• РЕГИСТРАЦИЯ

ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

20 2104


При исследовании этой темы я ставила перед собой следующую задачу: доказать, что вкусовые предпочтения средневековых монголов корнями уходят в далекое прошлое к их предкам-скифам, сарматам и аланам. Какая любимая еда могла быть у людей, владеющих несметным количеством быков, верблюдов и лошадей? Конечно же, мясо, молоко и все производные из него: кумыс, простокваша, сыр, масло. И в этом смысле средневековые  монголы не отличались от других этносов, живших по-соседству. Однако, часто в средневековых источниках упоминается любовь монголов Чингис-хана к кашам из зерновых, особенно из пшена. Вот, что писал Рубрук: «…приносили они нам также нужное для разведения огня, давали в пищу мясо от небольшого и тощего барана и ежедневно блюдо, полное пшена» (гл.36). Каша могла бы считаться не совсем типичным вкусовым предпочтением для народа, ведущего кочевой образ жизни, но если учесть, что у средневековых монголов производящее земледелие было в большом почете (как я уже объясняла ранее), привычка есть кашу из зерновых не кажется удивительной. Тем более, что Плиний Старший писал, что сарматы тоже питались кашей из проса и даже сырой мукой!

К еде средневековые монголы относились сдержанно. Вот, что об этом говорил Иосафат Барбаро: «..я спросил одного из них, что же едят они в степи. Он тут же задал мне встречный вопрос: «а разве кто-нибудь умирает от того, что не ест»? Как- будто говоря- иметь бы мне лишь столько, сколько нужно, чтобы слегка поддержать жизнь, а об остальном я не забочусь». Поэтому в поход  монголы выступали всегда налегке, брали: «два кожаных меха с молоком, да глиняный горшок - варить мясо»,как писал Марко Поло. А также сухое молоко и муку, которую добавляли в молоко. Такую же неприхотливость в пище демонстрировали сарматы и аланы. При анализе средневековых источников складывается впечатление, что монголы Чингис-хана пили много и часто не только молоко и кумыс, но и напитки большей крепости. Сохранились описания напитков, которые средневековые монголы пили сами и угощали путешественников. Вот что отмечал Рубрук(гл 33) : «Хан приказал спросить у нас – чего мы желаем выпить: вина или рисового пива, или светлого кобыльего молока, или бал, т.е. напитка из меда». Или вот еще 2 выдержки из Рубрука: «Зимой они делают превосходный напиток из риса, проса, ячменя и меда, чистый как вино». Или: «нам принесли рисовое пиво в длинных бутылочках с узкой шейкой. Я не мог установить никакого различия этого напитка от самого лучшего оксерского вина, за исключением того, что он не имел запаха вина» (гл.31). Об этом же пишет и Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира»!

Итак, мы видим, что живя в степях Забайкалья, средневековые  монголы употребляли 2 вида слабоалкогольных напитков: пиво, приготовленное на злаковых, и напиток из меда. Но есть одна любопытная деталь! Сохранились сведения, что монголы Золотой Орды, жившие в Причерноморье, т.е. в сущности на другом конце Ойкумены, тоже предпочитали пиво и напитки, в состав которых входили просо, ячмень, рис и мед. Иосафат Барбаро в своей книге «Путешествие в Хазарию» писал: «Мы повезли им хлеб, медовое вино, бузу – иначе пиво и другие вещи». Слово буза в переводе с осетинского означает смешивание, перемешивание, что очень точно отражает процесс приготовления пива! Степи Причерноморья и Северный Кавказ, по которым путешествовал Иосафат Барбаро, всегда были исконной территорией обитания скифов, сармат и алан. Но и здесь, как и в степях Забайкалья (а там холодно), готовились и употреблялись одни и те же традиционные горячительные напитки. О создании аланского пива Алутон ходит много легенд. Одна из них сохранилась в Нартских сказаниях осетин. Героиня этих сказаний «смолола солод, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили и дивились нарты такому напитку». Нартские сказания осетин. Как появилось пиво. У алан существовала традиция при заквашивании пива произносить специальную молитву, прославляющую отвагу, духовность и изобилие. Считалось, что взаимосвязь этих характеристик оказывает влияние на качество напитка. Видимо, пиво занимало особое место в быту скифов, сармат и алан и являлось данью традиции, пришедшей к монголам от их предков. А что за превосходный напиток, похожий на вино, но не имевший запаха вина так нахваливал Рубрук? Есть ли аналогия этому напитку в сегодняшнем мире? Искусство приготовления этого напитка не забыто в сегодняшней Алании. Этим напитком является ронг! Он обладает большей крепостью, чем пиво и включает в себя 4 компонента: воду, дрожжи, мяту и мед. Можно предположить, что  монголы использовали вместо дрожжей просовую и рисовую опару. Напиток получался прозрачным, золотистым и по вкусу напоминал вино. Сегодня его хранят не в узких бутылочках, а в плотно закупоренных сосудах не менее 3 месяцев выдержки. Следует отметить, что ронг не встречается у других народов Кавказа и обладает большей крепостью, чем пиво.

По преданию сарматы и аланы готовили напитки в специальном треножном котле, а подавали в специальной чаше Амонга. И средневековые монголы использовали котлы о трех ногах или заменяли их на котел и треножник. Это отмечали путешественники Пен да Я, Сюй Тин. Рубрук: «мясо они готовят в чане о трех ногах», или другое: «приносили они нам для сварения мясо, котел и треножник». Но особое место в жизни монголов Чингис-хана, так же как и в жизни скифов, сармат и алан, занимала обрядовая чаша. Имел место совершенно особый культ золотой чаши. В «Огуз – наме» есть такие строчки: «После того, как было решено дать пир, он приказал приготовить 3 тыс. баранов и 30 кобылиц для церемонии поднесения чаши».Однако! Как много значила церемония поднесения чаши для монголов Чингис-хана, если для этого нужно было забить столько животных! Любое серьезное начинание у средневековых монголов было связано с чашей. И ведь монголы Чингис-хана не просто пили из нее, они совершали обрядовые действия и просили поддержки у сил, в чью великую сущность искренне верили! Вот две выдержки из летописи Рашид-ад-Дина: «Токтай-беки поклялся золотой чашей, пролил кумыс на землю, как у них в обычае»(т.1.кн.1.стр.191); или вот еще: «Чингис-хан его успокоил и сказал: оставь мне на память золотую чашу, из которой я пью кумыс». Это при условии, что он отдал своему сподвижнику обозы добра и даже одну из своих жен, но чашу оставил себе!А если вспомнить клятву 6 монгольских племен на крови, заполнявшей ритуальную чашу и клятву древних ариев, то они идентичны и только слегка отличаются в небольших деталях! У средневековых монголов Чингис-хана существовал не только ритуал поднесения чаши, но и ритуал передачи почетной чаши от лица к лицу. «Один берет полную чашу, а двое других становятся возле него и таким образом идут с пением». Рубрук(гл.4):

Историческая наука, пытаясь доказать несуществующую взаимосвязь монголов Чингис-хана и современных потомков темных монголов, упорно ищет аналогии в том числе и во вкусовых предпочтениях. Но их нет, как не ищи! В состав напитков, употребляемых современными монголами, всегда входит молоко, кислое молоко, айран, монгольский чай, включающий плиточный зеленый чай с добавлением молока, а иногда и поджаренной муки, водка тарасун и архи, напоминающая саке, имеющая специфический запах. Как видите, совсем не об этих напитках шла речь в заметках путешественников. В заключении следует сказать, что такая обыденная вещь: что ели и что пили средневековые  монголы Чингис-хана и скифы, сарматы и аланы, если она сохраняется в веках, то может стать еще одним доказательством взаимосвязи этноса, имеющего одни и те же корни!

    Грядущее мятежно, но надежда есть

    Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

    Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Zalina Dzhioeva 26 декабря 2020 г. 19:21

      КРОВЬ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ОРДА

      Для большинства средневековых монгольских племен родство по крови было основой доверия. Слово «тог» дигорского диалекта аланского (осетинского языка) и «туг» иронского диалекта, означающие кровь, встречаются в мужских антропонимах монголов Чингис-хана  достаточно часто: Тогай-Тимур (тог ай ̶ своя кровь), сын Хулагу; Туган (Тугъан ̶ осет. имя; туган ...
      313
      Zalina Dzhioeva 21 августа 2020 г. 09:08

      Кто такие " чины" в летописях. Борте- чинэ монголов.

      По поводу работы профессора  Т.А.Гуриева "ХАТИАГ АВЗАГ" Нартского Эпоса. Вопрос об этом "загадочном" языке и народе чины. Т.Гуриев писал :" В Нартиаде он предстанет языком народа, обитавшего далеко от нартов, где-то за морями и пустынями. Так какому же народу принадлежит хатский язык? Все указывает на то, что первоначально он обозначал язык китайцев.Создател...
      746
      Zalina Dzhioeva 1 сентября 2019 г. 18:39

      ОПЯТЬ НА ГРАНИ? ГРУЗИЯ И АЛАНИЯ?

      Есть несколько способов получить желаемые политические и экономические дивиденды. Одним из них является систематическое извращение общеизвестных фактов, которые, казалось бы, невозможно рассмотреть иначе, но нет предела для тех, кто путем манипуляций, истерии, подтасовки и детальной прорисовки образа бесконечного противника и врага, пытается воздействов...
      359
      Zalina Dzhioeva 5 января 2019 г. 19:24

      небольшая историческая справка

      Аланский элитный корпус в 1302 году, оставшись под командованием Михаила IX , сына императора, уклонился от войны с турками и был обнаружен. Прошел год. Аланы под предлогом того, что они не привыкли столь долгое время быть в регулярной армии, попытались уйти. Михаил смог удержать их только на три месяца после чего они все по команде встали и ушли, оставив Михаила без ...
      768
      Zalina Dzhioeva 15 ноября 2018 г. 15:38

      история средневековых монголов прояснилась

      В старейшем журнале по истории "Вопросы истории"за 2018 год N 6 вышла моя первая статья, которая, как и полагается для журнала при Российской Академии наук, прошла серьезное рецензирование. Статья называется "Этимология и структурные особенности антропонимов монголов Чингис-хана".Что же удивительного в этой статье по сравнению со множеством статей про средневековых мо...
      892
      Zalina Dzhioeva 17 декабря 2017 г. 21:29

      Сны разума Германа Садулаева или как рождается провокация

      Недавно в известном своими провокационными, а часто не имеющими ничего общего с логикой, наукой, да и вообще здравым смыслом статьями, за которые редакция Центра Льва Гумилева не несет даже моральной ответственности, т.к. сразу предупреждает, что мнение «центра» и автора может быть разным: пиши, что хочешь, хоть оплевывай, мы не имеем к этому отношения, ̶ вышел пас...
      1614
      Zalina Dzhioeva 29 октября 2017 г. 16:45

      О ХРИСТОСАХ, КРЕСТАХ, ЕССЕЯХ И ЦАРЕ ИРОДЕ ИЗ АСКАЛОНА

      В Греции первые христосы появились еще в архаический период (VIII-VI в. до н.э.). Наиболее известным из них был Пифагор (VI в. до н.э.), получивший посвящение у магов Египта и перенявший эзотерические знания от жрецов Персии и Индии. Он создал этико-философское учение, близкое к зороастризму и буддизму, где дал убедительную аргументацию верности асской концепции едино...
      2524
      Zalina Dzhioeva 23 июля 2017 г. 22:12

      клятва на чаше с кровью

      Скифо-аланская вера является ритуальной, что предполагает использование определенных объектов: чаши, рога животного, черепа убитого врага в сакральных целях для молитвы, связывающей человека с высшей сущностью, дарующей ему силу, как телесную, так и духовную, очищение и веру в возможности, посланные свыше. Равновесие, которое должно быть достигнуто между отдельным че...
      1757
      Zalina Dzhioeva 19 июня 2017 г. 18:13

      Правда и ложь названия "Сокровенного сказания"

                «Юань-чао би-ши» ̶ самый древний письменный памятник периода монгольской империи Чингис-хана. Попробуем еще раз разобраться в переводе на русский язык его названия исходя из предпосылки, что средневековые монголы принадлежали к ираноязычному миру и говорили на скифо-аланском языке. Основанием для такого утверждения послужил перевод...
      3980
      Zalina Dzhioeva 17 апреля 2017 г. 22:26

      На странных берегах исторического инакомыслия

      Ну вот и РИНЦ. И в ВАК скоро появятся статьи. Чуть позже размещу полностью, а пока могу дать ссылку для желающих ее прочитать.Она,конечно, многих удивит. Очень, потому что об этом никто еще никогда не писал и, тем более, не объяснял! Статья имеет прямое отношение к нашему разговору.  http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=921199&show_refs=1&pub...
      10066
      Zalina Dzhioeva 13 января 2017 г. 00:16

      ГИДРОНИМЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      В понимании современных ученых, как и авторов прошлого века, изучавших и изучающих историю средневековых монголов, понятия, которые обозначают водные преграды, объясняются для них довольно просто. Им кажется, что если современные монголы сохранили название, отдаленно напоминающее слово «мурэн» в значении река, то это и является настоящим переводом. Но не стоит заблужд...
      7958
      Zalina Dzhioeva 29 сентября 2016 г. 22:31

      Почему средневековым монголам удалось покорить мир?

      Для того чтобы понять почему средневековым монголам удалось покорить и удержать в подчинении вполне цивилизованные и сильные государства, нужно вернуться ненадолго к истокам монгольского общества. К XII в. у «светлых» монголов (этот термин мы применяем, чтобы четко разделять этнический состав, как это было объяснено в прошлой статье) уже сложилась военная аристократия...
      2139
      Zalina Dzhioeva 16 сентября 2016 г. 20:36

      Чингис-хан.Возвращаясь к проблеме происхождения.

      XIII в. вошел в мировую историю как век завоевательных походов и образования огромной империи Чингис-хана. Историческая наука, так и не разобравшись с главными вопросами – какой язык являлся родным для монголов Чингис-хана, к какому антропологическому типу принадлежал этнос завоевателей – пошла более простым путем: стала искать решение проблемы по принципу «там, где ...
      2511
      Zalina Dzhioeva 28 июня 2016 г. 16:40

      Скифские и аланские имена монгольских ханов

      Прародительницей всех монголов Чингис-хана была женщина по имени Алан-хоа, часто в источниках ее называют просто Алан-хо (хо – сестра, осет.). О том, что она была аланкой не сомневаются ни академик Б.Я.Владимирцов, ни Л.Н.Гумилев, ни Г.В.Вернадский и др.Прадедом Чингис-хана был Кабул-хан (хъабыл – достойный, осет.), дедом – Бардан (бардан – чувал для шерсти, осет.). К...
      28699
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:23

      скифо-сарматские осколки

      В мире существовало несколько названий народов, которые все нас приведут к одному этносу, т.е. исторически образовавшейся группе людей, объединенных общими языковыми, культурными признаками, верой. Именно этот этнос был самым продвинутым, просто в разные промежутки исторического бытия назывался по- разному: скифы,саки, массагеты, сарматы, аланы, саи, роксаланы, языги,...
      1196
      Zalina Dzhioeva 13 июня 2016 г. 23:06

      Неожиданное объяснение слова "хан"(каан)

      Всегда считалось, что понятие "хан"- это всего лишь титул. Если попытаться прояснить само слово "хан ", то мы не найдем ничего, кроме следующего: тюркский и монгольский титул в средние века и новое время, вождь племени, государь. В Монгольской империи ханами называли правителей улусов. Так это понятие объясняется в словарях Ожегова, Ефремова и др.Собственно, и интерне...
      2089
      Zalina Dzhioeva 12 июня 2016 г. 23:49

      Правила застолья средневековых монголов и современных потомков алан очень похожи

      Все аспекты жизни средневековых монголов Чингис-хана были строго регламентированы определенными правилами, традициями и суровыми законами. Более того, в своей повседневной жизни монголы придерживались строгих правил этикета. Особенно наглядно это проявлялось во время застолья. Самым почетным местом у монголов Чингис-хана был центр стола. За ним шла правая сторона, а п...
      9342
      Zalina Dzhioeva 18 мая 2016 г. 21:24

      Джочи - сын Чингис-хана

      Старшего сына Чингис-хана называли Дзоцци[1] (Дзоцци – осет. имя) и Tоссук-кан[2] (Тассо – осет. имя), тасан – поддаваться. Джочи-хан имел очень мягкий характер, о котором знали все. Кроме того, летопись рассказывает, что его внезапное появление на свет и определило его первое имя, стоящее в источниках как Дзоцци, просто мать родила его на корточках (дзоццaг, осет.)....
      2018
      Zalina Dzhioeva 2 мая 2016 г. 22:18

      Новый перевод "Чингисова камня".

         "Чингисов-камень" - это стелла с надписью старомонгольским письмом. Толмачи рассмотрели на ней имя Чингис-хана. Поэтому этот камень стал так называться. Считается, что старомонгольская письменность появилась в результате адаптации староуйгурского алфавита. Но вот что интересно. Сам уйгурский алфавит восходит через согдийское письмо к сирийскому алфавиту...
      1818
      Zalina Dzhioeva 24 апреля 2016 г. 22:07

      Чингис-хан был скифо-аланом

       Когда я смотрю политические ток-шоу и слышу пренебрежительные реплики «просвещенных» европейцев в адрес народов России по поводу причастности к «монгольской Орде» (читай – примитивности, варварству, агрессивности), я сожалею, что не могу предъявить этим людям результат исследований, представленный в моей книге...Итак:     XIII в. вошел в миров...
      19835
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика