"Верным ленинцам" посвящается! ;-)
Москва, улица Строителей ... нет - не 12, а 4 и 6.
"Красные Дома" - по своему официальному имени дома серии II-02, - один из самых ярких и классических ансамблей советской архитектуры середины 1950-х, были построены по проекту архитекторов Д.Бурдина, М.Лисициана, Г.Мельчука, М.Русановой, Ю.Уманской, инженеров Б.Львова, А.Турчанинова, В.Телесницкого, разработанному в мастерской №3 Моспроекта под руководством архитектора А.Власова.
Тогдашний главный архитектор Москвы Александр Васильевич Власов и разрабатывал генеральный план застройки всего юго-западного района Москвы. А "Красные Дома", по-существу, начало этой застройки, официально - 13-й квартал Юго-Запада.
Тип дома - панельно-кирпичный, стены кирпичные, перекрытия бетонные (круглопустотные плиты по железобетонным ригелям). В каждом по восемь этажей. Высота жилых помещений - 3 м, квартиры - однокомнатные, двухкомнатные и трёхкомнатные. В других городах такие дома не строились...
Позже по тому же проекту были построены три младших брата-близнеца. Это - дом №6 кор.1-3 по улице Куусинена, недалеко от ст.м. "Полежаевская" (1956-57), дом №17 по улице Бориса Галушкина в районе ВДНХ (1956-57, тогда улица называлась ул.Касьянова) и дом №4 по улице Пырьева (1960).
Но только наши "Красные Дома" - два обращённых друг к другу, симметричных друг другу дома с ясно распланированными дворами, с внутренними аллеями и фонтанами. И даже с первыми в Москве полуподземными гаражами!
В 1952 году, когда дома начали строить, производство керамических плиток для облицовки фасадов зданий были еще на стадии эксперимента. Инженер А.Мелий предложил одну из технологий её изготовления, по которой и изготовили нашу красную плитку - названную "плиткой Мелия". Покрыли ею фасады первых жилых корпусов. Но век красной плитки оказался совсем недолог. Уже через пару лет стали выпускать плитку только розовато-бежевого цвета, который и господствует на просторах нашего "района Ленинского".
"Красные Дома" были замыслены и начали строиться на самом излёте "сталинского ампира" (точнее, советского монументального классицизма) - в самой, пожалуй, кульминационной его точке. Они успели воплотить в себе все его характерные черты: медленную пышность, крупную тяжеловесность, подробные украшения. Каждый из них - дом-церемония, дом-праздник, дом-собрание цитат из того в мировой архитектуре, что принималось за наиболее значимое. Немного дом-дворец...
Но уже два года спустя (после смерти И.Сталина и жёсткой борьбы за власть в руководстве страны и партии) в советской архитектуре начался коренной переворот: преодоление так называемых "архитектурных излишеств".
В конце 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР провели "Всесоюзное совещание строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций". На нём были подвергнуты резкой критике недостатки в области строительства и особенно в области архитектуры и архитектурной науки (в общем, избытки или излишества).
И 4 ноября 1955 года ЦК и Совмин приняли постановление, в котором провозгласили "борьбу с эстетским формализмом за всестороннее понимание архитектуры". Именно эта дата считается официальным концом "сталинского ампира". На смену ему отныне приходит - и длится уже до конца коммунистической власти - "функциональная типовая советская архитектура".
Вскоре после выхода знаменитого постановления проектировочные и уже начавшиеся строительные работы на Юго-Западе были подвергнуты критике: "отвлеченность планировочного узора и господство симметричных композиций привели к противоречию с рельефом местности, к излишним земляным работам, к нарушению удобства жизни трудящихся".
Но поздно - "Красные Дома" уже стояли...
Василий Канашенок
Оценили 25 человек
56 кармы