• РЕГИСТРАЦИЯ

Рок-лоботомия, часть 2: диктатура уныния, бездарности и вторичности

21 2930

Краткое содержание предыдущей серии. В 80-е западная рок-музыка использовалась для взлома советского массового сознания и доведения страны до самоубийства. Этот эффект едва ли мог быть достигнут без участия Центрального телевидения.

…Некоторые читатели усомнились: разве можно приравнивать гитары и кассетные магнитофоны к таким системным факторам, как цены на нефть, продовольственный дефицит и очереди, Ош и Сумгаит, Спитак и Чернобыль? Можно. И вот почему. Всё то, что усилиями либерального консенсуса принято считать смертельным для СССР диагнозом, — это ведь, в сущности, никакой не диагноз. Перенесите его, как трафарет, с 1989-го года на 1947-й. Нужно продолжать?

СССР развалился не из-за отсутствия еды, а потому, что была проиграна война мировоззрений. А война мировоззрений была проиграна не без прямого участия импортной и домашней массовой культуры, наиболее деструктивной частью которой была и остаётся рок-музыка.

Поэтому продолжим отслеживать коррозийное влияние рока на советское/российское общественное сознание. С картинками. С примерами. С пояснениями. Откуда у автора такая дерзость? Кто дал ему право мешать с грязью Гребенщикова и записывать Цоя в агенты ЦРУ? Поверьте, автор в теме. Просто поверьте автору на слово. «Всё не так однозначно».

***

Одно из самых недооценённых изобретений ХХ века — это ударная установка, проще говоря, концертные барабаны. Неизвестный умелец, который первым догадался расположить рабочий, бочку, хэт, тарелки таким, кажется, идеальным по компоновке образом, достоин Нобелевской премии. Серьёзно. Он создал ядерное психологическое оружие. До той поры ритмический рисунок любой песни выступал лишь своеобразным фоном для мелодии. С появлением ударной установки ритм, ритм-секция стали значить в музыке больше, чем мелодия, больше, чем, собственно, музыка, больше, чем текст.

Секрет любого популярного рок/поп-произведения, в сущности, довольно прост. Это повторение. Именно повторение, навязчивое воспроизведение (тактов, куплетов, припева, музыкальных фраз) — вот то, что заставляло девушек на концерте «Битлз» биться в экстазе. Это и вправду имеет что-то общее с сексом (rock and roll). Грубое, но верное определение: рок-музыка — лучший способ трахать мозги. Этим рок-музыка принципиально отличается от джаза, парижского шансона, классической музыки. Повторное воспроизведение коротких фрагментов — самый эффективный метод погружения человека в транс, упорядочивания человеческой общности. Это справедливо для агитации и пропаганды, во все времена основанной на повторном воспроизведении смыслов. Это справедливо для массовой музыкальной культуры. Повторение — мать учения.

Ритм-секция — невидимый маятник, чьи колебательные движения настраивают человеческую массу, толпу на нужную частоту. Барабанный рисунок есть постоянный повтор: бочка, бочка, рабочий, бочка, бочка, рабочий и параллельно — хэт, хэт, хэт, хэт, хэт, хэт. Секрет же такого магического воздействия — в одномоментном звучании басового барабана и бас-гитары. У музыкантов есть для этого простое определение — «кач» (сильная доля у баса и барабанов «попадают друг в друга»). Хорошая ритм-секция (сыгранные басист и барабанщик), как сказал один мой знакомый, «бьёт прямо в грудь», она обеспечивает 90% успеха любой группы, выступает эта группа на «Уэмбли» или в дешёвом кабаке. Каждый, кто хотя бы раз присутствовал на живом концерте, поймёт, о чём речь.

Это тоже, наверное, можно объяснить научно. Можно порассуждать о воздействии низких частот на психику. Но скорее, тут речь о некоем глубинном, подсознательном, племенном инстинкте, доставшемся каждому из нас от доисторических предков, которых звуки тамтамов собирали у первобытных костров.

На дискотеке или на стадионе барабаны и бас — мощнейший способ невербальной мобилизации масс, способ заставить сердца биться в одном ритме. Именно поэтому без уличных концертов уже лет 30 не обходится ни одна революция.

Американцы довольно быстро поняли, насколько это перспективная штука. После Вьетнама охватившая их общество депрессия вылилась в бесконечные уличные фестивали (вудстоки и пр.), каждый из которых можно было считать лабораторией по изучению поведения толпы. Оптимизм вернувшихся с победой бэби-бумеров тогда сменился депрессией и эскапизмом 60-х. Все их хиппи, металлисты, панки — проекция, эхо экономических кризисов и войны во Вьетнаме.

Важно: рок-музыка — это диктатура минорных тональностей. Весёлые послевоенные битловские облади-облада быстро утонут в нудных, как зубная боль, гитарных партиях Цепов, Перплов, Флойдов. Рок — это, как правило, тоска, недовольство, агрессия.

***

Теперь перенесёмся в поздний СССР. Вместо вьетнамского синдрома у русских — афганский. Но суть та же. Депрессия, разочарование, утрата веры в собственные силы и в казавшееся ещё вчера светлым будущее. В первую очередь это касается главного революционного сословия — молодёжи. Власть не в состоянии предложить ей убедительную концепцию завтрашнего дня. Власть сама потеряла веру в себя. С этой точки зрения главная причина гибели СССР, конечно, разложение управленческой элиты, предательство элитой интересов народа, поражение элиты в войне мировоззрений. «Великое рок-н-ролльное надувательство» (термин Ильи Кормильцева) — следствие такого поражения, а не его причина, конечно.

Придурочный хрущёвский лозунг «догнать и перегнать Америку» при последующих руководителях превратится в не менее идиотскую концепцию «социализма с человеческим лицом» или в абсурдный тезис о «конвергенции двух систем». Эта злосчастная конвергенция и научила советское общество сначала интересоваться, потом уважать, а в конце концов, и любить своего врага. То, что началось с повального увлечения Хэмингуэем (когда Лера Новодворская была ещё маленькой), увенчается концертом «Металлики» на руинах СССР осенью 1991-го.

Я внимательно изучал американскую массовую культуру. Никогда, ни на одном этапе Холодной Войны американцы не впадали в аналогичную очарованность. Русский (неважно, Толстой, Достоевский или какой-нибудь подзаборный Цой) в их массовой культуре — всегда источник опасности, всегда враг. Так было, есть и будет. Мы же шли по совершенно иному пути. Вспомните ковбоев из «Человека с Бульвара Капуцинов». Вспомните Пола Дика, американского журналиста из «ТАСС уполномочен заявить». Руководствуясь классовым подходом, мы искали и находили в Америке достойных людей, перестав в итоге обращать внимание на недостойных.

Вот почему все попытки советской пропаганды дать какой-то ответ влиянию западной культуры сводились в первую очередь к подражанию образцам западной культуры. Стараясь отвлечь обывателя от боевиков и вестернов, в СССР снимали свои боевики и вестерны. Чтобы отвлечь от рок-музыки, налаживали выпуск одомашненной, стерильной рок-музыки. Вот откуда родом всевозможные «земляне», юрии антоновы и, кстати сказать, макаревичи. Партийные идеологи 80-х были не в состоянии предложить обществу что-то новое, своё, революционное. Что-то подобное Дунаевскому/Лебедеву-Кумачу образца 1937-го:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоёт,
Кто весел — тот смеётся,
Кто хочет — тот добьётся,
Кто ищет — тот всегда найдёт!

***

Таким образом, к началу 80-х и советская эстрада встала на путь культурной капитуляции. Это проявлялось во всём. Даже инструменты у гастролировавших по стране маститых эстрадных исполнителей были преимущественно импортными (хотя в СССР существовала целая индустрия по производству музыкальных инструментов и аппаратуры: гитар, синтезаторов, усилителей, — всё это погибнет в 90-е). Что уж говорить о самой музыке…

Надо заметить, изначально у советской эстрады (музыки для масс) были отличные оборонительные позиции. На эстраду работали замечательные композиторы, прекрасные поэты-песенники. Советская эстрада была сложна, многомерна, интеллектуальна. Оставаясь, в общем-то, низким жанром, она, тем не менее, тянула человека вверх. Лично мне нужно было пройти все этапы рок-н-ролльной деградации для того, чтобы начать ценить Александру Пахмутову. Дай ей Бог здоровья. Простите их и простите нас, Александра Николаевна!

Рок-музыка обошлась со всем этим многообразием так же, как уличный хулиган с интеллигентом-очкариком. Рок отменил любые тональности, кроме какого-нибудь дворового ля-минора (помните — по возможности, никакого мажора!). Рок отменил любые (свойственные, кстати, и русскому шансону, и, конечно, советской песне) размеры, кроме 4/4. Рок на годы вперёд впаял нам в мозг американскую схему «куплет-припев-куплет».

Тут надо оговориться. Если для американцев этот процесс был в значительной степени закономерен и не противоречил их культурной традиции (сыграйте «Металлику» на банджо, получите кантри), то для русских наступление рок/поп-музыки означало полное разрушение культурного кода, уничтожение культурной самобытности. Группа «Чайф», помнится, возмущалась:

На хрена уральский парень занимается тай-чи?

А на хрена ты, Володя Бегунов, вцепился зубами в чужую, обслюнявленную губную гармошку? На хрена твои гитарные риффы звучат так, будто Рабинович напел тебе Джимми Пейджа по телефону? Ты вообще понимаешь, что для любого американца вся музыка группы «Чайф» — натуральный цирк-шапито? Как китайский панк примерно. Никогда, даже в страшном сне, американец не начнёт подражать русскому Ивану, играть на балалайке и ложках. А мы занимались и занимаемся именно этим до сих пор.

Весь «русский рок» — драпчик с чужого плеча. Начиная с 80-х наши вкусы, наши предпочтения стёрты и прописаны заново.

Это и есть то, что профессор Гарвардского университета Джозеф Най назвал как-то «мягкой силой» — soft power. Я встречался с Наем в его офисе, и мы подробно говорили о том, что это такое, как это работает. Най упивается своей правотой и известностью. Имеет право, наверное. Он верит в непоколебимость американского лидерства. Мне запомнилась фраза: «Рок-музыка и кока-кола сделали для Америки больше, чем ядерное оружие». От «наевского» оружия больше всего пострадала, конечно, наша народная музыка. Но это отдельный разговор.

***

Итак, к 90-му году в СССР есть четыре центра рок-культуры — Москва, Ленинград, Свердловск, условная Сибирь. Каждый вносит свой уникальный вклад в разрушение страны. Ленинград — окно в Европу. То есть в первую очередь — канал проникновения фарцы.

Здесь интересно привести пример забытой уже иконы советского рок-движения Андрея Панова («Свинья», «Автоматические Удовлетворители»), родители которого, танцовщики Валерий и Лия Пановы (Шульман), много колесили по свету (в конечном счёте, осядут в Израиле). «Свинья», как и 99% деятелей рок-движения, не обладал никакими талантами, однако привилегированное положение родителей позволяло ему снабжать тусовку западными новинками и пользоваться в неформальской среде солидным авторитетом. Панов — показательный пример того, как бездарность становится знаменитостью, если быстрее других начинает барыжить подсмотренным за границей музлом, прикидом, стереотипами поведения. Поскольку в СССР не было Джонни Роттена и Сида Вишеза, Андрей Панов превращается в первого панка на деревне. И проблема даже не в том, что он мочится со сцены в зал или поёт о своём желании сдохнуть. Проблема в том, что до «Свиньи» это 150 раз сделали на Западе. «Свинья» безнадёжно вторичен. Но посмотрите, с каким почётом этого человека провожают на тот свет центральные каналы российского телевидения в 90-е!

Питерский рок-клуб — вообще очень тёмная история. Этот инкубатор для буйных дегенератов работал, как известно, под бдительным надзором госбезопасности. Чем руководствовались авторы эксперимента? Не напоминает ли это аналогичный опыт с выращиванием олигархов из ранних кооператоров, под чутким контролем тех же органов? Разогнать или просто иначе замотивировать этот клоповник было делом нехитрым. И ничего бы не случилось, земля бы не перевернулась. Все описанные выше технологии работы с массовым сознанием прекрасно известны «компетентным товарищам», известен их разрушительный потенциал. Почему ничего не было сделано? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения». Кураторы курировали, курировали, да не выкурировали.

