Произошедшие на Украине события ввели в обиход множества людей слово, которое, как многим казалось, уже было присыпано нафталином и пылилось на архивных полках, представляя интерес лишь для маститых историков и пытливых граждан. Это слово фашизм.
История вбросила его в общественное сознание столь же неожиданно, сколь неожиданно воды мирового океана выбрасывают на сушу неведомое существо. Не вдаваясь в подробности о чудовище, незамедлительно поползли самые разнообразные слухи. Кто-то отрицал само его существования, кто-то приписывал ему чудесные или же наоборот ужасные качества. Шло бурное обсуждение, в котором не было лишь одного – желания разобраться в том, что же произошло на самом деле и с чем собственно мы имеем дело.
Я долгое время считал, что две главные проблемы современного общества – это невежество и равнодушие. Однако события конца 2013 года заставили меня пересмотреть точку зрения, невежественное неравнодушие оказалось куда страшнее.
В наш век информационных технологий, когда всё богатство знаний предыдущих поколений сосредоточено буквально на ладони, в корпусе ставшего обыденным смартфона, люди, по абсолютно неведомой мне причине, перестали к нему обращаться. Граждане, загнанные в ловушку "мемитизации" сознания, готовы поверить в то, что было сказано сегодня, несмотря на то, что сказанное противоречит тому, с чем они соглашались ещё вчера. Бросаться словами, отрывать их от собственного содержания и бездумно повторять сказанную кем-то шаблонную, но такую симпатичную душе ложь.
Именно это и произошло с фашизмом. Мы все неоднократно слышали и читали про то, что: "фашизма на Украине нет", "фашизм был только в Италии", "фашистский режим установлен в России", "Путин-фашист", "фашизм=коммунизм" и т.д. и т.п. Всю это разношёрстную массу высказываний объединяет одно – отсутствие чёткого понимания, а что такое фашизм?

Недавно я уже касался темы "убийства слов", отрыва их от содержания и последующего бездумного использования. В этой статье я хотел бы внести свою посильную лепту в противодействие этому процессу, и постараться раскрыть три вопроса. Что такое фашизм? Чем он определяется? И подробно поговорить об одной важной и несправедливо умалчиваемой черте фашизма.
Что же такое фашизм?
Если заговорить с рядовым гражданином о фашизме, то вряд ли он сможет дать точное определение. Действительно, определений масса, и выбрать наиболее полное, особенно не обладая хотя бы минимумом знаний, крайне сложно. Однако нет ничего невозможного для человека, желающего разобраться в теме.
Каноничным в советское время было принято считать определение, данное Георгием Димитровым – болгарским коммунистом, генеральным секретарём Коминтерна и лидером послевоенной Болгарии.
"Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть к другим народам."
Разберём это определение, отметив ключевые моменты:
- открытая террористическая диктатура
В отличие от т.н. "демократических режимов", в которых решения правящего класса прикрываются фиговым листом демократии – процедурой выборов "из двух и более кандидатов", многопартийностью, иллюзией народной власти и т.д., фашистский режим открыто отказывается от этих пережитков эпохи модерна. Власть захватывается путём переворота (чаще всего вооружённого), после чего, осуществившая переворот хунта сама себя легитимирует и приступает к руководству так, как считает нужным.
- власть самого финансового капитала
Т.е. капитала – представляющего неразрывную связь капитала банковского и промышленного, имеющего тотальную власть над экономикой. В сложившихся на данный момент условиях (наличие транснациональных корпораций, глобализм и т.д.), речь уже не может идти о т.н. "национальном капитале", в дело вступает капитал мировой, способный диктовать условия практически в любой точке земного шара.
- организация террористической расправы
Пришедшие к власти силы обязательно обезопасят себя, устранив своих оппонентов, которые будут либо уничтожены, либо изолированы, а силы, которые они представляют, будут запрещены на государственном уровне и подвергнутся преследованиям.
- шовинизм в самой грубейшей форме
Вопреки расхожему мнению, этот самый шовинизм, т.е. идея национального превосходства в её крайней степени, присуща фашистским режимам. Даже восхваляемому фанатами "хорошего фашизма" режиму Муссолини, сторонники которого либо лукавят, либо знакомы с ним лишь понаслышке. И к этом важнейшему моменту мы ещё вернёмся.

Я не случайно разбил определение на ключевые моменты – признаки. Дело в том, что, как и любое другое сложное явление, склонное к изменениям и мутациям, фашизм определяется не названием или несколькими строчками в энциклопедии, а признаками. Однако, важно понимать, что наличие лишь одного признака не делает тот или иной буржуазный режим фашистским, оно становится таковым лишь обладая комплексом признаков – скелетом, со временем обрастающим "мясом" дополнительных, отличительных признаков.
И когда хотят обелить тот или иной режим, доказать, что он, якобы, не фашистский, чаще всего обращаются именно к ним. Используя обкатанный десятилетиями приём – возносят отличительную черту в ранг Абсолюта, пренебрегая остальными. Однако, зачастую даже это оказывается банальной ложью, как это происходит в случае с якобы отсутствующим расовым шовинизмом фашистского режима Муссолини.
Тем не менее, нужно признать, что эти отличительные черты прекрасно выполняют свою роль -привлекательных рекламных вывесок, на которые очень сложно не клюнуть. Фашизм в разных странах всеми силами мимикрирует под ни много ни мало "народный социализм", умело играя на настроениях и чаяниях граждан. Но несмотря на это, ни один фашистский режим не рискнул приходить к власти без предварительной подготовки.
Для того, чтобы народ принял идеи фашизма, он должен находится в подавленном состоянии, будь то сложные условия жизни или реваншистские настроения, они обязательно будут использованы. Людям будет предъявлен простой и понятный образ врага, из-за которого они оказались в бедственном положении, и метод борьбы с ним, который, несмотря на огромные издержки, обязательно приведёт к победе.
Общество неизбежно милитаризируется, вчерашние бандиты, сбившиеся в плотные сообщества и осуществившие переворот, становятся "стражами коричневой революции", правительственной гвардией, не имеющей ничего общего с вооружёнными силами, но обладающие непререкаем авторитетом и привилегиями.
"Социалистическая шелуха" очень быстро облетает, обнажая авторитарно-буржуазный режим, со всеми его атрибутами – жёсткой иерархией, эксплуатацией человека человеком и откровенным презрением к слабым членам общества.

Неизбежно возникает вопрос – почему люди не видят или не хотят увидеть того, что их обманули? Почему они покорно следуют к краю пропасти? Что удерживает народ в покорном повиновении? Чтобы ответить на этот вопрос "Димитровского определения" уже недостаточно, потому что в нём, несмотря на всю его полноту, не затронута ещё одна из ключевых черт фашизма – использование мифа, как основной скрепляющей силы.
Что же представляет из себя фашистский миф? Он состоит из нескольких взаимосвязанных частей: обязательной адресации к утраченному "золотому веку", связанного с ним символизма, культов силы и смерти, как путей достижения цели, будь то величие Древнего Рима или Арийской расы. Неизбежно одно – нация велика и исключительна, она добилась небывалых высот в давным-давно прошедшем замечательном времени, когда великие предки господствовали над миром. И это время нужно во что бы то ни стало вернуть, повернуть колесо истории вспять и остановить его навсегда, отказаться от принесённой с христианством "стрелы времени" и установить свой порядок вещей, навечно. Принимая это во внимание, тот же символ свастики, как обратного чёрного солнцеворота, совсем не кажется случайным.

Несмотря на кажущуюся на первый взгляд странность, вышенаписанное представляет собой ничто иное, как концентрированную сущность фашизма – глобальное неравенство. Ту самую открытую террористическую диктатуру элитарного меньшинства над бесправным большинством, которое не только не будет сопротивляться собственному угнетению, но и будет одобрять его.
Для того, чтобы овладеть массами, миф неизбежно вступает в противоречие с любыми силами, во главу угла ставящими развитие, прежде всего с христианством и коммунизмом. И если с уже порядком остывшей религией расправляются достаточно аккуратно, а то и изменяют её до неузнаваемости, используя в своих целях, то со своим красным апологетом ни один фашистский режим не церемонится.
Накалённый антикоммунизм – обязательный признак любого фашистского режима и обязательное слагаемое неофашистского мифа. Идеологические последователи сил, потерпевших сокрушительное поражение семьдесят лет назад, не отказались от своих планов и не забыли тех, кто победил их в самой страшной схватке в истории человечества. Они отвели им особую роль тех, кто принёс миру лишь беды и страдания и кому противостояли "благородные фашистские режимы". Чёрное было названо белым, а зло обратилось добром.
Казалось бы, как можно сегодня внедрить подобный миф в массовое сознание? И не просто внедрить, а успешно использовать, дёргая за ниточки и манипулируя обществом.
За прошедшие со времён первых фашистских экспериментов годы, мир очень сильно изменился. Техника шагнула далёко вперёд, в то время, как человечество пребывает во всё более сильном духовном упадке. Речь уже идёт не об Италии с её украденной в Первой Мировой победой и не о Германии, униженной Версалем и раздавленной "великой депрессией". Весь мир стал жертвой глобальных потрясений и вызовов времени, а для того, чтобы направить людей в нужную "мировому финансовому капиталу" сторону есть достаточное количество технических средств. И он ими умело пользуется.
"Искусство порабощения тоже культивируется постепенно", писал полвека назад Томас Манн. Людей не подвергают жестокой эксплуатации, они сами ежедневно и абсолютно добровольно сбрасывают с себя ярмо опостылевшего гуманизма. А после достижения ими определённых "успехов" в этом занятии, в ход пускаются уже силовые механизмы. Современным примером здесь, конечно же, является Украина. Но ведь можно действовать не только так. Мимикрия, о которой было написано в начале статьи, никуда не делась.
Зачем работать по шаблонам, если можно выдумать стройную теорию, согласно которой, история - это враг. А если таких теорий выдумать несколько, с учётом особенностей времени и конечного потребителя, а затем раскрутить их силами масс-медиа так, чтобы если ни с одной, то с другой граждане в большинстве своём согласились.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех аспектах такого сложного явления как фашизм. Однако я надеюсь, что в процессе чтения, читатель получил ответы на основные вопросы и сделал первый шаг на пути к изучению этого сложного явления.
Для того, чтобы продвинуться дальше и составить чуть более полное представление о становлении и развитии фашизма, я настоятельно рекомендую к просмотру недавно вышедший документальный фильм "Фашизм-Реваншизм XXI".
Оценили 24 человека
162 кармы