• РЕГИСТРАЦИЯ

ОТВЕТ СИНОДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Л.Н.ТОЛСТОГО

19 3338


То, что я отрекся от церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.
Стоит только прочитать требник и проследить за теми обрядами, которые не переставая совершаются православным духовенством и считаются христианским богослужением, чтобы увидать, что все эти обряды не что иное как различные приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни. Для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов; для того, чтобы родильница перестала быть нечистою, нужно произнести известные заклинания; чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник. (Этот абзац Л. Толстой привел в примечании. - Г. П.).
И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей.
Я никогда не заботился о распространении своего учения. Правда, я сам для себя выразил в сочинениях свое понимание учения Христа и не скрывал эти сочинения от людей, желавших с ними познакомиться, но никогда сам не печатал их; говорил же людям о том, как я понимаю учение Христа только тогда, когда меня об этом спрашивали. Таким людям я говорил то, что думаю, и давал, если они у меня были, мои книги.
Еще сказано: <не признает загробной жизни и мздовоздаяния>. Если разуметь жизнь загробную в смысле пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами, и рая - постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать плотской смерти, то есть рождения к новой жизни, и верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его.
Сказано также, что я отвергаю все таинства. то это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний евангелия.
В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.
В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. ХХIII, 8 - 10).
Сказано, наконец, как последняя и высшая степень моей виновности, что я, ругаясь над самыми священными предметами веры, не содрогнулся подвергнуть глумлению священнейшее из таинств - евхаристию. То, что я не содрогнулся описать просто и объективно то, что священник делает для приготовления этого, так называемого, таинства, то это совершенно справедливо; но то что это, так называемое, таинство есть нечто священное и что описать его просто, как оно делается, есть кощунство, - это совершенно несправедливо. Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку - перегородкой, а не иконостасом, и чашку - чашкой, а не потиром * и т. п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство - в том, что люди, пользуясь всеми возможным средствами обмана и гипнотизации, - уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съел этот кусочек, в того войдет сам Бог.
Ведь это ужасно!
Как бы кто ни понимал личность Христа, то учение его, которое уничтожает зло мира и так просто, легко, несомненно дает благо людям, если только они не будут извращать его, это учение все скрыто, все переделано в грубое колдовство купанья, мазания маслом, телодвижений, заклинаний, проглатывания кусочков и т. п., так что от учения ничего не остается. И если когда какой человек попытается напомнить людям то, что не в этих волхвованиях, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах - учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, которым выгодны эти обманы, и люди эти во всеуслышание, с непостижимой дерзостью говорят в церквах, печатают в книгах, газетах, катехизисах, что Христос, никогда не запрещал клятву (присягу), никогда не запрещал убийство (казни, войны), что учение о непротивлении злу с сатанинской хитростью выдумано врагами Христа.
Ужасно, главное, то, что люди, которым это выгодно, обманывают не только взрослых, но, имея на то власть, и детей, тех самых, про которых Христос говорил, что горе тому, кто их обманет. Ужасно то, что люди эти для своих маленьких выгод делают такое ужасное зло, скрывая от людей истину, открытую Христом и дающую им благо, которое не уравновешивается и в тысячной доле получаемой ими от того выгодой. Они поступают, как тот разбойник, который убивает целую семью, 5 - 6 человек, чтобы унести старую поддевку и 40 коп. денег. Ему охотно отдали бы всю одежду и все деньги, только бы он не убивал их. Но он не может поступить иначе. То же и с религиозными обманщиками. Можно бы согласиться в 10 раз лучше, в величайшей роскоши содержать их, только бы они не губили людей своим обманом. Но они не могут поступать иначе. Вот это-то и ужасно. И потому обличать их обманы не только можно, но должно. Если есть что священное, то никак уже не то, что они называют таинством, а именно эта обязанность обличать их религиозный обман, когда видишь его.
Если чувашин мажет своего идола сметаной или сечет его, я могу равнодушно пройти мимо, потому что то, что он делает, он делает во имя чуждого мне своего суеверия и не касается того, что для меня священно; но когда люди как бы много их ни было, как бы старо ни было их суеверие и как бы могущественными они ни были, во имя того Бога, которым я живу, и того учения Христа, которое дало жизнь мне и может дать ее всем людям, проповедуют грубое колдовство, не могу этого видеть спокойно. И если я называю по имени то, что они делают, то я делаю только, то что должен, чего не могу не делать, если я верую в бога и христианское учение. Если же они вместо того, чтобы ужаснуться на свое кощунство, называют кощунством обличение их обмана, то это только доказывает силу их обмана и должно только увеличивать усилия людей, верующих в Бога и в учение Христа, для того, чтобы уничтожить этот обман, скрывающий от людей истинного Бога.
Про Христа, выгнавшего из храма быков, овец и продавцов, должны были говорить, что он кощунствует. Если бы он пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то еще с большим и более законным гневом наверно повыкидал бы все эти ужасные антиминсы, и копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей Бога и его учение.
Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (Мф. VI, 5 - 13), а молитва, о6разец которой дан нам Христом, - уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли бога.
Оскорбляют, огорчают или соблазняют кого либо, мешают чему-нибудь и кому-нибудь или не нравятся эти мои верования, - я так же мало могу их изменить, как свое тело. Мне надо самому одному жить, самому одному и умереть (и очень скоро), и потому я не могу никак иначе верить, как так, как я верю, готовясь идти к том Богу, от которого исшел. Я не говорю, чтобы моя вера была одна несомненно на все времена истинна, но я не вижу другой - более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца; если я узнаю такую, я сейчас же приму ее, потому что Богу ничего, кроме истины, не нужно. Вернуться же к тому, от чего я с такими страданиями только что вышел, я уже никак не могу, как не может летающая птица войти в скорлупу того яйца, из которого она вышла.

"Тот, кто начнет с того, что полюбит христианство более истины написанной в библии, очень скоро полюбит свою церковь или секту более, чем христианство,
и кончит тем, что будет любить себя (свое спокойствие) больше всего на свете".
сказал Кольридж **.

Я полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете.


4 апреля 1901 года Лев Толстой *** Москва 

* Потир - сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.

** Кольридж Сэмюэль Тейлор (1772-1834) - английский поэт, критик. Эту

мысль Кольриджа Толстой взял также эпиграфом к Ответу Синоду

    Пять минут хорошего настроения. Часть 5

    - А почему, когда вы улыбаетесь, у вас один глаз веселый, а второй - грустный?- Веселый  -  это искусственный...Почему на автомобиле  УАЗ  Патриот  написано&nbs...

    США настаивают на продолжении банкета. Чем их можно по-настоящему напугать

    Пока в России радуются ракетному удару по Днепропетровску и ждут "реакцию Запада", реакция прошла незамеченной – неприятная для нас, но вполне ожидаемая.Маленькая негритяночка, с францу...

    В Киеве клянут стоявших на Майдане: Миллион погибших и полстраны беженцев на их совести
    • sam88
    • Сегодня 04:07
    • В топе

    Сейчас о «Революции гидности» вспоминать не хотят EAST NEWS  Записки киевлянки, оказавшейся по личным обстоятельствам накануне СВО в России, да так здесь и оставшейся. Теперь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      13-ый 30 августа 2016 г. 23:03

      Выборы, выборы - кандидаты... редиски!

      Голосуйте за того, кто обещает меньше других: так вы меньше разочаруетесь.  Бернард БарухПлохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании.   Джордж НатанТам, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство.   Джон Куинси АдамсБедные всегда голосуют за партию, которая громче всех обещает хлеба ...
      1535
      13-ый 15 августа 2016 г. 21:22

      Кандидаты в Думу от ПАРНАС запросили у Украины визы для поездки в Крым

      Кандидаты в депутаты Госдумы от ПАРНАС в Краснодарском крае обратились в украинское консульство за транзитной визой, чтобы иметь возможность попасть в Крым для агитации...И это происходит в моём крае( Что сказать? Сарделька, сосиска, редиска, новохудоноссор, ПЕТУХ ГАМБУРГСКИЙ!!! ...
      681
      13-ый 12 августа 2016 г. 19:45

      Международный скандал или как к нам приезжали американские шпионы.

      К нам раз в год приезжали американские шпионы. Они маскировались под каких-то там военных, которые якобы должны были проверять выполнение Россией договора СНВ-2. Приезжали они к нам строго зимой в ноябре-декабре и получали, по их словам, восемьсот долларов командировочных в сутки за невыносимые условия для разумной жизни в условиях российского Заполярья.Для сравнения,...
      1608
      13-ый 11 августа 2016 г. 21:48

      За рулем ;)

      Расслабимся перед поездкой…Гаишник останавливаться водителя. Водитель: - Командир, я слишком быстро ехал?Гаишник: - Да нет, слишком низко летел!Будь в курсе...Новое в Законе об ОСАГО: полис на несколько лет и прощай, коэффициент мощностиПоявилась новая информация о содержании поправок к Закону об ОСАГО, подготовленных Минфином. Некоторые пункты шокировали страховщиков...
      1737
      13-ый 9 августа 2016 г. 20:46

      За рулем ;)

      Расслабимся перед поездкой…- Ты в курсе, что на новой "Ладе-Весте" с 2016 года будут четыре педали?- А четвёртая-то зачем?- Чтобы подушку безопасности подкачивать. Будь в курсе…Полисы ОСАГО для нарушителей ПДД подорожают с нового года!Минфин внес в проект поправок к Закону об ОСАГО десятый повышающий коэффициент для расчета стоимости полиса. Вступить в силу он может у...
      745
      13-ый 5 августа 2016 г. 21:38

      За рулем.

      Поехали...Маршрутка. Водитель хочет срезать и спрашивает в салон: — На Маркса выходят? Молчание. Водитель сворачивает на перекрестке. Из салона крик: — А вы что, до Маркса не поедете? — Я же спрашивал!!! Почему вы не ответили??? — А я вам кивнула... Сидишь бухой в маршрутке. Думаешь "Бл*, денег нет же! А, точно, я ж водитель!" И настроение улучшило...
      1594
      13-ый 5 августа 2016 г. 09:54

      ГДР. Сдачи не надо!

      1983-й год. Дрезден, восточная Германия.День Х. То есть в военном гарнизоне ГСВГ выдали зарплату. Дабы не нарушать славные традиции, группа старших офицеров в составе пяти человек единогласно принимает решение: отметить это дело рюмкой чая за дружеской беседой. Когда "на штанге"у каждого было грамм по семьсот, решили направляться в сторону дома.На автобусной остановке...
      950
      13-ый 5 июля 2016 г. 22:34

      Родное слово

      В связи с давлением на Россию вспомнил одно стихотворение.Стихотворение это прочел в учебнике "Родное слово" 4 класс. Под вечер в гестапо ее привели. Прикладами били сначала. Стояла она чернее земли, Как каменная, молчала. Когда ей руки стали ломать На исходе бессонной ночи, Плюнула партизанская мать Немцу в бесстыжие очи. Сказала (были остры как нож, ...
      2588
      13-ый 22 июня 2016 г. 21:29

      Это не наш спорт?

      С начало видео, а потом маленький разбор... Точнее не разбор, а вопросы:Мы действительно не умеем играть в футбол или наших футболистов закормили деньгами? Если второе, то тут можно поспорить. Ведь наши "игроки" не самые высокооплачиваемые футболисты, есть футболисты, которые получают намного больше, но и играют намного лучше!Есть ли такой человек, кот...
      1268
      13-ый 14 июня 2016 г. 12:04

      «Российский ад» научил американского хоккеиста любить жизнь

      «У меня была прическа “афро”. Самая настоящая, в полный размер, какую носили в 1977 году. Кучерявая. Огромная. Не поддающаяся контролю. Я не стригся полгода и выглядел как поседевший ветеран войны, – пишет американский хоккеист Райан Уитни на страницах The Players’ Tribune. – И вот я сижу в кресле в парикмахерской, смотрю на себя в зеркало и вижу, как мое лицо расплыв...
      1486
      13-ый 4 июня 2016 г. 07:45

      Ювенальная юстиция — это ГУЛАГ XXI века.

      Финский политолог Йохан Бэкман — о том, как и зачем работает ювенальная юстицияЕсли вы живете с детьми на Западе или хотя бы ездите туда, у вас нет гарантий защиты от преследования со стороны органов опеки — ювенальной юстиции.Самое характерное и страшное в ювенальной юстиции — это изъятие детей. Поскольку социальные службы декларируют, что главной целью их деятельнос...
      656
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика