бесценное.
Проявления общенациональной идеи в обыденной жизни. Как часто в общении мы непроизвольно произносим часть фразы из любимого кино, песни или книги, а наш собеседник вдруг её продолжает. Что мы вдруг чувствуем в этот момент? Мгновенно рождается невидимая духовная связь – мы чувствуем родственную душу… Незнакомый нам человек, вдруг становится нам ближе всех на свете, и горе тому, кто попытается его обидеть – зубами загрызём. И это самое малое из множества проявлений общенациональной идеи.
Парадоксально… можно обклеить все стены большими и яркими лозунгами с призывами национального единения – мы остаемся равнодушны. А можно сказать всего одно нужное слово – мы готовы горы свернуть ради нашего ближнего или во имя общего блага. Не хочется пропагандировать хамство, но нужное слово может быть даже непечатным – важно не само слово, а его смысл, энергетика. В нашей ментальности заложено противоречие – мы готовы понять человека, который искренне, от души нас обматерил, но всю жизнь будем помнить чью-то фальшивую, дежурную улыбку. Тем самым, мы прощаем шквал чужих негативных эмоций и страстей, но не прощаем пустоты. Потому что с пустотой не бывает связи.
Выражение общенациональной идеи в творчестве. Почему мы так любим смотреть старые отечественные фильмы? «В бой идут одни старики», «Вокзал для двоих», «Осенний марафон», «Курьер», «Формула любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и другие шедевры. Там ведь вроде бы обычные неидеальные люди, ругаются, выясняют отношения, преследуют свои цели. Потому, что мы понимаем – все эти неидеальные люди, так похожие на нас самих, выстраивают ценностные отношения высшего порядка, мы очень хорошо это понимаем и тонко чувствуем. В таких отношениях не бывает фальши – это взаимосвязь духовная, ценностная. Герои этих фильмов становится для нас живыми, общими и родными.
Почему мы так злимся, когда видим сегодня на экранах пошлость, глупость и цинизм? Потому, что мы ощущаем себя обманутыми и опустошенными. Вместо настоящих чувств, переживаний, новых смыслов и духовной подпитки мы получаем, в лучшем случае, яркую бездушную картинку. В худшем, в нашу душу, как воры в дом, пролезли, наследили, разломали и ушли, оставив после себя помойку. Никто не вспомнит этих «авторов», «режиссеров», «актеров», «звезд» через несколько лет. Пустота.
Почему некоторым людям удается достучаться до человеческого подсознания, удачно, кратко, ёмко и просто выразить глубинные смыслы общенациональной идеи? Художникам, поэтам, классикам, режиссерам, композиторам, исполнителям, музыкантам. Почему именно им удаётся разбудить и направить наши скрытые чувства и эмоции в нужное русло – единение? Ведь мы, люди, такие разные. Это – дар, данный талантам и гениям самой природой, в виде силы разума, слова, творчества, воображения, фантазии. Но даже очень, одаренные от природы, талантливые люди, выходят из народа, формируются в нём, воспитываются своими учителями и наставниками, вбирая в себя все тот же духовно-интеллектуальный потенциал, накопленный прошлыми поколениями. Оправдывая перед природой и обществом свой дар, выражая в силе своего творчества, гении возвращают его обратно, нам, людям. Они интуитивно чувствуют и осознают – им многое было дано, значит, с них многое спросится.
Потенциал общенациональной идеи способен гасить социально-политические и исторические противоречия – вести к примирению. Например, между поклонниками Николая II и сталинистами. Первые, прекрасно понимая, что Николай II был слабым руководителем, тем не менее, уважают его как личность, глубоко сочувствуя и сострадая по поводу жестокой смерти самого царя и его семьи. Кто может осудить их за это? Вторые, считая царя слабой исторической фигурой, ругают его, и превозносят И. Сталина, как идеал справедливого народного руководителя, поднявшего страну из мрака и хаоса до супердержавы. И тоже, по-своему, правы.
Если отбросить лишнее, то получается парадоксальный спор. Люди, умеющие сострадать, против людей, которые за справедливость. Что ценнее в споре двух РОССИЙСКИХ патриотических групп? Сторонников двух великих РУССКИХ людей?! Сострадание или справедливость?!! А одно без другого имеет смысл? Сколько лет этому конфликту – 100? А сколько лет нашей исторической памяти? Общенациональная идея старше сегодняшнего православия, староверов и ведет свой счет со времен язычества. Столетний мировоззренческий конфликт несопоставим в сравнении с на порядок высшими духовно-ценностными категориями.
Глубина и сила выражения общенациональной идеи должна соответствовать занимаемой территории и богатствам своего отечества, иначе их не удержать – природа все расставит на свои места и не даст права владения территориями и богатствами тому народу, который им не соответствует морально-нравственно, духовно, не стремится к взаимному примирению, утратил связь поколений, интуицию, мудрость и деградировал. Это будет не наказание, а всего лишь естественный отбор в пользу иных, более мотивированных и сплоченных народов.
Функция общенациональной идеи – объединение общества с целью созидания, поэтому для выражения её созидательного и объединяющего начала необходимо придерживаться ряда базовых принципов: общение, терпимость, взаимное уважение и понимание; обучение, творчество и созидание; общность интересов и единство целей; общие культурные, исторические и морально-нравственные ценности; историческая миссия и смысл существования.
Формирование общенациональной идеи. Общенациональную идею можно и нужно формировать и корректировать, направляя её выражение и развитие, но это возможно только совместными общими усилиями, по согласию и непротивлению, общенациональная идея – это общее, народное – и формируется только сообща. Бездуховные, невежественные, алчные люди общенациональную идею выразить не могут по своей природе. Безнравственность, потреблятство, глупость только усиливают противоречия, рождая междоусобицы, раздор и конфликты.
Способы и методы выражения многообразия смыслов общенациональной идеи – сложная творческая, культурная, философская и мировоззренческая задача, требующая обязательного привлечения талантливых людей, культурных элит и широкого общественного обсуждения. Общенациональная идея не может быть искусственно сочинена в верхах власти или внедрена насильственно, не может быть навязана отдельной частью общества, иначе теряется смысл понятия.
Государство и общенациональная идея (практический смысл). Сильное гражданское общество способно объединиться и при утрате государственных механизмов восстановить и механизмы, и свое государство. Чтобы убить государство его нужно убить дважды – убить его государственные механизмы (институты) и разрушить саму структуру гражданского общества. Общенациональная идея – дает государству и народу бессмертие. Даже если разделить государство на отдельные части, разрушить структуру гражданского общества, истребить половину населения, у оставшихся навсегда будет сохранено в памяти былое величие и единство, а значит, найдутся стремление и силы его восстановить.
Государственная идеология.
Государственная идеология – совокупность принципов, идей и ценностей, выстроенная в структурированную целостную мировоззренческую систему, являющуюся основой общественного и государственного устройства, и разделяемая большинством сограждан.
Государственная идеология (общий смысл). В отличие от философских, чувственных и иррациональных смыслов общенациональной идеи, государственная идеология – рациональна, четко выражается и формулируется. Государство, как категория рациональная и практическая, не может ждать формирования общенациональной идеи у всего общества – это слишком долгий, неопределённый и неорганизованный процесс. Поэтому государство формирует ряд принципов, в понятной, доступной, директивной форме изложения, на которых формируется единство гражданского общества и целостность государственного устройства.
Плохо это или хорошо? Это, как родители формируют воспитание своего ребенка, избегая сложных форм объяснений, они более опираются на простые, доходчивые формы – можно или нельзя, плохо или хорошо, полезно или вредно. Чем старше, сознательнее становится ребенок, тем более сложные формы принимает его воспитание: «Не дразни собаку потому, что…», «Будь вежливым, иначе…», «Не обижай друзей потому, что…» и т.п. Любящие родители не могут допустить, чтобы их ребенок наделал в процессе своего формирования кучу жирных и разрушительных глупостей, с необратимыми для себя последствиями. В этом смысле государственная идеология гарантирует обществу «защиту от дурака», не давая совершить ряд глупостей определенной, несознательной части общества, спровоцировав в целом обществе противоречия, конфликты и хаос, поставив под угрозу целостность государства.
Государственная идеология (ассоциации). Что нам приходит в голову, когда мы слышим формулу «государственная идеология»? Плакаты, дружные демонстрации, марши, речи лидеров, политсобрания и лозунги. На самом деле, мы вспоминаем лишь примитивную часть государственной идеологии, её внешнюю обертку – пропаганду. Но не вспоминаем её основ и принципов. Это ошибка. На незнании основ и принципов идеологий сегодня выстраиваются подмены понятий.
Конфликты идеологий. Сегодня на Западе принято приравнивать марксистско-ленинскую идеологию СССР к идеологии национал-социализма Третьего рейха. Любой человек, обладающий минимумом познаний в истории, должен понимать, что такое сравнение в корне неверно. Идеология Третьего рейха ставила своей целью расовое превосходство, уничтожение расово неполноценных народов, тогда как цель марксистско-ленинской идеологии заключалась в социальном равенстве и справедливости, дружбе народов – интернационализме. Абсолютно разные цели, с точки зрения морали, нравственности и конечного результата. На чем базируется сравнение? На насильственных методах достижения целей – они действительно имели много общего.
Почему сегодня внешнеполитические силы, игнорируя противоположные цели этих идеологий, делают акцент именно на методах их достижения? Почему нам навязывается мысль о том, что государственная идеология недопустима в современных демократических государствах? Ответ прост – качественная государственная идеология может сыграть роль катализатора в выражении смыслов общенациональной идеи, а как мы уже определили, это открывает перед государством и обществом очень серьезные перспективы в общественном и государственном развитии. В условиях жесткой международной конкуренции позволить своему политическому конкуренту использовать официальную государственную идеологию – это означает дать ему серьезное преимущество в противостоянии, значительно повысить социально-политическую устойчивость государства за счет усиления его главной составляющей – гражданского общества. В то время, как основа современных войн – информационная, сегодня направлена именно на разрушение гражданских сообществ, составляющих свои государства.
Не признавая официального статуса государственной идеологии, тем не менее, на Западе многими странами ведется серьезная идеологическая работа со своими гражданами, то есть, имеет место негласная, неофициальная форма госидеологии: обучение демократии, внедрение принципов и ценностей либерально-демократической формы управления и внутриобщественных отношений, позиционирование «западных ценностей и права», как единственно верных. Надо понимать, что даже государства и народы с несовершенными, противоречивыми и искусственными идеологиями всегда будут иметь значительное преимущество над государствами и народами, находящимися в условиях «идеологического вакуума» и «мировоззренческой пустоты».
Пример событий на Украине демонстрирует, как меньшинство на основе бандеровских архаичных, варварских, допотопных, откровенно глупых и маргинальных идей, может взять верх над большинством, подавлять и контролировать его. У подавляемого большинства нет смысловых, ценностных, духовных, нравственных и понятных ориентиров, побуждающих к организованному сопротивлению. При решении такой проблемы надо помнить важное правило – систему может одолеть только система, а противостоять идеологии может только другая идеология.
Государственная идеология (базис) строится на основе и способна включать в себя основные, уже действующие, принципы современного государственного устройства: принцип представительства, принцип разделения властей, принцип демократизма, принцип законности (объективности и справедливости), принцип гласности и открытости, принцип гуманности. Качество государственной идеологи должно определяться, и выстраиваться на базе приемлемых и близких абсолютному большинству общества представлений и смыслов общенациональной идеи – традиционных национально-культурных, ментальных, духовных, морально-нравственных, особенностях и предпочтениях народа.
Государственная идеология (функция) может определять не только характер и методы достижения целей, но и сами цели государственного и общественного развития. На основе общенациональной идеи, государственная идеология способна влиять на формирование взаимоотношений внутри государственно-общественной архитектуры: принципы государственного экономического и социально-политического устройства, может определять наиболее приемлемые ментально, интуитивно понятные и традиционные формы общественного самоуправления и т.п. Государственная идеология в определении набора методов достижения целей и регулирования общества дает четкое определение, какие методы допустимы, а какие нет.
Пластичность государственной идеологии. В условиях быстроразвивающегося современного мира, любая радикальная (левая, правая) идеология, или идеология, основанная на жестких догматах, будет неэффективна – она неспособна быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. Радикальные и догматические идеологии значительно снижают поле для принятия конструктивных решений, отрицая такие решения в принципе, кроме того, вызывают сильное социально-политическое напряжение. Государственная идеология, для выполнения своей главной функции, должна обладать определённой пластичностью – способностью адаптации к изменяющимся условиям. Пластичность (адаптация) государственной идеологии базируется на логике, целесообразности и прагматичности – основах работы всего государственного устройства, его институтов и механизмов. Иначе говоря, если государственный механизм может адаптироваться к изменяющимся условиям, то и государственная идеология, как инструмент государства, так же должна соответствовать этим изменениям.
Мера влияния государственной идеологии. Суть состоит в том, чтобы исключить превращение государственной идеологии в очередное пугало для людей, регулирующее каждый их шаг – формирование авторитарной идеологии. Поэтому при формировании государственной идеологии необходимо введение параметра – благоразумие, мера влияния, баланс.
Государственная идеология и фактор общественного принятия. Неожиданное падение на голову общества тяжелого массивного идеологического монолита способно вызвать непонимание граждан и общественный шок. Сбалансированная государственная идеология должна формироваться и вводиться поэтапно, последовательно, начиная с малого, тех вопросов и принципов, которые актуальны, близки, и, безусловно, поддерживаются абсолютным большинством гражданского общества.
Приоритеты государства и идеологии. Идеология должна быть подчинена государству и обществу, служить их интересам, а не наоборот. Даже самая совершенная идеология – материя неодухотворенная, нематериальная, и абсолютно совершенной быть не может по определению. Государство же управляет живыми людьми, и само управляется высшими должностными лицами, тоже людьми. Поэтому контроль государственного управления всегда должен находиться в руках людей – в этом смысл приоритета государства над его официальной идеологией – живое должно управлять неживым, а не наоборот.
«Предохранительный клапан» от неверной государственной идеологии. Если в результате внедрения «новой идеологии» значительная часть общества её не принимает, защищается от неё, выпадая из гражданского сообщества, уходит в социальную самоизоляцию или отторгается вместе с государственными территориями – такая идеология вступает в противоречие с государственными интересами, не может считаться общенациональной и является антигосударственной. Государство не может терять территории, или лишаться поддержки части общества, части своего созидательного потенциала, из-за неверной или ложной идеологии. Идеология должна быть подчинена интересам государства, а не наоборот.
Заключительные выводы:
1. Государственная идеология составляет прочную основу для социально-политического равновесия общества и государства. Фактор государственной идеологии должен учитываться государством, с целью сохранения паритета в условиях сложных международных отношений.
2. Государственная идеология должна основываться на общепринятых цивилизованных принципах государственного устройства. При формировании государственной идеологии должны учитываться базовые параметры: пластичность, адаптируемость, логика, целесообразность, прагматичность, мера, поэтапность, последовательность, управляемость.
3. Качество государственной идеологии основывается на общепринятых представлениях, ценностях и смыслах общенациональной идеи. Именно общенациональная идея способна наделить государственную идеологию ценностно-смысловой глубиной, адаптировать к интуитивно-традиционному и культурно-национальному восприятию, способствовать взаимопониманию между обществом и государством.
Оценили 33 человека
54 кармы