ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

20 2103


При исследовании этой темы я ставила перед собой следующую задачу: доказать, что вкусовые предпочтения средневековых монголов корнями уходят в далекое прошлое к их предкам-скифам, сарматам и аланам. Какая любимая еда могла быть у людей, владеющих несметным количеством быков, верблюдов и лошадей? Конечно же, мясо, молоко и все производные из него: кумыс, простокваша, сыр, масло. И в этом смысле средневековые  монголы не отличались от других этносов, живших по-соседству. Однако, часто в средневековых источниках упоминается любовь монголов Чингис-хана к кашам из зерновых, особенно из пшена. Вот, что писал Рубрук: «…приносили они нам также нужное для разведения огня, давали в пищу мясо от небольшого и тощего барана и ежедневно блюдо, полное пшена» (гл.36). Каша могла бы считаться не совсем типичным вкусовым предпочтением для народа, ведущего кочевой образ жизни, но если учесть, что у средневековых монголов производящее земледелие было в большом почете (как я уже объясняла ранее), привычка есть кашу из зерновых не кажется удивительной. Тем более, что Плиний Старший писал, что сарматы тоже питались кашей из проса и даже сырой мукой!

К еде средневековые монголы относились сдержанно. Вот, что об этом говорил Иосафат Барбаро: «..я спросил одного из них, что же едят они в степи. Он тут же задал мне встречный вопрос: «а разве кто-нибудь умирает от того, что не ест»? Как- будто говоря- иметь бы мне лишь столько, сколько нужно, чтобы слегка поддержать жизнь, а об остальном я не забочусь». Поэтому в поход  монголы выступали всегда налегке, брали: «два кожаных меха с молоком, да глиняный горшок - варить мясо»,как писал Марко Поло. А также сухое молоко и муку, которую добавляли в молоко. Такую же неприхотливость в пище демонстрировали сарматы и аланы. При анализе средневековых источников складывается впечатление, что монголы Чингис-хана пили много и часто не только молоко и кумыс, но и напитки большей крепости. Сохранились описания напитков, которые средневековые монголы пили сами и угощали путешественников. Вот что отмечал Рубрук(гл 33) : «Хан приказал спросить у нас – чего мы желаем выпить: вина или рисового пива, или светлого кобыльего молока, или бал, т.е. напитка из меда». Или вот еще 2 выдержки из Рубрука: «Зимой они делают превосходный напиток из риса, проса, ячменя и меда, чистый как вино». Или: «нам принесли рисовое пиво в длинных бутылочках с узкой шейкой. Я не мог установить никакого различия этого напитка от самого лучшего оксерского вина, за исключением того, что он не имел запаха вина» (гл.31). Об этом же пишет и Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира»!

Итак, мы видим, что живя в степях Забайкалья, средневековые  монголы употребляли 2 вида слабоалкогольных напитков: пиво, приготовленное на злаковых, и напиток из меда. Но есть одна любопытная деталь! Сохранились сведения, что монголы Золотой Орды, жившие в Причерноморье, т.е. в сущности на другом конце Ойкумены, тоже предпочитали пиво и напитки, в состав которых входили просо, ячмень, рис и мед. Иосафат Барбаро в своей книге «Путешествие в Хазарию» писал: «Мы повезли им хлеб, медовое вино, бузу – иначе пиво и другие вещи». Слово буза в переводе с осетинского означает смешивание, перемешивание, что очень точно отражает процесс приготовления пива! Степи Причерноморья и Северный Кавказ, по которым путешествовал Иосафат Барбаро, всегда были исконной территорией обитания скифов, сармат и алан. Но и здесь, как и в степях Забайкалья (а там холодно), готовились и употреблялись одни и те же традиционные горячительные напитки. О создании аланского пива Алутон ходит много легенд. Одна из них сохранилась в Нартских сказаниях осетин. Героиня этих сказаний «смолола солод, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили и дивились нарты такому напитку». Нартские сказания осетин. Как появилось пиво. У алан существовала традиция при заквашивании пива произносить специальную молитву, прославляющую отвагу, духовность и изобилие. Считалось, что взаимосвязь этих характеристик оказывает влияние на качество напитка. Видимо, пиво занимало особое место в быту скифов, сармат и алан и являлось данью традиции, пришедшей к монголам от их предков. А что за превосходный напиток, похожий на вино, но не имевший запаха вина так нахваливал Рубрук? Есть ли аналогия этому напитку в сегодняшнем мире? Искусство приготовления этого напитка не забыто в сегодняшней Алании. Этим напитком является ронг! Он обладает большей крепостью, чем пиво и включает в себя 4 компонента: воду, дрожжи, мяту и мед. Можно предположить, что  монголы использовали вместо дрожжей просовую и рисовую опару. Напиток получался прозрачным, золотистым и по вкусу напоминал вино. Сегодня его хранят не в узких бутылочках, а в плотно закупоренных сосудах не менее 3 месяцев выдержки. Следует отметить, что ронг не встречается у других народов Кавказа и обладает большей крепостью, чем пиво.

По преданию сарматы и аланы готовили напитки в специальном треножном котле, а подавали в специальной чаше Амонга. И средневековые монголы использовали котлы о трех ногах или заменяли их на котел и треножник. Это отмечали путешественники Пен да Я, Сюй Тин. Рубрук: «мясо они готовят в чане о трех ногах», или другое: «приносили они нам для сварения мясо, котел и треножник». Но особое место в жизни монголов Чингис-хана, так же как и в жизни скифов, сармат и алан, занимала обрядовая чаша. Имел место совершенно особый культ золотой чаши. В «Огуз – наме» есть такие строчки: «После того, как было решено дать пир, он приказал приготовить 3 тыс. баранов и 30 кобылиц для церемонии поднесения чаши».Однако! Как много значила церемония поднесения чаши для монголов Чингис-хана, если для этого нужно было забить столько животных! Любое серьезное начинание у средневековых монголов было связано с чашей. И ведь монголы Чингис-хана не просто пили из нее, они совершали обрядовые действия и просили поддержки у сил, в чью великую сущность искренне верили! Вот две выдержки из летописи Рашид-ад-Дина: «Токтай-беки поклялся золотой чашей, пролил кумыс на землю, как у них в обычае»(т.1.кн.1.стр.191); или вот еще: «Чингис-хан его успокоил и сказал: оставь мне на память золотую чашу, из которой я пью кумыс». Это при условии, что он отдал своему сподвижнику обозы добра и даже одну из своих жен, но чашу оставил себе!А если вспомнить клятву 6 монгольских племен на крови, заполнявшей ритуальную чашу и клятву древних ариев, то они идентичны и только слегка отличаются в небольших деталях! У средневековых монголов Чингис-хана существовал не только ритуал поднесения чаши, но и ритуал передачи почетной чаши от лица к лицу. «Один берет полную чашу, а двое других становятся возле него и таким образом идут с пением». Рубрук(гл.4):

Историческая наука, пытаясь доказать несуществующую взаимосвязь монголов Чингис-хана и современных потомков темных монголов, упорно ищет аналогии в том числе и во вкусовых предпочтениях. Но их нет, как не ищи! В состав напитков, употребляемых современными монголами, всегда входит молоко, кислое молоко, айран, монгольский чай, включающий плиточный зеленый чай с добавлением молока, а иногда и поджаренной муки, водка тарасун и архи, напоминающая саке, имеющая специфический запах. Как видите, совсем не об этих напитках шла речь в заметках путешественников. В заключении следует сказать, что такая обыденная вещь: что ели и что пили средневековые  монголы Чингис-хана и скифы, сарматы и аланы, если она сохраняется в веках, то может стать еще одним доказательством взаимосвязи этноса, имеющего одни и те же корни!

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • да уж, какая бурная фантазия:) но если обратится к последним передовым исследованиям, то на повестку всплывает совсем другая картина, к примеру современные осетины к древним донским аланам никакого отношения не имею, генетики даже были поражены, что сходства вообще нулевые, где и зацепиться не за что...отсюда и пошёл раскол в теории о наследии алан, да такой что к примеру ингуши завалили письмами академию наук, с одной лишь целью, запретить осетинам выступать в качестве наследников алан, видимо у ингушей сыграли вековая вражда, но наши пока молчат, видимо не на долго, как не крути но со временем этот фейк об осетино-аланском происхождение будет разоблачён, ну а пока, пусть поиграют, как говориться чем бы дитя не тешилось, лишь бы не ревело))) тоже самое про монгол, точней народность халку, о том что они монголы, кочевое племя узнало лишь в 20-ых годах 20 века, где сию весть вместе с русской азбукой им преподнести советские учёные... археологи кто занимается данным вопросом исследовали более 8 тысяч могильников 13-15 веков и ни одного, ни одного!!! черепа представителя монголоидной расы не отыскали, тоже самое заключение вывели и генетики... ну а вам милейшая желаю успеха в творческих делах, может найдёте какое сходство в негро-финно-индейских кулинарных пристрастиях:)
  • https://cont.ws/post/255810 для тех, кому интересна тема Чингис-хана
  • Хорошая статья, один вопрос меня смущает, как они получали СУХОЕ молоко?