Коломенский кремль.

4 5791

Современный нам каменный Коломенский кремль был построен в период с 25 мая 1525 по 15 августа 1531 гг., т.е. за 6 лет, что на 4 года быстрее, чем был построен сравнимый по планировке, внешнему виду и размеру Московский Кремль.

Многие историки видят в этом (а также во внешнем сходстве отдельных элементов архитектуры Коломенского кремля с фортификационными укреплениями городов северной Италии) прямое указание на то, что Коломенский кремль строился теми же мастерами под руководством тех же самых итальянских архитекторов, что и Московский. Предположительно это были Алевиз Новый и присоединившийся к нему в середине 1528 года Петрок Малый.

Коломенский кремль пришёл на смену многократно разрушавшемуся в ходе татарских набегов деревянному кремлю и, фактически, он был выстроен в его границах.

Коломенский кремль возводился в годы правления и по приказу царя Василия III, стремившегося после присоединения к Московскому княжеству Новгородского и Псковского княжеств также обезопасить и южные рубежи нового государства, укрепляя пограничные на тот момент города.

Объекты № 11–14 относятся к Успенскому Брусенскому женскому монастырю. Объекты № 35–40 относятся к Свято-Троицкому Ново-Голутвину женскому монастырю.


Так. Это не информационно-историческая статья, а архитектурно-созерцательная. :))


Последняя схема, и пойдём уже смотреть красоты.

Крестовоздвиженский собор.

В 1852-1855 года, к 300-летнему юбилею монастыря, тщанием его настоятельницы игуменьи Олимпиады, был возведён пятишатровый Крестовоздвиженский собор с двумя приделами: в честь Казанской иконы Божией матери и Святителя Иоанна Златоуста. Храм был освящён 13 сентября 1858 года владыкой Евгением. Проект разрабатывал архитектор А. С. Кутепов. Департамент проектов и смет признал проект «неудовлетворительным по неблаговидности фасадов». В том же 1850 году признан проект В. Е. Моргана, который, оставив план без изменений, основательно переработал фасады. Это проект и был реализован с некоторыми отклонениями.

Небольшое отступление, которое должно прояснить некое недоумение у нынешних читателей по поводу того, почему не найдены те или иные следы сражений, или построек. Читаем.

На северной стороне кремля не сохранилось ни одной башни, ни одного прясла стены. Активная разборка кремлёвских стен началась после письма императора Павла I от 16 июня 1797 года к Московскому военному губернатору Ю.В. Долгорукову: «По докладу Вашему я дозволяю в городах Московской губернии: Коломне, Серпухове и Можайске - крепостные стены, как и ворота, по крайней их ветхости разобрать...»

Письмо легализовало и так существующий до этого в Коломне тайный промысел рытья кирпича и камня из стены кремля, благодаря чему в городе появилось немало каменных домов.

Ну вот. Дело-то очень простое. Народ хозяйственный, любая железка шла в дело, как и камень. Поэтому и трудно найти следы, к примеру, Куликовской битвы. А вы как думали? Битва прошла, войска ушли, и оставили после себя просто так лежать горы ценного железа? Да неужели? Крестьяне растащили и перековали в дельные вещи всё, что смогли найти. Это вам не в Леруа Мерлен, знаете ли, смотаться. Всё шло в дело.

Успенская шатровая звонница.


Успенская шатровая колокольня была построена в 1692 году по инициативе архиепископа Никиты вместо ветхой каменной, с шатровым верхом.

Колокольня покоится, по утверждению коломенского краеведа Н. А. Рощиной, на стенах церкви Николы Зарайского, которая была построена в память о «гощении» в Коломне чудотворной иконы Николы Зарайского в 1513 году. Это утверждение основывается на рисунке звонницы, сделанном Матвеем Фёдоровичем Казаковым, на котором чётко различимы следы церкви в нижнем ярусе колокольни.

Сорокаметровая красавица возвышается поблизости от Успенского собора. Массивный куб – основание колокольни, четверик, остаток от древнего храма, как сказано выше, 14,5 на 14,5 метров.

Шатёр с 5 ярусами звона и 32 окошками-слухами. Внутри пол верхнего яруса опирается на своды и столп, в котором выложена винтовая каменная лестница.

Павел Алеппский оставил очень подробное описание не только Успенского собора, но и колокольни: «Ниже северной двери (соборной) церкви стоит колокольня, достойная удивления по своей красоте, архитектуре и украшениям. Она круглая и восьмиугольная, с чудесною резьбой, походит на башню Эмессы, но еще красивее, высока, со многими арками кругом, над которыми возвышаются другие арки, ещё изящнее. Её купол высокий, приподнятый, восьмиугольный.»

«На этой колокольне висит двенадцать больших и малых колоколов, коих звон гудит подобно грому. Внутри её есть железные часы в каморке. Когда наступает время бить полчаса, они ударяют двумя молоточками по двум малым колоколам три раза; когда же истечет час, то оба молоточка ударяют о колокола двадцать шесть раз — это называется будильником; затем бьёт известное число часов другой, большой молоток по другому, большому колоколу. Часы дня и часы ночи отбиваются отдельно. В конце текущего августа месяца часы били четырнадцать часов для дня и десять для ночи; в сентябре ночь и день сравнялись.»

Некогда звонница украшалась большими часами, которые пропали, и набором колоколов. Самый тяжёлый – «Мещаниновский» - 800 пудов (12800 килограмм), назван так потому, что именно на средства Ивана Тимофеевича Мещанинова колокол был приобретён и поднят на соборную колокольню.

Сейчас на колокольне находится колокол «Пимен», поднятый в 1990-х годах, весом в 400 пудов (6400 килограмм). Наречён так в честь покойного Пимена ( в миру – Извекова Сергея Михайловича) (1910-1990) – патриарха Московского и всея Руси с 1971 года. Был пострижен в монахи в 1927 году. Архимандрит с 1950 года, епископ с 1957 года, архиепископ Тульский и Белёвский с 1961 года. Митрополит Ленинградский и Ладожский, являлся постоянным членом Священного Синода с 1961 года. Митрополит Крутицкий и Коломенский с 1963 года. Управляющий делами Московской патриархии в 1960-1961 годах. Местоблюститель Московского патриаршего престола с 1971 года.

Колокольня, «композиционно связанная с традицией XVII века, отличается от аналогичных сооружений необычайно крупным размером. Массивный куб основания колокольни несёт широкий восьмерик звона, увенчанный шатром с тремя рядами „слухов“. Четверик, делившийся настилами на два яруса, перекрыт восьмичастным сводом на ступенчатых тромбах. В центре его находится полый цилиндр с винтовой лестницей, ведущей к колоколам. Скупая суховатая разработка фасадов с помощью парных полуколонн, ширинок и карнизов с поребриком выявляет превалирующее значение архитектурных масс этого незаурядного сооружения».

К шатровой колокольне примыкает пятиглавый зимний Тихвинский храм.

Тихвинской иконы Божией Матери, праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Каменный тёплый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был построен на Соборной площади Коломенского кремля в 1776 г. на средства местного купца Ивана Тимофеевича Мещанинова при епископе Коломенском Феодосии III. По преданию, эта церковь была возведена на месте древней деревянной.

Праздник Тихвинской иконы издавна почитается в Коломне. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке святыня из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для неё был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия Константинополя турками, икона исчезла из храма и была чудесно явлена на Руси, близ города Тихвина. На месте явления иконы построили храм в честь Успения Богородицы, а затем, при царе Иване Грозном, основан мужской монастырь. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель осталась невредима. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы, снявшие список с чудотворной иконы. Тихвинская икона прославлена неисчислимыми чудотворениями, а празднование ей установлено Церковью в память её чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

Предание связывает Влахернскую икону с чудотворным образом Божией Матери (Одигитрии), написанным евангелистом Лукою. По другой версии она была исполнена в Никомидии, во время гонений на христиан в начале IV в. римских императоров Диоклетиана и Максимиана. Собрав прах святых никомедийских мучеников за веру и смешав с воском, была вылеплена икона в древней технике воскомастики. Этот образ в V в. и был прислан из Иерусалима в Царьград императрицей Евдокией, женой императора Феодосия, прожившей многие годы на Святой Земле. Икона была помещена в храме, где находились путевые иконы византийских им­ператоров, сопровождавшие их в военных походах. Иерусалимская святыня заняла достойное место среди выносных образов как главная защитница при всех народных бедствиях.

Храмовой иконе приписывалось неоднократное спасение столицы во вре­мя нескольких осад. Известен случай, когда во время осады города аварами в 626 г. вождю нападавших была явлена на стенах города женщина в драгоценном уборе, которая привела его в полный испуг. Именно в это время патриарх Сергий проносил по стенам знаменитую чудотворную икону.

Анна Комнина, византийская принцесса, одна из первых женщин-исто­риков (1083—1153), оставившая яркие описания своей эпохи, свидетельство­вала об известном образе: «в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь».

После падения Константинополя Влахернская икона была перенесена на Святой Афон, разорять который турки не решились, а в 1654 г. прислана святогорцами в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. В ней иеруса­лимский патриарх Паисий I, бывший тогда в Москве, признал древний Влахернский образ. Как пишет побывавший в Москве год спустя Павел Алеппский, царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром, золотом и драгоценными камнями, взял её с собою на войну и теперь, при возвращении, вёз перед собою... Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из неё не видно, всё остальное покрыто золотом».

Находясь в Успенском соборе Кремля, во времена французского нашествия 1812 г., икона потеряла свой драгоценный оклад. Сейчас икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.

Во Влахернском храме есть две иконы с одинаковым названием. Одна из них выполнена в виде «Одигитрии», подобно Влахернским иконам, известным на Руси. А вторая напоминает собой икону «Нерушимая стена», только за спиной у Божией Матери возвышаются крепостные стены Константинополя, которые Она защищает, молитвенно воздев к небу руки.

Во Влахернском храме по-прежнему происходят чудеса. Известны случаи явления здесь Самой Божией Матери.

В 1861 г., по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), тщанием купца Филиппа Назаровича Тупицына, храм был разобран и на его месте возведён более просторный, с пятью главами вместо одной и тремя престолами — Тихвинской иконы Божией Матери, праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». После реконструкции храм был освящён самим святителем Филаретом.

Вскоре после революции из храма был изъят отопительный котёл, но богослужения продолжали совершаться даже зимой. В конце 20-х годов ХХ века церковь была закрыта, уничтожено всё её внутреннее убранство, снесены главы. В таком виде её и возвратили общине в Успенского собора в 1989 г.

В 90-х годах восстановили все пять глав, иконостасы левого и правого приделов, расписаны купол, паруса. В новых иконостасах появились иконы русских святых: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадского, святого благоверного князя Димитрия Донского и других.

Западную стену храма украсила масштабная роспись «Страшный Суд».


В её традиционную композицию в лике праведников включены недавно прославленные святые: блаженная старица Матрона, царственные страстотерпцы. Все живописные и иконописные работы выполнены коломенскими мастерами. Ведутся работы по воссозданию центрального иконостаса.

С западной стороны к Тихвинскому храму примыкает шатровая колокольня XVII века. В 20-е годы ХХ века все её звоны были уничтожены. Стараниями общины теперь здесь новые колокола. Самый большой из них весит более 2-х тонн и назван «Пименом» в честь покойного Патриарха Московского и Всея Руси. Он был отлит в Воронеже в 1990 г. и стал первым крупным колоколом в нашем городе.

В восстановлении былого великолепия Тихвинского храма большую роль сыграли коломенские художники: их трудами он полностью расписан, и подготовлен к архиерейскому освящению.

9 июля 2009 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Тихвинский храм Великим архиерейским освящением. Владыке Ювеналию сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископ Серпуховской Роман, благочинные Коломенского и других округов Московской епархии, духовенство г. Коломны. За Божественной литургией причащалось много жителей г. Коломны, особенно детей.

В память о совершившемся событии настоятель Тихвинского собора протоиерей Николай Качанкин подарил владыке Ювеналию Тихвинскую икону Божией Матери, написанную коломенскими иконописцами. В свою очередь, владыка Ювеналий преподнёс настоятелю Тихвинского храма образ апостола любви — святого Иоанна Богослова.


На состоявшемся затем в тронном зале архиерейских покоев торжественном приёме митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вручил награды Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также свои, более чем ста благотворителям и благоукрасителям, чьими трудами было возрождено былое великолепие собора Тихвинской иконы Божией Матери и других храмов Соборной площади.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери открыт ежедневно, богослужения в нём совершаются утром и вечером.

Успенский собор.

Коломна во второй половине XIV в. являлась центром большого каменного строительства, связанного с выдающимся значением города в подготовке борьбы с Ордой. Первое, разобранное в 1672, здание Успенского собора было заложено в 1379 году после победы дружины московского князя Дмитрия Ивановича над татарами при реке Воже. Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. Перед Куликовской битвой, в 1380 году, собор старались закончить столь спешно, что по прибытии Дмитрия с войсками в Коломну, верхняя часть храма обвалилась. Успенский собор — единственный памятник Коломны, постройка которого отмечена летописью. Впрочем, летопись отметила даже не закладку храма, а его катастрофу: «В лето 6888 (1380). Падеся на Коломне церковь каменаа, уже свершениа дошедши, юже създа благоверный великий князь Дмитрий». Эта запись во всех списках летописи предшествует повести о Куликовской битве.

Тем не менее, именно в новом соборе князь молился перед битвой. Восстановлен храм был в 1382 году, роспись окончена к 1392, возможно при участии Феофана Грека. С военной историей Руси была связана судьба собора и в дальнейшем. Собираясь в свой третий (последний и победоносный) поход на Казань, Иван IV в июне 1552 года с армией прибыл в Коломну. В это время крымские татары, выступавшие союзником Казанского ханства, подошли к Туле. 23 июня 1552 коломенский епископ Феодосий II благословил войско на сражение с крымскими татарами, а 3 июля - на войну против Казани.

В самом соборе в те годы хранилась икона Донской Божьей Матери (ныне в Третьяковской галерее). Предание гласит, что её в 1380 году принесли с собой на Куликово поле некие донские казаки (легенда более поздняя, существование казачества на Дону в XIV веке маловероятно). Поднятая над православным воинством как хоругвь, она способствовала победе и была подарена Дмитрию Донскому. В действительности, скорее всего икона была написана в 1380-90-х годах по заказу супруги Дмитрия Евдокии для Успенского собора Коломны на молитвенную память о погибших. Автором её был Феофан Грек или кто-то из его учеников и последователей. Перед этой иконой молился в 1552 году Иван IV, и победа под Казанью способствовала началу общегосударственного почитания образа. Он был перенесён в Благовещенский собор Московского кремля, а в Успенском соборе оставлен список с иконы. Позже не раз с молитвами, обращёнными к Донской Божьей Матери, связывали победу русского оружия над врагом. Так было 1591, после чего на месте походной церкви, где царь Фёдор Иванович возносил свои молитвы, был основан Донской монастырь.

Но вернемся к истории Успенского собора. Храм был восстановлен вскоре после Куликовской битвы: запись о росписи собора в 1392 г. «подписана бысть на Коломне церковь камена Успение богородици, юже създа князь Дмитрей Ивановичь» дополняется в Степенной книге существенным пояснением: «дотоле еще за десять лет», т. е. за 10 лет до 1392 г.— в 1382 г. Очевидно это произошло до карательной экспедиции Тохтамыша. Таким образом, памятник датируется 1379—1382 гг.

Вот что говорится об Успенском соборе в писцовой книге гор. Коломны 1577—1578 гг. Прежде всего храм здесь имеет очень существенный эпитет «Донской»: «В городе же на Коломне церковь соборная Успение пречистые богородицы Донская...»

Это наименование поддерживалось именем главной «святыни» собора — иконы Донской богоматери, ставшей, после победы над татарами, вторым после Владимирской иконы богоматери национальным палладиумом Руси. Далее здесь упоминается придел Дмитрия, который называет и Павел Алеппский: «Да у церкви ж у Пречистые богородицы в приделе в Дмитреи Великом». Наконец, писцовая книга отмечает хоры с двумя приделами: «Да в соборной же церкви Пречистые богородицы придел Леонтей Ростовский чюдотворец на полатех... да... на полатех придел Никита великий...»

Павел Алеппский, как личный секретарь, сопровождал антиохийского патриарха Макария, направлявшегося по своим церковным делам из Сирии в Москву. Из-за "моровой язвы" они вынуждены были остановиться в Коломне, поселиться здесь в одной из келий епископа и прожить с 17 августа 1654г. до 30 января 1655г.

Павел Алеппский оставил очень подробное описание Успенского собора: «Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в неё всходят по высокой лестнице с трёх сторон, соответственно трём её дверям». Уточнить описание Павла Алеппского пытались археологи. Неоднозначно воспринимаются упоминания Павла Алеппского о «высоте» и «приподнятости» церкви. Обычно это расценивается как указание на наличие подклета и обходных галерей-гульбищ, но фундаментов таких галерей не найдено и, скорее всего, к каждому из входов в собор вела отдельная лестница.

«Она вся из тёсаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу её стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны — работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырёхугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах — позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два — над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви».

«Один из них во имя св. Димитрия, в нём имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стёклами, и в нём висят, по их обыкновению, два больших зеркала, к которым священники всегда подходят, смотрятся в них и расчёсывают свои волосы. В хоросе, перед (царскими) дверями этого алтаря, помещён большой круг наподобие амвона; он высокий, стоит на деревянных восьмиугольных и круглых колоннах, которые все позолоченные и резные, и имеет две лестницы, из коих одна пред царскими вратами, по ней всходит дьякон для ектении; другая лестница с западной стороны, по ней он всходит для чтения Евангелия. Архиерейское место каменное, с очень большим куполом, помещается близ южных дверей, ибо церковь имеет, по их обыкновению, три двери: две из них выходят на хорос с южной и северной стороны, а с западной — большая дверь. Все эти двери с двумя створами из чистого железа. Над каждой из них наверху образ, над большой дверью образ Успения Богородицы, дабы народ знал имя церкви. Таков у них обычай во всех их церквах, и какой это прекрасный обычай!»

«Храм в Коломне» Художник Владимир Луговик х.м. 50х70 1987.

«Что касается иконостаса, то у них принято ставить икону того (святого или праздника), в честь которого церковь, на место иконы Господа, а напротив неё, на место иконы Владычицы, икону Троицы: три ангела, Авраам и Сарра и трапеза. Так и в этой церкви поставлена икона Успения Владычицы на месте иконы Господа. Около неё стоит икона Владычицы весьма старинная, которая, как нам говорили, всегда творит чудеса. К ней имеют большую веру. На этой иконе висит много привесов из золота, серебра и жемчуга».

«Верхний иконостас у них устраивается не так, как принято в стране казаков и греков, но Господь помещён в средине, справа и слева Иоанн Креститель и св. Дева, подле них два ангела; завершается правый ряд Петром, Иоанном Златоустом, Василием и двумя другими апостолами; напротив них Павел, св. Николай, Григорий и другие два апостола — с каждой стороны пять больших икон с изображениями во весь рост. Над этим рядом находится изображение Владычицы и пророков, предвозвестивших о Ней, с той и в другой стороны. У них нет, как у нас, лампад с маслом, ибо оно дорого и зимой замерзает, ни больших медных подсвечников, но большие, толстые, расписные свечи в каменных в резьбою столбах, утверждённых (в полу); на верху столба жестяной кружок, в который вставляют большие и малые свечи, так как у них принято, что всякий, кто приходит в церковь, приносит с собою свечу, которую собственноручно ставит перед образом».

«Крыша как этой церкви, так и всех вышеупомянутых церквей, походит на кедровую шишку или на артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырёх стен церкви есть нечто вроде трёх арок, над которыми другие, поменьше, потом ещё меньше кругом купола — очень красивое устройство. Всё покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этою церковью много склепов и подвалов. Над нарфексом есть ещё ярус, где помещается казнохранилище епископа; мы видели его богатство — несколько сундуков полных серебряными и золотыми монетами».

Успенский собор в Коломне. Рисунок постройки 1378—1382 гг.

Постепенно в соборе формируется богатая библиотека, поскольку после кончины епископов их книги передавались в кафедральный храм. К середине XVI века здесь насчитывалось 98 книг. 33 из них были написаны на пергаменте — это больше, чем в каком-либо другом коломенском храме или обители того времени.

Троицкая церковь.

В 1705 году на архиерейском дворе архиепископом Коломенском Антонием (в миру Одинович, умер в 1716 году, управлял епархией с 1705 по 1716 годы) была построена каменная крестовая Троицкая церковь или, как её ещё называли: Троицкий собор; Святотроицкий собор; Свято-Троицкий собор.

В 1739 году, после крупного пожара, архитектором Иваном Мичуриным было составлено описание церкви и смета на её восстановление. С северной стороны у церкви была паперть с площадкой и 14-ю ступенями.

С западной стороны церковь соединялась с архиерейскими палатами деревянным переходом, который потом сгорел.

Ремонт храма произведён в 1742 году. Вероятно, в это время интерьер украсили лепниной и росписью в стиле барокко. В 1980-х годах лепнина сохранялась только на сводах алтаря.

В конце марта 1801 года на церкви Троицы и духовном правлении разбушевавшаяся стихия сорвала с крыши 17 листов железа. Архимандриту Варлааму пришлось, во избежание намокания сводов от таявшего снега, без благословения митрополита Платона (Лёвшина) на ремонт, нанять кузнецов. Коломенские умельцы за 20 рублей в четыре дня восстановили кровли, о чём настоятель и поспешил доложить в рапорте митрополиту.

На плане рубежа 18-19 веков показан с западной стороны храма поперечно ориентированный притвор, каменный в первом этаже и деревянный во втором. Был восстановлен деревянный на каменных столбах переход в архиерейские покои. План составлялся в связи с намерением разместить в опустевших после упразднения епархии помещениях архиерейского дома два эскадрона Екатеринославского кирасирского полка.

Затем в начале 1872 года была полностью переделана деревянная галерея, соединяющая архиерейский корпус с Троицким храмом. На её месте возникла более современная, с опорой на две каменные арки, с застеклёнными рамами.

Тогда же на средства, пожертвованные московским купцом Васильевым, удалось расписать стены церкви Троицы.

Церковь Троицы была закрыта в 1929, пришла в запущенное состояние. В 1940-1950 годах сдавалась в аренду швейно-ремонтной артели.

Исчезли иконы известные из метрики 1887 года: Святой Троицы, одна написанная в 1707 году «жалованным» иконописцем Оружейной палаты Тихоном Филатьевым, другая, выполненная на кипарисовой доске с изображением внизу коломенского кремля, икона Знамения Пресвятой Богородицы с клеймами, в которых изображена была история её явления и вид Новгорода с кремлёвской стеной и храмами, местночтимая икона преподобного Сергия Радонежского и т.д

Полностью проект реализован только в 1999-м году насельницами монастыря. Впервые на коломенском объекте реставраторы восстановили снесённое в годы повального атеизма завершение – барабан, главу и крест. Ранее вместо креста по идеологическим соображениям, не считаясь с требованиями архитекторов-реставраторов о восстановлении исторического облика, ставили обычный лом. Восстановление фасадов потребовало большого количества профилированного кирпича – валиков, валов, баз, креповок и т.д. В то время кирпич тесали вручную, и реставраторам приходилось изобретать специальный инструмент, подбирая опытным путём угол заточки режущей кромки.

В 1990 г. по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Своды храма расписаны усилиями сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Иконы иконостаса написаны иконописцем А.И. Чашкиным (в византийском стиле).

Интерьер храма также гармонично дополняют паникадило и настенные светильники из бело-голубой керамики. Изделиями из этой керамики украшены и покои архиерейского корпуса, восстановленного в 2003 году. Ежедневно в храме совершаются различные требы – молебны, панихиды и другие, а также многочисленные экскурсии имеют возможность познакомиться с жизнью русских святых, фрески которых написаны на сводах храма.

В 1825 году архимандрит Арсений возводит на северной стороне ограды монастыря 55-метровую трёхярусную колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне.

Самый большой колокол был украшен изображениями святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского и надписью по кругу «1827 г. июля 1 дня, вылит сей колокол в г. Коломне в Новоголутвин второклассный монастырь усердием и коштом Коломенского 2 гильдии купца Киприяна Максимовича Кислова, в Москве на заводе Николая Самгина весу 259 пуд. 32 фунта, лил мастер Аким Воробьёв».

Ровно через год 126-пудовый колокол с изображением святой Троицы и святого Кирилла Иерусалимского пожертвовал коломенский купец Кирилл Максимович Кислов. Шесть меньших колоколов на монастырской звоннице не имели изображений и надписей о дарителях, из-за чего в описях особо не отмечались.

Колокольня со святыми воротами в основании — шедевр коломенского классицизма.

В апреле 1934 года колокольня была продана городским финансовым отделом Коломенскому патефонному заводу.

Затем настала очередь реставраторов коломенского участка треста «Мособлстройреставрация», восстановивших за период с 1975 по 1977 год монастырскую колокольню. Примечательно, что строительные леса высотой 55 метров смонтировали всего 4 человека. Двое устанавливали стойки из подтоварника, прибивали ограждения и пальцы, стелили настил, двое заготавливали и подавали пиломатериал.

1992 г. Фотография Уильяма Брумфилда.

Обшарпанную колокольню полностью оштукатурили, восстановив утраченные русты. В ярусе звона с южной стороны каменщики заложили кирпичом растёсанные при скидывании в 1920-х годах большого колокола стороны проёма. Шпиль и купол перекрыли коломенские специалисты, а сложной конфигурации пьедестал шпиля выполнил московский медник А.И. Морозов.

Теперь уже кажется смешным, но при установке с трудом поднятого вручную тяжеленного креста обнаружилось, что его хвостовик намного больше в диаметре, чем посадочное место. Ошибку проектировщиков или изготовителей пришлось долго исправлять с помощью обычного напильника.

Покровская церковь Ново-Голутвина монастыря.

В 1680-е годы одновременно с Архиерейским дворцом была возведена и домовая Покровская церковь. Он был двуглавый, с юга к четверику церкви примыкает небольшой придел. Расположенная с запада трапезная имела центральный столп, на который опирались своды зала.

Окна были значительно меньше нынешних; в решётки оконниц вставляли слюду, поэтому внутри царил рассеянный полумрак.

Главы храма были покрыты блестящими поливными изразцовыми плитками, а кровля основного корпуса состояла из серой черепицы.

В 1770-1780-е годы архитектором М. Ф. Казаковым создаётся проект перестройки всего подворья, главное место в котором отводилось Покровской церкви. Храм одевается «готическим» декором, пытаясь перенести в Россию стиль европейского средневековья.

Четверик перекрыт глухим сводом, его венчает декоративная главка, обычная для 18 столетия.

Изнутри храм тоже изменился. Расширились его окна, своды трапезной заменил прямой потолок.

После упразднения Коломенской епархии в 1799 году кафедра переходит в Тулу, а сначала 19 века, дабы избежать разрушения бывших епархиальных построек, сюда поселяется братия Голутвина монастыря. Храм пересвящается из Покровского в Сергиевский.

В советское время в обители разместилось общежитие иногородних рабочих. В храме сначала размещался производственный цех, а потом – художественная мастерская.

В 1989 году храм перестал оскверняться. В наше время ведутся активные реставрационные работы.

Церковь Воскресения Словущего.

Воскресенская церковь не имеет точно установленной источниками ранней даты. Предположительно, на этом месте в начале XIV в. стоял деревянный храм, который находился среди построек двора московских князей. Здесь 18 января 1366 г. князь московский Димитрий Иоаннович, будущий Донской, венчался с дочерью нижегородского князя Евдокией, ему было тогда 16 лет. Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, писатель, краевед и почитатель Карамзина, в своих "Прогулках по древнему Коломенскому уезду" впервые описал Воскресенскую церковь, и первый же пустил в научное обращение это местное предание. Объяснял он это предположение тем, что Воскресенский храм был соборным, и что он был частью великокняжеского двора. До XX века в храме хранилась ценная реликвия — ковш для вина, использовавшийся при венчании князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии.

Венчание происходило в Коломне по двум причинам: в это время «бысть мор велик во граде Москве и всех пределах его...», а кроме того, в 1365 г. «загореся город Москва. .. и погоре весь посад... и город погоре без остатка...»

Существенна и деталь храма, сохранённая в описании Иванчина-Писарева до перестройки: в одном из его четырёх столбов было устроено «великокняжеское место» — это, видимо, ниша в столбе для сиденья. Столбы, по его сведениям, были уничтожены в XVIII в. «для возвышения и расширения храма». Единственная известная нам аналогия — вероятно, подобная этой «печура» в столбе придворной церкви Рождества богородицы в Московском кремле, построенной в 1393 г. вдовой Донского княгиней Евдокией.

Воскресенский храм был одним из центров книжной культуры Коломны (наряду со Старо-Голутвиным и Спасским монастырями). В начале XV в. в нём служил поп Феодот, писец-профессионал. Сохранились две его рукописи. В ризнице собора было целое собрание рукописей. Из Воскресенской церкви в Государственную Третьяковскую галерею были взяты иконы «Сошествие во ад», написанную во 2-й половине XIV в., и «Троица ветхозаветная» (XV в.), один из ранних списков с «Троицы» преподобного Андрея Рублева. В Воскресенской церкви был найден антиминс, подписанный коломенским епископом Герасимом (1481-1489).

«Воскресение — Сошествие во ад». Храмовая икона церкви Воскресения Словущего. XIV век.

«Троица». Образ из церкви Воскресения Словущего. XV век.

В писцовой книге Коломны 1577—1578 гг есть описание Воскресенской церкви: «В городе ж на Коломне двор государя царя и великого князя, а на дворе у больших ворот церковь Воскресение господа бога спаса нашего Исуса Христа камена... Да в Воскресенье ж Христове придел Собор пресвятей богородицы... а под Воскресеньем полатка казенная, а в ней 3 котлы пивных медены изгорели, а у полатки двери железные...»

Далее Писцовая книга весьма детально и живо описывает и весь комплекс княжеского двора с рядом отдельных зданий, связанных между собой переходами. В их числе интересно отметить наличие двух «чердаков» (чертогов) — дубового и «красного» на каменных «полатях». С «чертогами» был связан и белокаменный храм: «Да на государевом цареве и великого князя дворе хором: чердак на черном подклете 7 сажен, перед ним сени на столбех полсемы сажени, да от сеней к церкви к Воскресенью Христову переходы решотчаты обалились; а под ними ворота, затворы дощаты, по обе стороны решетки древяны...»

Это был четырехстолпный храм с подклетом, тремя апсидами и хорами в западной трети. Входы были обработаны в виде белокаменных порталов, с бусинами на колонках. Вход на хоры был непосредственно из дворца по высоким переходам. Верх храма, описанный Павлом Алеппским, представлял собой ступенчатую пирамиду; над закомарами фасадов были видны меньшие арки и за ними — кокошники в основании барабана.

Воскресенская церковь. Подклет.

Всё сказанное выше заставляет по-иному отнестись к строительству XVI века в Коломенском кремле. Кроме каменной крепости, что само по себе было делом грандиозного размаха, в XVI веке были построены ещё три каменных храма: капитальная перестройка Успенского собора, церковь Николы Гостинного и церковь Воскресения. Примером подобного «комплексного» строительства в древней Руси до сих пор служил Московский Кремль. Теперь есть все основания распространить такую характеристику и на кремль города Коломны.

В 1767 году к церкви был пристроен Космодамианский придел,

В 1781 году была пристроена колокольня., от неё в настоящее время остался только один ярус.

В 1782 г. Воскресенская церковь по ветхости была запечатана. В её подвале хранились под замком и печатью казённые запасы, 680 пудов: 20 малых ядер, 4500 самых малых, картечи 2400, бомба одна, железо всякое, гвоздей 15 пудов 10 фунтов. Священник и староста считали, что при возобновлении храма вещи, находящиеся в подвале, помешают ремонтным работам. Они обратились в Московское губернское правление с прошением о переносе железа в другое место, им ответили, что «теперь способного и безопасного места для железа не имеется, а как скоро соляной и винный магазин будут отстроены, то предпишут, чтобы в оные железо было помещено».

В 1786 г. оно было реконструировано и частично перестроено. Прежние перекрытия были заменены сомкнутым сводом с люкарнами, расширены старые и пробиты новые окна, фасады оштукатурены и обработаны в формах позднего барокко.

От первоначального убранства под штукатуркой по верху четверика и апсид сохранились остатки терракотового фриза с растительным орнаментом.

В XIXв. к зданию пристроили новое крыльцо и трапезную в стиле классицизма, интерьер расписали масляной живописью.

В 1837 г. купчиха Лахоньина пожертвовала храму участок земли со стоявшими на ней четырьмя домами. Её муж был 50 лет старостой и благотворителем при Воскресенском храме (конец XVIII - начало XIX в.), его хорошо знал митрополит Московский Платон. В библиотеке коломенского купца Евстрата Ефимовича Лахоньина хранилась книга «Слова и речи», подаренная ему лично митрополитом Платоном. Е. Лахоньин был награждён золотой медалью на Аннинской ленте. По местному преданию, он просил на вакантное место к своему храму у митрополита Платона студента Василия Дроздова (будущего митрополита Московского Филарета), на что Платон будто бы ответил: «Тот, о котором ты просишь, будет со временем на моём месте».

Вся местность в ограде храма была выровнена насыпью Лахоньиным, а также позднее, при постройке каменной ограды. Из клировой ведомости 1840 г. известно, что на содержание причта шли проценты от капитала купца Киприана Кислова и его жены Домники, купеческой вдовы Федосьи Рудометкиной и купеческой вдовы Лукерьи Ивановны Колесниковой (дом Колесниковых стоит на ул. Островского, 19, до революции - Курчевской).

В 1845 г. по клировым ведомостям приход храма состоял из 325 человек (не считая женщин и детей), в 1848 г. из 307.

В 1854 г. при священнике Иакове Петровиче Зеведееве и старосте Иване Алексеевиче Третьякове был отлит колокол в 196 пудов.

В 1929 г. храм закрыт и частично разрушен, он лишился внутреннего убранства, в том числе древнего каменного престола, о котором писал Иванчин-Писарев, колокольни, главки, ограды.

В советское время там организовали сначала школьную столярную мастерскую, а потом спортивный зал, склад, работала иконописная мастерская.

В 1947 г. у церкви Воскресения Н.Н.Ворониным было заложено два шурфа у фасадов. Подклет церкви Воскресения, входивший в комплекс построек великокняжеского, а затем царского двора, Н.Н.Воронин датировал ХVI веком. В 1969-70 гг. Подмосковная архитектурно-археологическая экспедиция под руководством М.Х.Алешковского и Б.Л.Альтшуллера возобновила архитектурно-археологические исследования в Коломне. Было высказано мнение о постройке храма в первой трети XVI в.

В 1990-х гг. храм возвращен верующим.

Вот так на фотографии Уильяма Брумфилда выглядела церковь в 1995 году.

В 1968 и 1996 гг архитекторы М.Б.Чернышев и В.В.Кавельмахер предприняли натурное изучение памятника. Тщательные археологические раскопки впервые были осуществлены у церкви Воскресения в 1996 г. Археологической службой г. Коломны под руководством А.Б. Мазурова. Был заложен шурф, примыкающий к стене храма с целью выяснения стратиграфической ситуации. В результате были получены интересные данные о строительной истории храма и топографии участка в целом. Была обнаружена ранняя лепная керамика раннеславянского поселения X-XI вв; зафиксирована жилая городская застройка домонгольского времени; обнаружены погребения XIV в., соотносимые с ранним деревянным храмом; подтверждено, что белокаменный храм возник не ранее XVI в.

Исследования у храма Воскресения были продолжены в 2001 году, когда производились охранные раскопки, связанные с работами по понижению уровня дневной поверхности до реально существовавшей в 16 в. В результате сделан ряд открытий. На белокаменных блоках подклета были обнаружены очень интересные граффити (процарапанные изображения).

На внешней поверхности обнаженных при раскопках стен и в печурах окон подклета храма Воскресения обнаружены кириллические граффити нач. XVI — нач. XVIII в. (в т.ч. календарные и изобразительные — церковь с оградой, пентаграмма, разграфлённая решетка).

В культурном слое найдены редкие археологические находки, створка иконы-энколпии "Лоно Авраамово" XIV—XV вв., фрагмент чеканной позолоченной обкладки кадила или лампадки, чернильница с гравированным зооморфно-растительным декором:, домонгольские древности (фрагменты стеклянных браслетов, шиферное пряслице), нательные кресты и др. Серия монет XVI—XIX вв. в основном тяготела к южной паперти.

Залегающий под строительными горизонтами кладбищенский слой на всей площади не вскрывался. Погребения XIV—XV вв. не содержали остатков каменного строительства, что подтвердило выводы предшествующих исследователей о возведении каменного храма не ранее рубежа XV—XVI вв. На уровне материка в шурфе обнаружены следы застройки XII—XIII вв. в виде частокольных канавок и столбовых ям. Встречены обломки стеклянных браслетов, фрагменты лепной керамики X—XI вв., костяная проколка.

В коллекцию для последующего открытого экспонирования собраны лишь белокаменные надгробные плиты XVI—XVII вв. У центральной апсиды ц. Воскресения встречено более десятка целых и разрушенных погребений. Наибольший интерес представляли два погребения XVII в. На костяке одного из них найдены золототканый куколь и янтарный крест, на другом — 9 посеребренных бронзовых пуговиц и нательный крест, веревочные чётки со стеклянными бусинами.

В 2007 году, к празднованию Всероссийского Дня славянской письменности и культуры, завершены внешние работы. Тогда же в процессе реставрации в алтарной апсиде (самой древней части храма) были вскрыты первоначальные узкие оконные проёмы, а также обнаружены остатки старинной росписи, очень заинтересовавшей специалистов. В четверике было открыто кирпичное покрытие древнего пола.

Очистили культурный слой, который составил более метра, под ним проверили состояние кладки, оно оказалось очень хорошим – утрат нет. Толщина северной стены четверика – 1 метр 60 сантиметров, внутрь вставляют забутовку из белого камня глубиной 30–40 сантиметров, а затем уже облицовывают таким же материалом снаружи и изнутри.

Помимо стены, восстановили реставраторы и нишу в подклете, на месте которой в XVIII веке была прорублена дверь. Теперь её заделали, оставив историческую – XVI века.

Церковь Николы Гостиного.

Церковь Николы Гостиного является одним из древнейших памятников Коломенского кремля. Название «Никола Гостиный» истолковывается, как производное от слова «гость», «гости». Значит, храм был построен гостями и ими же патронировался. «Гостями» назывались в Древней Руси наиболее состоятельные купцы, специализировавшиеся на международной торговле. С XVI века чин «гостя» мог жаловаться только царём. Гости в древности были также и носителями информации, перетекавшей из одного государства в другое. В начале XVIII столетия, при Петре I, чин гостя был упразднён. По археологическим данным, международные торговые связи в Коломне были уже в конце XII — XIII вв. В письменных источниках коломенские купцы-гости числом 13 прямо называются со времени Ивана Васильевича III (1462 — 1505). . Называли их «суконниками» (т. к. они торговали сукном) или «сурожанами» (по городу Сурож - современный Судак - главный пункт сбыта товаров на Чёрном море).

Коломенские гости на правах ктиторов установили порядок раннего начала богослужения. Сделано это было для того, чтобы купцы успевали по своим торговым делам к началу торгового дня. Выходец из коломенского духовного сословия XIX века, писатель, издатель и публицист, оригинальный мыслитель Никита Петрович Гиляров-Платонов так вспоминал об этой особенности храма: «... в старые времена ... ранние обедни даже вообще запрещались, и одна из коломенских церквей (Николы в городе) обязана, сказывали мне, самим сооружением этому правилу: в виде привилегии, специально для того сооружённому храму дозволены были обедни ранее указанного часа».

Косвенно о церкви Николы Гостиного упоминается в копии не полностью сохранившейся писцовой книги города Коломны и уезда писцов Данилы Петровича Житова и Фёдора Комынина 1577 — 1578 гг, которая была написана около 1618 г. Там упомянут «двор Николы Гостина попа Фёдора». А в архиве Спасского монастыря хранилась, по сообщению той же писцовой книги, купчая грамота «на двор, что в городе у Николы у Гостина возле Безсонова двора Бохтеярова».

Доказано, что храм Николы Гостинного сначала был деревянным, т. к. никаких следов каменного строительства до момента возведения ныне существующего четверика не существовало. Рядом было обнаружено древнее кладбище, непрерывно существовавшее до XVIII столетия, что говорит о наличие здесь приходского храма. Значит, именно во второй половине XIII — первой половине XIV вв. и возник первоначальный деревянный храм Николы Гостиного, ориентированный точно так же, как и ныне существующий храм.

Строительство церкви Николы Гостиного происходило в тот момент, когда значительной перестройке подверглась вся Коломна. Где-то в первые годы XIV века был заложен новый деревянный кремль; его практически повторит по конфигурации более поздний кремль 1525 — 1531 гг. Внутри него определялись места для новых площадей и трассы новых улиц. Скорее всего, такой масштабной перепланировке содействовало одно печальное обстоятельство. Вся застройка в 1293 году была сожжена татарами, и город мог возродиться по новому плану. Многие данные, полученные в ходе раскопок разных участков древней Коломны, указывают, что именно последнее десятилетие XIII века и первые годы XIV века стали временем кардинальной перестройки. Во время неё и появился храм Николы Гостиного. Так что история храма насчитывает не менее 700 лет.

В XIX веке считалось, что храм весь заново отстроен в 1848 году. Однако вскоре были опубликованы данные о том, что древнейшая его часть относится к 1641 году. В начале 60-х гг. XX века изучал церковь Николы Гостиного архитектор Е.В. Михайловский. Он установил, что церковь Николы Гостиного можно считать почти полностью сохранившимся замечательным памятником древней архитектуры города Коломны, редкого оригинального типа. Храм сложен из кирпича, который в XVII веке уже не употреблялся. Апсида изначально была многогранной, такие строились именно в XVI столетии.

Современный план храма Николы Гостинного. Сплошной заливкой обозначен древний четверик.

Возможно, древнейший четверик храма Николы Гостиного был построен в 30-х гг. XVI века, когда в Коломне завершилось грандиозное строительство кирпичного кремля и освободилась значительная часть строителей и мастеров по производству кирпича. . Удивительно, но весь древний храм сохранился на всю высоту. Барабан с восемью килевидными кокошниками и остатками заложенных в позднее время щелевидных окон был характерен для посадских бесстолпных храмов XVI столетия, перекрытых крещатым сводом.

В 80х годах XX века в научной печати появились принципиально новые данные об истории строительства храма Николы Гостиного в г.Коломне. Работая с фондом Коломенской духовной консистории в Центральном государственном архиве Москвы, архитектор Э.В. Суханова обнаружила краткую опись монастырей и церквей города, составленную в 1786 году по указанию Московского губернского правления.

Опись была нужна «для сочинения типографического Московской губернии описания». Чтобы дать рабочие материалы для московских канцеляристов, в Коломенской духовной консистории привлекли материалы, не сохранившиеся до наших дней. Среди них оказалась закладная доска храма Николы Гостиного. Закладными досками называются памятные плиты с вырезанным на них текстом о закладке и/или освящении церкви. Так вот, в описи 1786 года был приведён полностью текст этой закладной доски. Доска впоследствии исчезла.

Вот какой текст был на каменной доске: «Лета 7009-го на память святаго пророка Амоса обложена сия церковь во имя святаго чюдотворца Николы при благоверном государе и великом князе Иоанне Васильевиче и при епископе коломенском Иосифе замышлением коломенского гостя Василия Иванова Юрьева». «Обложена», значит, завершена строительством, перестроена из дерева в камне. Э.В. Суханова заключила, что храм построен в 1501 году. церковь Николы Гостиного стала единственным точно датированным российским памятником рубежа XV — XVI вв. так называемого «посадского типа».

Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века - огромной летописи, украшенной более чем 16 тыс. рисунков. На ней среди построек Соборной площади Коломенского кремля изображена церковь Николы Гостиного (с треугольным завершением фасада).

В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранится бумажный манускрипт — ЧетвероЕвангелие 1509 года, написанный для данного храма по заказу священника Петра Никольского.

На последнем листе Евангелия содержится выходная запись писца. Приведём её полностью: «Лета 1509 списано бысть Евангелие при державе государя всея Руси сия земли Василия Ивановича (отец Ивана Грозного, правил в 1505-1533 гг.) в славном граде Коломне при священном епископе Митрофане, а замышлением священного иерея Петра Никольского, рукою многогрешного Данильца — попова сына Дементьева Спасского. Богу нашему слава в веки!»

Судя по одной из приписок, Евангелие было напрестольным. Это подтверждают и особые тексты, сопровождающие четыре Благовествования. Значит, книга относится к богослужебному убранству алтаря церкви Николы Гостиного.

Напрестольное Евангелие 1509 года, написанное для храма Николы Гостиного. Первая страница.

Данилец, по видимому, ещё очень молодой книгописец, сделал в конце забавную приписку: «Государеве мои! Если случится кому читать это Евангелие — святителю владыке, или священному архимандриту, или святому игумену, или священному иерею, или Дьякону, — если будет где описка какая не исправленная в нашем неразумении, и вы, господареви мои, собою исправьте, благословите и не клените».

В этой надписи важен нестандартностью перечень буквально всех ступеней церковной иерархии Коломны — начиная от епископа и кончая диаконом. Обычно Евангелие во время богослужений читают либо диакон, либо иерей, а во время архиерейского богослужения — сам владыка.

В этой церкви обычный порядок был изменён.

Купеческая община Коломны на престольный праздник устраивало братские пиры (братчины) и приглашали совершать поочерёдную церковную службу в своём храме трёх виднейших церковных деятелей. На Николу зимнего — 19 (6 по старому стилю) декабря торжественную службу совершал коломенский владыка, на другой день её совершал архимандрит (в XVI веке — настоятель Спасского монастыря), а на третий день — один из игуменов. Так богатейшее коломенское купечество подчёркивало особенность своего храма и выказывало особое почтение к святителю Николаю. Далеко не у каждого даже из самых древних храмов России сохранилась великая святыня — древнее напрестольное Евангелие. Храм Николы Гостиного из их числа. В 2009 году исполнилось 500 лет с момента написания этой книги.

В Писцовой книге 1577—1578 г. г. храм впервые именуется под названием «Никола Гостиный».

О судьбе храма Николы Гостиного г. Коломны в Смутное время дошло до нас одно драгоценное свидетельство. В храмовой метрике 1887 года сохранилось упоминание издревле находившейся в храме древней иконы Богоматери «Донской». Само её письмо было поновлено, но под изображениями сохранялась надпись: «Лето 7117 марта в 31 день поставлена сия икона завещанием тех мест Галстских волных казаков». То есть вольные казаки, которые принимали активное участие в событиях Смутного времени, 31 марта 1609 года вложили в храм Николы Гостиного «Донскую» икону Богоматери. Икону они могли вложить по случаю избавления города от внутренних раздоров или в память о принятом на казачьем кругу решении «стоять накрепко» за законное правительство. Дело в том, что высший казачий орган власти собирался, как правило, около церкви или часовни, в крайнем случае выносили в центр круга икону Спаса или Николая Чудотворца.

В писцовой книге 1623 — 1624 гг. упоминается Никольский поп Богдан как владелец лавки на коломенском торгу в иконном ряду, т. е. священник Богдан торговал иконами. В 1631 году купец Василий Иванович Юрьев пожаловал церкви медную чашу, о чём свидетельствует отчеканенная на ней надпись: «СИЮ ЧАШУ ПРИлОЖИЛ В ДОМ ВЕЛИКОМУ ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛАЮ ВО СВЯЩЕНИЕ ВОДЕ ГОСУДАРЕВ ГОСТЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ЮРЬЕВ ЛЕТА 7139 МЕСЯЦА ИЮНЯ В 23 ДЕНЬ». Эта реликвия сохранялась до начала XX века. Чуть позже неизвестным вкладчиком был подарен серебряный позолоченный крест с таким посвящением: « 7143 МАЯ В 9 ДЕНЬ СДЕЛАН СЕЙ КРЕСТ В ДОМ ВЕЛИКАГО ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ГОСТИНАГО ЧТО В КОЛОМНЕ ВНУТРИ ГРАДЕ И ПРИ БЛАГОВЕРНОМ ЦАРЕ И ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ МИХАИЛЕ ФЕОДОРОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ ПРИ ЕПИСКОПЕ РАФАИЛЕ». Вполне вероятно, что и этот вклад 1635 года сделан Юрьевыми.

Панорама Коломны. Рисунок выполнен в 1636 году .Адамом Олеарием во время проезда шлезвиг-голштинского посольства через неё в Персию. Вид был опубликован как иллюстрация в составе книги под названием «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» в Шлезвиге (северная Германия) в 1656 году.

В 1641 году был возведён придел, освящённый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и была возведена оригинальная шатровая колокольня, украшенная резьбой по белому камню. Вид этого храма после перестройки можно увидеть в строительном деле 1839 года. До наших дней сохранилась писцовая книга Коломны 1646 — 1647 гг. Она сообщает о церкви и её клире: «погост, а на нем церковь Великого Чудотворца Николы прозвище Гостина; двор поп Иван Деев; двор вдова Улитка Ивановская жена Котова у неё дети Ивашко да Сенко да Кирилко; Ивашко на Коломне в городовых воротниках». Итак, причт храма состоял из двух человек: священника Ивана Деева и просвирницы Улиты, вдовы Ивана Котова. У Улиты было трое детей, старший из которых был уже пристроен на государеву службу сторожем у одних из ворот Коломенского кремля.

В 1655 году Коломну посетило посольство Патриарха Антиохийского Макария, который задержался тут по причине эпидемии чумы. Патриарший архидиакон и его секретарь Павел Алеппский оставил замечательное описание Коломны Вот описание храма Николы Гостиного: «Первая церковь — благолепная, с куполами; крыша её крестообразная, ибо её стены имеют с каждой стороны вид трёх арок из коих средняя выше остальных двух; церковь эта во имя св. Николая. В смежности с нею колокольня высокая, изящная, с арками и четырёхугольным продолговатым куполом с крестом наверху, по обыкновению. На четырёх её углах для украшения сделаны резные колонны наподобие фонарей, очень изящной работы».

Патриарх Антиохийский Макарий, служивший в храме Николы Гостиного в 1655 году. Рисунок из Царского Титулярника 1672 года.

Крайне интересно свидетельство о праздновании престольного праздника в храме Николы Гостиного. Выше мы уже говорили, что в церкви последовательно в течение трёх дней служили епископ, архимандрит и игумен одного из монастырей. Поскольку коломенского епископа в 1655 году не было (владыка Александр вступил в конфликт с Патриархом всея Руси Никоном, был извержен из сана и сослан в дальний монастырь), первый день по традиции пришлось служить Святейшему Патриарху Антиохийскому Макарию. Вполне возможно, что это было первое и пока последнее патриаршее богослужение в храме Николы Гостиного.

Рисунок голландца Корнелиуса де Брюина. В 1703 году он проезжал через Коломну и «срисовал её с северной стороны». Рисунок был впервые издан в Голландии (городах Амстердаме и Дельфте) в 1714 году в составе написанного де Брюином «Путешествия через Московию в Персию и Индию».

Из упразднённого за ветхостью храма Николы Заразского, «иже под колоколы» в XVII веке в храм Николы Гостиного была передана одна из главных реликвий - список начала XVI века, списанной с оригинала XIII ыека с чудотворной иконы Николы Заразского. Вплоть до 20-х гг. XX века эта реликвия хранилась в храме Николы Гостиного, но потом была вывезена в столичные музеи. В 2008 году икона была передана в храм.

В 1751 -1752 гг. предпринимается новая перестройка храмового комплекса. В ведомости 1786 года о церквях города Коломны говорится о том, что «придел во имя Пречистыя Богородицы всех скорбящих радость и при них колокольня каменного здания построены в 1751-2 годах». При этом на колокольне укрепили старую резную белокаменную доску о построении храма в 1501 году. В клировой ведомости 1887 года указывается, что спустя год после постройки колокольни на неё был отлит колокол, который сохранялся до закрытия храма в советское время. На колоколе была такая надпись: «1753 ГОДА МАРТА 21 ДНЯ ВЕСУ 53 ПУД 33 Ф[УНТА]. СЕЙ КОЛОКОЛ ВЫЛИТ В КОЛОМНУ ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА». Колокол украшали изображения святителя Николая Чудотворца и Богоматери, символизировавшие два престола храма.

Вид с северо-востока крепостной каменной стены с башнями города Коломны. Рис. Казакова. 1778 г.

От от второй половины XVIII века сохранились первые делопроизводственные документы храма Николы Гостиного — метрические книги, регистрировавшие акты гражданского состояния. Известно, например, что в 1778 году в приходе были зарегистрированы рождения в семьях солдат, сержанта, канцеляриста, архиерейского служителя. Умерли сержант, солдатская жена, экономический крестьянин, гусар, дочь сторожа Брусенского монастыря, дочь сержанта, архиерейский служитель. Венчались солдат с солдаткой, крестьянин с дворовой девкой, семинарист с дочерью копииста, солдат с дочерью мещанина.

Вид с севера крепостной каменной стены с башнями города Коломны. Рис. Казакова 1778 г.

По данным на 1790 год, приход храма Николы Гостиного состоял из 29 дворов с 76 душами мужского пола и 98 душами женского пола. Всего 174 человека — весьма небольшой по меркам XVIII века приход. По социальному положению прихожане классифицировались так: из духовенства по 10 душ мужского и женского пола (в том числе 7 детей до 7 лет), военные — 13 душ мужского пола и 27 женского (в том числе 1 ребёнок до 7 лет); приказные (канцелярские служители) — 10 душ мужского пола и 12 женского (в том числе 5 детей до 7 лет); разночинцев — 33 души мужского пола и 37 женского (в том числе 11 детей до 7 лет); дворовых — 6 душ мужского пола и 9 женского (в том числе 2 детей до 7 лет); поселян 4 души мужского пола и 3 женского. О внешнем виде храма Николы Гостиного и его плане позволяют судить рисунки выдающегося русского зодчего и рисовальщика Матфея Фёдоровича Казакова. В 1778 году он побывал в Коломне и зарисовал её впечатляющие виды.

Ещё одно документальное изображение верхней части храма Николы Гостиного дошло на «Виде Коломны от Бобренёва монастыря», который был исполнен в конце 90-х гг. XVIII века военными топографами. Храм просматривается почти на всю высоту, т. к. кремлёвские стены уже значительно разрушились.

Есть и другие изобразительные источники. Так, на виде панорамы города, дошедшей на иконе из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря, мы видим храм конца 20-х гг. XIX века, запёчатлённый местным иконописцем. В 1838 - 1839 гг. был выполнен рисунок, позднее изданным в «Атласе к материалам статистики Российской империи» 1839 года. Это тот же храм, который представлен на фиксационном чертеже 1839 года. Однако перечисленные виды позволяют представить застройку вокруг него.

О том, как выглядел храм Николы Гостиного в первой половине XIX века, даёт представление фиксационный чертеж плана и фасада, датированный 1 июля 1839 года. Древний облик церкви XVI века совсем скрыт под переделками XVII - XVIII вв. Изящное трёхлопастное завершение фасадов скрыто круглой крышей - «колпаком» (такова была мода конца XVIII — начала XIX вв.). Барабан почти целиком утонул в этом «колпаке», его верхняя часть превратилась в основание для маленького тонкого барабана, на котором на зауженной «ножке» возвышалась небольшая шаровидная главка. Фасады абсолютно плоские, ничем не декорированные. Довольно унылое впечатление несколько разбивается гранёной апсидой и ложным карнизом между первым и вторым этажами основного четверика. Двухэтажная колокольня также перекрывалась кровлей-«колпаком» с почти таким же завершением, как и на храме.

Фасад церкви Николы Гостиного накануне перестройки XIX века. 1839 г.

Можно представить себе и внутренний облик храма. В него входили через открытую аркаду колокольни, вход на которую шёл внутри стены с улицы (дверь находилась слева от стоящего лицом ко входу). Войдя в церковь, попадали в трапезную, отапливавшуюся большой изразцовой печью. Через трапезную можно было попасть в древний холодный четверик, в котором находился главный престол. Почти до его середины выдвигалась солея с амвоном. Иконостас был устроен так, как было принято в эпоху барокко — с выдвигающимися уступом царскими вратами. Вплоть до 50-х гг. XIX века в храме сохранялся древний кирпичный престол XVI века. К югу от главной оси храма (в сторону современной ул. Лазарева) находился теплый придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Туда помещалось даже больше прихожан, чем в главный объём. Однако, уже в клировых ведомостях за 1840 год указывалось, что придельная церковь «приходит в ветхость», а главная каменная с колокольней — «крепка».

Продольный и поперечный разрез храма.Проект перестройки 1842 г.

По сведениям 1843 года храм имел каменное здание с колокольней с шестью колоколами:1-й, весом 257 п. 35 ф., на коем изображения Нерукотворного Спаса, Божией Матери Радости Скорбящих, Святителя и Чудотворца Николая и надпись: «Вылит сей колокол ко храму Святителя и Чудотворца Николая, что в крепости города Коломны, в царствование Государя Императора Александра II Николаевича, в управление паствою Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского, по благословению Преосвященного Игнатия, Епископа Можайского, при священнике Николае Феодоровиче Розове, старанием церковного старосты Александра Матвеевича Васильева, усердием прихожан и добровольных дателей 1874 года генваря 15 дня лит в заводе Н. Д. Финляндского в Москве, лил мастер Ксенофонт Верёвкин».

Храм был окончательной перестроен в 1848 году в псевдорусском стиле с элементами классицизма. Четверик храма стал пятиглавым с массивным главным барабаном и четырьмя малыми по углам. Северный и южный фасады на втором ярусе были украшены вновь прорубленными тремя сопряжёнными оконными проёмами (вместо ранее существовавшего одного) с полукруглыми завершениями. Совершенно изменилась трактовка колокольни. Вместо трёхъярусной колокольня стала двухъярусной, не теряя, однако, в высоте. Колокольня стала ярким примером псевдорусского (или, по-другому, ложнорусского) стиля, обращавшегося к образцам архитектуры Древней Руси. Квадратный в плане первый ярус с входом украшен в верхней части аркатурным поясом, характерным для владимиро-суздальского зодчества XII — XIII вв. Над ним возвышался нарядный восьмигранный второй ярус, увенчанный шатром, основание которого украшали трёхлопастные кокошники. Храм окружила ограда на каменном основании с кирпичными столбами, за которой расположился ухоженный сквер.

В 1887 году была составлена очередная метрика храма — подробное описание архитектуры храма и его редкостей. Помимо перечисленных выше реликвий (главной из которых был список с чудотворной иконы Николы Заразского XVI века), в ней упоминается о резном по дереву изображении Страждущего Спасителя в полтора аршина высотой и синодике XIX века.

Чудотворная икона Николая Угодника, вырезанная на дереве. Она осталась единственной из всей утвари и убранства храма и часовни деревни Забелино Рязанской области и теперь обретается в храме Николы Гостиного. Это особенно отрадно, так как в Коломне до революции 1917 года было немало именно резных икон, а теперь их совсем почти нет.

В 1914 году церковным старостой был крестьянин, 65 -летний Илья Петрович Волков. Церкви принадлежал одноэтажный деревянный дом. В приходе числилось 33 двора, в которых жили 262 человека.

В 1929 году президиум Коломенского городского совета народных депутатов обсуждал вопрос о ликвидации двух городских церквей. Суть решения можно передать сухими строками протокола:«Слушали: о ликвидации церкви Николы Гостиного и Воскресенской с целью использования их зданий для культурных целей. Постановили: возбудить мотивированное ходатайство перед президиумом Моск. гор. Исполкома о ликвидации церкви Николы Гостиного и Воскресенской для использования церкви Николы Гостиного под городскую библиотеку-читальню, а Воскресенской для физико-математического кабинета городских школ».

Городские власти, конечно же, лукавили. Библиотека в Коломне уже была — это поныне существующая библиотека имени И.И. Лажечникова. Но тогда нужен был лишь предлог. Вскоре после закрытия церковное здание лишилось своего привычного облика. Пятиглавие было сломано, а второй ярус колокольни с колоколами и шатром ликвидированы.

Древний храм 1501 года перекрыли уродливым «колпаком». По воспоминаниям старожилов в 30-е гг. XX века в храме Николы Гостиного разместили пересыльный пункт для заключённых и репрессированных. Через этот храм многие крестьяне, горожане, чиновники, священники и монахи должны были попасть в клокочущую пасть ненасытного ГУЛАГа.

В 50—60-х гг. XX века в храме Николы Гостиного разместили механическую фабрику. Тогда же началось научное изучение здания специалистами-архитекторами. Затем церковь приспособили под детскую спортивную школу «Спартак». Здание было изнутри перегорожено на различные помещения. С юга к древнему четверику была пристроена кирпичная сауна с бассейном. В древнейшем алтаре, освящённом в честь святителя Николая Чудотворца, устроили топочную.

10 ноября 2000 года, в день памяти святой Параскевы Пятницы, указом правящего архиерея Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем церкви Николы Гостиного г.Коломны был назначен священник Сергий Рогожин. До этого назначения, после окончания духовного училища и семинарии в Коломне, он служил в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. Однако до августа 2002 года каждый четверг и в дни престольных праздников, невзирая на погоду, молебны святителю Николаю совершались лишь у церковных стен, на улице, так как в здании продолжала функционировать спортивная школа.

1 августа 2002 г., в день обретения мощей святого преп. Серафима Саровского, храм был официально передан общине и настоятелю о. Сергию Рогожину. С 3 августа стараниями общины начались разборка внутренних стен спортшколы, вывоз мусора и восстановление придела «Всех скорбящих Радость». В дальнейшем на пожертвования прихожан топочную из алтаря с главным Никольским престолом перевели в подвал, сделали отопление, починили протекающую крышу, провели освещение, восстановили ковку на окнах и навесы над западным и южным входами.

В 2005 году к северу от храма была возведена деревянная каркасная звонница, на которой вывесили семь колоколов, приобретённых на пожертвования прихожан. По старому обычаю, на Пасху теперь по-прежнему здесь звонят все желающие, с особенным удовольствием это делают дети.

С момента своего второго рождения храм стал наполняться, как и в древние времена, своими новыми реликвиями. Среди них – две уцелевшие части иконы «Страшный суд», обнаруженной в одном из старых домов в Коломенском кремле и переданной в церковь Николы гостиного. Возможно, когда-нибудь будет найдена и отсутствующая центральная часть иконы.

Церковь Воздвижения Креста Господня.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня возник на одном из самых древних мест Коломенского кремля, обжитом ещё в домонгольские времена, и составляет единый духовный комплекс с Пятницкими воротами Коломенского кремля. Это место на берегу Москвы-реки, где возвышались земляные валы деревянной ещё крепости, и проходила дорога, ведущая к великокняжескому дворцу. В 1380 г. через Пятницкие ворота в Коломну въезжал перед походом на Куликово поле святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Сохранилась красивая легенда, повествующая о некогда стоявшей на этом месте церкви, которая, в момент вторжения в город захватчиков-иноверцев, ушла под землю вместе со священником и молящимися. И по сей день, говорят в народе, если припасть ухом к земле, можно ещё расслышать и звон подземных колоколов, и ход непрекращающейся с тех пор литургии.

Пока всё. В Коломну надо съездить.

Тульский кремль.

Астраханский кремль.

Тобольский кремль.

Продолжение следует...

Огромное количество материала заимствовано Отсюда. Рекомендую.


Предлагаем, тем кто ещё не ..., подписаться на наш журнал "Стёб"©, давайте досмотрим это представление театра абсурда вместе).

Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получил...

А не замахнуться ли нам и на воскресенье?..

      Штож,  граждане!  Предыдущая  подборочка  уверенно       набрала  160+,  попробуем  повторить  успех?&nb...

На Первом вышла очередная премьера Эрнста, которую просто невозможно смотреть. Чем зрителей взбесил ремейк фильма «Противостояние».

Есть такой старый анекдот, который как нельзя лучше описывает то, что происходит сегодня в отечественном кинематографе:С каждым годом я стал замечать, что советские актёры в советских ф...

Обсудить