Будни Революции, которую до сих пор чтут во Франции

22 1964
Одно из многих убийств Революции - лидера революционеров Марата заколола ножом дворянка Корде

Великую Французскую Революцию знают в основном по романтизированным образом, растиражированным в советское время и в современном французском кино. Взятие Бастилии, лозунг “Свобода, равенство, братство!” и массовые казни на гильотинах - далеко не полностью выражают странное и страшное время, которое Франция пережила в конце восемнадцатого века.

Массовые убийства

Хотя революционный террор ассоциируется, прежде всего, с гильотинами, очень популярен был у народа другой вид казни - растерзать на кусочки. Буквально разорвать руками. Оторванную или отрубленную голову растерзанного насаживали на пику и носили по городу. Но бывало и ужасней: например, один из тех, кто раздирал на части маркизу де Ламбаль, подругу Марии-Антуанетты, потом ходил, обмотавшись её кишками, и показывал любопытным вырванное сердце маркизы.

Во время Вандейского мятежа республиканцы утопили в Луаре 4800 человек - как самих повстанцев, так и их родственников. Женщин сначала насиловали. В местах, где побеждали монархисты, происходили такие же массовые убийства республиканцев. Так, в Машкуле, после пыток 800 захваченных в плен республиканцев, их ещё живыми наполовину закопали в землю - так, чтобы торчали руки и ноги и по их движениям было видно, как люди умирают. При казни заставили присутстовать родственников всех полов и возрастов, а потом убили и их - жён, детей, престарелых родителей - пригвоздив к дверям их домов и затем протыкая забавы ради пиками по много раз, оттягивая нанесение смертельного удара. Священника республиканцев оскопили, прокололи насквозь и в таком виде водили по улицам, пока не прибили умирать к дереву.

Санкюлот (т.е. революционер из народа). Картина Л. Буальи

Трупов от официальных и неофициальных казней было так много, а сельское хозяйство потерпело в годы гражданской войны такой упадок, что в Париже было решено открыть завод по обработке человеческой кожи. Кожа мужчин оказалась прочнее и эластичнее шкур животных, из неё шили перчатки, лосины, портмоне, ботинки.

По легенде, один из лидеров революции Луи Антуан Сен-Жюст пришёл в ярость, когда некая молодая женщина не ответила взаимностью на его любовные притязания, велел её казнить, а из её кожи заказал себе жилет. Этот жилет он надевал потом каждый день. Сентиментальный, наверное, был человек. Кстати, вскоре его самого обезглавили на гильотине.

Дехристианизация

С религией, как опиумом для народа, начали бороться намного раньше двадцатого века. Прежде всего из политических соображений: Ватикан стоял на стороне монархий, что с самого начала ставило в оппозицию католическую церковь и антимонархистов. Лидеры Французской Революции предполагали заменить христианство сначала Культом Разума, потом - Культом Высшего Существа, с одной стороны, отвечая на потребность большинства французов хоть во что-то верить, с другой - пытаясь вывести их из-под влияния религиозных лидеров.

Гимн революционеров до сих пор является гимном Франции

То, что Высшее Существо не называли Богом, дало повод противникам французской революции и католикам объявить, что революционеры поклоняются Сатане. Только сильно стесняются произнести его имя вслух.

Среди простых и понятных мер по дехристианизации были признание брака как обычного общественного договора, который можно расторгнуть, и передача государству регистрации браков, разводов, рождений и смертей.

Гораздо меньше понятна такая мера, как введение принципиально нового календаря не только в плане отсчёта лет не от рождества Христова, а от революции, но и в изменении названий месяца. Во французском языке (как, кстати, и в русском) они имеют римское происхождение и не связаны с христианством. Тем не менее, появились новые месяцы, и отсчитывались они не так же, как старые.

Совсем как в России, красный был цветом революционеров, белый - монархистов

“Вандемьер” (буквально месяц сбора винограла) длился с 22 сентября по 21 октября, “остальные месяцы тоже длились ровно по тридцать дней и носили “говорящие” названия. Брюмер - месяц туманов осенью, фример - месяц заморозков, нивоз - месяц снега, плювиоз - зимний месяц дождей, вантоз - ветреный месяц, жерминаль - пора прорастания, флореаль - цветения, прериаль - лугов, мессидор - жатвы, термидор - жары и фрюктидор - плодов.

Вместо недель новые месяцы длились на декады (десятидневки), и у дней декад были также свои новые названия. Ни один день не считался по умолчанию выходным - расставлять периоды отдыха и труда предлагалась самим гражданам. Для госслужащих выходным был установлен последний день декады.

Последние пять-шесть дней года были праздничными и назывались санкюлотидами. Они должны были заменить рождественские и новогодние гуляния.

Кроме того, каждый день года теперь посвящался не какому-нибудь святому, а культурным растениям, домашним животным, полезным ископаемым и инструментам труда. В честь них даже советовали называть детей! Правда, оказалось мало желающих назвать дочку Бочкой или сына - Свинцом.

Мода

И у революционеров, и у их противников в моду резко вошла античность. Отличительным знаком сторонников революции был, например, красный фригийский колпак, а девушки-монархистки носили полупрозрачные платья фасона, напоминавшего, с их точки зрения, древнеримские женские одеяния, и сандали или плоские туфли на ремнях, похожих на сандальные.

Под новые платья было не надеть обычные корсеты и панталоны - смотрелось гораздо более вызывающе и неприлично, чем даже голое тело. Так что некоторые дамы голым телом и щеголяли, воспринимая комплименты своему заду как должное. Впрочем, таких смелых было немного. Большинство надевали под платье трико телесного цвета.

Даже с прикрытым задом модницы вызывали шок моралистов - манера носить платье подразумевала демонстрацию лодыжек

Пытались поиграть в античность и ходить по Парижу в тунике и сандалиях отдельные восторженные мужчины. Но это не прижилось.

Мода на платья унесла жизнь не одной девушке, поскольку зимой поверх платья полагалось надевать в лучше случае широкую шерстяную шаль. Не каждую красавицу она могла спасти от пневмонии.

Среди противников революции в ходу были также золотые круглые серьги под названием “кольца раба” - так они сравнивали свою страну с порабощённой, залитой кровью Африкой - и красные ленты на шею в напоминание о массовых казнях. Самые смелые девушки остригали волосы, как делали осуждённым на гильотинирование.

Свои модные изыски были и у сторонников революции. Так, одно время дамы носили исключительно кольца с камнем из стены Бастилии. Это показывало, что все остальные украшения они сдали на нужды революции. Ряд активисток пытались внедрить ношение мужской одежды или её элементов, но революционеры были не готовы к такой свободе своих революционных подруг.

Монархисты-юноши носили широко распахнутые фраки, чтобы были видны жилеты, расшитые королевскими лилиями. По счастью, жилеты из женской кожи трендом не стали.

В любом случае, мода превратилась в декларацию политических взглядов. Нередко, встретившись, человек в красном колпаке и в лилейном жилете немедленно начинали драку.

НЕОБХОДИМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ЗАПАДЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

На постсоветском пространстве легитимные принципиальные изменения по статусу, территории, границам бывших советских республик может принимать исключительно Россия (либо сама, либо с её официального со...

Обсудить