• РЕГИСТРАЦИЯ

Специально для неугомонных борцунов с "крестопадом"

2 267

Буков будет много,  читайте не торопясь, по диагонали не получится.

Официальная позиции Русской православной церкви по вопросу использования священных символов в мирских целях

УПАКОВКА, ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ И НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проблемы современного иконопочитания. Часть 3

Напомним читателям [см. Часть 2], что под нормой иконопочитания авторы понимают использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей, как:

молитва, обращение ума от образа к первообразу;

явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;

почитание священных изображений, то есть воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;

освящение профанного пространства жизни человека;

благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.

При условии:

использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);

изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;

размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться попранию и поруганию, вольному или невольному.

Далее под священными изображениями, как и прежде, понимаются любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Священные изображения в оформлении полиграфической продукции и изделий

В последнее время распространилась практика использования священных изображений (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православные храмы) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба, в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.

Названные изделия используются для нужд православных приходов, епархиальных учреждений, отделов и комиссий, общественных организаций и богоугодных заведений и т.п. При этом отчасти копируются светские приемы и делаются попытки воспроизвести старую дореволюционную традицию.

Следует различать назначение документов, снабжаемых указанными изображениями. Существуют документы долговременного хранения и благочестивого использования, например наградные грамоты и документы, ставленные грамоты священников и т.п. Можно предположить, что подобные документы будут благоговейно храниться и имеющийся на них герб в виде иконы (или содержащий икону в качестве его части), оттиск печати организации, включающий в себя священные изображения, не подвергнутся поруганию.

Однако использование бланков церковных или православных организаций с сакральной символикой и оттисками печати, ее содержащими, в текущей деловой переписке, особенно со светскими адресатами, и в рутинной канцелярской практике с большой долей вероятности приведет к поруганию священных изображений, символов и знаков, например в результате бытовой утилизации или иным образом.

Поэтому следует разработать указанные изделия без священных изображений или создать два разных их типа:

*для документов долговременного хранения и благочестивого использования;

*для текущей деловой переписки и канцелярской работы.

Подобное разделение встречалось и в прошлом, когда, например, изготавливались двусторонние печати: одна сторона была простой, а другая – для особых торжественных случаев.

Печать патриарха Иова (1589–1605)

Возможные возражения со ссылками на древнюю христианскую традицию использования священных изображений для изготовления печатей не совсем обоснованны. Следует иметь в виду ряд отличий нашего времени от прошлых веков.

Во-первых, в старину документооборот не был столь массовым явлением, как сейчас: царские, княжеские, епископские грамоты были относительно немногочисленны и изготавливались для практически «вечного хранения» в надежном месте.

Во-вторых, в древности важные документы снабжались вислыми двусторонними печатями, причем нередко из металла (золота, серебра, меди, олова, свинца и даже железа). Именно поэтому до нас дошли древние византийские и русские печати, которые хорошо описаны специалистами по сфрагистике[1].

В-третьих, старинные двусторонние вислые печати обычно имели на одной стороне надписание имени и должности владельца, а на другой – священное или иное изображение. Например, на лицевой стороне печатей патриархов Иова и Филарета не было даже крупного изображения креста – только надписание имени, сана и изображение благословляющей руки.

Печать патриарха Филарета (1619–1633)

Поэтому и в наше время церковные и православные организации для рядовой переписки и делопроизводства вполне могут обойтись простой печатью без священных изображений (включая прорись храма, куполов с крестами и т.п.), а в качестве герба или эмблемы своей организации использовать рисунки, не содержащие сакральные образы, символы и знаки. 

Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции следующего типа: баннеры (одноразовые или кратковременного использования), православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, этикетки, упаковка товаров и т.п.

Священные изображения на таких изделиях также не предназначены для молитвенного почитания, а служат неразумным и неблагочестивым украшательством, в результате которого профанируется священное.

В своем большинстве эти изделия в скором времени по использовании подлежат утилизации, что затруднительно делать благочестивым образом. Особенно это касается баннеров – зачастую многометровых полотен, которые почти невозможно утилизировать благочестиво.

Недопустимо также использовать священные изображения в качестве дизайнерских элементов оформления колонтитулов страниц каких-либо изданий и т.п.

Сказанное относится и к распечаткам священных изображений на любых материальных носителях, производимых с электронных ресурсов, если подобные распечатки имеют временное ограниченное назначение.

Священные изображения в виртуальном пространстве

Отцы VII Вселенского Собора в своем определении, разумеется, не предусматривали изготовление икон в виде фотографий (негативов и их отпечатков), кинофильмов, голограмм, лазерных шоу, цифровых изображений (фотографии, видеофильмы, компьютерные игры и т.п.) и др. Однако догматизированное (то есть утвержденное) ими и развитое последующими православными богословами учение о почитании в иконе ипостаси (лица), а не материи, позволяет и в наше время определить пределы благочестивого отношения к священным изображениям, изготовленным в любой изобретенной человеком форме.

«Ведь образ Христов, – пишет преподобный Феодор Студит, – на каком бы материале он ни был запечатлен, неотделим от Самого Христа, так как сохраняется вне материи, в представлении. Поэтому обоим – Христу и Его образу – подобает одна и та же честь и поклонение»[2]. То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих.

Поэтому в дореволюционной России во избежание соблазна для верующих принимались меры к запрещению воспроизводить священные изображения новыми техническими средствами, например в кинематографе, называемом тогда «живой фотографией»:

«Принимая во внимание, что живая фотография посредством быстрого движения показываемых лиц производит сильное впечатление на зрителей, представляя изображаемые предметы как бы живыми и действующими, и что появление при подобных условиях изображений Христа Спасителя и Его Пречистой Матери, а также других священных лиц представляется крайне несоответствующим чувствам благоговейного уважения к святыне и может порождать соблазн, Святейший Синод определяет: воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и угодников Божиих…»[3].

Наше время богато новыми технологиями воспроизведения изображения, что создает дополнительные соблазны. Одним из таковых является компьютер и цифровые технологии вообще.

Здесь надо сказать, что недопустимо использовать священные изображения в качестве «значка» (букв. «иконки») доступа к какой-либо программе, хотя бы и религиозного назначения. Например, в одной компьютерной программе электронной Библии в качестве «значка» («иконки») доступа используется лицевая сторона оклада Богослужебного Евангелия с изображением Господа Иисуса Христа и евангелистов. Поэтому при обращении к программе пользователь касается пальцем (или курсором) самого священного изображения, что неблагочестиво.

Первая страница презентации «Иконопись Древней Руси». Название написано поверх изображений на иконах

Недопустимой профанацией Сакрального является использование священных изображений в качестве фона, на который накладываются посторонние текст или изображения (например реклама, заголовки и др.).

Неблагочестиво также превращать священные образы в «плавающие» картинки на экране монитора.

Нельзя использовать визуальные эффекты, связанные с произвольным обращением со священными изображениями, например разделением их на фрагменты, дроблением, искажением и т.п. (печально видеть, как «эффекта ради» на экране компьютера в одной православной презентации в осколки «разбивался» образ Богородицы при переходе от одного слайда к другому).

Неблагочестиво использовать священные изображения в виртуальном (цифровом) пространстве в качестве декора, оформления логотипа и т.д.

Допустимая благоговейная форма использования священных изображений на любом носителе (в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве) – это употребление их в качестве просветительского иллюстративного материала к соответствующим текстам.

Разработчикам интернет-сайтов следует предусмотреть, чтобы священные изображения и их фрагменты не выходили на печать в виде элементов украшения страниц, фирменного стиля сайта и т.п.

«Православный китч»

Образец западной религиозной живописи: «Ангельское пение». Вильям Бугро. 1881. Музей Гетти.

Нередко изделия церковного и православного обихода: иконы, лампады, подсвечники, малая пластика и т.д., которые продаются в светских и интернет-магазинах, а порой и в церковных лавках, – сделаны вульгарно и даже пошло.

Отдельно можно выделить ставшие уже привычными фигурки ангелов-куколок. Выполненные в инфантильно-мультипликационной манере, они искажают образ бесплотных духов, служащих Богу (см.: Евр. 1: 14), при явлении которых люди в Ветхом (см.: Суд. 13: 3–22) и Новом Завете (см.: Мф. 28: 2–8; Откр. 7: 1; 8: 2) испытывали страх и ужас. Вместо этого подобная «продукция» настраивает ее обладателей на фамильярно-сентиментальное восприятие слуг Божиих. В таком виде их задача не возвещать волю Творца – защищать (см.: Пс. 33: 8), извещать (см.: Лк. 1: 11–20; 26–38) или карать (см.: Пс. 34: 5–6), – но «порхать» и играть на скрипке в духе выхолощенной религиозности западной христианской живописи.

В результате этого священные изображения, по определению являющиеся святыней, превращаются в своего рода «православный китч», профанирующий само церковное искусство, предназначенное для содействия благоговейной молитве.

Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами

Корнем названной проблемы является вольность авторов и производителей подобной продукции, их пренебрежение церковной иконописной традицией ради собственного самовыражения или получения прибыли. Однако не лишне будет напомнить предостережение Священного Писания: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48: 10).

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1551 года (Стоглавый Собор) запретил писать иконы по суемудрию, «от своего замышления», то есть по произволу художника, но

писать «с древних образцов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии иконописцы» (гл. 41. 1)[4].

В особой главе, посвященной иконописи (гл. 43), Собор предписывает иконописцам с особым благоговением создавать святые образы, а именно: чтобы они

«с превеликим тщанием писали образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священномученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию по существу, смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов».

Если они этого не делают, то Собор предписывает им

«от таковаго дела престати, да не Божие имя таковаго ради писма похуляется. И аще которые не престанут от таковаго дела, таковии царскою грозою накажутся и от Бога осудятся»[5].

Упаковка рождественского подарка (из бумаги), выполненная в форме храма с изображением Святого Семейства и ангела. Священное изображение нанесено на профанный предмет из недолговечного материала

Дореволюционные гражданские законы в защиту веры, входившие в русское церковное право, также требовали следить за высоким качеством икон. В частности, «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» предписывал «наблюдать, чтоб ни в церквях, ни в продаже и нигде не было икон, неискусно написанных и тем более писанных в странном и соблазнительном виде»[6].

Широко распространившаяся сегодня китчевая религиозная продукция стала для многих привычной. Вместо того чтобы воспитывать в людях священный трепет перед Божественным, такая продукция приземляет священные образы, делая их восприятие мещанско-потребительским.

Церковь призывает иконописцев следовать лучшим образцам, стремясь достичь догматической и вероучительной чистоты и цельности священных изображений, а также такой художественной выразительности, которыми обладало православное церковное искусство в периоды своего наивысшего расцвета.

Как же определить художественное качество произведения церковного искусства, его эстетическую ценность? Одно из важнейших понятий в эстетике – красота. Где нет красоты, там нет и образа Божия. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Красота там, где Дух Святый». Поэтому красота Божия – это категория и эстетики, и онтологии. Форма и содержание священного образа не вмещаются в понятие «произведение искусства», но доходят до глубины понятия «церковная святыня». Тот или иной образ призван являть благовестие Христово о спасении мира через спасение человека[7].

Икона должна являть образ Бога – во Христе, в Божией Матери, в обоженном человеке, прославленном Церковью в лике святых. В иконе должна быть та правда о Боге и человеке, какой ее знает Церковь. Где нет красоты в ее высшем понимании, накопленном опытом Церкви, там нет Бога, там не может быть и Его образа[8].

Ответственность верующих

Нам всем следует помнить, что мы ответственны за те священные изображения, которые оказались в нашем распоряжении.

Их должно быть столько, сколько, например, святых угодников мы хотим почитать и молиться им, но так, чтобы мы были способны содержать эти иконы надлежащим образом. Нередко у православных христиан накапливается такое количество священных изображений (и разных других святынь), что они уже не знают, что с ними делать.

Следует избегать необдуманного накопительства священных изображений

Со священными изображениями, как и со всем остальным, не должно быть необдуманного накопительства. Если знакомые, вернувшись из паломничества, хотят подарить нам очередную иконку, то не будет греха, если мы со смирением откажемся (например, сославшись на то, что у нас уже много икон и новые некуда ставить).

Иконы и другие священные изображения должны храниться в приличных местах – на отдельных полках (примерно на уровне глаз или выше, но никак не ниже уровня пояса взрослого человека), не смешиваться с предметами бытового характера (фотографиями близких, посудой, предметами гигиены и т. д.).

«Магнит из бересты, резной с золотом: монах с книгой «Три собора. Дивеевский монастырь» (описание взято с сайта производителя)

Отдельных слов заслуживает возникший недавно обычай изготавливать иконы и иные священные изображения, а также молитвы на магнитах. Данные изделия в силу их крепежного характера помещаются чаще всего на холодильниках, превращая последние в своего рода «иконостасы». Производители такой продукции не стесняются называть ее сувенирной и часто поражают своей безграмотностью. Так, одна фирма изготавливает подобные магниты массовыми сериями на любой вкус, рекламируя свой товар – «Церковные магниты на холодильник» – как оригинальные, но дешевые безделушки[9].

Священные изображения должны содержаться в чистоте и порядке.

Ношение икон в кошельках и портмоне не соответствует благоговейному почитанию священного.

Не следует производить и приобретать священные изображения-подвески на свободных креплениях (цепочках, шнурках) для употребления их в автомобилях. Во время движения такие подвески сильно раскачиваются из стороны в сторону, что противоречит благоговейному отношению к изображенным на них святым образам.

О благоговении к текстам религиозного содержания

Благоговейное, почтительное отношение должно распространяться и на тексты религиозного содержания, а также на те, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников. С такими текстами, где бы они ни встречались – в церковной, светской печати, на баннерах или где-либо еще, – нельзя обращаться обычным образом. Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При необходимости – только сжигать. Еще лучше стараться поступать так, чтобы не возникало нужды в сжигании этих текстов, быть рассудительными в их приобретении, чтобы не возникало впоследствии недоумения, что делать с их преизбытком. Ведь сегодня не так легко передать кому-то ставшие ненужными духовные книги и периодику: у многих они есть в достаточном объеме, приходские библиотеки в целом тоже укомплектованы.

Утилизация предметов со священными изображениями и текстами

К таковым предметам, как правило, относятся многотиражные и единичные полиграфические изображения христианских святынь и символов: газеты, журналы, календари, документы (например, бланки писем) и распечатки компьютерных текстов, имеющие священные изображения и т.п., но не только это.

Большинство таких предметов не следует производить, распространять и приобретать, но раз уж они оказались в наших руках, то ради святыни мы должно утилизировать их благочестивым способом. Однако следует иметь в виду мнение современных подвижников благочестия на эту тему. Так, преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил, что сжигать можно только такую икону, на которой оказалось какое-то другое недостойное изображение или что-то другое непотребное и это невозможно стереть. «Если у иконы сохранился лик, ведь можно же ее обновить, сделать ей новую рамку. Как можно зарывать в землю или сжигать икону Господа или святого?!»[10].

Это вновь возвращает нас к современной практике неоправданно широкого использования священных изображений в качестве «украшательства» «православных товаров», церковных документов и т.п.

Еще раз скажем о «православной таре» для «православных товаров». Любая упаковка по своему функциональному назначению не предназначена для молитвы, а подлежит утилизации (уничтожению, выбрасыванию в бытовые отходы и т.п.) после использования самого товара. Наносить на упаковку священные тексты, тексты молитвословий, содержащих имя Божие, и священные изображения есть вопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей. Попытки производителей оправдаться в этом преднамеренном кощунстве предупреждениями к покупателям «благочестивым образом» утилизировать их продукцию не имеют никаких оправданий.

Мы грешим, покупая товар в упаковке со священным изображением, и поощряем ко греху производителя

Самым ярким примером такой иконоборческой деятельности является изготовление упаковок для свечей с иконами Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих. Производитель такой упаковки сознательно обрекает покупателей своей продукции или «коллекционировать» вырезанные из коробок бумажные иконки (предлагая использовать их профанным образом в качестве закладок), или искать место для их «благочестивого сжигания», или заваливать ими ближайший храм, который должен будет сжигать их за всех своих прихожан, или, не заморачиваясь, выбрасывать упаковку в бытовой мусор. И всё это ради «конкурентной борьбы» за покупателя, который-де скорее купит товар в «православной упаковке», то есть с иконой, чем без оной. Потому согрешает не только производитель, но и покупатель, ибо каждой такой покупкой он стимулирует делать именно такую кощунственную упаковку.

Повторим, что «рыночным образом» воздействовать на таких горе-производителей можно только абсолютным бойкотом их продукции как богохульной.

Изготовление священного образа, в скором времени предназначенного для уничтожения (сжигания), неразумно и неблагочестиво, а по сути – и кощунственно. Одно дело – благоговейно утилизировать иконы, не поддающиеся восстановлению, и совсем другое – уничтожать священные изображения, находящиеся в хорошем состоянии, но изначально созданные не для молитвенного поклонения, а для декоративного оформления упаковки или товара временного пользования (календари, церковные газеты, журналы и т.п.).

Размещение священных изображений в качестве декоративных элементов на долговечном упаковочном материале, в том числе и для предметов, предназначенных для богослужения (домашнего или церковного, например для ладана), также неуместно и неблагочестиво, поскольку не соответствует норме иконопочитания и является профанацией сакрального образа. Изображение Креста и святых образов на таре из долговечных материалов (например из металла) создает только дополнительные трудности при ее утилизации.

В церковной практике принято относиться с благоговением даже к вышедшим из употребления или пришедшим в негодность освященным предметам, богослужебной утвари, предметам церковного обихода (вплоть до поминальных записок, поданных прихожанами).

Поэтому в случае прихода в негодность, обветшания, истечения срока службы и т.п. освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте.

В последнем случае лучше всего сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.), поскольку при сохранении существующего положения вещей это придется делать многократно. Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она чистая.

К сожалению, надо признать, что даже до сжигания доходит далеко не всё. По неведению, невнимательности многие священные изображения подвергаются утилизации вместе с обычным бытовым мусором.

Выводы

1. Церковным учреждениям, православным приходам и организациям следует осмотрительно и выборочно использовать священные изображения (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православных храмов) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба т.п.

2. Недопустимо использовать священные образы в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.

3. Священные изображения на любом носителе, в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве, должны изготавливаться и использоваться с соблюдением правил благоговейного к ним отношения.

4. Не следует производить, распространять и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений, или те, на которые они нанесены, если они искажают иконописный канон.

5. Надо всегда помнить, что мы ответственны пред Богом за те священные изображения, которые изготавливаем, распространяем, приобретаем или храним (дома, в автомобиле и т.д.). Поэтому:

не следует производить, распространять, приобретать и использовать сувенирные изделия со священными изображениями;

не следует производить, распространять, приобретать и использовать в автомобилях священные изображения-подвески на свободных креплениях (цепочках, шнурках);

6. К текстам религиозного содержания, а также к тем, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников необходимо относиться с должным благоговением, подобно как к священным изображениям.

7. Отказ от неправомерного использования священных изображений и текстов для обыденных предметов позволит свести объемы благочестивой утилизации их материальных носителей до приемлемого уровня, обусловленного естественными причинами.

Владимир Немыченков, священник Алексий Кнутов

18 апреля 2019 г.

Очень интересная/полезная статья - ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ НА ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКАХ И… ТУАЛЕТНОЙ БУМАГЕ

Владимир Немыченков

Думайте, камрады, когда собираетесь поучаствовать/устроить какой-либо хайп/визг/писк/ор.


взрослая, но не старая. Характер золотой - тяжелый)

    Сын Трампа опубликовал видео
    • Nyka
    • Вчера 14:32
    • Промо

    Трамп пинком прогоняет Зеленского с обложки журнала Time, посвященного званию "человек года". Такое видео опубликовал сын избранного президента США Дональд-младший. /?r=plemwd ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Vik Брехня и брехуны
      Сегодня 07:55

      Пэрэможная агония проекта Ukraina. А.Урсида

      Нет, я не про пэрэсичных украинцев, которые после падения Сирии получили лютую дозу пэрэмогина и теперь мриють про снос режима Путина и расчленение России за пару недель при помощи пары тысяч мятежников-бармалеев.Хотя и про них сказать тоже нужно. Пока тактикульно-парамилитарные украинские говорящие головы регулярно снабжают своим зрадным нытьём украинс...
      78

      Что за ложная стеснительность? Об очень важном моменте

      Этот текст военкора Сладкова (того самого, которого хотела привлечь главная военная прокуратура по делу о дискредитации армии, но его по звонку отмазал кто-то из АП, как признался публично сам военкор) расходится сегодня очень широко. Что меня в нем смущает? Трусость. Откуда она у бородатого военкора в цифре? Зачем он употребляет б...
      266

      Никакое украинское ЦИПСО так просто не сможет. Корейский спецназ

      Просто фантастический уровень дискредитации. Перекрыть такое "достижение" будет практически невозможно. И дело тут даже не в заслугах 810-й бригады, например.В одном посте военблогера Романова собрано вообще все, что порадует украинское командование и их людоедские власти. Судите сами:- Плехово якобы было взято исключительно северокорей...
      331
      Vik Брехня и брехуны
      12 декабря 22:09

      Как помолодела бухгалтерия 40+ или маскировка?) Shaman видео

      ?ref_domain=yastatic.net Shaman выступил с песней "Я русский" на Международном кремлевском благотворительном кадетском балу в Москве ...
      302
      Vik Брехня и брехуны
      12 декабря 21:25

      ШЕРЕМЕТЬЕВО. ЕЩЁ РАЗ

      ШЕРЕМЕТЬЕВО. ЕЩЁ РАЗТеперь о рабочих руках. Как нам доложили, необходимо этих рук три миллиона. Т.е., полтора миллиона работников. Цифры нам известны. За год в Шереметьево прилетело сто семь тысяч украинцев, не пустили к нам двадцать четыре тысячи человек. Допустим, пропустили всех. Как двадцать четыре тысячи «однонарода» помогут решить нам пробл...
      310
      Vik Брехня и брехуны
      12 декабря 21:01

      Рыдаю! Это Оскар! Прастите...

      Это ОскарСирийский мальчик говорит, что ищет в тюрьме Сайдная отца, который сидит там уже 14 лет. На вопрос, сколько лет мальчику, тот отвечает, что 10. Чувствую, сирийские бармалеи переплюнут в постановах израильскую армию. ...
      226
      Vik Брехня и брехуны
      12 декабря 20:34

      Довольны?

      Центробанк отказался от изображения храмов на новых купюрах. Зампред ЦБ России С.Белов сказал: «На банкнотах образца 1997 года мы можем увидеть культовые объекты. Но когда мы изменили концепцию оформления банкнот и перешли от городской серии к региональной — теперь каждая банкнота посвящена одному из федеральных округов, — то ...
      164
      Vik Брехня и брехуны
      12 декабря 10:02

      Стало модно словами швыряться последнее время.

      Ладно, видимо, без лонгрида о так называемом "охранительстве" никак не обойтись.Просто стало модно словами швыряться последнее время. Занесу свои пять копеек, разумеется, полученные от башен Кремля.Мне тут на полном серьёзе презрительно процедили в лицо: "ну, ты-то у нас патриот... "Я взял риципиента за плечо и грустно посмотрел в глаза. Затем поведал...
      233
      Vik Брехня и брехуны
      11 декабря 20:44

      Юрий Подоляка опять лжет гражданам России в лицо

      Снова на сцене герой (https://t.me/yurasumy/19760) известного стихотворения Ляли Брынзы. Проблема в том, что герой, надуваясь от собственного самомнения, высокомерно вещает то про плохую мягкую силу России, то о проигрыше в информационной войне. Но "Уважаемый Юрий Иванович"(с)(тм) неспособен даже послушать прямую речь Владимира Путина, чтобы понять, ч...
      316
      Vik Брехня и брехуны
      11 декабря 14:48

      Ваши источники. Экс-полковник ФСБ и администратор крупнейших политических каналов Михаил Поляков

      Удалял посты из «Незыгаря»* по указаниям из Администрации президента, администрировал «Соловьев Лайв». Экс-полковника ФСБ и администратора крупнейших политических каналов Михаила Полякова судят за вымогательство 40 млн рублей у IT-холдинга «Ланит». «База» рассказывает подробности о деле «Дяди Миши ФСБ» — самом громком среди дел админов телеграм-каналов. По версии след...
      161
      Vik Брехня и брехуны
      11 декабря 14:09

      Однажды Георгий и Башар Асад

      Однажды Георгий опубликовал пост на бегство из Дамаска Башара Асада, и указал там - скоро мы увидим, как он на Патриках сидит да кушает борщ с уточкой.Периодически, конечно, наивный Георгий забывает, что находится в российском Интернете, где все всё знают больше других, и МВД, ФСБ и любая разведка не нужны за ненадобностью. Забыл и на этот раз ввиду раннего утра, и мо...
      251
      Vik Брехня и брехуны
      11 декабря 13:03

      День памяти погибших в Чечне

      В России 11 декабря — День памяти погибших в Чечне. В этот день в 1994 году началась 1-я Чеченская компания. Первая Чеченская – это трагическая страница в летописи истории России, которая длилась с декабря 1994 по август 1996 года.Мой крестник дважды там...  Вернулся живым 30 лет с начала Первой чеченской.  В комментариях к вид...
      100
      Vik Брехня и брехуны
      11 декабря 12:51

      Говорят. Сирия

      Группировка ВС РФ сохранит своё присутствие в Сирии. Все базы и гарнизоны остаются на месте. На спутниковых снимках нет признаков вывода российских сил с военно-воздушных и военно-морских объектов в Сирии, пишет FT. Кремль заявил, что будущее баз в этой стране будет зависеть от переговоров с новыми властями после свержения режима Асада.Макс СэддонК...
      131
      Vik Брехня и брехуны
      10 декабря 14:25

      "Орешник" по-белорусски) 18+

      Вот за что судьба меня жестоко разбудила, когда, после рассылки лекции, лёг в 8 утра? Одним глазом только заглянул в присланное сообщение… Короче, мне охуевать одному обидно, разделите этот исключительный восторг со мной. Вы тоже думали, ПГРК «Орешник» российское оружие? Хуй там (https://belta.by/president/view/lukashenko-v-raketnom-komplekse-oreshnik...
      373
      Vik Брехня и брехуны
      9 декабря 20:28

      И зачем врать?)

      Каналы живы и здоровы)  Неймется Костику в Гермашке, скушно ему) ...
      262
      Vik Брехня и брехуны
      9 декабря 14:26

      Охранота

      Николо Макиавелли говорил: «Правитель, имеющий врагом весь народ, не обезопасит себя никогда». Сразу улыбка непроизвольная, да? Макиавелли! Удивительно: на этот раз цитату итальянца нашла не у Романа Алехина. Который, кстати, часто упоминает известные фамилии, но никогда практически не приводит прямых цитат. Нет, цитата взята из книги Д...
      367
      Vik Брехня и брехуны
      9 декабря 11:38

      Смеяться или плакать?

      Признать иноагентом Санта-Клауса потребовали в России.Как стало известно SHOT, с такой инициативой обратился в Генпрокуратуру главный борец с иноагентами Виталий Бородин. Как утверждает общественник, американский дедуля в красном колпаке, красных штанах с широким чёрным поясом — совсем не хохохо и очень опасный: бренд «Санта-Клаус» попу...
      222
      Vik Брехня и брехуны
      8 декабря 20:56

      Асад. Говорят

      Офинфы пока нет,  только такое ...
      185
      Vik Брехня и брехуны
      8 декабря 20:08

      Мы разве не наблюдали такого ранее?

      Вестник родимых болотВсе пулеметом строчат «уроки Сирии». Вчера было рано, завтра будет поздно. Тема горячая. Уроков много, да. Все они будут написаны, но никогда потом не будут учтены. Потому что потому. Потому что 95% всех «уроков» — откровенное барахло. А те, в которых есть рациональное зерно, барахлом же и будут похоронены. Мы разве не наблюдали такого ранее? Пост...
      316
      Vik Брехня и брехуны
      8 декабря 17:11

      К хохлам тоже, кстати, относится

      "И мы не собираемся с этого момента быть большими сирийцами, чем сами сирийцы"К хохлам тоже, кстати, относится. Оруны про "а как же Куев", "а как же Одесса" должны взять жопы в руки и пиздовать в военкомат. Независимо от гендера. Автомат в руки и орёшь свои лозунги на ЛБС. У меня всё! Задачи СВО четко определены нашим Президентом. ...
      260
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика