• РЕГИСТРАЦИЯ

Александр Росляков. Товарищ Блок, рыцарь российской революции

6 2448

Многие представляют Блока каким-то отрешенным от действительности певцом загадочной Прекрасной Дамы и Незнакомки – примерно как в стихах Цветаевой на его смерть:

Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!

Было так ясно на лике его:

Царство мое не от мира сего.

Но Блок был еще выдающимся публицистом-революционером и гражданским активистом, чьи мысли весьма актуальны посейчас.

Внук великого естествоиспытателя А.Н. Бекетова, он строил свое мировоззрение путем страстных метаний, проб и ошибок. Выросло оно из «литературного гуманизма» Гоголя, Некрасова и Достоевского, рыдавших над русским мужиком и веривших, что просвещение превратит барина-кровопийцу в друга народа.

Но уже Чехов показал в рассказах «Темнота», «Кошмар», «Злоумышленник», что стена меж барином и мужиком непроходима. И в 1904 году Блок пишет в своем дневнике: «Я думаю: «верно нужна конституция» – искренне и часто с серьезной злобой на правительство. Тут подбегает «ребенок-я» и, протягивая на меня палец, кричит, заливаясь смехом: «Он хочет конституции!»» И от дамской лирики, принесшей ему раннюю славу, 24-летний поэт кидается в гражданскую, слагая не померкшие поныне стихи «Сытые»:

Они давно меня томили:

В разгаре девственной мечты

Они скучали, а не жили,

И мяли белые цветы.

И вот – в столовых и гостиных,

Над грудой рюмок, дам, старух,

Над скукой их обедов чинных –

Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах – желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Так – негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!..

Вслед за этим стихотворением 1905 года он пишет в статье «О реалистах»: «Они на всякий вопрос ответят: «Прежде всего должен быть разрушен капиталистический строй». Пусть это нелепо и дико в каждом частном случае, – но в этом ответе – железно и твердо – чувствуются непочатые силы…»

Выходец из «барских садоводств поэзии – бабы капризной», он напряженно вслушивается в голос революционной стихии, находя за ней все больше правоты. В таких стихах как «Поднимаясь из тьмы погребов…», «В кабаках, в переулках, в извивах…» пытается до глубины постичь ее – но у него это еще плохо получается. Его буровит тяжкая догадка: все дворянское корыто, вздыхающее о народе – это такая дрянь под снос, с которой у России нет будущего. Но не в пример нынешним сливкам общества, впившимся в их пупочный интерес, отбрасывает свое барство ради той «истины», что, с его слов, забрезжила ему в 1908 году.

Тогда он написал две статьи: «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура», где предложил свой выход из конфликта низов и верхов.

В начале 20 века в России широко разошлось житие врача-подвижника С.И. Сычугова. Добровольно оставив во Владимире место с окладом в 2000 рублей, он переехал в село Верховино Вятской губернии на заработок в 560 рублей в год, открыл там больницу, школу и библиотеку. За лечение брал не больше 8 копеек, вдов и сирот лечил бесплатно, еще писал в столичные газеты о земской медицине и просвещении. Когда он умер в 1902 году, у его гроба стояли, как писалось, сироты, которых он воспитал, деревенские школьники и сотни опечаленных земляков. На венке сияла надпись: «Доброму крестьянскому врачу, другу народа».

И сытый барский «гуманизм» считал довольным для себя пить и закусывать за умножение таких «светлых людей». Но в царской России свет от них гасился тьмой пьянства, невежества и мордобоя, что насаждали настоящие хозяева села: пьяный урядник и писарь-лихоимец «хамского звания». Ну, как и при нынешней благотворительности, вогнавшей в гроб наше село.

На деле это выглядело так:

«Я уже был у начальства, – говорит чеховский мужичок. – Ходил в суд, хотел прошение подать, они и прошения не взяли. Был и у станового, и у следователя, и всякий говорит: не мое дело! Чье же дело?.. Непременный член разговаривать не стал. Говорит: «Пошел вон!» («Темнота»)

И Блок в указанных статьях плясал от этой скверной данности: «Цвет интеллигенции пребывает в вечном аполлоническом – или муравьином сне… Людей, спасающихся положительными началами общественной деятельности, искусства, – все меньше. Исключениями, способными идти навстречу народу, являются передовые люди, стоящие честно на посту, охраняющие от врага своих друзей. Но бывает так, что всю ночь напролет стоит стража на башнях, охраняя сон своих. Наступает утро, и уже одни только передовые посты оказываются налицо. Они стояли высоко и думали высокую думу, но тех, во имя кого они не спали всю ночь, нет уже на лице земли…

Требуется какое-то иное, высшее начало. Раз его нет, оно замещается всяческим бунтом и буйством, развратом, пьянством, самоубийством всех видов…»

Этим высшим началом Блок назвал социальную революцию – чей так сказать технический аспект разрабатывал в то время Ленин, тоже обращаясь вовсе не к народу, но к той же интеллигенции.

Ее уже, по мысли Блока, не разбудят «гуманистические сны» – просветительство и уютные дискуссии за конституцию. Только народный бунт, ломающий все старые заходы, может вывести из этой спячки. И на то время, и по Блоку, и по Ленину, этот бунт должен был не разодрать народ с его элитой, но соединить их по взаимному стремлению, покрывшемуся временной коркой недопонимания. Надо «пробить верхний, зачерствевший слой, чтобы вырвалась наружу сжатая огненная сила». Она сплавит народ с интеллигенцией и поведет их к общей цели, полагал в 1908 году Блок: «Они не продадут друг друга, потому что – стихия с ними, они – дети одной грозы; потому что – земля одна, «земля божья», земля – достояние всего народа».

Такой взгляд на революцию как на всеобщий праздник, когда «оковы тяжкие падут и свобода нас встретит радостно у входа», – страшно напоминает подобную же нашу эйфорию 1991 года. Блок вложил эту мечту в такие стихи 1909 года:

В голодной и больной неволе

И день не в день, и год не в год.

Когда же всколосится поле,

Вздохнет униженный народ?

Что лето, шелестят во мраке,

То выпрямляясь, то клонясь

Всю ночь под тайным ветром, злаки:

Пора цветенья началась.

Народ – венец земного цвета,

Краса и радость всем цветам:

Не миновать господня лета

Благоприятного – и нам.

Но как и в наши дни, эта надежда пала очень скоро – в предвидении чего Блок писал Станиславскому:

«Откроем сердце – исполним его восторгом, новыми надеждами, новыми силами… Не откроем – погибнем. Полуторастомиллионная сила свято нас растопчет…»

И дальше он все меньше верит, что даже самая большая встряска может разбудить «братьев по разуму», опочивших на хребте народных масс. В 1912-14 гг. он пишет два цикла стихов «Пляски смерти» и «Жизнь моего приятеля», герой которых – страшно напоминающий сегодняшних бар элитарий. Если прежде Блок видел его спящим, то теперь – духовно мертвым до конца:

Как тяжко мертвецу среди людей

Живым и страстным притворяться!

Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей….

Живые спят. Мертвец встает из гроба,

И в банк идет, и в суд идет, в сенат…

Чем ночь белее, тем чернее злоба,

И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день труди́тся над докладом.

Присутствие кончается. И вот –

Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрезный анекдот…

В зал многолюдный и многоколонный

Спешит мертвец. На нем – изящный фрак.

Его дарят улыбкой благосклонной

Хозяйка – дура и супруг – дурак…

В статье «Народ и интеллигенция» Блок еще спрашивал: «Или действительно непреступна черта, отделяющая интеллигенцию от России?» Но дальше вынужден признать, что так оно и есть – видя революцию уже актом справедливого возмездия «культурным слоям» за их вековую глухоту. Но при этом он не замыкается на личной гибели, но пытается, словами Пастернака, «услышать будущего зов» – как в стихах «Рожденные в года глухие…»:

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, –

Те, кто достойней, боже, боже,

Да узрят царствие твое!

И уже очевидная Блоку в 1915 году гибель его класса не означает для него гибели всей России, как это было для чисто «интеллигентских» писателей вроде Мережковского, Гиппиус, Гумилева. Его тошнит от бессмысленности Первой мировой: «Я не боюсь шрапнелей. Но запах войны и сопряженного с ней – есть хамство. Эта бессмысленная война ничем не кончится. Она, как всякое хамство, безначальна и бесконечна, без-образна». Но еще больше его тошнит от судачащей по тылам праздной публики, копии нынешних сидельцев в Интернете:

И если ты не жнешь, не сеешь,

Коль ты «так просто – человек»,

То что ты знаешь? Что ты смеешь

Судить в безумный этот век?

Ведомый первостепенными для него совестью и вдохновением, он напрочь порвал с былой аудиторией и былым творчеством – и с 1916 по 1918 год не написал ни одного стихотворения. Была одна попытка озвучить современную ему похабщину:

Зачинайся, русский бред…

Древний образ в темной раке,

Перед ним подлец во фраке,

В лентах, звездах и крестах…

Воз скрипит по колее,

Поп идет по солее…

Три пиз.. в автомобиле…

Но и ту он не смог довести до конца. Весь 1917 год он пробует определиться политически, мечась от одного пристрастия к другому. Пишет в дневнике с какой-то щемящей неуверенностью, ссылаясь на жену: «Люба вечером разговаривала с представителями Путиловского завода. Она, по-видимому, попала в большое и хорошее дело. А я…»

Он то за эсеров, то за меньшевиков, то за кадетов – и наконец 19 октября пишет в том же дневнике: «Один только Ленин верит, что захват власти ликвидирует войну и наладит все в стране. Таким образом, те и другие – сторонники выступления, но одни – с отчаянья, а Ленин – с предвиденьем доброго».

Наверняка к тому подвела и его работа в комиссии Временного правительства по расследованию преступлений царского режима. Там были допрошены высшие сановники последнего царя России, и на основе полученных из первых рук свидетельств Блок написал книгу «Последние дни Императорской власти». Вот главный ее посыл:

«Император Николай II, упрямый, но безвольный, нервный, но притупившийся ко всему, был уже «сам себе не хозяин». Распутин говорил, что у него «внутри недостает». Императрица, давно уже направлявшая волю царя, была всецело под влиянием Распутина, который звал ее Екатериной II… Распутин был для одних – «мерзавец», у которого была «контора для обделывания дел»; для других – «великий комедьянт»; для третьих – «удобная педаль немецкого шпионажа»… Пуля, его прикончившая, попала в самое сердце царствующей династии…»

В той книге Блок подробно описал и всю историю отречения Николая II, смердящую полной глухотой к шедшей попутно войне.

В итоге Октябрьскую революцию он принял безоговорочно и вдохновенно: его статья 1918 года «Интеллигенция и революция» стала манифестом в ее славу. Чуть раньше революция виделась ему лишь жестокой, но справедливой карой для гнилой интеллигенции – но теперь он в ней узрел национальное спасение:

««Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России», слышу я вокруг себя.

Но передо мной – Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели… Россия – буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой…

Что же задумано?

Переделать все. Устроить так, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной.

Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, разрывают сковывавшие путы, это называется революцией. Меньшее, более умеренное, более низменное – называется мятежом, бунтом, переворотом. Но это называется революцией…»

За этой статьей, вызвавшей ненависть старых друзей по цеху, состроившихся в некую похоронную команду России, последовали еще две: «Искусство и Революция» и «Крушение гуманизма». В них Блок, не сетуя на то, что крестьяне сожгли его имение в ходе революции, дал лучшее, на мой взгляд, определение культуры:

«Всякое движение рождается из духа музыки, но по истечении известного периода это движение вырождается, лишается той музыкальной влаги, из которой родилось, и тем самым обрекается на гибель. Оно перестает быть культурой и превращается в цивилизацию…

Хранителем духа музыки оказывается та же стихия, в которую возвращается музыка, тот же народ, те же варварские массы. Варварские массы оказываются хранителями культуры, не владея ничем, кроме духа музыки, когда обескрылившая и отзвучавшая цивилизация становится врагом культуры…

Музыка эта – дикий хор, нестройный вопль для цивилизованного слуха. Она почти невыносима для многих из нас, она для многих из нас и смертельна…»

И дальше этот самый, может, честный на Руси поэт в пылу открытой им новой эстетики пишет пролетарскую поэму «Двенадцать». Она, как говорится, разошлась вся на цитаты, как «Горе от ума» Грибоедова – настолько Блок смог сердцем охватить весь этот новый музыкальный звон:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь…

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи…

От чего тебя упас

Золотой иконостас?..

Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила –

С солдатьем теперь пошла?

Он призывал «слушать музыку революции», став целиком на ее сторону:

«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа…

Почему «долой суды»? – Потому, что есть томы «уложений» и «разъяснений», потому, что судья-барин и «аблакат»-барин толкуют промеж себя о «деликте»; происходит «судоговорение»; над несчастной головой жулика оно происходит…»

При советской власти Блок, высоко ценя ее столь же отчаянного, как и сам, вождя, честно работал по культурной части, читал матросам лекции о поэзии, если хотя бы двое приходили их послушать. За это никаких излишков не просил – в отличие от беглого Шаляпина, сунувшего в нос нищей совдепии свой афоризм: «За так только птички поют!»

Умер он 7 августа 1921 года в возрасте 40-а лет от полного морального и физического истощения. За полгода до смерти у него развилась от недоедания цинга – но он и не подумал жаловаться на это привлекшей его к своему великому почину новой власти: «Всем сейчас тяжело!»

Певец своей Прекрасной Дамы, которой дальше стала для него Родина, он по сути отдал жизнь за нее, за ее ужасное и прекрасное преображение, воспетое в его стихах. Честно изжог, спалил свое сердце за то, во что свято верил – как спустя три года сгорел Ленин в том же испепеляющем великие сердца огне.

Главным свойством Блока я бы назвал его великую человеческую гордость, которую он смог не утопить в окружавшем его человеческом болоте, сказав напоследок:

«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна».

Публицист

    «Повод, но не причина». Что даёт физическая ликвидация Зеленского?

    Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и прокомментировал вероятность дальнейшего развития событий вокруг украинского конфли...

    Кузькина мать выходит на мировую арену

    У журналистов есть противная привычка привязываться к разного рода датам. В конце года они обычно просят подвести итоги и дать прогноз на следующий год. Это при том, что итоги уже и так...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Пушкин – или ура-идиотизм?

      Не дай мне бог сойти с ума,Нет, легче посох и сума!Эти стихи заядлого крамольника, точно попавшего б у нас в иноагенты и экстремисты хотя бы за его «самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу...» – уже неактуальны ныне. Наши ведущие умы, обласканные самой властью, только и сходят наперегонки с этого ума, еще и изъясняясь на таком языке, которы...
      1708

      Опаски атомной развязки

      Зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев, не самый оголтелый думосед, сделал достаточно серьезное, я полагаю, заявление:«Риск ядерной войны велик как никогда. Пожалуй, сейчас он даже выше, чем во время Карибского кризиса... Уверен, что наш президент не шутит, когда говорит, что среди следующих российских целей в случае дальнейшего обострения...
      2795

      Сон разума рождает мигрантов?

      «Основы российской государственности» – это, по официальному определению, идеологический курс для российских ВУЗов, изучаемый с 1 сентября 2023 года. А по Конституции РФ – «в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Иначе говоря, «идеология запрещена». А что говорят депутаты? А они гов...
      2187

      Кому она на самом деле мать родна?

      Кому война – а кому мать родна... Одни горюют – другие воруют... К несчастью, так оно и есть, и нынешняя «невойна», принесшая столько горя сотням тысяч людей по ту и сю стороны фронта – стала настоящим избавлением для всякого урла, чему примеров уже уйма. Вот очередные: «Убивший студентку Ильдар Ахатов получил помилование через ЧВК «Вагнер», после чего ...
      2095

      Эх, прокачу! – или почему наши самолеты не летают

      В новостях одновременно появились два прогноза на одну и ту же тему, можно назвать ее «Эх, прокачу!» – ближний и дальний. И вот что любопытно: дальний звучит четко и уверенно, снабжен всем перечнем самых точных экономических расчетов:«Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург будет запущена 1 апреля 2028 года и обеспечит прир...
      2371

      СВО все спишет – или списать саму прожорливую СВО?

      Да, все нелегче, судя по всему, застрельщикам это неладной СВО, явно перезатянувшейся против их начальных планов, судя по признанию Пескова:«Когда все это началось, это началось против киевского режима. И сейчас продолжается как война между Россией и НАТО. Вот почему это заняло немного больше времени и продлится еще немного».Думали, значит, по-быстрому ...
      1353

      В плену одностороннего движения – как сделать его в два конца?

      Наши новости, что называется, для объективности разнесли вовсю заявления дружественных лидеров, коих можно перечесть по пальцам одной руки, одобряющих наше вторжение и осуждающих ответное сопротивление:«Президент Венесуэлы Мадуро назвал безумием решение использовать дальнобойное оружие против РФ... Ким Чен Ын заявил, что США и Запад используют Украину к...
      1347

      Не жили богато – зато не страшно и расплаты!

      Шутник сказал: «Надо в нашу Конституцию вписать преамбулой: «Не жили богато – нечего и начинать!»». Но между строк всего нашего житья-бытья это уже и так читается. Взять хоть ударный рост цен на съестное, по которому мы не только обогнали далеко Америку с Европой, но, похоже, и вовсе оказались впереди планеты всей:«С начала года свекла и репчатый лук по...
      1583

      Бараний рог, который мы выбираем

      Мне пишет патриот – из нынешних бешеных, кому ненависть ко всем не согнутым в подвластную дугу съела до того мозги, что не зрят уже на фоне этого ни зги:«Когда-же за вас....курвы....возьмутся в плотную спецслужбы....да и цензуру применить уже давно пора».И это было бы смешно, когда бы не было так грустно – что на уровне этого отдельного идиота строится ...
      1175

      Христос, Навальный – Кагарлицкий третьим будет?

      Как только наши умники, живущие по принципу «спорить с начальством грех, а покривить под него душой – святое дело!» – ни потешались над посаженным по возвращении в Россию Навальным! Вот дескать недоумок! Мнил, что его, западного наймита, тут забоятся, потащат с самолета в президенты, а не в тюрьму! Что за кино про путинский дворец посадят в президиум, а...
      1402

      Что и кому у нас дает весь этот задом-наперед?

      Ужасно показательная новость, прямо из рубрики «Нарочно не придумаешь», только больно уж в трагическом ключе:«Экс-замначальника ГИБДД по Псковской области Юрий Шестаков приговорен к 3 годам лишения свободы за то, что за рулем сбил двух детей, переходивших дорогу на зеленый свет, одного насмерть».Все шиворот-навыворот: кто по службе должен наводить поряд...
      1471

      Аттракцион невиданного милосердия в Серебряном бору

      Серебряный бор, рядом с которым я живу, смело можно назвать одним из лучших уголков Москвы. Рядом с непроходимыми заборами вокруг лютых особняков высшей знати – настоящий лес с грибами, река с пляжами и уютные прогулочные тропы со скамейками. Где зимой я катаюсь на лыжах, а в остальное время года хожу со своим блокнотом, подыскивая на ходу нужные для мо...
      2037

      Робкого все обдирают, смелому бог подает!

      Русские, кажется, остались последней беззаветно покорной своим господам нацией на всем окружающем их свете. На что ничтожной выглядит рядом 250-тысячная Абхазия, полностью зависимая от нас, которую, кажется, одним мизинцем закрыть можно даже не на карте только! И взбрыкнулась на днях так, как нам давно уж и не снится:«В Абхазии начались протесты из-за з...
      1583

      Или народ меняет власть – или наоборот, она его

      Уже сдается многим, что вся наша борьба с миграцией, заливающей нас сегодня как потоп – одна какая-то обманка, постановка для отвода глаз:«В думском портфеле лежит пара десятков антимигрантских инициатив, вплоть до самых жестких, например ликвидировать «резиновые квартиры», введя норму площади на одного приезжего. Но ходу им не дадут, пока на самом верх...
      1281

      На что Кириллу смертная казнь?

      Неожиданный для многих культ-поход, чуть не крестный ход Кирилла за разморозку смертной казни на Руси вызвал немало толков вокруг этой не самой вроде актуальной и присталой божьим людям инициативы. Такого рода например:«По словам Кирилла, святые апостолы не стали говорить: «После такой несправедливости, когда Господь наш Иисус был подвергнут смертной ка...
      1298

      Накрылись шапкой из фольги – и впереди уже ни зги

      Священник Павел Островский неожиданно для служителя нынешнего культа – скорей личности нового бессменного вождя, чем нищего смутьяна, даже экстремиста, судя по его выходкам против церкви и власти – узрел нашу главную напасть совсем не там, где велено начальством ее зреть. Начальством светским и духовным, спевшимся ныне в полном унисоне – прямо как во вр...
      1376

      Наш дом – концлагерь?

      Понеслась езда под горку! Запись без суда и следствия, какими-то «тайнами советниками» в иноагенты с поражением в правах; цензура хуже, чем в советское и царское время, когда таких крамолов как Грибоедов, Пушкин, Маяковский, Высоцкий жаловала всяко власть и миллионы знали наизусть; запрет на все мирные сборища не по приказу власти; звезды политических д...
      1998

      Приговор нации: почему мы жертвою стали замещающих нас дикарей?

      И все-таки, боюсь, он хочет сделать с нами то же, что сделали некогда колонизаторы Северной Америки с ее индейцами. Ну посудите сами:«Неприятия к мигрантам в России не будет, если они «будут владеть хорошо русским языком, знать наши законы и быть готовыми соблюдать это все», заявил Путин на заседании Валдайского форума». То есть если тебя будут выживать...
      3128

      И снова здравствуй, лагерная пыль!

      Жестокость, озлобление овладевают исподволь обществом, которое, с одной стороны, подернулось внешним смирением – ни митингов, ни прочих сборищ, ни даже одиночных выходок с «нет вобле» и чистым листом бумаги. Но где, с другой стороны – рост тяжких преступлений, о чем поведал сам глава МВД, убийств родителями детей, детьми родителей, участниками и участни...
      2114

      Синдром заложников – или как власть выбирает под себя народ

      До чего грозно этим летом у нас прогремели выступления самых первых патриотов против жуткой мигрантизации России, от коей коренным жителям, которых обирают, насилуют и убивают пришлые – хоть ложись да помирай! А результат? Да вот он, налицо:«Число разрешений на работу в России для мигрантов за девять месяцев 2024-го увеличилось на 40% – до 120 тыс. А чи...
      1351
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика