клятва на чаше с кровью

3 1755

Скифо-аланская вера является ритуальной, что предполагает использование определенных объектов: чаши, рога животного, черепа убитого врага в сакральных целях для молитвы, связывающей человека с высшей сущностью, дарующей ему силу, как телесную, так и духовную, очищение и веру в возможности, посланные свыше. Равновесие, которое должно быть достигнуто между отдельным человеком, обществом, природой и чем-то извне, всегда были главными задачами, стоявшими перед скифами, сарматами, аланами.

Военные обычаи скифов предполагали кровавые ритуалы. Череп врага, принесенный царю, объяснял доблесть воина, его право на часть добычи, захваченной в битве, а оправленный в серебро или золото, мог быть использован и в качестве сосуда. Он утверждал власть над покоренным врагом и был предметом гордости: «При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием» [1.c.28].

В основание древнеарийского алтаря огня также помещался череп человека, а по четырем сторонам света располагались черепа животных: коня, быка, барана и козла. Клятва, произнесенная при этом, связывала не только взаимными обязательствами, но и кровью жертв, и считалась нерушимой. Геродот отмечал: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши»[1.c.30]. Этот обряд сохранялся у сармат и алан. Стать побратимом можно было, испив из общего сосуда, соединяя рассеченные руки вместе, объединяя кровь, жизнь и судьбу двух воинов в одну. Сарматы, движимые жаждой мести к обидчику, забивали быка, варили мясо, а затем садились на шкуру принесенного в жертву животного. По свидетельству Лукиана, родственники и те, кто желал присоединиться к оскорбленному, брали куски мяса и ставили правую ногу на шкуру. Так возле шкуры набиралась значительная армия, способная противостоять врагу. И всегда молитва на чаше была центральным звеном подобного ритуала.

Похожее действие мы встречаем и у средневековых монголов. Изготовление чаш из черепа противника практовалось у них даже в XII веке. Например, согласно летописи, эмиры Тайан-хана выследили и убили главного врага – Ван-хана. Его голову принесли найманскому владыке и тот сказал: «Зачем вы убивали такого великого и старого государя? Надлежало привести его живым!». И приказал оправить голову Ван-хана в серебро, «некоторое время он держал ее ради величия и почета, положивши на свой трон» [2.c.132]. «Итак, однажды Тайан-хан сказал голове Онг-хана: «Скажи что-нибудь!». Рассказывают, что в таком положении голова несколько раз высовывала язык изо рта. Эмиры Тайан-хана сказали: «Это имеет неблагоприятное значение! Удивительно, если гибель не постигнет царство и нас самих!» Так и было»[2.c.133.]. В скором времени Тайан-хан погиб, а сыновья в спешке отделили его голову от туловища и увезли, очевидно, понимая, что подобные случаи были не единичны. И персидский шах Исмаил, разбив среднеазиатского завоевателя Шейбани (XV в.), поступил так же, сделав для себя чашу из его головы. Подтверждением этого факта стала гробница Шейбани в Самарканде, вскрытая в 80-х гг. XIX в. и описанная Н.Веселовским. Так что традиция скифов оказалась довольно живучей. И если изготовление чаши из черепа у средневековых монголов скорее исключение, чем правило, то использование золотых чаш для ритуального застолья – обычное явление, при этом следует заметить особое отношение к этому предмету у скифов, алан и средневековых монголов.

Монголы Чингис-хана почитали чашу как возможность через молитву над ней познать истину, дарованную свыше: «Токтай-беки…поклялся золотой чашей, пролил кумыс на землю, как у них в обычае»[2.c.191]; интересный случай передает летопись. Чингис-хан увидел страшный сон. Он вскочил среди ночи и позвал к себе

дочь брата его противника Ван-хана Абике. "Я постоянно был с тобой хорош и от тебя не видел зла и вероломства. Но я увидел некий сон, где всевышний повелел мне, чтобы я подарил тебя кому-нибудь.Тебе не следует сердиться на меня". Он кликнул охрану , отозвался Кэхтэй-нойон и испугался , узнав о желании правителя. Но тут «Чингис-хан его успокоил и сказал: «Оставь мне на память одного стольника и золотую чашу, из которой я пью кумыс». Все же остальное полностью орду, ев-угланов, домочадцев и слуг, казну, табуны и стада отдал жене, подарив ее Кэхтэй-нойону»[2.с.186].Интересно, что именно чашу он не захотел отдать никому.

Клятва на крови у средневековых монголов созвучна со скифской. «Когда они доставили эти слова Ван-хану, тот обрадовался и поверил им. Налив немного крови в бычий рог для договора и клятвы, он послал его со своим послом»[3.с.133]. Рашид-ад-Дин прямо говорит, что «монгольский обычай таков, что они приносят друг другу клятву кровью»[2.с.186]. Очевидно, что подобный обряд побратимства прошли и главные герои летописи Чингис-хан и Джамукэ. Поэтому передачу имени побежденного врага новорожденному сыну можно понимать как акт возмездия и концентрации всех воинских качеств в ребенке, в котором видят будущего предводителя, способного приумножить славу рода. Так поступил Есугей, назвав своего сына, будущего Чингис-хана, именем поверженного Темуджына-уге[3.с.58] из племени татар. Племена дурбан, татар, тайджиут, хонхират, салджиуд, хатаги «поклялись друг другу клятвой, крепче которой нет среди монгол. Клятва эта заключается в следующем: они вместе зарубают мечом жеребца, быка и кобеля и при этом говорят: «О, господь неба и земли, слушай, какую клятву мы приносим! Эти самцы – корень и мужское начало этих животных. Если мы не сдержим своего слова и нарушим договор, пусть мы станем такими же, как эти животные», таким способом они поклялись в том, что заключили союз друг с другом и будут воевать с Чингис-ханом и Ван-ханом»[3.с.117]. И, если вспомнить, что в основании арийского алтаря огня помещались черепа жеребца, быка, барана и козла, о которых было сказано ранее, то клятва на крови cредневековых монголов и древних ариев, к которым относит скифо-алан современная наука, отличались только в небольших деталях.

1.Геродот. Мельпомена. Книга четвертая. Пер. и прим. Г.А.Стратановского. Владикавказ, 1991.

2.Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Пер. Л.А.Хетагурова. ред. и прим. проф. А.А.Семенова. М.; Л., Изд. АН. 1952. Т. 1. Кн. 1.

3.Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Пер. О.И.Смирновой, ред. проф. А.А.Семенова. М.- Л., Изд. АН СССР.1952. Т.1. Кн. 2.

Статья составлена по книге Джиоевой.З.Э."Чингис-хан. Аланский след".

(при копировании материалов ссылка на автора и книгу обязательна)

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Залина исторические басенки любите?