О времени и пространстве
Для того чтобы понять что-либо, необходима, как минимум, одна константная точка, определение понятия которой можно считать эталонно достоверным. Тогда из этой точки можно в любом направлении строить вектор своих размышлений, корректируя который посредством определения базового понятия, мы с наибольшей вероятностью приблизимся к достоверному определению искомого понятия. Диалектический дуализм располагает двумя такими опорными точками, которые являются понятиями основополагающими категорий мироздания: идеи-энергии и материи. Относительно этих, основополагающих категорий могут быть достаточно достоверно определены и все остальные понятия, характеризующие мироздание и отражающие его бытие.
Одними из таких наиболее часто употребляемых человеком понятий являются понятия «пространство» и «время». Поскольку Д.Д. относит к материи всё то, что способно непосредственно воздействовать на органы чувств человека, а к идее-энергии – всё то, что воздействует на эти органы опосредованно, через материю, то понятие «время» принадлежит, скорее, к сфере нематериальной субстанции мироздания, а понятие «пространство» - к материальной.
Согласно Д.Д., для человека в природе, в мироздании не существует стопроцентного субстанциального абсолюта чего бы то ни было, который не может иметь бытия, не может быть явлен, «декодирован», усвоен органами чувств человека иначе как посредством своего субстанциального контрагента-визави. Поэтому время и пространство сопряжены друг с другом в той или иной пропорции с момента определения человеком понятия «время».
Человек, как фрагмент мироздания, по своему качественному уровню находится ближе к допустимому природой материальному абсолюту, чем к идеально-энергетическому. Поэтому сначала он стал воспринимать материальные объекты, в том числе и абстрактно, усваивая их идею через определение их понятий. То есть то, что актуально оказалось гораздо ближе ему по уровню качественного состояния. И лишь потом, по мере роста своего ИНП, своего информацтонно-энергетического потенциала (ИЭП) и только опосредованно, через первые, стал воспринимать нематериальные фрагменты мироздания, к которым можно отнести и время, воспринимаемое нами как унифицированное понятие качественно-количественных изменений материальных объектов. То есть время воспринимается человеком как произвольно фиксируемый им цикл качественно-количественных изменений материального объекта, или как конкретный фрагмент такого цикла, или как некая сумма таких циклов. При этом неважно, что именно является таким материальным объектом: тело самого человека, дерево, в тени которого он прячется от палящих солнечных лучей, или само солнце. Важно то, что к такому понятию, как «время», человек пришёл через неизбежный для его формирования гомоцентризм, где мерой всего существующего был сам человек.
Понятие «пространство», более близкое человеку по его, как фрагмента мироздания, качественному уровню, давно легко и просто сформулировано человеком как некая производная от его тела величина, что до сих пор отражено в ряде языков как название линейных мер длины. Понятие же «время» вошло в обиход значительно позже, отразив тенденцию следования человека как качественно конкретного фрагмента мироздания от материального к идеально-энергетическому допустимому природой абсолюту. Это подтверждается и известной формулой А.Эйнштейна, где количество энергии выражено через количество материи и зависит от скорости, т.е., по сути, - от времени и пространства, которые, фактически, являются абстрактными количественными отражениями (подобно температуре) параметрально ограниченного однородностью качественного состояния основополагающих субстанциальных частей конкретной интегративной целостности, конкретного фрагмента мироздания. Гениальность этой формулы заключена именно в том, что в параметрах гомоцентризма, в его терминах была доказательно проиллюстрирована двуединая сущность мироздания, исключающая его моносубстанциальность и ставящая знак равенства между его взаимовоздействующими основополагающими частями: материей и энергией.
Я полагаю, что впервые время потребовалось человеку тогда, когда у него появилась необходимость выразить протяжённость пространства, не поддающуюся практическому измерению в единицах, эквивалентных телу самого человека. Это произошло в тот период становления человека, когда он стал передвигаться на значительные расстояния, причём не только по суше. Поскольку в его употреблении ещё не было тех чисел, которыми он мог бы выразить такое расстояние в удобоваримых его сознанием количествах шагов или локтей, человек стал соотносить протяжённость этого расстояния с протяжённостью (световых) фрагментов суток, требующихся ему на преодоление этого расстояния.
Значительно позже человеку потребовалась единица измерения, эквивалентная как бесконечности, которая проявлялась в бесконечной повторяемости природных циклов, так и жёсткой, как жизнь, конечности, проявляющейся в очевидной конечности каждого этапа такого цикла. И здесь опять оптимальным вариантом, удовлетворяющим эти требования, была продолжительность земных суток, характерная как конечностью своих составных частей, так и бесконечной самоповторяемостью.
Таким образом, объективно существующая смена одного качественного состояния другим (свет – тьма; тепло – холод) была абстрактно субъективирована в нематериальную единицу измерения материальных фрагментов, недоступных иному измерению.
Пространство и время – это дифференцированная на материальную и нематериальную составляющие рефлексия субъективации объекта субъектом – человеком. Более полно – абстрактная градация на «удобоваримые» человеческим сознанием фрагменты мироздания как дуального единства материи и энергии. При этом, понимание мироздания как двуединства материи и энергии может не иметь места не только на заре его субъективации, когда так называемое время определялось на уровне день – ночь, а пространство – на уровне расстояния шага, локтя, полёта стрелы, но и на уровне, когда «градуированные» ими фрагменты мироздания определяются световыми годами и нанометрами. Отсутствие сегодня такого понимания уже само по себе является доказательством того, что понятия «пространство» и «время» есть рефлексия, отражение качественно конкретным сознанием фрагментов объекта, а не сам объект. Т.е. понятия «пространство» и «время» не являются категориями, субстанциями, а лишь их отражёнными субъективным сознанием фрагментами.
Оценил 1 человек
10 кармы