«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души, как бремя, скатится
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...»
Михаил Лермонтов, русский поэт
МОЛИТВА МИЛЛИОНОВ СОЗДАЕТ «ДУХОВНЫЙ СГУСТОК»
В декабре 1944 года 3-й флот США взял курс на Филиппины — там располагалась главная база японской армии. По замыслу американцев, массированный десант американских кораблей и самолетов должен был поставить финальную точку в войне с Японией. Американские стратеги просчитали все до мелочи и были абсолютно уверены в успехе. За американцев было все: и время, и место, и количество солдат, и качество техники. Казалось бы, исход будущего сражения очевиден. Но дальше случилось то, что нельзя объяснить никакой логикой.
Узнав о приближении американцев, кабинет министров призвал весь японский народ… совершить молитву в честь богини Солнца Аматэрасу и попросить ее обрушить на корабли врага священный ветер Камикадзе. Одновременная молитва 100 миллионов японцев, как говорилось в обращении, может создать сгусток «духовной энергии», который отвратит угрозу нападения.
Когда американская разведка донесла эту новость своему командованию, это вызвало безудержный, почти до колик смех почтенных адмиралов. Однако через несколько дней американцам было уже не до смеха. Внезапно, непонятно откуда возникший тайфун обрушился на бронированную армаду возле острова Лугон. В результате буйства стихии перевернулись и пошли ко дну три эсминца, еще 28 кораблей получили серьезные повреждения, с авианосцев смыло за борт 146 истребителей, погибло около 800 человек. Операция была сорвана, так и не начавшись…
Что же это было? Случайность? Совпадение? Или все-таки случилось невероятное: «духовный сгусток», образовавшийся в результате молитвы 100 миллионов человек, остановил врага?
Не будем торопиться с ответом. Но давайте посмотрим, нет ли в истории других, подобных этому, случаев. Оказывается, есть, и вот один из них.
В 1277 году монгольский полководец Хубилай, внук великого Чингисхана, завоевав Корею, Вьетнам и Китай, задумал присоединить к списку своих побед и Страну восходящего солнца. Собрав 900 военных кораблей и почти 40 тысяч воинов, он повел в их в наступление.
Японцы терпели поражение за поражением. Это продолжалось до тех пор, пока японский император не устроил сеанс массовой молитвы — все японцы в один из решающих дней, когда завоеватели уже готовы были организовать высадку на остров Хоккайдо, обратились к богам с просьбой о помощи. И вновь всенародная молитва сотворила чудо: налетел внезапный шторм, который в течение нескольких часов буквально разметал флот монголов. Огромные волны и бешеный ветер увлекли на дно не менее трети судов Хубилая и почти 15 тысяч воинов. Сам Хубилай чудом остался в живых. Монголы, будто бы испугавшись гнева японских богов, повернули обратно.
Но это еще не конец истории. Хубилай не отказался от мечты завоевать Японию. Через четыре года после страшных событий у Хоккайдо, Хубилай собрал еще больший флот — 4000 судов, на которых уже разместились 150 тысяч батыров-«десантников». Более того, все монгольские корабли были вооружены крайне эффективным оружием — пороховыми пушками, новым китайским изобретением.
Морская армада подступила к острову Кюсю в 1281 году. Казалось, на этот раз уже ничто не сможет остановить могущественных завоевателей.
Всю ночь в храмах Японии молили богов, чтобы они обрушили на врага свой гнев. Вся страна от мала до велика не смыкала глаз. И когда флот Хубилая подошел к берегам и часть монгольского войска уже пошла на штурм, небо над островом заволокли свинцово-черные тучи. И вскоре началось светопреставление…
Всего лишь несколько минут «божественный ветер» Камикадзе (почти не затронув японских строений!) бушевал над монгольским войском. Невиданные по силе порывы ветра, смерчи и разрывы молний почти мгновенно, как свидетельствуют летописи, разметали гигантский флот, разбивая корабли друг о друга и об обнажившееся местами скалистое дно. Даже на суше монголам не было пощады. Воинов швыряло ветром о высокую стену. Японцев же, укрывшихся за ней, порывы почти не достигали.
Второй поход оказался для Хубилая роковым. Впрочем, не только для него. В результате разбушевавшейся стихии погибло 100 тысяч отборных воинов, а все 4000 кораблей были разбиты в щепки и их останки на протяжении почти нескольких десятков километров усеяли японский берег.
В книге «Формула удачи», в которой рассказывается об этих событиях, ее авторы, Михаил Сарычев, Игорь и Ирина Царевы, пишут:
«Ученые, изучавшие этот исторический феномен, предпочитают говорить о совпадении. Мол, ураганы — вещь достаточно обычная для морских просторов, и ни о каких чудесах говорить не стоит… Это не совсем так. Конечно, если бы у берегов Японии шторм каждый день уничтожал по 4000 судов, то удивляться трагедии флота Хубилая не приходилось бы. Но на самом деле такие мощные тайфуны достаточно редки. Ну, а тройное совпадение связки «общенародная молитва — ураган — гибель вражеского флота» и вовсе делает эти события весьма и весьма маловероятными».
Что же из всего сказанного следует? Во всяком случае, напрашивается такая мысль: это не простое совпадение, и здесь что-то есть. Что же?
ПОЧЕМУ ПОМОГАЮТ «РОДНЫЕ СТЕНЫ»?
Уже достаточно продолжительное время ученые разных стран пытаются исследовать феномен воздействия человеческого сознания на события и природные явления. Этот феномен, как выясняется, действительно существует. Например, когда во время засухи люди молятся и просят бога послать дождь, дождь приходит. Эта подтверждают не только участники таких событий, но и сторонние наблюдатели. Об этом свидетельствуют и средства массовой информации. Вот, к примеру, сообщение ИТАР-ТАСС из Каира от 29 ноября 2000 года. «Истискаа — молитва о ниспослании дождя — будет вознесена в пятницу на всей территории Сирии. Как сообщило сегодня сирийское информационное агентство САНА, с подобным призывом обратился ко всем верующим страны президент Хафез Асад.
Поводом для этого обращения послужила страшная засуха, поразившая многие районы Сирии и нанесшая значительный ущерб сельскому хозяйству.
С подобными призывами к своим народам обратились также лидера Ирака и Саудовской Аравии Саддам Хусейн и король Фадх».
Дальнейшие события показали: молитвы сирийцев, иракцев и арабов уже через день принесли долгожданные осадки.
Американский физиолог Роджер Нельсон, после того, как несколько раз побывал на церемонии по поводу окончания Принстонского университета, обратил внимание, что в тот день, когда планируются торжества на открытом воздухе с участием тысяч родителей и выпускников, погода оказывается почему-то «слишком хорошей», в то время как в соседних городах идут дожди. Может быть, задался вопросом ученый, «желание хорошей погоды» нескольких тысяч людей влияет на состояние погоды?
Чтобы проверить, действительно ли существует такая связь, Нельсон исследовал историю погоды в периоды перед торжествами по поводу окончания Принстонского университета, во время их продолжения и после них в течение тридцати лет. Он собрал эти данные в городе Принстоне, а также еще в шести городах, окружающих Принстон. Он предполагал, что если такая связь существует, то в дни торжеств в Принстоне будет идти меньше дождей, чем перед и после них. И анализ полученных данных показал, что в среднем, за тридцать лет, в день окончания Принстонского университета, действительно чаще была хорошая погода, чем за несколько дней перед и после дня окончания. Такой же анализ, проведенный для шести городов, расположенных по соседству, подобного эффекта не обнаружил.
Есть такая испанская пословица: «мужчину, которого сильно любит женщина, смерть обходит стороной». Почему же она его обходит? Потому что любящая женщина все время думает о любимом и, если ему грозит опасность, например, на войне, то отчаянно, помногу раз молится за него. И ее любовь, ее молитвы, положительная энергия ее мыслей, посылается в небо, к Богу, — а точнее говоря, в информационное пространство, и уже оттуда возвращаются к любимому человеку в виде сгустка духовной энергии, который словно обволакивет человека с головы до пят и делает его практически неуязвимым.
Кстати, вы знаете, что намоленные люди редко погибают? Американский профессор Джон Хегеллин, заведующий отделом теоретической физики в международном университете Махариши (штат Айова, США), провел следующий эксперимент. Группу специально обученных людей попросили с помощью коллективной молитвы-медитации повлиять на ход боевых действий в Ливане. Результаты показали, что количество убитых и раненых в дни экспериментов снижалось на 30%!
Общеизвестный факт: в любом массовом виде спорта победу чаще всего празднуют хозяева, а не гости. Может быть, вы знаете, в чем тут секрет? Что вы говорите — «дома родные стены помогают»? Ну, а что же такое эти «родные стены»? Это, прежде всего, люди, пришедшие на стадион или спортивный зал, которые болеют и переживают за свою команду, всячески подбадривают ее — и не только аплодисментами, но и разнообразными жестами, криками и звуками. В результате соединения одного и того же желания, одних и тех же мыслей целого зала или стадиона болельщиков, возникает тот самый «духовный сгусток», который добавляет команде-хозяйке энергии и сил.
Вы, наверное, слышали о таком актерском феномене: когда актер выходит на сцену, то все его болезни на время спектакля или концерта исчезают. Так, например, легендарного советского артиста Аркадия Райкина в последние годы его жизни на концерт привозили едва ли не на носилках, а на сцену доводили, взяв с обеих сторон под руки. Но во время концерта артист преображался и чувствовал себя великолепно — говорил и двигался так, будто и не было больного сердца, тяжелой одышки, нестерпимой боли в ногах и шума в голове… А после концерта эта чудесная эйфория переставала действовать. И задыхающегося артиста, только что закончившего выступление, увозила скорая.
Можно достаточно уверенно говорить, что и в данном случае не последнюю роль сыграла энергия зала — нескольких тысяч зрителей, пришедших на концерт своего кумира, подпитали артиста своей энергией настолько, что он смог на несколько часов забыть о любой боли и немощи.
ВЕРА В БОГА ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ НА 5-8 ЛЕТ
Что мы делаем, когда кто-то из наших родных или близких тяжело болеет? Молимся. И делаем это не потому, что так делали наши родители или бабушка с дедушкой. Наше подсознание гораздо умнее нашего мозга и тела, и оно подсказывает нам: добрые слова молитвы действительно могут оказать помощь больному. И современные научные исследования подтверждают эту древнюю как мир истину.
В Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале ученые провели такой опыт. Они пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам.
И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.
В 1999 году исследователи Института сердечных болезней (США) провели любопытный эксперимент по выявлению роли молитвы в восстановительной терапии кардиологических больных. Профессор Уильям Харрис наблюдал за 990 пациентами госпиталя Святого Луки в Канзасе, проходившими курс восстановительной терапии после перенесенного инфаркта миокарда. Доктор без предварительного уведомления больных передал 450 имен местной религиозной общине, которая обещала ежедневно молиться об их скорейшем выздоровлении (в остальном различий в схемах лечения страждущих не было). Спустя четыре недели медики осуществили сравнительное обследование лиц обеих групп. Как выяснилось, у 450 пациентов, получавших по выражению Харриса, «мощную духовную поддержку», было выявлено на 15% меньше осложнений, чем у тех, кто получал только медикаментозную терапию.
Еще один американский ученый, доктор Герберт Бенсон из Гарвардского университета набрал добровольцев и проследил влияние их ежедневных молитв на состояние пациентов, перенесших инфаркт, а также больных СПИДом и младенцев, родившихся недоношенными. Положительная динамика наблюдалась буквально во всех случаях, и темпы выздоровления были более значительными, чем у тех больных, за которых никто не молился.
Ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета с помощью опросов провели исследование среди 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. Они обнаружили, что 80 процентов опрошенных становились истинно верующими, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости. Оказалось, чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к молитве. И надежды его на исцеление вовсе не напрасны. Ученые установили четкую зависимость: чем больше времени пациент молится, тем легче он справляется с симптомами тяжелых болезней.
Не менее любопытное исследование провели медики Научно-исследовательского центра в Южной Корее госпиталя «Асан». В качестве объекта исследования выступили несколько сотен женщин, страдающих бесплодием или тех, кто по какой-то причине не мог долгое время зачать ребенка. Во время искусственного оплодотворения в лаборатории включали записанные на магнитофонную пленку молитвы. И в 80 процентах случаев этим женщинам удалось зачать, а потом и благополучно родить здорового ребенка.
Немецкие ученые из университета Аахена также пришли к выводу, что пациенты с сердечными заболеваниями страдают от послеоперационных осложнений на 20-30% меньше, если за них молятся. В эксперименте принимали участие 150 человек. Все они лечились после операции традиционными методами: лекарствами, массажем. Но за половину из них молились представители разных религий, причем ни больные, ни врачи не знали об этом. Результаты превзошли все ожидания: люди, за которых молились, выписались из больницы раньше контрольной группы на две недели.
Российские ученые также подтверждают благотворное влияние молитвы на здоровье и психику человека. Вот что говорит нейрофизиолог, кандидат медицинских наук Игорь Брагин: «Мои коллеги, как у нас, так и за рубежом, опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы».
Сегодня даже убежденные атеисты согласны с тем, что молитва оказывает оздоровительный эффект на организм. Молитва уменьшает стресс, замедляет сердцебиение, успокаивает дыхание — все эти факторы благотворно влияют на иммунную систему. Но то, что больной исцеляется гораздо быстрее благодаря тому, что кто-то молится о его здоровье, является одной из последних сенсаций западной медицины.
За последние 10 лет среди ученых нашлось немало скептиков и, наоборот, последователей, которые вызвались либо опровергнуть, либо подтвердить этот факт на основании научных исследований. И подавляющее большинство проведенных экспериментов заканчивалось одинаково: ученые признавали, что молитва действительно оказывает положительное воздействие на человека. Более того, было обнаружено, что верующие люди живут дольше атеистов.
К такому выводу пришла группа американских психологов, проанализировавших результаты 42 независимых исследований, проведенных по этой теме с 1977 года. В них была учтена продолжительность жизни 125 826 человек (в основном североамериканцев) в сравнении с результатами опроса об их отношении к вере в Бога. Выяснилось, что продолжительность жизни у верующих в среднем на пять-восемь лет больше чем у атеистов.
Ученые выдвинули по этому поводу такие объяснения. Во-первых, верующие люди не употребляют наркотики, а также меньше злоупотребляют алкоголем и табаком. Во-вторых, верующие, как правило, более контактные люди, у них больше социальных контактов, а значит, знакомых и друзей. Они регулярно посещают храм и общаются с собратьями. В-третьих, семьи верующих более устойчивые и счастливые. Наконец, вера в Бога дает людям положительные эмоции и избавляет от депрессии — виновника многих, если не большинства болезней. Все эти факторы способствуют увеличению продолжительности жизни. Однако и здесь, как выяснилось, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Как заявляют исследователи, решающим и основным фактором исцеления от недугов и увеличения продолжительности жизни является молитва.
СЕКРЕТ УДАЧЛИВОСТИ МАЛЬТИЙЦЕВ
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — говорится в Евангелии от Матфея. То, о чем мы просим в наших молитвах — просим искренне и всем сердцем, то Бог нам и дает. Вот несколько исторических примеров.
Средневековые рыцари-мальтийцы, когда попадали в плен к туркам, становились гребцами на галерах. Это очень тяжелый труд, и к тому же крайне опасный: век корсаров и их галер был не долог — их либо убивали в сражениях, либо через один-два года их корабль шел на дно — вместе с гребцами, привязанными цепями к скамьям. Но вот какое необычное явление отмечали сами корсары: те галеры, на которых гребцами были христиане-мальтийцы, каким-то чудом выживали в самых страшных и, казалось бы, безнадежных ситуациях и чаще других выходили из вооруженных столкновений целыми и невредимыми. И, как вознаграждение за службу и удачу, мальтийцев через какое-то время освобождали от плена и те возвращались на родину.
Почему же так удачливы были корабли с мальтийцами? Оказывается, перед сражением и во время него мальтийцы все время молились…
Следующий факт — из французской истории. Знаменитый французский король Людовик XIV имел привычку читать перед любым важным событием свой молитвенник. Однажды, когда должно было состояться важное сражение, исход которого мог лишить его не только короны, но и жизни, Людовик, как обычно, принялся читать свои молитвы. Его придворные генералы были в отчаянии: мало того, что войска противника чуть ли не втрое превосходили французов по численности и заняли более удобное расположение перед началом боя, они уже ринулись в атаку, а французы все еще стояли в нерешительности, без плана боя и без полководца. Несмотря на горячие протесты генералов, король не прерывал свои молитвы. К тому времени, когда король закончил чтение, войска противника уже вклинились в ряды французов и начали быстро теснить их. Лишь после этого король дал команду поднять знамена и трубить атаку.
Вы спросите, чем закончилось это сражение? Противник был наголову разбит…
Все это — исторические факты, запечатленные в летописях. А сейчас познакомьтесь с несколькими откровениями наших современников. Вот рассказ священника Сергия Кистина, услышанный им от своего прихожанина по имени Андрей:
«Когда началась война, Андрея забрали одним из первых. Наскоро обучили и на передовую. В первые месяцы 1941 года немцы быстро наступали, окружая и уничтожая многие русские части. Так случилось и с ним. Ночью, когда он с другом спал в одной хате, село было окружено. Из окна они видели, как колонна танков прошла по улице, потом проехали мотоциклисты, после всех появились автоматчики с собаками. Заходили в каждую хату, тех, кто выскакивал на улицу, немедленно убивали. Если кто стрелял из окна, то просто сжигали хату вместе со всеми, кто там был. Да и что сделаешь с винтовкой против автомата? Тех же, кого находили с поднятыми руками, выводили и увозили на грузовиках.
От страха Андрей начал молиться, да только из всех молитв, что его мать учила, ничего припомнить не мог, кроме какого-то начала, а чего, он толком и сам не знал: «Живый в помощи Вышняго, живый в помощи Вышняго...» — только и твердил все время.
Когда немцы вошли в хату, он с другом залез от страха под кровать. Андрей лежал с краю, а его друг ближе к стенке. «Живый в помощи Вышняго...» — продолжал повторять он. Что же немцы? Зашли, сразу вытащили того, кто лежал ближе к стенке, а его оставили, как будто это был мешок или пустое место, совсем не заметили. Прочесали село, отобрали, что хотели, и уехали. Он же лежал, до ночи повторяя: «Живый в помощи Вышняго...»
Лиха беда начало. В первой же деревне, где была церковь, Андрей достал нательный крестик и переписал весь псалом. Потом выучил его наизусть. Позже достал и молитвослов, читал, когда мог. Всю войну прошел и домой вернулся, «живый в помощи Вышняго...».
А вот еще один рассказ от отца Сергия:
«Это событие рассказывал мне очевидец, фронтовик Лоскутов Тимофей Михайлович — житель г. Тюмени. В начале 1943 года небольшая группа русских солдат в 20 человек попала в окружение к немцам. Когда их выстроили в шеренгу, пришел немецкий офицер лет 50-ти, который хорошо говорил по-русски. Обратился к солдатам с вопросом: «Кто верующий? Шаг вперед!» Вышло 15 человек. Офицер стал подходить к солдатам и спрашивать, чтобы рассказали молитву. Рассказали только двое, один — «Отче наш...», другой — «Символ веры» (причем, в одном месте он ошибся, и офицер его поправил). После этого двое были отпущены, остальные расстреляны».
В ОКОПАХ АТЕИСТОВ НЕТ…
Как гласит известная пословица, «в окопах атеистов нет». Российский академик Николай Моисеев, бывший атеист, в своей книге воспоминаний рассказывает о случае на фронте, который заставил его изменить свое отношение к вере:
«Мое желание поверить в Бога всю жизнь было искренним. Но ничего не получалось. И на фронте я тоже не в пример многим не молился в минуты опасности и не призывал Бога на помощь. Пожалуй, все же один раз такое со мной случилось.
В силу совершенно нелепых обстоятельств я вместе с техником из батальона аэродромного обслуживания лейтенантом Бененсоном, смешным маленьким евреем из Белоруссии, попал на минное поле. Мы шли с ним по заснеженному лугу, и вдруг взорвалась мина. Мы остались живы, только осколок прошил мой валенок и слегка царапнул кость. Ничего страшного, хотя крови было много. Когда мы пригляделись, то увидели, что кругом были мины. Случилось как-то так, что мы прошли метров 10 или 20, не задев ни одной мины. Вернее, задев лишь одну. Тоже удивительное везение.
Мы замерли, каждый шаг вперед или назад грозил смертью. Валенок затек кровью, в глазах рябило. Бененсон все время повторял: «Только не теряй сознания, поешь снега». Вот тут я впервые произнес про себя: «Господи, помоги…»
А дальше я действительно должен был бы поблагодарить Бога, но уже за другое, за то, что на моем факультете авиационного вооружения мне преподали какие-то зачатки минного дела. Я опустился на колени, разгреб снег и убедился, что это были те самые русские мины образца то ли десятого, то ли пятого года, на которых нас обучали тому, что такое мина, как ее ставить и снимать. Еще одно удивительное везение и еще одно Благодарение!
Одним словом, через какое-то количество минут, которые нам с Бененсоном показались часами, мы выбрались со злополучного луга. Меня отправили в санчасть, где сразу же сделали прививку против столбняка и сменили белье, а милый смешной и очень домашний Бененсон, который так боялся, чтобы я не потерял сознание, погиб на следующий день, угодив то ли под случайный снаряд, которые нет-нет да и к нам залетали, то ли под случайную бомбежку, которые происходили довольно часто и совсем не случайно».
А сейчас познакомьтесь с рассказом Николая Митрофановича Неустроева из города Кемерово. Мне, к сожалению, не известно, кто он. Возможно, журналист, возможно, священник. Или, может быть, простой крестьянин или рабочий. Но не это, я думаю, важно. История, которую он рассказал, и которая была опубликована в одной из российских газет, заслуживает нашего внимания. История эта достаточно страшная и одновременно весьма поучительная, история, после которой хоть и не хочешь, а задумаешься.
«Ирина Семеновна, ранее проживавшая в Дивеево, рассказала мне правдивую историю из жизни одного христианина…
У Ивана Сафоновича Ромащенко детство было очень трудным. В семь лет от тифа умерла его мать. Вскоре началась Первая мировая война. Мальчик работал подпаском, затем учеником сапожника, а когда подрос — был батраком. После революции закончил вечернюю школу, стал писарем, затем начальником Ипатовского районного почтового отделения. О нем даже писали в газетах. В душе он всегда был глубоко верующим человеком.
Началась война. Ивана Сафоновича из-за болезни в армию не призвали. Он провожал наши отступающие войска, выводя людей по бездорожью в обход сел и деревень из-под удара немцев. В 1942 году началась жизнь в оккупации.
В январе 1943 года наши войска освободили их село. Кто-то написал донос на Ивана Сафоновича, обвиняя в сотрудничестве с фашистами. Его арестовали. Больше года длилось следствие. Обвинительное заключение он подписывать не стал. И все равно Ромащенко осудили, отправили на 10 лет в лагерь. Не разрешили возвратиться в родное село по окончании срока.
И в заключении Иван Сафонович жил, как православный христианин: молился, даже соблюдал посты. Своим сокамерникам он рассказывал о святых, о Священной истории, наизусть знал много молитв, псалмов.
Однажды он отказался выйти на работу в день Пасхи, за это его тут же отвели в «каменный мешок». Здесь человек мог только стоять. Провинившихся оставляли в «мешке» на сутки без верхней одежды. Пытка усугублялась тем, что здесь все время горела яркая лампа, а на голову капала вода. Мороз был минус 30-35 градусов. Здесь все умирали. И вот Ивана Сафоновича закрыли в этом страшном сооружении.
Вспомнили о нем лишь на третьи сутки… Когда посланный часовой пришел забрать тело, он оторопел: узник, с головы до пят весь покрытый льдом, был жив и смотрел на него. Часовой испугался и убежал. Вскоре посмотреть на «чудо» сбежались все. Ивана Сафоновича поместили в лазарет, стали расспрашивать, как же он смог выжить, ведь до него все умирали? Он отвечал, что все три дня не спал, а непрестанно молился Богу. Сначала было жутко холодно, но уже к концу первого дня стало теплее, потом еще теплее, а на третий день было уже жарко. Он говорил, что тепло шло откуда-то изнутри.
Это событие так подействовало на всех, что его оставили в покое. Начальник лагеря в Пасху для всех работы отменил, а Ромащенко даже разрешил не работать и в другие церковные праздники.
Но вот сменилось лагерное руководство. На смену прежнему начальнику пришел новый. Зверь, а не человек. Жестокий, бессердечный. Вновь настала Пасха. И хотя в этот день работы не предполагались, но в последний момент начальник приказал всех отправить на лесоповал. Иван Сафонович снова отказался работать в этот светлый праздник.
Доложили начальнику. Тот приказал натравить на него собак, специально обученных разрывать на части человека. Охранники, по команде командира, спустили собак. Все заключенные замерли в ожидании близкой и страшной развязки…
Иван Сафонович, поклонившись и перекрестившись на четыре стороны света, стал молиться. Читал 90-й псалом. Собаки с рычанием и злым лаем кинулись в его сторону, но, не добежав до него, вдруг как будто наткнулись на какую-то невидимую преграду. Они стояли и лаяли, сначала зло, затем все тише и тише, и, наконец, стали валяться в снегу, а затем заснули.
Ромащенко вернулся домой к семье в Михайловск в декабре 1952 года, прожил еще почти 10 лет. К Богу, в которого так верил всю свою честную жизнь, он отошел 14 сентября 1962 года».
Оценили 12 человек
17 кармы