Питерский рок-клуб подарил стране трёх коней советского апокалипсиса: «Кино», БГ, ДДТ. Три сивых мерина: Цой, Гребенщиков, Шевчук. Равно бездарные, они тем не менее внесли разный вклад в общее дело. Слово «бездарность» тут ключевое, мы разберём его позже, когда доберёмся до текстов.

Как бы то ни было, вегетарианское блеяние про «старика Козлодоева» и даже заумное блеяние про «этот поезд в огне» всё же мало кому угрожали. Ну не просятся ноги в пляс, хоть ты тресни. То же самое можно сказать о юриных «чёрных фарах у соседних ворот», положивших начало музыкальной десталинизации. Иное дело — «Кино». Вот это были два мощных, два направленных взрыва: «Кино» и «Ласковый май». Инь и Янь конца перестройки.

На Цое, коль скоро в сотрудничестве с ЦРУ его обвинил сам депутат Фёдоров, стоило бы остановиться подробнее…

Продолжение следует




«Когда все умрут, только тогда закончится Большая игра»

    «Говорите громче!» — позиции ВСУ нашли по рации. Сводка СВО, утро 4 октября

    Российские десантники, захватив опорный пункт ВСУ в приграничье Курской области, обнаружили брошенную при отступлении рацию противника. Она оказалась в рабочем состоянии и позволила слу...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Вячеслав 24 сентября 14:21

      "Облысели все", или Как вербовали А.Н. Яковлева

      Информация об истинном архитекторе "Перестройки", агенте американской разведки А.Н. Яковлеве, внедрение в руководство страны идеи демонтажа социализма, через еврокоммунизм и идеи конвергенции, как инструмент построения капиталистического общества. Проще говоря - как в результате предательства валили СССР, или кто заложил бомбу под его фундамент. Родина должна знать св...
      911
      Вячеслав 24 сентября 14:09

      "Он стал назначенным дьяволом"

      Интересная информация о смещении и ликвидации Л.П. Берия / ...
      503
      Вячеслав 13 сентября 08:31

      Признание деятельности М.В. Ломоносова в США.

      Очень интересное интервью с Владимиром Шильцевым — выдающимся учёным-физиком и популяризатором науки. о его продавливании признания научной деятельности и открытий М.В. Ломоносова за рубежом, в том числе в США.Рассказ о том, как американцы воспринимают Михаила Васильевича Ломоносова, развенчание некоторых мифов о нём. Владимир Шильцев поделился своей историей о т...
      392
      Вячеслав 30 августа 08:17

      Рукотворный распад СССР: авторы катастрофы

      Е.Ю.Спицын на канале Геополитбюро программа "Интервью" / ...
      444
      Вячеслав 19 августа 13:26

      Кто и почему переозвучил актеров в популярных советских фильмах

      Даже если тот или иной актер идеально подходит на роль того или иного персонажа, то его голос может совсем не соответствовать режиссерской задумке. Ну не отказываться же теперь от актера из-за голоса, тем более, что его всегда можно переозвучить. И сегодня я хотел бы вспомнить актеров из культовых советских фильмов, которых переозвучили по тем или иным п...
      1309
      Вячеслав 9 августа 11:11

      Ложь и правда о советской экономике

      Ссылка на интересную книгу Евгения Юрьевиа Спицына "Ложь и правда о советской экономике". Издание 2024 годаСоветская экономика второй половины XX века всегда была предметом острых дискуссий и самых ожесточенных споров, в которых антисоветчики всех званий и мастей постулировали историческую обреченность не только самого советского «проекта», но и со...
      585
      Вячеслав 9 августа 09:48

      Вячеслав Матузов. От Сирии к Донбассу.

      Интересное интервью девятилетней давности, не потерявшее актуальности сейчас. Или рукописи не горят.. / Матузов Вячеслав НиколаевичРоссийский дипломат. Независимый политолог. Президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами. Член Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии.Вячеслав Матузов родился 3 июня 1941 года в городе Кол...
      620
      Вячеслав 9 августа 09:23

      Известный советский дипломат Вячеслав Матузов об истинных "авторах" развала СССР

      Вячеслав Николаевич Матузов известный в бывшем советский и российский дипломат и в настоящем времени независимый политолог и консультант.Несколько главных выдержек из его биографии. В 1970 году Вячеслав Николаевич был назначен Первым секретарем посольства Советского Союза в Ливане. Через четыре года дипломат продолжил заниматься Ближним Востоком в Между...
      287
      Вячеслав 6 августа 14:41

      Причины и механизмы возникновения Второй мировой войны: мифы и реальность. Андрей Фурсов

      / ...
      527
      Вячеслав 5 августа 14:12

      Слёт мировых верхов 2024. О чём проговорился Шваб. Андрей Фурсов

      Шоковая терапия в мировом масштабе, как антиутопии становятся реальностью. С кем хочет бороться Клаус Шваб. Почему глобализаторам необходимо упрощение человечества. Кто будет скрываться под маской искусственного интеллекта. С чем связана атака на сельское хозяйство. Мировые верхи меняют тактику, главные итоги их встречи в начале 2024-го года. / ...
      2816
      Вячеслав 5 августа 11:35

      Тайная история 20-го века. Проект будущего. Построение пост-капиталистического строя. Андрей Фурсов

      Тайная история 20-го века, как происходила сдача СССР. Почему сейчас возникают принципиально новые закрытые структуры. Какой план есть у мировых верхов. Почему в наше время от будущего отсекаются навсегда. Лекция в Финансовом университете. / Система своё отработала, что нас ждёт после оргазма и агонии старого капитализма, которые пришлись на первую четв...
      1811
      Вячеслав 30 июля 13:15

      Сергей Норка о Сталине

      https://www.youtube.com/watch?v=7SbU7cFLzXIhttps://www.youtube.com/watch?v=38Y1-rYNPoUhttps://www.youtube.com/watch?v=rYGbdG19g0M...
      282
      Вячеслав 30 июля 08:19

      Интервью с Жуковым Г.К. о Битве под Москвой

      В 1966 году для советского телевидения было записано интервью, взятое известным советским поэтом и журналистом К. Симоновым у Г.К. Жукова. Это событие было посвящено 25-летию битвы за Москву. Интервью запретили предавать огласке. Материалы были тайно сохранены и дошли до нашего времени. Впервые интервью было показано в 2010 году. Фото 08...
      1788
      Вячеслав 29 июля 14:10

      Как и на какие средства Сталин проводил индустриализацию в СССР. Андрей Фурсов

      ...
      597
      Вячеслав 29 июля 08:52

      Гоблин - Про хрущёвскую амнистию

      ...
      691
      Вячеслав 26 июля 08:27

      Фурсов и Краснов про мальтийца Шойгу

      ...
      2447
      Вячеслав 24 июля 14:27

      Владимир Путин. Вечерний разговор (1991, 2002)

      Часть 1 Часть 2. Интересная. Особенно с 9,39. Разьяснение 20 лет спустя. ...
      1278
      Вячеслав 24 июля 08:57

      Газыри

      Образ кавказского воина в черкеске неразрывно связан с расположенными в нагрудных кармашках газырями. Достаточно простой имитации газырей на костюме в самодеятельном театре и зрителю понятно, кого изображает нарядившийся.В детстве у меня были две популярные версии, что это такое на фото. Вы догадались, что первая версия сигареты/сигары (может быть как р...
      5745
      Вячеслав 24 июля 08:06

      Уроки Столыпина

      П.А. Столыпин Крупной акцией в антисоветской кампании стало создание "мифа Столыпина". Тот, чье имя сочеталось со словом "реакция", стал кумиром демократической публики! Ведь дошло до того, что в среде интеллигенции Столыпин стал самым уважаемым деятелем во всей истории России — 41% поставили его на первое место. Выше Александра Невского, Петра Велико...
      1755
      Вячеслав 23 июля 14:46

      Ничего не подешевеет

      Константин Сёмин. Письма. ...
      576
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика