• РЕГИСТРАЦИЯ

клятва на чаше с кровью

3 1757

Скифо-аланская вера является ритуальной, что предполагает использование определенных объектов: чаши, рога животного, черепа убитого врага в сакральных целях для молитвы, связывающей человека с высшей сущностью, дарующей ему силу, как телесную, так и духовную, очищение и веру в возможности, посланные свыше. Равновесие, которое должно быть достигнуто между отдельным человеком, обществом, природой и чем-то извне, всегда были главными задачами, стоявшими перед скифами, сарматами, аланами.

Военные обычаи скифов предполагали кровавые ритуалы. Череп врага, принесенный царю, объяснял доблесть воина, его право на часть добычи, захваченной в битве, а оправленный в серебро или золото, мог быть использован и в качестве сосуда. Он утверждал власть над покоренным врагом и был предметом гордости: «При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием» [1.c.28].

В основание древнеарийского алтаря огня также помещался череп человека, а по четырем сторонам света располагались черепа животных: коня, быка, барана и козла. Клятва, произнесенная при этом, связывала не только взаимными обязательствами, но и кровью жертв, и считалась нерушимой. Геродот отмечал: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши»[1.c.30]. Этот обряд сохранялся у сармат и алан. Стать побратимом можно было, испив из общего сосуда, соединяя рассеченные руки вместе, объединяя кровь, жизнь и судьбу двух воинов в одну. Сарматы, движимые жаждой мести к обидчику, забивали быка, варили мясо, а затем садились на шкуру принесенного в жертву животного. По свидетельству Лукиана, родственники и те, кто желал присоединиться к оскорбленному, брали куски мяса и ставили правую ногу на шкуру. Так возле шкуры набиралась значительная армия, способная противостоять врагу. И всегда молитва на чаше была центральным звеном подобного ритуала.

Похожее действие мы встречаем и у средневековых монголов. Изготовление чаш из черепа противника практовалось у них даже в XII веке. Например, согласно летописи, эмиры Тайан-хана выследили и убили главного врага – Ван-хана. Его голову принесли найманскому владыке и тот сказал: «Зачем вы убивали такого великого и старого государя? Надлежало привести его живым!». И приказал оправить голову Ван-хана в серебро, «некоторое время он держал ее ради величия и почета, положивши на свой трон» [2.c.132]. «Итак, однажды Тайан-хан сказал голове Онг-хана: «Скажи что-нибудь!». Рассказывают, что в таком положении голова несколько раз высовывала язык изо рта. Эмиры Тайан-хана сказали: «Это имеет неблагоприятное значение! Удивительно, если гибель не постигнет царство и нас самих!» Так и было»[2.c.133.]. В скором времени Тайан-хан погиб, а сыновья в спешке отделили его голову от туловища и увезли, очевидно, понимая, что подобные случаи были не единичны. И персидский шах Исмаил, разбив среднеазиатского завоевателя Шейбани (XV в.), поступил так же, сделав для себя чашу из его головы. Подтверждением этого факта стала гробница Шейбани в Самарканде, вскрытая в 80-х гг. XIX в. и описанная Н.Веселовским. Так что традиция скифов оказалась довольно живучей. И если изготовление чаши из черепа у средневековых монголов скорее исключение, чем правило, то использование золотых чаш для ритуального застолья – обычное явление, при этом следует заметить особое отношение к этому предмету у скифов, алан и средневековых монголов.

Монголы Чингис-хана почитали чашу как возможность через молитву над ней познать истину, дарованную свыше: «Токтай-беки…поклялся золотой чашей, пролил кумыс на землю, как у них в обычае»[2.c.191]; интересный случай передает летопись. Чингис-хан увидел страшный сон. Он вскочил среди ночи и позвал к себе

дочь брата его противника Ван-хана Абике. "Я постоянно был с тобой хорош и от тебя не видел зла и вероломства. Но я увидел некий сон, где всевышний повелел мне, чтобы я подарил тебя кому-нибудь.Тебе не следует сердиться на меня". Он кликнул охрану , отозвался Кэхтэй-нойон и испугался , узнав о желании правителя. Но тут «Чингис-хан его успокоил и сказал: «Оставь мне на память одного стольника и золотую чашу, из которой я пью кумыс». Все же остальное полностью орду, ев-угланов, домочадцев и слуг, казну, табуны и стада отдал жене, подарив ее Кэхтэй-нойону»[2.с.186].Интересно, что именно чашу он не захотел отдать никому.

Клятва на крови у средневековых монголов созвучна со скифской. «Когда они доставили эти слова Ван-хану, тот обрадовался и поверил им. Налив немного крови в бычий рог для договора и клятвы, он послал его со своим послом»[3.с.133]. Рашид-ад-Дин прямо говорит, что «монгольский обычай таков, что они приносят друг другу клятву кровью»[2.с.186]. Очевидно, что подобный обряд побратимства прошли и главные герои летописи Чингис-хан и Джамукэ. Поэтому передачу имени побежденного врага новорожденному сыну можно понимать как акт возмездия и концентрации всех воинских качеств в ребенке, в котором видят будущего предводителя, способного приумножить славу рода. Так поступил Есугей, назвав своего сына, будущего Чингис-хана, именем поверженного Темуджына-уге[3.с.58] из племени татар. Племена дурбан, татар, тайджиут, хонхират, салджиуд, хатаги «поклялись друг другу клятвой, крепче которой нет среди монгол. Клятва эта заключается в следующем: они вместе зарубают мечом жеребца, быка и кобеля и при этом говорят: «О, господь неба и земли, слушай, какую клятву мы приносим! Эти самцы – корень и мужское начало этих животных. Если мы не сдержим своего слова и нарушим договор, пусть мы станем такими же, как эти животные», таким способом они поклялись в том, что заключили союз друг с другом и будут воевать с Чингис-ханом и Ван-ханом»[3.с.117]. И, если вспомнить, что в основании арийского алтаря огня помещались черепа жеребца, быка, барана и козла, о которых было сказано ранее, то клятва на крови cредневековых монголов и древних ариев, к которым относит скифо-алан современная наука, отличались только в небольших деталях.

1.Геродот. Мельпомена. Книга четвертая. Пер. и прим. Г.А.Стратановского. Владикавказ, 1991.

2.Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Пер. Л.А.Хетагурова. ред. и прим. проф. А.А.Семенова. М.; Л., Изд. АН. 1952. Т. 1. Кн. 1.

3.Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Пер. О.И.Смирновой, ред. проф. А.А.Семенова. М.- Л., Изд. АН СССР.1952. Т.1. Кн. 2.

Статья составлена по книге Джиоевой.З.Э."Чингис-хан. Аланский след".

(при копировании материалов ссылка на автора и книгу обязательна)

    Просто новости – 244

    Зеленский поздравил высшее руководство бывшей Канады с предстоящим переназначением на должности в 51-м штате США. После отставки вице-премьера Канады Христи Фриланд и предстоящей о...

    ЭКЛЕКТИКА ЭЛЬВИРЫ

    Пресс-конференция Главы Центробанка после заседания Совета директоров по ставке ещё раз подтвердила опасность для экономики страны и ментального здоровья её граждан от продолжения действий команды Э.Н...

    Стихийная тяга к майдану

    Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Zalina Dzhioeva 26 декабря 2020 г. 19:21

      КРОВЬ ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ОРДА

      Для большинства средневековых монгольских племен родство по крови было основой доверия. Слово «тог» дигорского диалекта аланского (осетинского языка) и «туг» иронского диалекта, означающие кровь, встречаются в мужских антропонимах монголов Чингис-хана  достаточно часто: Тогай-Тимур (тог ай ̶ своя кровь), сын Хулагу; Туган (Тугъан ̶ осет. имя; туган ...
      313
      Zalina Dzhioeva 21 августа 2020 г. 09:08

      Кто такие " чины" в летописях. Борте- чинэ монголов.

      По поводу работы профессора  Т.А.Гуриева "ХАТИАГ АВЗАГ" Нартского Эпоса. Вопрос об этом "загадочном" языке и народе чины. Т.Гуриев писал :" В Нартиаде он предстанет языком народа, обитавшего далеко от нартов, где-то за морями и пустынями. Так какому же народу принадлежит хатский язык? Все указывает на то, что первоначально он обозначал язык китайцев.Создател...
      746
      Zalina Dzhioeva 1 сентября 2019 г. 18:39

      ОПЯТЬ НА ГРАНИ? ГРУЗИЯ И АЛАНИЯ?

      Есть несколько способов получить желаемые политические и экономические дивиденды. Одним из них является систематическое извращение общеизвестных фактов, которые, казалось бы, невозможно рассмотреть иначе, но нет предела для тех, кто путем манипуляций, истерии, подтасовки и детальной прорисовки образа бесконечного противника и врага, пытается воздействов...
      359
      Zalina Dzhioeva 5 января 2019 г. 19:24

      небольшая историческая справка

      Аланский элитный корпус в 1302 году, оставшись под командованием Михаила IX , сына императора, уклонился от войны с турками и был обнаружен. Прошел год. Аланы под предлогом того, что они не привыкли столь долгое время быть в регулярной армии, попытались уйти. Михаил смог удержать их только на три месяца после чего они все по команде встали и ушли, оставив Михаила без ...
      768
      Zalina Dzhioeva 15 ноября 2018 г. 15:38

      история средневековых монголов прояснилась

      В старейшем журнале по истории "Вопросы истории"за 2018 год N 6 вышла моя первая статья, которая, как и полагается для журнала при Российской Академии наук, прошла серьезное рецензирование. Статья называется "Этимология и структурные особенности антропонимов монголов Чингис-хана".Что же удивительного в этой статье по сравнению со множеством статей про средневековых мо...
      892
      Zalina Dzhioeva 17 декабря 2017 г. 21:29

      Сны разума Германа Садулаева или как рождается провокация

      Недавно в известном своими провокационными, а часто не имеющими ничего общего с логикой, наукой, да и вообще здравым смыслом статьями, за которые редакция Центра Льва Гумилева не несет даже моральной ответственности, т.к. сразу предупреждает, что мнение «центра» и автора может быть разным: пиши, что хочешь, хоть оплевывай, мы не имеем к этому отношения, ̶ вышел пас...
      1614
      Zalina Dzhioeva 29 октября 2017 г. 16:45

      О ХРИСТОСАХ, КРЕСТАХ, ЕССЕЯХ И ЦАРЕ ИРОДЕ ИЗ АСКАЛОНА

      В Греции первые христосы появились еще в архаический период (VIII-VI в. до н.э.). Наиболее известным из них был Пифагор (VI в. до н.э.), получивший посвящение у магов Египта и перенявший эзотерические знания от жрецов Персии и Индии. Он создал этико-философское учение, близкое к зороастризму и буддизму, где дал убедительную аргументацию верности асской концепции едино...
      2524
      Zalina Dzhioeva 19 июня 2017 г. 18:13

      Правда и ложь названия "Сокровенного сказания"

                «Юань-чао би-ши» ̶ самый древний письменный памятник периода монгольской империи Чингис-хана. Попробуем еще раз разобраться в переводе на русский язык его названия исходя из предпосылки, что средневековые монголы принадлежали к ираноязычному миру и говорили на скифо-аланском языке. Основанием для такого утверждения послужил перевод...
      3980
      Zalina Dzhioeva 17 апреля 2017 г. 22:26

      На странных берегах исторического инакомыслия

      Ну вот и РИНЦ. И в ВАК скоро появятся статьи. Чуть позже размещу полностью, а пока могу дать ссылку для желающих ее прочитать.Она,конечно, многих удивит. Очень, потому что об этом никто еще никогда не писал и, тем более, не объяснял! Статья имеет прямое отношение к нашему разговору.  http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=921199&show_refs=1&pub...
      10065
      Zalina Dzhioeva 13 января 2017 г. 00:16

      ГИДРОНИМЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      В понимании современных ученых, как и авторов прошлого века, изучавших и изучающих историю средневековых монголов, понятия, которые обозначают водные преграды, объясняются для них довольно просто. Им кажется, что если современные монголы сохранили название, отдаленно напоминающее слово «мурэн» в значении река, то это и является настоящим переводом. Но не стоит заблужд...
      7959
      Zalina Dzhioeva 29 сентября 2016 г. 22:31

      Почему средневековым монголам удалось покорить мир?

      Для того чтобы понять почему средневековым монголам удалось покорить и удержать в подчинении вполне цивилизованные и сильные государства, нужно вернуться ненадолго к истокам монгольского общества. К XII в. у «светлых» монголов (этот термин мы применяем, чтобы четко разделять этнический состав, как это было объяснено в прошлой статье) уже сложилась военная аристократия...
      2139
      Zalina Dzhioeva 16 сентября 2016 г. 20:36

      Чингис-хан.Возвращаясь к проблеме происхождения.

      XIII в. вошел в мировую историю как век завоевательных походов и образования огромной империи Чингис-хана. Историческая наука, так и не разобравшись с главными вопросами – какой язык являлся родным для монголов Чингис-хана, к какому антропологическому типу принадлежал этнос завоевателей – пошла более простым путем: стала искать решение проблемы по принципу «там, где ...
      2511
      Zalina Dzhioeva 28 июня 2016 г. 16:40

      Скифские и аланские имена монгольских ханов

      Прародительницей всех монголов Чингис-хана была женщина по имени Алан-хоа, часто в источниках ее называют просто Алан-хо (хо – сестра, осет.). О том, что она была аланкой не сомневаются ни академик Б.Я.Владимирцов, ни Л.Н.Гумилев, ни Г.В.Вернадский и др.Прадедом Чингис-хана был Кабул-хан (хъабыл – достойный, осет.), дедом – Бардан (бардан – чувал для шерсти, осет.). К...
      28699
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:43

      ВКУСОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНГОЛОВ

      При исследовании этой темы я ставила перед собой следующую задачу: доказать, что вкусовые предпочтения средневековых монголов корнями уходят в далекое прошлое к их предкам-скифам, сарматам и аланам. Какая любимая еда могла быть у людей, владеющих несметным количеством быков, верблюдов и лошадей? Конечно же, мясо, молоко и все производные из него: кумыс, простокваша, ...
      2105
      Zalina Dzhioeva 23 июня 2016 г. 16:23

      скифо-сарматские осколки

      В мире существовало несколько названий народов, которые все нас приведут к одному этносу, т.е. исторически образовавшейся группе людей, объединенных общими языковыми, культурными признаками, верой. Именно этот этнос был самым продвинутым, просто в разные промежутки исторического бытия назывался по- разному: скифы,саки, массагеты, сарматы, аланы, саи, роксаланы, языги,...
      1196
      Zalina Dzhioeva 13 июня 2016 г. 23:06

      Неожиданное объяснение слова "хан"(каан)

      Всегда считалось, что понятие "хан"- это всего лишь титул. Если попытаться прояснить само слово "хан ", то мы не найдем ничего, кроме следующего: тюркский и монгольский титул в средние века и новое время, вождь племени, государь. В Монгольской империи ханами называли правителей улусов. Так это понятие объясняется в словарях Ожегова, Ефремова и др.Собственно, и интерне...
      2090
      Zalina Dzhioeva 12 июня 2016 г. 23:49

      Правила застолья средневековых монголов и современных потомков алан очень похожи

      Все аспекты жизни средневековых монголов Чингис-хана были строго регламентированы определенными правилами, традициями и суровыми законами. Более того, в своей повседневной жизни монголы придерживались строгих правил этикета. Особенно наглядно это проявлялось во время застолья. Самым почетным местом у монголов Чингис-хана был центр стола. За ним шла правая сторона, а п...
      9342
      Zalina Dzhioeva 18 мая 2016 г. 21:24

      Джочи - сын Чингис-хана

      Старшего сына Чингис-хана называли Дзоцци[1] (Дзоцци – осет. имя) и Tоссук-кан[2] (Тассо – осет. имя), тасан – поддаваться. Джочи-хан имел очень мягкий характер, о котором знали все. Кроме того, летопись рассказывает, что его внезапное появление на свет и определило его первое имя, стоящее в источниках как Дзоцци, просто мать родила его на корточках (дзоццaг, осет.)....
      2019
      Zalina Dzhioeva 2 мая 2016 г. 22:18

      Новый перевод "Чингисова камня".

         "Чингисов-камень" - это стелла с надписью старомонгольским письмом. Толмачи рассмотрели на ней имя Чингис-хана. Поэтому этот камень стал так называться. Считается, что старомонгольская письменность появилась в результате адаптации староуйгурского алфавита. Но вот что интересно. Сам уйгурский алфавит восходит через согдийское письмо к сирийскому алфавиту...
      1818
      Zalina Dzhioeva 24 апреля 2016 г. 22:07

      Чингис-хан был скифо-аланом

       Когда я смотрю политические ток-шоу и слышу пренебрежительные реплики «просвещенных» европейцев в адрес народов России по поводу причастности к «монгольской Орде» (читай – примитивности, варварству, агрессивности), я сожалею, что не могу предъявить этим людям результат исследований, представленный в моей книге...Итак:     XIII в. вошел в миров...
      19835
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика