Истории об искусстве. Плакаты времен Первой мировой войны

72 11039

Слово ПЛАКАТ происходит от латинского "placatum" - объявление. С детских лет плакат по-всюду сопровождает нас, начиная с почтовых марок, заканчивая огромной городской рекламой. А сколько ярких, красочных плакатов окружает нас в праздничные дни!

Многие известные художники так же посвятили свое творчество Первой мировой войне. Усилилось тяготение батальной живописи к плакатному формату, академизм уступал место экспрессивной сюжетности. Удивительно, но во многом благодаря черно-белому кинематографу и черно-белым изданиям того времени мы невольно воспринимаем ту эпоху как чёрно-белую или серовато-оливковую, полную какой-то цветовой ущербности и обречённости. Напротив, визуальный ряд 1914 года был чрезвычайно пёстрым в прямом и переносном смысле.

Изысканные цветные многофигурные "батальные сцены" в хромолитографиях Сытина и И. Морозова перемежаются с немного наивными батальными сюжетами О. Шарлеманя, С. Фиалковского и соседствуют с преисполненной чертами "высокого стиля", зрелой "модерновой" графикой В. Васнецова, К. Коровина, и Л. Пастернака. Злые сатиры на врага соседствуют с прославлением подвигов героев.

Формат статьи не позволяет представить здесь всё многообразие плакатного искусства периода Первой мировой войны. Здесь лишь попытка посмотреть на тот период глазами художников. Ведь плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.


Плакатный характер «картинки» усиливал пропагандистский эффект  подвига. Пропагандистские задачи военного времени требовали ярких, лозунговых и доступных изображений. Решительность текста, также соответствовала состоянию умов.


















С первых дней войны в самые популярные герои попал казак Козьма Крючков. У меня уже был здесь - в КОНТе пост про этого героя (Патриотические истории 6. Крючков Козьма ). Образ храброго казака оказался самым популярным символом русского воинства как в России, так и за рубежом. «Казачью» серию продолжали аналогичные картинки-отчеты о подвигах на фронте. Среди них выделялся плакат, посвящённый первому в истории авиации воздушному тарану 1914 года, летчик П. Н. Нестеров.





Плакатное искусство прославляло и других героев войны.










В конце Х1Х — начале ХХ веков в России был развит рекламно-промышленный плакат. С Первой мировой войной наступает новый этап в развитии плаката. Колоссальное распространение получил агитационный плакат. В России издается большая серия плакатов «Военного займа», листы, зовущие собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войны.








Одним из наглядно-информационных направлений в плакатном искусстве было изображение батальных сцен.









В России плакаты и открытки выпускала Община св. Евгении при Российском обществе Красного Креста, Скобелевский, Александровский и Алексеевский комитеты заботы о раненых, а также многочисленные общественные организации. Качественную продукцию печатала открыточная фабрика А. Ф. Постнова в Москве.

Плакаты размещались в журналах, расклеивались на заборах, репродуцировались на открытках и марках, на папиросных и спичечных коробках, этикетках.Весь первый период войны батальная живопись и плакат находились в поиске своего языка. Искусство двигалось от академизма к экспрессивным пропагандистским формам, плакат — от мифологизма к иллюстративности.

История плакатного искусства наглядно показывает: один хороший плакат по своей действенности и долговечности стоит десятков и сотен посредственных. Эта историческая реальность дополнительный раз подтверждает, насколько важно, и в то же время непросто, воплотить в плакате впечатляющую гармонию идейной глубины, художественного совершенства и конкретности психологического воздействия.

Источники:

Инфотека войн: Первая Мировая война 1914-1918

Требунских М. С. Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины XX века // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 429-432. 

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

«А нас-то за шо?»: как укро-каратели вместо «перемоги» получили «Иловайский котел»
  • Camerton.web
  • 10 августа 14:36
  • Автор рекомендует

Николай ВОЗНЕСЕНСКИЙ (Молдова):С 10 августа по начало сентября 2014 г. в Иловайске шли ожесточенные бои — закончившиеся катастрофическим разгромом укро-армии и нацистских боевиков, пыта...

Куда исчез Борман?
  • Zimin
  • Вчера 11:03
  • В топе

Его искали больше полувека. Мартин Борман бесследно исчез из Берлина в последние дни войны. Список преступлений этого человека огромен, однако приговор на Нюрнбергском процессе ему вынесли заочно....

Обсудить
    • Nori
    • 15 сентября 2016 г. 17:36
    Очень интересно, спасибо.
  • Очень, очень хорошо! Главное, это четкая гражданская позиция авторов плакатов. ( Жаль, что не на всех плакатах можно прочитать текст. ) Кстати, у Игоря Владиморова был целый цикл статей по плакатам и открыткам рубежа 19 и 20 века - например https://cont.ws/post/236411 https://cont.ws/post/234719 https://cont.ws/post/172515
    • shaya
    • 15 сентября 2016 г. 20:09
    С чувством юмора у нас всегда было неплохо)))) Интересные плакаты.
  • хорошая подборка, Рамзан!
    • Jylia
    • 15 сентября 2016 г. 20:34
    Познавательно. Все таки Первая Мировая у нас в тени последующих событий оказалась, они её заслонили. Впечатление от плакатов пестрое, как и они сами, но в целом положительное. Лубочность и наивность некоторых работ раздражала, но в большинстве - отлично.