Кукрыниксы. Оружием сатиры

95 12954

"Если мы будем помнить об этой войне, то какое право имеют забыть о ней остальные" http://feldgrau.info

Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР), Крылов Порфирий Никитич (р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне Тульской области), Соколов Николай Александрович (р. 8(21).7.1903, Москва). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958).

Приглашаю вас к просмотру небольшой подборки карикатур этих замечательных художников, которая охватывает период начала войны...

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941).


Долг платежом красен.

Арапские сказки немецкого верховного командования, или тысяча и одна ложь.

Любопытные саркастические стихи С,Маршака сопровождали данную карикатуру:

"Фашистский сумрачный калиф,

Кальян душистый закурив,

Велел войти с докладом

Своим Шехеразадам.

И вот вошел Шехеразад

И прочитал ему доклад:

"Один немецкий пулемет

Разбил сто тысяч дотов

И триста тысяч девятьсот

Семнадцать самолетов!

Два "мессершмитта"на лету

Забрали в плен Алма-Ату

с воздушным загражденьем,

С луной и затемненьем...".

Калиф прервал его доклад,

Прикрыв плотнее двери:

"А каковы, Шехеразад,

Немецкие потери?"

Калиф, ты задал мне вопрос

Весьма замысловатый,

Я на советский счет отнес

Немецкие утраты!"

Жадный немец.  На! Получи еще!

Уборка урожая - грозный удар по врагу!

Наш подарок Гитлеру.

Я смотрю, и тут без ГРАДа не обошлось!:)

И в Берлине, и в Плоешти нашей каши вы поешьте!

С первых дней войны Советские Военно-Воздушные Силы наносили удары по военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника, совершали ночные налеты на морские порты и военные заводы Кенигсберга, Данцига, нефтеперегонные заводы Бухареста, Плоешти, военные объекты на территории Финляндии. В ночь на 8 августа был совершен первый налет советской авиации на Берлин. Эти действия Советских ВВС имели важное военно-политическое значение, разоблачая измышления нацистской пропаганды о том, что вся советская авиация якобы полностью уничтожена в первые дни войны.

Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:

"И в Берлине,

и в Плоешти

нашей каши

вы поешьте!"

А этот плакат-карикатура посвящена совместным бомбардировкам с союзными ВВС.

Карикатура разоблачает низкопробность и лживость гитлеровской пропаганды, распространявшей бесчисленные слухи о поражениях Советской Армии, неоднократно объявлявшей о "падении" Ленинграда и Москвы, завышавшей число пленных и т. д. Рисунок, напечатанный в нашей прессе, сопровождался стихами С. Маршака под названием "Бочка Геббельса":

Бочку Геббельса понюхав,

Зажимай покрепче нос,

Столько вздорных,

Черных Слухов

В этой бочке он привез!"

На бочке надпись: "Геббельсовская пропаганда". На переднем плакате написано: "Один немец окружает целый русский полк и берет его в плен!" На листовке написано: "Подходите к моему ковшу! Сегодня мне еще позволено выдавать любое дерьмо. Даже если нам самим станет тошно, наверняка найдется еще один осел, который в это поверит".

Теперь понятно откуда черпает силы пропаганда "страны 404". Впрочем пиндосская, тоже...

На подступах к Ленинграду

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. 

Так было... Так будет!

Целью русских пропагандистов зимой 1941 года было укрепить веру народа в то, что в конце концов немцы будут изгнаны. Огромные руки и клещи Красной Армии выражают эту уверенность после контрнаступления под Москвой, что поколебало план Гитлера окружить и захватить Москву.

Клещи в клещи.

Хотел отведать каши Владетельный барон,

Теперь на грядке нашей Пугает он ворон

                                                (С. Маршак)

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).


Бойцы читают "Окно ТАСС" на улицах блокадного Ленинграда.

На улице Горького москвичи читают "Окна ТАСС"

P.S. "Окна ТАСС" – это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 с призывами к защите Родины

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, в несколько красок, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

«Окна ТАСС» хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Влияние «Окон ТАСС» было так велико, что немецкий министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в их выпуске.

В создании плакатов принимали участие 125 художников-профессионалов высокого класса. Среди них Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), Борис Ефимов, Виктор Иванов, Дмитрий Моор, Нина Ватолина, Ольга Бурова. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе Павел Антокольский, Николай Асеев, Василий Лебедев-Кумач, Сергей Михалков, Константин Симонов, Илья Эренбург.

СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР!

Источники контента:


http://kultura174.ru/Publicati...


http://www.davno.ru/posters


http://army-today.ru/kultura/o...


http://dlyakota.ru


http://wap.cartalana.ru



Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

«А нас-то за шо?»: как укро-каратели вместо «перемоги» получили «Иловайский котел»
  • Camerton.web
  • 10 августа 14:36
  • Автор рекомендует

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ (Молдова):С 10 августа по начало сентября 2014 г. в Иловайске шли ожесточенные бои — закончившиеся катастрофическим разгромом укро-армии и нацистских боевиков, пыта...

Обсудить