В России могут разрешить самооборону жилья. Детали в Телеграме Конта

Пропаганда деструктивных отношений в фильме «Служебный роман»

2 4263

«Деструктивные люди» — носители злокачественного нарциссизма, психопатии и антисоциальных черт — часто демонстрируют неадекватное поведение в отношениях, в результате эксплуатируя, унижая и обижая своих партнеров или партнерш, родных и близких. Они используют множество отвлекающих маневров, призванных дезинформировать жертву и переложить на нее ответственность за происходящее. Этими приемами пользуются не только нарцисстические личности, но именно склонные к доминированию нарциссы прибегают к ним особенно часто, чтобы избежать ответственности за свои действия».

Практически весь фильм деструктивная личность Новосельцева выдрессировывает Калугину под свой характер. Чтобы полнее понять суть идеи фильма лучше будет рассматривать два варианта экранизации: первый вариант «Сослуживцы» 1973года и второй вариант «Служебный роман» 1977года. В первом варианте, после заставки, идут кадры начала рабочего дня на предприятии, и играет в диссонанс общей атмосфере заводная детская музыка, где детский голос поёт: «ля, ля, ля». Что должно, казалось бы, настроить восприятие зрителя на то, что это комедия и всё происходящие несерьёзно, на грани абсурда. Причём такая странная отсылка к детскому восприятию в комедии для взрослых присутствует не только в начале, но и в конце фильма (первой версии), когда все шестеро героев (как бы сота, некая ячейка) собираются, вместе и «радуются» окончанию конфликта с воздушными шарами.

«свой человек»

В фильме сильно пропагандистское начало, поэтому в обеих версиях практически все основные персонажи «случайно» курят в кадре. Для Самохвалова важно было наладить контакт, поэтому Верочке он дарит блок Мальборо (реклама дефицитного товара + курево женщине), определённо Верочка – «свой человек».

Шуре Самохвалов втёрся в доверие тем, что дал ей денег больше чем остальные на её вечные поборы. Оленька тоже «свой человек», только она оказалась очень прилипчивой, как тихая пиявка. Оленька это женский прототип Новосельцева (у самого Новосельцева фамилия говорящая – вновь заселённый поселенец), одинаково прилипают к намеченной жертве, обои притворяются безобидными. В первой экранизации Оленька так отзывается (та ей ничего плохого не сделала, а наоборот будет выгораживать её от проблем, которые она себе сама создала) о Калугиной: «Я её не знаю и знать не хочу!» Во второй версии этого нет, чтобы выставить её жертвой, которой стоит посочувствовать. Самохвалов, как первезник – эстет отвергает Оленьку потому – что она постарела, а не потому – что у него семья, себя же он неадекватно воспринимает нестареющим красавцем мужчиной. Самое интересное, что Новосельцев, несмотря на свой противоположный имидж, тоже воспринимает себя неадекватно, это показывает его фраза брошенная шутливо, в ответ на новость: «У Маши Селезнёвой прибавление семейства!», он говорит: «Ну, я тут не причём». Это показывает его направление мысли. В первом варианте пьесы показано как Самохвалов, приобнимая Новосельцева в коридоре спрашивает: «Ты же мой человек?», «Конечно!» отвечает тот. Для нормального человека такой вопрос звучал бы как оскорбление, он же спросил, хотя бы: «Ты же, надеюсь, мой друг?» А так, это фраза звучит примерно, как: «Ты, чей холоп?» Но для этих существ дружбы не существует, а если и есть что – то наподобие, то это – псевдодружба.

С Калугиной, как с единственным изначально положительным персонажем, у Самохвалова не получилось наладить контакт. Калугину Людмилу Прокофьевну многие в коллективе недолюбливают и за глаза придумали прозвище «мымра». Причем в самом фильме не показана причина такого отношения, она ни к кому не справедливо не относится, не делает пакостей, не сплетничает, как им всем свойственно. Она явна на порядок превосходит всех остальных. Калугина ответственно относиться к своей работе, и может себе это позволить, так как у нет семьи и детей, те же, кто придумали прозвище, погрязли в жизненной суете и остановились в развитии, но при этом считают себя более продвинутыми. Остальные персонажи ведут себя так, потому что она просто не такая как они. То есть в фильме, ко всему прочему, присутствует инструкция, как низвести человека до своего примитивного муравейника, при помощи его слабостей, а не самим становится лучше. Это кадр показывает, что Самохвалову грустно, от того, что Калугина не «свой человек».

«болезненная лживость и двуличие Новосельцева»

Фраза из кинофильма, ставшая крылатой, это основа психопатичной личности Новосельцева: «Почему вы постоянно врёте?» Причём ответа на этот вопрос не было, причём такие люди врут и сами себе. Одновременным наказанием для героя и отражением его самого являются его дети, у которых синдром гиперактивности, и поведение маленьких чертенят, которые гадят, портят, безобразничают при любом удобном случае. При этом вместо их воспитания Новосельцев выдает между делом «фальшивые нарекания», которые как формальность «для вида» не воспринимаются как недовольство поведением, а наоборот как поощрение.

Поначалу, совет от Самохвалова приударить за Калугиной воспринимается им как бесперспективное предприятие, то, что она одинокая – об этом все знают и это не сыграло бы как слабость, но потом выясняется то, что Калугина страдает от этого одиночества, и уже узнанный этот факт для Новосельцева открывает перед ним дорогу. Узнанный этот факт в откровении самой Калугиной привёл его в состоянии экстаза от того, что план Самохвалова может осуществиться и от открывающихся возможностей, плюс к этому, он понял, что Калугина может стать идеальной жертвой его деструктивной сущности, и он для себя решил, что это любовь. На самом деле первезники любить не в состоянии, он лишь могут имитировать любовь и отношения. В начале, фильме показано, что этот персонаж слаб, безволен, подпадает под общее авторитетное мнение, не имеющий своего мнения, а только общественное, он называет Калугину мымрой, не уважает её, не видит в ней человека и женщину. Цитируя чужие стихи, не предполагал, что его раскроют, то есть изначально считал её дурой. Слова Самохвалова о том, что Калугина – тётка умная, он проигнорировал.

Его жутко разозлило, то, что она не среагировала на его примитивный подкат и дуркование, не хотела разговаривать с ним на глупые темы и выпивать, он не считал нужным хоть как-то постараться и сыграть хорошо, считая, что и так сойдёт. То есть это говорит о том, что он считал что снизошёл до неё, и что если женщина одинокая, должна выбирать любой подвернувшийся вариант. Плюс к этому, в первой версии экранизации он выходит и грустно докладывает Самохвалову: «Она не пьющая!». Этот момент в пропаганде очень важен, ведь нужно внушить людям, что необходимо выпивать, а кто не пьёт – выбивается от коллектива, не такой как все. Поэтому во всех популярных фильмах идёт пропаганда алкоголя, в том числе пива, в кадре его всегда много.

Во второй постановке есть момент, когда Новосельцев заходит к ней в комнату, ещё не пьяный, с бокалами, и тут же пытается присесть на край кресла, в котором она сидит, и тут же дуркует и якобы стесняется своей оплошности и притворяется что боится её. Этот первый звоночек должен был показать Калугиной кем является Новосельцев, и то, что он болен. Калугина инстинктивно отклоняется в сторону. Новосельцев сразу, не познакомившись, пытается вторгнуться в личное жизненное пространство человека, но сразу видно, что они даже на полевом уровне не подходят друг другу. Калугиной он неприятен, и она пытается отмахнуться от него как от назойливой мухи.

Новосельцев напивается, что даёт возможность выйти на поверхность его истинной сущности. Ведь алкоголь не меняет человека, а только устраняет психологические зажимы, и если он резко изменился, значит, он таковой и есть, только ему приходилось скрывать в себе свою гнилость в трезвом виде. Причём, то, что персонаж Новосельцев лицедействует и «носит маски» (ну или одержим) проиллюстрировано в первой версии экранизации, когда он начинает танцевать, а позади него в кадре разные маски – лица. В нём как бы проступают различные псевдо-личности.

Причём свои грехи Новосельцев, как истинный перверзник, переносит на Калугину, обвиняя её в том, в чем сам грешит, в неискренности, когда говорит: «Я думал, что вы были настоящая на крыше, а вы настоящая сейчас». У самого Новосельцева настоящей личности не существует, а есть только деструктивные программы – плохое воспринимать как хорошее, а хорошее как плохое. Он не верит в то, что Оленька могла влюбиться в Самохвалова, и говорит то, что это сплетни, хотя это была правда и защищает её от наговоров, защищая в её лице своё желание, скрывать истину. Тут Оля делится с ним, что отпуск у мужа заканчивается и что он приезжает, (а роман закрутить так и не удалось).

Если первую метаморфозу личности Новосельцева с натяжкой можно списать на действие алкоголя, то второй звоночек для Калугиной, что нужно поставить жирный крест на таких отношениях, этим уже не объяснить.

Эта пародия на Калугину столь явно и открыто показывает истинную мелкопакостную сущность Новосельцева и его истинные чувства, что пропустить это из вида и начать строить с ним отношения – верх кретинизма. Как можно допустить, что якобы влюбленный человек такое исполняет, сравнивает её - с туфлёй в очках, по идеи – Новосельцев должен был сразу вылететь со своей работы. В этой пародии показывается, что Новосельцев всё же думает о должности начальника отдела лёгкой промышленности, и мнит себя достойным этого, иначе не было бы этого диалога с самим собой.

Несмотря на откровенный разговор на крыше до этого, он всё еще не воспринимает её положительно и адекватно, даже просто не уважает. Восприятие её как женщины тоже речи не идёт, ведь по его словам одевается она мрачновато, без лоска, без броской модной тряпки он неспособен воспринимать и увидеть в ней женщину. Это вскрывает примитивизм характера Новосельцева видеть только внешнее, судить по обёртке. Это иллюстрируется тем моментом, когда Новосельцев упрямо и вычурно беспокоится о пятне на новом платье Калугиной, даже когда она устав от назойливости, уже говорит, что «да, наплевать». Ведь внешняя атрибутика – главное для перверзного характера героя и восприятия Калугиной как красивой женщины. Новосельцев – мужчина несущий в себе женские черты, наполовину мужчина, наполовину женщина, и ищет себе в партнёры властную наполовину женщину, наполовину мужчину, которая бы своим подавляющим поведением устраняла бы его излишние «дуркования». Брак же с нормальной женщиной, не имеющей в своём характере этих властным черт, был бы обречён. В браке с Новосельцевым Калугиной продеться постоянно «приструнять» его, то есть постоянно тратить на это свою энергию и на его невоспитанных детей, иначе он съест её своими концертами и психологическими издёвками.

Случай на крыше ещё раз показал истинную сущность Новосельцева. По принципу перевёртыша рыдала на крыше Людмила Прокофьевна, хотя должен был бы рыдать Новосельцев, понимая насколько он убог, и ущербен, и способен воспроизводить только таких же ущербных детей. Если бы у него хотя бы проглядывал здравый смысл, то он бы понимал что он такое, и что размножаться ему не стоит, чтобы не увеличивать зло. Если бы он искренне ухаживал бы за Калугиной, или был бы просто аферистом посмышлёнее, то он бы на крыше в первую очередь, желая понравиться, похвалил бы её за созданный ею уголок отдохновения, но он про это ничего не сказал. Напротив, он всеми силами возбуждал в ней негатив по отношению к самой себе, насколько она не хороша для такого идеального их «коллектива единомышленников», попросту выжимал из неё эмоции, как энергетический вампир, коим он и является.

Говоря про то, что Калугина одевается мрачно и вообще он изначально не считал её привлекательной для себя женщиной, указывал на то, что ей нужно меняться характером и привычками в одежде, но сам он не как не поменялся в течение всего фильма, не поменял свои привычки, характер и манеры. Он имеет ряд претензий к своей потенциальной избраннице, но сам не меняется, то есть, считает себя идеалом или не считает нужным слишком утруждаться и соответствовать своим, же претензиям, на лицо двойные стандарты.

Своим «прыгающим» характером он напоминает героя Передонова романа Ф.Сологуба «Мелкий бес». Это всё пропускается по абсурдности сюжета и прикрывается, на следующий день тем фактом, что Новосельцев застаёт Калугину, репетирующей для него походку. Не смотря ни на что, Людмила Прокофьевна желает продолжать отношения и меняется под него не только внешне но и внутренне, подстраивается под его вкусы. Калугина попадает в эмоциональную зависимость от Новосельцева, а он не воспринимает её такой, какая она есть, а исподволь намекает на необходимость изменения её личности, характера и манеры одеваться.

«Переворачивание мужской и женской ролей в отношениях»

Бессмысленное, через силу, держание лошади и дальнейшее падение, чтобы вызвать жалость к своей персоне больше свойственное женщине – ещё одно вскрытие характера Новосельцева как «ни какого», физически слабого мужчины. То есть Новосельцев берет на себя, более женскую, чем мужскую роль в отношениях. Эта особенность показана ранее, в эпизоде с секретаршей, когда она, рассказывая о прошлом браке Новосельцева, говорит о нём: «Матерью у них был Новосельцев». Бывшая жена Новосельцева заочно представлена плохой, так как бросила его с двумя детьми (что обычно считается свойственно больше мужчинам), загуляла.

Новосельцев в первом браке оказался на месте женщины, в новых отношениях продолжает эту традицию. Причём если дети остались у него, то и бывшая жена должна платить ему алименты на детей, в советский период с этим было строже. Те же коллеги, осуждающие жену, первые все бы вместе настойчиво советовали бы ему подать на алименты, ведь он показан как крайне ужатый в средствах. Только начав отношения с Калугиной – он показывает себя не в лучшем свете как в моральном и душевном плане, так и в физическом, падает вместе с лошадью. Держание лошади может символично отображать Новосельцева как самую «тёмную и коварную лошадку».

Инфантильность и внутренняя неопределённость персонажа в продолжение ухаживаний показана на примере «дарения цветов», когда он применяет классический приём перверзников «психологические качели». Сначала обнадёживает и оказывает знаки внимание, а потом ранит, и делает вид, что не понимает и строит из себя жертву. Калугина, в очередной раз игнорирует все «звонки» неадекватности своего избранника и начинает заигрывать с ним.

«карьеризм»

Такой второстепенный персонаж, как Бубликов, «праведным коллективом» определён как карьерист. В первой версии фильма, когда распространился ошибочный слух о его смерти, Оленька (как положительный персонаж), не проявив ни тени эмоций, изрекает: «Странно, плохой человек, а помер». При этом его плохой характер и карьеризм ни как не отражён, кроме слов самих персонажей которым должен поверить зритель. Во второй версии показан кадр с его «кабинетом» под лестницей, где видимо и остановилась его карьера. При этом, брачный аферизм Новосельцева карьеризмом не считается. Второй персонаж в фильме, который назван плохим и который при этом, ничего плохого никому не сделал, а плохой лишь по слухам. Известие о смерти коллеги – обнаруживает в основных персонажах отсутствие каких-либо чувств по этому поводу. Новосельцев только немного расстроен тем, что сам может остаться без денег на обед, если ещё кто-либо умрёт или родиться.

«вечер у Калугиной»

Дома у Людмилы Прокофьевны оба персонажа ведут себя очень скованно, им явно не о чем разговаривать с друг другом, у них нет общих тем для беседы и они пытаются хоть как-то победить скованность с друг другом выпив вина. В первой версии это показано тем, как Калугина, как бы пытается отгородиться от Новосельцева, сев к нему спиной. Они тяготятся тем что, остались наедине с друг другом, и это не от их скромности, как может показаться, они как бы насильно заставляют себя быть в компании с друг другом. Зазвонивший телефон – повод отвлечься от «вынужденной обязанности» и странной принуждённости отношений, они будто не принадлежат уже себе, а принадлежат некой программе, навязанной извне.

Новосельцев начинает неискренне принижать себя, набивая себе баллы, чтобы нарваться на комплимент от Калугиной, которая, как он понял, уже попала от этих «отношений» в зависимость. Опять же эта уловка более женская черта, а не мужская. Общая нелогичность их поведения и как - бы выполнения какой-то роли показана ещё тем, что Новосельцев, не делал предложения Калугиной, он только сказал: «Зачем я вам сдался». А Калугина после этого, будто бы очнувшись от «чар» Новосельцева отвечает: «Я вам не верю». Тут вроде бы, кажется, что они, наконец-то, разобрались, что не подходят друг другу, встать и разойтись, вместе со зрителями, но они вместо этого начинают целоваться в коридоре, что говорит о том, что отношения их продолжаются. В первой версии особо нарочито видно, что наутро, на работу Калугина уже приходит «другим человеком», как – будто с «перепрошитым» сознанием и с выбитым распорядком дня, поэтому опаздывает. Актёры, по совпадению играют с очень странными глазами, с взглядом зомби или людей не в себе, особо это видно на персонаже Калугиной, взгляд её становится, будто человека находящегося под гипнозом. К этому добавляются ненужные детские воздушные шарики (как в начале), добавляющие к этим кадрам атмосферу фантасмагории или того что все вокруг сошли с ума и впали в детство. При этом в начале фильма у актрисы играющей Калугину не было этого взгляда.

При этом сознание меняется только у Калугиной, Новосельцев же остаётся прежним, в ссоре он по-прежнему назовёт её «мымрой», несмотря на то, что она прихорошилась для него, сделала причёску и одела новое платье. Калугина срывается и начинает вести себя неадекватно, чересчур эмоционально, будто их семейный скандал происходит не на работе, а дома. Этим вскоре могут воспользоваться «коллеги-доброжелатели» и донести о столь неприглядном поведении своей начальницы и её спокойно могут сместить с её поста. Новосельцева абсолютно не заботит авторитет и положение своей возможно будущей супруги, он выводит и подогревает её эмоционально и снова устраивает психологические качели и манипулируя угрозой расставания, при этом не извиняется и не чувствует свою вину, думая что она ухватилась за него как за последний шанс устроить личную жизнь.

Затем снова всё идёт к тому, что стоит прекратить отношения и Калугина говорит об этом, и снова происходит скандал и истерика и примирение на ровном месте, когда стоило бы разойтись. Закадровый голос в конце фильма сообщает, что у Новосельцевых впоследствии стало уже три мальчика. Семья вновь создавшаяся началась не с чего-то хорошего, а со скандала, и, судя по всему, такие скандалы будут у них регулярно, это деструктивные больные отношения. Калугина присоединилась к большой семье (как ближайшего коллектива на работе, так и дома) психопатов, и стала как они и единым целым с ними, теперь она тоже психопатическая личность. В первом варианте фильма хорошо показано это «счастливыми лицами» коллег и воздушными шариками в руках, как бы показывая, что в нашем полку прибыло, или как бы говоря: «мы вас надули». В психике Калугиной происходит некий слом, после крика «мымра», потом герои целуются и прячут свои лица за шариками с рыбкой и птичкой на них.

Возможно, это тоже что-то символически отражает, как соединение или смешение несовместимого. И как-то так совпало, что Калугина к концу фильма становится более легкомысленной, а Новосельцев хотел получить пост, как он сам выражался «начальника лёгонькой промышленности», это говорит о том, что Новосельцев как - бы тянет только безрассудство и глупость.

Этот фильм, несущий под собой негативное пропагандистское начало, показывали и продвигали, как культовый почти так же часто, как такой же фильм ирония судьбы. Но если рассудить дальнейшая судьба такой семьи сложилась бы незавидно, такой брак обречён на развал и несёт в себе только поломанные жизни и психику. Новосельцев взвесит на Калугину груз воспитания своих двух вечно хулиганящих детей и нового рождённого от него ребёнка, со своего поста ей придётся уйти потому как времени, так и сил уже не останется. Если она останется при должности, то качество её работы уже будет другое. Её загрузят по-полной, при этом придётся постоянно тратиться на наряды для дома и работы, потому, как Новосельцев воспринимает её только «при параде», и больше ни как.

Sohu: Россию хотят выгнать из Совбеза ООН — реакция Москвы удивила
  • ATRcons
  • Вчера 19:58
  • В топе

Россия любопытным образом отреагировала на попытки исключить ее из числа постоянных членов Совбеза ООН. Такими данными поделились журналисты из КНР. Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Россия...

Как Путин и Россия переиграли Лондон, и теперь все вывозят оттуда свое золото
  • alexman
  • Вчера 17:10
  • В топе

Все-таки давайте признаемся, что мы не только профукали наши 300 миллиардов долларов в западных банках, но, как выясняется теперь, предприняли еще и просто гениальный ход. Его, этот ход, Путин и э...

«Крепкий орешек» или как зарабатывают на обмане и глупости...

Если вы живёте в большом городе, то, наверное, встречали на прилавках магазинов вот такие орешки. Называются они макадамия (ботаник Фердинанд фон Мюллер, первым описавший это растение, ...

Обсудить
  • да совецкая классика полна гуано...хоть "Служебный роман" хоть паноптикум уродов "Гараж" хоть бухалово комедия с дегенератами "С легким паром"...ну а чо?...совкопипл хавал аж за ушами тресчало...что как бы намекаэ...
  • Браво, шикарная психологическая разборка персонажей..не так давно прохожу мимо телевизора, где в фильме Новосельцев первый раз заходит в кабинет Калугиной, и автоматически роняю фразу: "Ходячее пособие для психоанализа".. и тут ваша публикация, как ответ..великолепно... если есть возможность, разберите в таком же ключе "Иронию судьбы", где не сложившиеся по жизни подростки-переростки ну такие душки... такие примеры для подражания... не зря Рязанов писал: Жить бы мне В такой стране, Чтобы ей гордиться. Только мне В большом говне Довелось родиться… (с) "Неподведенные итоги" https://cont.ws/@infobazasm/801174