• РЕГИСТРАЦИЯ

«Внимай себе!»

17 667

Один из величайших подвижников Христианской Церкви преподобный Антоний Великий, размышляя однажды о глубине судов Божиих, дерзновенно вопросил Бога: «Господи! отчего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? отчего одни бедны, а другие богаты? Отчего нечестивые, тираны и злодеи благоденствуют и изобилуют всеми земными благами, а благочестивые и праведные угнетаются напастями и нищетою?» – Тогда пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе, а то – суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их».

«Внимай себе!» – это и есть основное, важнейшее правило истинно-христианской жизни, ведущей ко спасению, – жизни в Боге, жизни во Христе, жизни внутренней, жизни духовной, как это постоянно подчеркивали все великие подвижники христианства, все наставники христианского благочестия, или жизни Богоугодной.

В противоположность этому пренебрежение жизнью внутренней – жизнь «вне себя», жизнь невнимательная, жизнь рассеянная признавалась всегда «началом всех зол» (изречение преп. Пимена Великого).

Только внимательный к самому себе, к своему внутреннему миру, а не ведущий жизнь рассеянную, «вне себя», может ясно увидеть все свои нравственные недостатки, все свои слабости, немощи, грехи, все свои порочные наклонности и страсти. И только такой поэтому и способен к здоровой самокритике, к исправлению, к духовному обновлению, что и является задачей жизни каждого желающего быть истинным христианином, каждого желающего себе спасения.

Без внимания к себе зло в душе все более и более разрастается, усиливается и, наконец, так прочно и крепко укореняется, что для такого человека уже теряется возможность исправить себя и духовно обновиться, а потому нет для него и надежды на спасение. Но мало того, что такой человек губит самого себя: он становится еще сеятелем зла, источником его и распространителем вокруг себя, во всей окружающей его среде.

Вот под этим-то углом зрения мы и должны смотреть на всю современную жизнь, с этой точки зрения и расценивать все происходящие в мире события!

Есть ли у современного человека, даже из числа называющих себя христианами, и при том православными, такое внимание себе, о котором учат наши великие христианские подвижники, наставники духовно-нравственной жизни?

Увы! Самый быстролетный взгляд на окружающую нас повседневную жизнь легко нам покажет, что вся современная жизнь так устроена, так направлена, так организована, дабы постоянно держать человека вне себя – не дать ему ни времени, ни возможности хоть сколько-нибудь углубиться в себя, задуматься над своим внутренним состоянием, дать беспристрастную оценку своему «я». Все эти замечательные новейшие и технические усовершенствования вместо того, чтобы дать человеку много больше свободного времени для его личной жизни, как на это первоначально все рассчитывали, создали, наоборот, тот бешенный темп, тот страшный круговорот, ту поистине сумасшедшую погоню за наживой, которые совсем лишили современного человека душевного мира и спокойствия, столь необходимых для самососредоточения и самоуглубления – для внимания себе. А все кратковременные досуги заполняются развлечениями и увеселениями, столь обильными и разнообразными, как никогда прежде, – все с тою же целью – держать человека вне себя, не давая ему задуматься над собой.

И вот мы видим, что современные люди и размышляют, и говорят, и пишут обо всем, о чем угодно, но только не о своей внутренней жизни: нет у них ни мысли, ни речи о самокритике и самоисправлении, а только о критике, и притом самой жестокой, беспощадной и несправедливой того, что вне их. Как никогда усилились и умножились в наше время страшные и губительные пороки самомнения, самопревозношения, самохвальства, властолюбия, тщеславия и честолюбия, а в связи с ними – зависти, недоброжелательства, непримиримой злобы и ненависти к другим людям, в которых всякая «самость» всегда видит себе врагов, конкурентов и соперников.

Только на почве таких настроений и мог иметь успех коммунизм-большевизм, поработивший нашу несчастную Родину-Россию за последние два века своей истории, отказавшуюся от столь прежде любимого православным русским человеком «внутреннего делания», и теперь постепенно, шаг за шагом, верно и неуклонно захватывающий своей страшной тиранией все остальные страны мира. Остановить силою одного земного оружия это жуткое победное шествие невозможно, ибо думать, что можно уничтожить сатану при помощи атомных или водородных бомб, или так называемого «ядерного оружия», более, чем наивно.

Отказ человека от самого главного, самого необходимого для его спасения – от «внимания себе» и «внутреннего делания» – не мог пройти ему даром.

А то ли еще ожидает человечество впереди?!..

Особенно странно и особенно трагично это то, что и люди, еще называющие и считающие себя христианами и даже христианами православными, перестали понимать это и наивно думают, будто можно оставаться христианами, ведя жизнь рассеянную в постоянной суете, гонке за наживой, развлечениях и удовольствиях.

Христианство – это прежде всего жизнь внутренняя, жизнь духовная.

А когда это есть, тогда и внешняя жизнь сама собой преображается, по неложному обещанию Христову: «ищите прежде Царствия Божия и правды его», то есть «живите внутренней духовной жизнью» «и сия вся», – то есть: все благоустройство и благополучие вашей внешней жизни, «приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Упорно и упрямо не хотят теперь знать этого самонадеянные люди, в горделивой духовной слепоте своей, несмотря на постоянно посрамляющую их действительность, все еще наивно по-детски мечтающие одними своими собственными домыслами, соображениями и мероприятиями обеспечить свое земное благополучие, благоустроить и сделать спокойной и счастливой свою земную жизнь. Решают всякие мировые проблемы, заносчиво и надменно, с полной безапелляционностью готовы судить и рядить о чем угодно, с авторитетом берутся переустраивать на разные лады человеческое общество – общественную и государственную жизнь, дерзко замышляют даже «реформировать» – переделать по своему извращенному вкусу самую Церковь, основанную на земле для спасения людей Самим воплотившимся Сыном Божиим, – только себе внимать никак не хотят, себя переустраивать и переделывать, свою душу «реформировать» упорно не желают.

А в этом-то последнем, этом упрямом нежелании, и заключается как раз главный недуг нашего времени, от которого и происходят все бедствия современности.

Это грозное знамение полного упадка духовной жизни, крайнего оскудения «внутреннего делания»: духовная жизнь подменена и заменена жизнью душевной и даже жизнью «плотской» – животной.

Есть, слава Богу, впрочем, и счастливые отдельные исключения, «малый остаток спасающихся», по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), так живо и ярко за сто лет вперед предрекшего наступление нашей мрачной эпохи. Благодаря этому «малому остатку» и теплится еще наша церковная жизнь.

Но в весьма значительной массе своей даже пережившие столько вразумительных бедствий православные русские люди как будто ничему не научились и не хотят слышать и знать обращенного к нам, людям, еще в Ветхом Завете наставления Самого Господа-Вседержителя:

«Внимай себе!»

Они живут, большей частью, вне себя, и в этом-то, конечно, и заключается коренная причина всех печальных неурядиц и нестроений в нашей жизни, как церковной, так и политической и общественной, не говоря уже о нравственном разложении, какое нередко приходится видеть в жизни семейной и в жизни личной.

Оторвавшись от источника единственно-спасительной для нас духовно-нравственной жизни, неразрывно сопряженной с вниманием к себе, своему внутреннему миру, с целью самокритики, самоисправления, духовного обновления, – слова Божия и вселенского учения Церкви, православные люди, ведомые зачастую духовно-слепыми вождями, и в свою церковную жизнь, не говоря уже о жизни политической и общественной, вносят все те же греховные страсти, о коих мы говорили вначале, страсти, питаемые и укрепляемые самомнением, властолюбием и честолюбием.

Отсюда все те, к небу вопиющие заблуждения, вся та пагубная путаница в иерархии ценностей, каковые побуждают сбившихся с правого пути русских людей ставить свои чисто-земные политические и общественные идеалы выше Церкви Христовой (о, какое безумное ослепление!) и вообще – низшие в духовном отношении ценности выдавать за высшие, совершая этим губительные подлоги и производя сумбур и неразбериху в умах и сердцах.

Отсюда же и все бесчисленные дробления и разделения в нашей среде, многочисленные общественные и политические группировки и партии, и... страшное, до лютой злобы доходящее, взаимное недоброжелательство между ними, непримиримая порой вражда и ненависть, не останавливающаяся ни перед какой клеветой, ни перед самыми нелепыми и фантастическими вымыслами и злостными инсинуациями, с целью как можно больше унизить и морально уничтожить своих противников.

Особенно преступно внесение своих страстей в жизнь церковную, ибо это порождает трудно изживаемые церковные смуты и расколы.

И вот, с такими-то нестроениями мы все еще смеем надеяться на спасение нашей несчастной Родины-России... И даже с самоуверенной заносчивостью воображаем иногда, что честь ее освобождения и спасения может принадлежать нам.

Поистине, если все так будет продолжаться в нашей среде и впредь, и если мы не образумимся и не сознаем ясно, что спасти Россию от сатанинского порабощения может только Бог, и что мы должны, прежде всего другого, сделать себя достойными этой милости Божией, через свое возвращение на путь подлинной духовной жизни, которая замерла в нас или даже совсем угасла, благодаря невниманию себе, и если мы не станем решительно на путь духовного обновления через покаяние, – то ничего хорошего, ничего светлого впереди ожидать нам не приходится: мы только обманываем самих себя, строя себе какие-то призрачные идеалы и напрасно лелея в себе несбыточные мечты и тщетные надежды.

Единственный путь спасения для нас и для нашей Родины – путь ясный и определенный, – это тот путь, который указывает нам наша Матерь Святая Церковь.

И потому не Церковь Христову мы должны критиковать и реформировать (страшно сказать!), а самих себя, свое собственное внутреннее «я» подвергнуть самой строжайшей критике и переделке, себя надо «реформировать»!

И не от Церкви требовать, чтобы она угождала всем нашим личным и партийным интересам и страстям, мимолетным прихотям и капризам, а самих себя понудить к полному послушанию Церкви, ясно отдавая себе отчет в том, что без такого полного и всецелого послушания Церкви нас ожидает неминуемая гибель.

«Страшно впасть в руки Бога живаго» (Евр. 10, 31)!

А «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец» (изречение священномученика Киприана).

И, конечно, надо знать и помнить, что далеко не всегда отдельные священники и даже иерархи выражают голос Церкви, ибо и они как люди могут ошибаться и заблуждаться, если недостаточно внимают себе, – голосом Церкви является только то вселенское учение Церкви, которое повсюду, всегда и всеми было исповедуемо, и которое утверждено на вечные времена Вселенскими Соборами и общепризнанными Поместными Соборами и Святыми Отцами.

Вот это-то вселенское учение Церкви и надо для себя сделать критерием своего собственного настроения, себя им поверять и по нему себя переделывать.

И нет ничего ужаснее и губительнее такого настроения, когда в самомнительной уверенности в своей собственной правоте, доброкачественности и непорочности наши бедные русские люди повсюду видят «врагов Церкви», не замечая, что самыми-то главными врагами являются именно они сами: поскольку они закоснели в своем самодовольстве, в своем самолюбовании, в своей самоутверждающейся гордыне и не обнаруживают никакого желания по-настоящему покаяться, исправиться и духовно обновиться, став на путь внимательной к себе жизни, – жизни духовной.

Считая лишь себя во всем правыми, а других – во всем виноватыми – всегда и легче и приятнее. Но не таким путем учит нас идти Св. Церковь: она внушает нам, особенно теперь во время Великого Поста – время покаяния и исправления своей жизни – взывать к Богу, «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Переживаемые сейчас нами дни Великого поста есть как раз время усиленного призыва св. Церкви к тому, чего более всего нам недостает – к вниманию себе – к решимости оставить пустую, легкомысленную, рассеянную светскую жизнь, от которой и происходит все зло, и начать внутреннюю жизнь – жизнь духовную, в которой одной только наше спасение.

Воспользуемся же все этим спасительным временем!

Прислушаемся внимательнее к тому, чему учит нас св. Церковь, сделаем тщательную внутреннюю проверку своего душевного состояния, хотя раз в жизни со всею беспощадною строгостью «раскритикуем» самих себя, а не других; последуя умилительным призывам великопостных песнопений: «Очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти»... произведем в душах наших генеральную чистку; начнем поститься по-настоящему, памятуя мудрое предостережение св. Церкви: «От брашен постящеся душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением, – ибо тогда, – злым демоном уподобившися, николиже ядущым» (стихиры Сырной седмицы)...

И твердо решимся начать новую жизнь – ту подлинно духовную, к которой мы все, христиане, призваны.

Бог в помощь!

источник


А помоему — кто зол, тот и глуп

    Немецкая пресса возмущена «публичным унижением» танка Leopard на выставке в Москве
    • sam88
    • Вчера 11:40
    • В топе

    Выставка трофейной военной техники, открывшаяся накануне на Поклонной горе в Москве, стала одной из главных тем западной прессы. Европейские издания не скрывают своего раздражения сами...

    «Москва подала нам пример»: Китай аплодирует тому, как Россия арестовала активы американского банка JPMorgan
    • amurweb
    • Вчера 09:23
    • В топе

    Валентин Катасонов: США больше не будут трогать «русские доллары»Арест в России активов и недвижимости американского финансового конгломерата JPMorgan Chase вызвал на Западе такой шок, ...

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Иванушка 24 ноября 2020 г. 17:16

      До свидания Конт ;-)

      До свидания Конт ;-)...
      775
      Иванушка 17 августа 2020 г. 17:07

      Вести с полей

      Блог компании Cognitive Pilot Возможно, вы помните, что мы говорили про то, как можно сильно улучшить работу обычного сельскохозяйственного комбайна, если использовать нейросетки для распознавания культур и препятствий и робота для автопилотирования. Всё это (кроме процессоров Nvidia и ещё части железа) — наша разработка. А радость в том, что в некоторых...
      733
      Иванушка 22 июля 2020 г. 16:06

      «Ненавидь врагов Божиих», – история о том, как переврали одну важную цитату

      Может ли христианин ненавидеть другого человека? Пускай даже самого плохого, самого злого и никудышного — можно ли его ненавидеть и при этом продолжать с чистой совестью считать себя христианином? Такие вопросы невольно возникают, когда читаешь интернет-перепалки на многих православных форумах, где участники почем зря громят друг друга с чувством, которое иначе как не...
      708
      Иванушка 15 июля 2020 г. 12:34

      Догмат и ересь

      Путь Богопознания представляет собой образ жизни, а не образ мыслей. С другой стороны, известно, что сама Церковь выработала определенные теоретические положения, или догматы веры, как их принято называть сегодня. Не возникает ли здесь противоречия?Если мы подойдем к этому вопросу с исторической точки зрения, то увидим, что в течение первых трех веков своего существов...
      699

      О Боге – Пресвятой Троице

      Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа. Мф.28:19Беседа перваяС Божиею помощью мы будем излагать вам, братия, самое главное учение в нашей вере – догмат о Святой Троице. Хотя есть между нами знающие хорошо это учение, которые не требуют, да кто учит их; но таких – очень немного: несравненно больше знающих не хорошо, даже меньше, чем не хорош...
      745
      Иванушка 9 июня 2020 г. 19:31

      «Новое религиозное сознание» Дух восточных культов в 1970-х годах

      замечательная ретроспектива проникновения Духа восточных культов в христианство от иеромонаха Серафима (Роуза) известного православного миссионера и катехизатора второй половины XX века. Влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достигло поразительных размеров в 1970-х годах. В частности, Америка, которая каких-нибудь два десятка лет назад все ещ...
      770
      Иванушка 17 мая 2020 г. 23:27

      Кто такие бесы, и нужно ли их бояться

      Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев — просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить.В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьер...
      1029
      Иванушка 14 мая 2020 г. 16:37

      Трудно быть Богом

      взгляд обозревателя журнала «Фома» Александра Ткаченко на творчество любимых авторов.Апокалипсис начинается в ПолденьВ произведениях братьев Стругацких всегда есть какая-то недосказанность, отсутствие ясно выраженного отношения самих авторов к событиям, которые они описывают. Каждый раз, прочитав на одном дыхании очередной их роман, я чувствовал, что хитрые авторы мен...
      946
      Иванушка 4 мая 2020 г. 10:42

      Зачем современному человеку христианство?

      Письмо в редакцию: Господь говорил, что есть заповедь – возлюби Господа и ближнего как самого себя. А если человек не умеет любить ни ближних, ни себя, ну нет у него такого опыта, если он вырос во враждебной среде, среди ненависти и корысти?... Не было такого опыта в родной семье, где все друг друга ненавидели или использовали, не было его и потом, (так сложилось, дол...
      908
      Иванушка 4 мая 2020 г. 10:29

      Ребро Адама

      В известном художественном фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, положивший начало полемике, которая плавно перекочевала из советских кухонь в современные интернет-блоги и не прекращается по сей день. Главный герой кинокартины – великолепный слесарь-интеллигент Гоша, выясняя отношения с любимой женщиной, в ультимативной форме говорит:– Запомни, все и всегда я б...
      877
      Иванушка 1 мая 2020 г. 17:31

      Обида

      Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз до...
      889
      Иванушка 24 апреля 2020 г. 19:03

      Ассоциативное мышление

      Общение с людьми, наблюдение за внешним миром и собственные мысли бывают причиной появления у нас непроизвольных воспоминаний. Эти непроизвольные воспоминания, или ассоциации, связаны с вызвавшими их словами, образами или событиями сходством по какому-либо признаку: по похожести места, времени суток, состава участников, по подобию цвета, запаха, звука, вкуса, сопутств...
      643
      Иванушка 17 апреля 2020 г. 10:53

      Христос погребен?! Может ли Он воскреснуть?

      Христос убит, опозорен как идеал, изъят из действительности как нечто реальное. Христос забыт и скрыт от сознания. Он погребен и замурован в темной гробнице прошлого. Доступ к гробнице завален камнем, отвалить который не в силах отдельный человек. Может ли Он воскреснуть?Христа, Человека, жившего около двух тысяч лет назад, предательски схватили и привели на суд. Его ...
      893
      Иванушка 16 апреля 2020 г. 20:05

      Родная музыка

      Проект "ВЕК" Куда летишь, кукушечка Выхожу один я на дорогу Как во славном городе Сидела Катюша фильм Родная музыка ...
      851
      Иванушка 13 апреля 2020 г. 20:37

      О смысле жизни

      Главная закономерность мира – это развитие, восхождение от примитивного к более сложному, совершенному. На этой лестнице восхождения наиболее совершенной формой движения является жизнь. Среди всех форм жизни наиболее совершенной является мысль. В потоке времени жизнь все более и более одухотворяется. Жизнь – это как бы вершина движения. Мысль – это как бы пик жизни. И...
      686
      Иванушка 8 апреля 2020 г. 19:42

      О русской православной иконе

      О смысле жизни.Богословские миниатюры протоиерей Николай Иванов  В наши дни обострился интерес к русскому религиозному искусству: иконописи, храмовой архитектуре, богослужебному пению. Пошла мода называть это народным русским искусством такого-то века, поясняя при этом, что оно ценится за красоту и человечность. И только. О религиозной сущности если и говорят, то...
      1154
      Иванушка 8 апреля 2020 г. 19:14

      Добро и зло

      Представление человека о добре и зле являются плодом его религиозных воззрений. Человечество слишком мало знает об окружающем мире, чтобы составить о нем полную научную картину, и никогда его знания не будут достаточны для этого. Для составления целостного понятия о мироздании человек вынужден прибегать к догадкам и предположениям, которые составляют большую и главную...
      627

      Преподобный Серафи́м Вырицкий

      ...В сен­тяб­ре 1941 го­да гит­ле­ров­ские ча­сти, на­сту­пав­шие на Ле­нин­град, за­ня­ли стан­цию Вы­ри­ца. Ок­ку­па­ци­он­ные вой­ска, рас­квар­ти­ро­ван­ные здесь, со­сто­я­ли из ру­мын, ко­то­ры­ми ко­ман­до­ва­ли немец­кие офи­це­ры. Через несколь­ко дней по­след­ним до­нес­ли, что в по­сел­ке есть некий по­лу­жи­вой ста­рик, очень по­чи­та­е­мый рус­ски­ми, по­...
      1127
      Иванушка 1 апреля 2020 г. 18:52

      Ропот

      Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?  Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как ропот. Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откро...
      656

      В нашу эпоху не хватает живых примеров

      Геронда, почему Святой Кирилл Иерусалимский говорит, что мученики последних времен будут «па́че все́х му́ченик» 8 ?– Потому что раньше было много богатырей [духа]. А в нашу эпоху не хватает живых примеров, я говорю сейчас вообще о Церкви и о монашестве. В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей ...
      756
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика