Вот такой вышины. В чем опасности нового контракта народа и власти.

1 792

У России хотят забрать чемпионат мира по футболу, а не забрать, так испачкать, замарать, очернить. Именно так Владимир Путин воспринял дело судей ФИФА – великую футбольную чистку.

Метили в коррупцию, а попали в Россию. Нет, отвечают у нас, это вы метили в Россию, а попали в коррупцию. Как до этого метили в коммунизм, в отсталое самодержавие, в общинное земледелие, а на самом деле все в ту же Россию. Куда ни кинь, всюду она, родимая сторонка.

В произошедших в Цюрихе событиях у нас усмотрели не одну, а две угрозы. Одна личная: русские и арабы якобы надавали взяток африканцам да англичанам, а Швейцария их арестовывает, чтобы в Америке судить. Это значит, и нашего любого могут во всяком месте и в любое время, не укрыться ни в швейцарских часах, ни в швейцарском банке.

И во всю ночь безумец бедный

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.

Другая угроза – общественная: опять хотят испортить нам праздник. Несколько раз Путин с обидой упоминал не просто критику, не просто сомнения, а именно скоординированную кампанию по дискредитации русской Олимпиады – «в том числе из Соединенных Штатов».

Только Россия соберется отпраздновать что-нибудь великое, всемирное, выдающееся: закатить пир на весь мир; прокатить лягушонку с грохотом в коробчонке; самой прокатиться на печке, себя посмотреть, людей показать; отгрохать Олимпиаду, каких прежде не бывало; «Евровидение», каких свет не видел; чемпионат от Москвы до самых краев света, – как приходит англичанка, американка, полька, чешка и гадит.

После президентской инаугурации, которая пришлась на время после буйной Болотной 6 мая и потому прошла в пустом городе, он действовал по принципу: вы испортили мне праздник, я испорчу вам жизнь. Возможно, и последствия свержения Януковича для Украины не были бы столь тяжкими, если бы Майдан не пришелся на время Олимпиады, задуманной как всемирный русский триумф. А вместо русского праздника в Сочи именно в это самое время миру показывали антироссийский праздник в Киеве. Некоторые думают, что Путин решился на Крым в том числе от досады на это совпадение, а не потеряв голову от олимпийских достижений. Одно ведь дело споткнуться на ровном месте, другое – высоко взлететь, чтобы глубоко упасть.

С точки зрения внешнего мира, вероятно, выглядит справедливо – вырвать причитающееся ему око, а не вырвать, так подбить: наказать Россию за испорченную жизнь еще одним испорченным праздником. Но если думать не о справедливости, а о пользе, стоит дать России не только чемпионат, но еще одну Олимпиаду и всемирную выставку в придачу.

Потому что чемпионат отчасти отвечает на вопрос: что будет вместо Крыма? Чем заменить Крым? Чем удовлетворить современный громкий запрос на величие России: хотят видеть Россию великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны, – 47%, на 10% больше, чем десять лет назад. Тех, кто считает Россию уже великой или скорее великой, – вместе под 70%, в 2005 году таких было 30%.

Во вторую половину нынешнего долгого уже российского царствования сформировался общенациональный запрос на величие как часть нового негласного договора народа и власти. И эту энергию лучше употребить в мирных целях.

Забрать у России чемпионат – прямой путь к войне на Украине. Уронили в речку мячик и ждут, когда по ней проплывет труп врага.

Улица мира

Многие заметили, что новую холодную войну, которая еще толком и не началась, отличает от старой необыкновенная легкость, с которой в России теперь говорят о настоящей войне. Ну война и война. Мать родна. Америкосы совсем оборзели. Везде лезут. Нас ни во что не ставят, терпеть это уже больше невозможно. Может, и впрямь лучше еще разок хорошенько помериться силами, показать им их место, отвоевать нам наше под солнцем. Как сказал один левый греческий депутат на званом обеде: темные силы готовят третью мировую, так выпьем же за то, чтобы снова отпраздновать день победы в Москве.

Неизвестно, будет ли с кем по этому поводу выпить потом, но есть с кем разделить эти настроения сейчас. Социологи выяснили, что только половина опасается перерастания войны на Украине в войну России с Западом, а другая половина – нет. Среди молодежи 40% против, 3% уверены, что Россия у Запада войну выиграет. Слова Путина о том, что во время крымского кризиса атомное оружие было приведено в боевую готовность, не вызвали страха у 47% опрошенных. «Испугавшиеся в меньшинстве», – жалуется социолог.

Советский Союз мог производить танки тысячами и размещать СС-20 в своей европейской части, но его правящие старцы не болтали легкомысленно о войне. Советский пропагандист никогда не сказал бы: мы можем превратить Америку в радиоактивный пепел. Он сказал бы: в мире накоплено столько ядерного оружия, что человечество может превратить Землю в радиоактивный пепел.

Первое, что узнавал советский школьник на политинформации: в ядерной войне не может быть победителей, и из праздничного концерта, что планета наша хрупкое стекло.

Дело не только в ответственности советского руководства, которое действительно решало судьбы мира и осторожничало. Дело в огромной военной травме: война, о которой с легкостью говорили в 30-е, действительно случилась. На Советский Союз напали с Запада. Дошли до Москвы и Волги, убили то ли 20, то ли 30 миллионов одноклассников, родных, коллег по работе. Советское руководство обещало народу, что так больше не будет. Для этого придется потерпеть. Возможно, чего-то будет не хватать, не все будет позволено, но зато больше никто так не сможет: ваших близких и одноклассников больше не убьют.

Большую часть послевоенного, позднесоветского времени в так называемый контракт между обществом и властью входил мир: мы готовы пожертвовать благополучием, готовы даже пожертвовать свободой, но чтобы был мир. Вот это самое «лишь бы не было войны». Иначе говоря, свобода и благополучие в обмен на мир.

Даже локальная война в Афганистане оказалась серьезным нарушением этого контракта, поэтому она так важна для понимания краха СССР. Трудности в виде товарно-продуктового дефицита, ограничения всех мыслимых свобод остались, а одноклассников и соседей привозили убитыми с войны. Власть лишила трудности и несвободу их главного смысла.

Вот здесь подпишите

С тех пор этот негласный договор между населением и властью в России несколько раз менялся. Задача, которая ставилась при ликвидации СССР, – жить как на Западе, – по разным причинам не была выполнена в 90-е. Наоборот, они тоже воспринимались народом как эпоха нарушения договора, даже эпоха великого обмана: мы отказались от собственной страны в ее прежней форме и даже в ее прежних границах, чтобы получить западный уровень жизни, стать частью западного мира. И где это все?

Когда в разгар холодной войны советский человек противостоял США, а в перестройку, на радость всему миру, с ними мирился, кроме материальных трудностей у него было ощущение равенства с величайшей державой мира. В 90-е материальные трудности остались, а чувство равенства, чувство собственной значительности исчезло.

Контракт позднего ельцинского и раннего путинского времени звучал так: пусть кто-то заберет эту грязную, скучную, глупую, все равно ненужную нам политику, всю эту борьбу клик стран третьего мира и взамен вернет нам страну первого мира – приличную, чистую и нестыдную. Иначе говоря: свобода в обмен на благополучие.

Этот договор частично был выполнен, и на первый план неожиданным образом выплыла тема величия. Тема утраченного величия и желание его вновь обрести переживается нынешними русскими исключительно напряженно.

Нынешний негласный контракт между населением и властью звучит так: благополучие и свободы в обмен на величие. Но тема величия включает в себя и возможность войны. Величие ведь проявляется и в войне. Поэтому общество настроено более милитаристски, и как-то в воздухе ощущение невозможности войны и страха перед войной гораздо меньше, чем даже во времена настоящей холодной войны брежневско-андроповского времени.

Трудно сказать, откуда именно и прямо сейчас – вынь да положь – взялся спрос на величие. То ли прежний договор не был выполнен до конца: русский человек приблизился, но не стал жить совсем как западный – экономический рост ведь замедлился. Или дело в том, что первичные материальные потребности были худо-бедно удовлетворены и народ задумался о высоком, о миссии. А русскому народу это дело привычное, – 70 лет ведь она у него была, – возглавлять авангард человечества, и вдруг раз – и нету. Скучно. А он весь дитя добра и света. И до этого тоже как-то объединили и заселили северный край обитаемого мира от финских хладных скал до пламенной Колхиды. Про Тавриду не будем. А даже в Колхиде зима под четыре месяца: остальное и вовсе фронтир, а жители – первопроходцы-пионеры. Как тут не быть готовым.

А может, обменяв свободу на благополучие, мы ошиблись, и эта догадка раздражает. Отсюда желание поработить Запад не на деле, так на словах – описать его в терминах несвободы. Они там тоже в рабстве – у толерантности, у политкорректности, у геев, у цветных, у корпораций, и главное – у Америки. Благополучие, полученное в обмен на несвободу, породило жажду компенсации за счет других.

Да, мы стали жить лучше, но согласились заплатить за это правами, а вы живете не хуже и ничем за это не платите. Так вот вам: заплатите покоем. Как сказал мой коллега, политический писатель Иван Давыдов: власть нагибает нас тут, внутри страны, за это мы вместе с властью будем нагибать вас вне.

Гагарин терпел

Величие в отстающей стране – удобная для властей вещь. Особенно когда его надувают духом противоречия. Тогда оно постулируется не через собственные достижения, а через отрицание чужих. Не важно, куда пришел ты; важно, что другой заблудился. Не важно, сколько твоя корова дает молока; важно, что у соседа она нездешней породы, а потому рано или поздно сдохнет, замерзнет, околеет, сбегёт, волки задерут, тварь такую, поскорей бы уже.

В чем величие? В том, чтобы не жить как на Западе. Даже так: в том, что, какие ни есть, не живем как на Западе. Люди в Афганистане талибов одеты в обноски, топят кизяком, живут в мазанках, воду носят из ручья, в нем же умываются, ходят горными тропами,

за неимением адреса, не говоря – конверта,

защищенные только спиной от ветра.

Жители Исламского государства не смеют включить музыку, лишний раз выйти на улицу, не так одеться, не так взглянуть, мир от них в ужасе. Но сторонники обоих упиваются собственным величием.

С точки зрения издержек это очень выгодная бизнес-модель. Экономическое положение в своем городе/районе 40% считают плохим, а хорошим – только 10%, – узнали в «Леваде». Но огромное большинство россиян уверены, что страна движется в правильном направлении.

В России есть все предпосылки для того, чтобы западные санкции подействовали наоборот. Ведь здесь сами лишения могут быть приняты за признак величия. В самом деле: за последние 70–80 лет, которые более-менее сохраняются в живой памяти, всякий раз, когда мы делали что-то вееликое, мы жили трудно. Побеждали в войне, восстанавливали страну, осваивали космос, строили заводы-гиганты и колхозы-миллионеры – все жизнь была не сахар. А вот когда мы просто потребляем, производим что-то, привозим, ходим за покупками, не значит ли это, что мы не делаем в данный момент ничего важного? В облаке коллективного сознания мерцает связь между величием и лишениями.

Мания преувеличения

Величие опасно не только военной темой, но и тем, что его подлинность трудно проверить, и значит, на его счет легко обмануться. В современном мире это происходит сплошь и рядом (талибов уже вспоминали), и у России есть соответствующий опыт: мало того, что 70 лет торжественно проповедовали удивленному миру архивное учение бородатого немецкого схоласта, так еще и сами, принимая неудобные позы, пытались жить по нему. А что сразу не по «Государству» Платона? Велика Россия, а отступать некуда: позади призрак коммунизма.

Запрос на величие – небезопасная вещь. Пусть лучше будет чемпионат, Олимпиада, всемирная выставка. Нужно бы найти какую правильную форму: новый космос или вот инфраструктурную революцию: предки построили великую страну, а мы свяжем ее современными скоростными дорогами, автомобильными и железными, или еще что.

Невозможно построить реальное мировое величие на основе внутренних вымыслов: на борьбе за единственно верную сексуальную ориентацию, на отечественной войне с украинским фашизмом или варке собственной цивилизации из топора. Будет все время выходить как с Тихоокеанским форумом, куда видные представители держав Азии съехались обсуждать свои важные дела, а делегат от России, тоже вроде великой и тихоокеанской державы, предложил обсудить последний выпуск программы «Время»: запрещенный «Правый сектор» и «оранжевые» технологии. Был выслушан с недоумением.

В советском контракте «трудности в обмен на мир» не только лишения, но и мир был реальностью, легко поддающейся проверке: холодная война была, а большой горячей не было. В первых постсоветских уравнениях: «прежняя страна в обмен на свободу» и «свобода в обмен на благополучие» – вторая часть формулы тоже не без оговорок, но проходила проверку на опыте: девяностые были несравнимо свободнее семидесятых, а нулевые – сытее девяностых. Но вторая часть нынешней формулы, «благополучие и свобода в обмен на величие», очень плохо поддается проверке. Есть большая вероятность, что убыток будет реальным, а прибыток вымышленным: в первой части будут числа, а во второй пустота.

Источник : http://carnegie.ru/2015/06/03/ru-60307/i9fg

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...