О Боге – Пресвятой Троице

4 867

Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа. Мф.28:19

Беседа первая

С Божиею помощью мы будем излагать вам, братия, самое главное учение в нашей вере – догмат о Святой Троице. Хотя есть между нами знающие хорошо это учение, которые не требуют, да кто учит их; но таких – очень немного: несравненно больше знающих не хорошо, даже меньше, чем не хорошо; а служитель св. алтаря должен всем преподать учение веры ясное и отчетливое. Да и для хорошо знающих не лишнее дело – повторять в памяти знакомое им учение веры, как не лишнее дело – постоянно видеть глазами свет, или вдыхать и выдыхать воздух; потому что наше учение еще нужнее, чем видимый свет и воздух. Памятовать о Боге, говорит Св. Григорий Богослов, необходимее, чем дышать.

И так для всех необходимо нужно – учение о Боге. Поэтому мы и будем говорить так, как будто бы здесь все были равны по степени знания. Но прежде, чем будем излагать речь о начальной, царственной и блаженной Троице, мы скажем, братия, несколько слов о важности и непостижимости этого учения и о смиренной простоте веры, с какою нужно слушать его. Учение о Пресвятой Троице так важно, что в Вере Христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся Веры, если взять их вместе, – в сравнении с познанием единого Бога, в Троице покланяемого – то же, что едва заметная точка: потому что Бог есть источник всякой премудрости и знания и – Бога во Св. Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет Христианства. Мы называемся Христианами, как всякий знает, от веры во Христа, Сына Божия Единородного, а всяк, исповедующий Сына, и Отца имеет, по словам Св. Иоанна Богослова, имеет и Духа Святого, о котором Господь сказал: Дух Господень на Мне. Значит, кто верует во Христа, тот непременно верует во Св. Троицу: в Отца и Сына и Св. Духа. Без исповедания Пресв. Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, но таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без учения о Св. Троице страшный суд, воскресение мертвых, воздаяние каждому по делам в будущей жизни были бы для нас пустыми словами. Все это необходимо допускается только тогда, когда мы веруем в Бога Отца, который есть предвечная Любовь и Правда; – в Бога Сына, как Искупителя человеков и – в Бога Духа Святого, как Освятителя и Утешителя верующих. Так важно это учение. Но оно есть вместе и самое непостижимое. Только по снисхождению к нашей немощи Бог благоволил открыть таинство Пресвятой Троицы под именем Отца и Сына и Св. Духа, а потому мы не должны принимать cиe Имя (т. е. Отца и Сына и Св. Духа) в том смысле, в каком принимаем о людях. Так, Сын Божий называется еще Словом Божиим и Премудростью: а о людях сказать этого нельзя. Что же касается того, как в едином Боге три Лица, Как и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Св. Дух есть Бог; то это выше всякого разумения. Троичность лиц Божества есть величайшая тайна, сокрытая даже от многоочитых Херувимов, которые непрестанно приникают в непостижимый свет Божества и оттоле почерпают для себя всякое ведение и блаженство. «Но где тайна», говорит Св. Златоуст, «там великое молчание; где тайна, там ум призывает к себе веру». Так, братия, разум наш необходимо должен смириться и умолкнуть пред тайною Триипостасного Божества, и, чувствуя свое бессилие, постигнуть ее, призвать себе на помощь веру.

Смиренная простота веры необходима каждому из нас. Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле – есть тайна. Кто удовлетворительно объяснил, наприм., как соединена душа человеческая с телом, как они взаимно действуют друг на друга; как сон восстанавливает силы человека и пр.? Значит, прежде всего человек должен верить своим собственным тайнам. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, – не смотря на успехи естественных наук, – что каждый из нас смиренно должен сознаться с одним из древних мудрецов6 в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Св. Писание свидетельствует, что мы Мы едва можем постигать и то, что на земле, и что под руками с трудом понимаем, и за этим прибавляет: а что на небесах – кто исследовал?

И так, если – тайны в нас самих и в окружающей нас природе, и мы должны принимать их верою, не постигая разумом: то не тем ли больше должны верить тайнам небесным и особенно высочайшей тайне Триипостасного Божества? Твари ли постигнуть Творца? «Я говорю теперь (слова Св. Кирилла Иepyc.) и все говорят в свое время; но как говорим, сего не можем мы сказать: как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу и не могу изъяснить свойств её, как же могу изречь Даровавшего душу? Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога» и смиренно сознавать, что Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

И так, братия, во имя Отца и Сына и Св. Духа просим у вас на будущее время вашего внимания учению о величайшем таинстве Христианской Веры. Будем помнить, что от правильного познания Трисиятельного Божества зависит наша вечная судьба. Се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал ecи Иисуса Христа. Аминь.

Беседа вторая

В Троице единаго Бога славлю: Отца, Сына и Духа; Единицу простую, Троицу честную, Начало предначальное. Троич. Постн. Тр. л. 212.

В прошедший воскресный день мы обещались начать беседу свою о высочайшем таинстве Xриcтианской Веры – о троичности Лиц божества. С Божией помощью начинаем теперь эту беседу. – Во едином Боге, по учению Христианской Веры, три Лица: Отец, Сын и Св.Дух, Троица единосущная и нераздельная. Уже самые первые слова символа веры дают знать каждому, что, хотя мы веруем во единого Бога, но в то же время – не в единое Лицо Божие: потому что единого Бога называем Отцом. «А имя Отца», говорить Св. Кирилл Иерусалимский, «при самом произнесении его уже дает разуметь и о Сыне, точно также, как сказавши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо, если Отец: то, без сомнения, он есть Отец Сына, и если Сын, без сомнения Он есть Сын Отца. А веруя в Отца и Сына, мы необходимо должны веровать и в Духа Святого, как единосущного Отцу и Сыну, и через Сына явившегося людям. Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаем, не сливая Лиц и не разделяя единого существа Божия: потому что иное Лицо Отца, иное – Сына и иное – Св.Духа. Бог Отец, Бог и Сын, Бог и Дух Святой, но не три бога, а един Бог. Шедше научите вся языки, сказал Господь Апостолам, крестяще их во имя Отца и Сына и Св.Духа. Не сказал: во имена, чтобы не дать повода к разделению единого существа в трех Лицах, а – во имя, чтобы показать их единосущие, или единство существа при троичности Лиц. «Яко Единицу существом пою Тя, яко Троицу Лицами Тя чту: Отче и Сыне и Душе Пресвятый», говорится в одной церковной книге.

По особенной важности учения о Пресвятой Троице для каждого Христианина, имя трех Лиц Божественных: Отца и Сына и Св.Духа употребляется Церковью – и в храме, при Богослужении, и даже в домах верующих, при совершении разных молитвословий – очень часто, как часто употребляется имя царя между его подданными, как сын весьма часто называет своего отца; облагодетельствованный – своего благодетеля; друг – имя друга; раб – имя своего господина. И Бог наш, в Троице поклоняемый, в преимущественном и высшем смысле, точно, братия, есть для нас и Царь, и Отец и Благодетель16. Поэтому не знать и не чтить, как должно, Пребожественной Троицы, со стороны Христианина было бы и безумной дерзостью, и неблагодарностью. Всякий подданный знает, хотя по имени, своего Царя; знает о его державе, власти и силе; благоговеет пред священною его Особою; облагодетельствованный часто и с удовольствием вспоминает и говорит о своем благодетеле. Даже вол знает владеющего им и осел – ясли господина своего. Как же нам не знать, что над всеми людьми и над всем миром – держава, царство, сила и слава Отца и Сына и Св.Духа? Как человеку, получившему от Св.Троицы все дары, начиная с жизни до струи воздуха, им вдыхаемого, не вспоминать часто и с должным благоговением о Триедином Благодетеле своем? о Нем бо, говорит св. Апостол о Боге, живем и движемся и есмы.

Так, братия, каждому из нас непременно нужно и правильно знать и благоговейным поклонением чтить царственную и живоначальную Троицу. И вы давно уже все знакомы с великим и вечно поклоняемым именем Отца и Сына и Св. Духа, потому что, – как мы сказали, – Святая Церковь весьма часто и в храме, и даже в домах ваших оглашает вас этим славным именем. Нужно преподать только изъяснение того, что мы слышим о Триедином Боге в церкви, или в домах.

Мы особенно часто слышим в Церкви и в домах краткие молитвы и краткие славословия Св. Троице. Именно, мы очень часто слышим молитвы: прежде всего к Духу Святому: Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Так как третье Лицо Св. Троицы, т. е. Дух Святой, учит нас достойно молиться Богу, укрепляет нас в служении Ему, и вообще возращает, восперяет, устрояет горе служащих достойно Богу людей и таким образом соделывает наше спасение, приобретенное нам Сыном Божиим; то Св. Церковь при начале всякой службы, всякого молитвословия, призывает Его, Всемогущего Освятителя; потом – молитву ко всем Лицам Св. Троицы вместе: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас. Эту трисвятую песнь – иногда отдельно, но большей частью вместе с молитвой: Пресвятая Троице помилуй нас – мы слышим несколько раз при всех Богослужениях. Св.Церковь особенно часто любит повторять ее, подражая немолчному взыванию к Богу небесных сил: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Произнося молитву: – Царю небесный –, мы приготовляемся к достойной молитве Господу Богу, прося Духа Всесвятого вселиться в нас и очистить от всякой скверны; а говоря дальнейшие молитвы к Пресвятой Троице, мы уже молимся самым делом, чествуя Боголепным поклонением и Святого Утешителя Духа, которого просили вселиться в нас и очистить от скверны для достойной молитвы Tpиeдиному Богу. После этого читается молитва к первому лицу Св. Троицы – по заповеди Спасителя, который заповедал нам: сице убо молитеся вы: Отче наш… и пр.; в конце молитвы Священник произносит славословие Св.Троице, для показания , что и Отец, и Сын, и Дух Святой суть едино существо, и – царство, сила и слава одинаково принадлежат трем Лицам. Нередко также мы слышим приглашение к поклонению Царю и Богу нашему Иисусу Христу: приидите поклонимся Цареви нашему Богу, или, как далее: приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Кроме того, священник и чтец часто воссылают от лица Св. Церкви единую славу Отцу и Сыну и Св. Духу с общим для трех Лиц Именем: одно Имя означает, что у трех Лиц едино существо.

Таким образом Св. Церковь при каждой службе приглашает нас к молитве и поклонению трем лицам Св.Троицы – то вместе, как единочестным, – то отдельно, для испрошения потребных благ у того или другого Лица.

Итак, когда мы слышим повторение одних и тех же молитв к Пресвятой Троице, произносимых священником или чтецом, или Символа веры, не будем пропускать их без внимания, тем более – скучать, когда читают или поют их. Св. Церковь, – у которой постоянно пред глазами Трисвятый Владыка живота нашего, Судия и Бог наш, – повторяет их весьма часто с тем, чтобы вкоренить в мыслях и сердцах наших имя Живоначальной Троицы, чтобы мы постоянно дышали и жили молитвою, славословием и благодарением Ей. Будем же в след за Св. Церковью произносить эти молитвы, славословие или благодарение всесодержащей Троице.

Воздавая подобающее поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу, трем Лицам во едином существе, постараемся, во славу Триединого Бога, и сами соединяться между собою воедино мыслями, желаниями и делами добрыми, – чего желал и просил Спаситель в последней молитве Своей к Отцу Своему: не о сих (Апостолах) молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да вcи едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. К этому единству призывает нас и вера наша, основанная на любви к Господу, и единство нашей природы, единство житейских нужд и духовных потребностей. Даже – можно сказать – вся окружающая природа, весь прекрасный мир Божий призывает людей к теснейшему, взаимному соединению. Вы видите, как он строен в своем течении и жизни и, при всем различии своих частей, составляет одно согласное целое. Так должны быть согласны в своей жизни люди, и – при различии своих сил и способностей составлять одно, красующееся верою и любовью, целое. Будет время, или – лучше сказать, – вечность, когда все несметное множество праведников, отшедших из этой жизни и еще имеющих отойти из неё в вечность, соединится в будущем веке совершеннейшим единством мыслей, чувств и стремлений для славы Божией и собственного блаженства. Еще здесь на земле Св. Церковь старается приготовить нас к этому соединенно единством веры, надежды и любви. Да сподобимся все мы достигнуть блаженного единства во славу Триединого Бога.

Аминь.

праведный Иоанн Кронштадтский

Катехизические беседы

Беседа третья.

Беседа четвертая.







Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

Обсудить