Селение индейских племен шайен, арапахо и кайова расположилось в небольшой долине, аккурат на берегу реки Вашита. Еще даже не наступил рассвет, а многие жители селения даже не проснулись. Американские кавалеристы, предварительно собравшиеся вдоль хребтов из красного песчаника, окружавших долину, под аккомпанемент ирландской походной мелодии, молниеносно налетели на селение. Индейцы даже толком ничего не успели понять.
Американцы, или бледнолицые, как их называли индейцы, что говорится, пускали под нож буквально всех: детей, женщин, немногочисленных мужчин. Согласно официальному отчету командира седьмого кавалерийского подразделения США Джорджа Армстронга Кастера, утром 27 ноября 1868 года, было убито сто сорок индейцев, порядка трехсот индейцев были ранены, или попали в список пропавших без вести.
Окрестности реки Уошиты, недалеко от места битвы
Данное происшествие, произошедшее, как уже написано выше на рассвете 27 ноября 1868 года, вошло в историю как битва при Уошите. Впрочем, многие произошедшее не рассматривают в качестве сражения: налет кавалеристов Кастера называют, не кривя душой, обычной резней мирного населения, опять-таки мирного поселения. Так что же произошло на самом деле в то утро? Для того чтобы разобраться в этом необходимо проследить небольшой промежуток времени, предшествовавший вышеописанной трагедии. И так.
Примерно за год до описанной, по версии Кастера, битвы, а по другим оценкам, обычной резни, между индейцами с юга Великих равнин и правительством Соединенных Штатов Америки был подписан мирный договор. Этот документ был ратифицирован летом 1868 года. Индейцы, в частности, южные шайены и арапахо, в соответствии с подписанным договором были обязаны покинуть давно обжитые территории, находящиеся к северу от реки Арканзас. Им предписывалось «переехать» в резервацию, находящейся на так называемой Индейской территории.
По сути, бледнолицые, то есть, американцы сгоняли коренных жителей Америки с плодородных и изобилующих дичью земель на новые и необжитые территории. Все эти переселения, само собой, производились добровольно-принудительно. У индейцев никто не спрашивал хотят они уезжать с «земель предков» или не хотят. Несмотря казалось бы не только на принятый «Закон о переселении», но и даже на финансирование всего этого процесса, все это переселение привело к многочисленным смертям среди индейцев. К примеру, «показательное» переселение, опять-таки добровольное-принудительное, племени чокто, привело к многочисленным смертям. Индейцы гибли от инфекционных заболеваний, охвативших массы людей на откровенно непригодных для нормальной жизни территориях, от голода, и от различных других трудностей с которыми индейскому народу пришлось столкнуться в период адаптации. Впрочем, о «дороге слез», как процесс переселения индейцев на сегодняшний день известен в истории, я напишу в другой раз, а сейчас все-таки вернемся к событиям ноября 868 года.
Подписанный мирный договор просуществовал крайне не долго. Между белыми поселенцами, вытесняющих и откровенно грабящих коренных жителей, и индейцами стали возникать столкновения. И... правительство США направило в регион войска для подавления «недовольства со стороны индейцев», то есть, армия выдвинулась провести карательные меры.
Сначала, на севере Индейских территорий была проведена неудачная сентябрьская кампания против шайенских Воинов-Псов подполковника Альфреда Салли. После нее, уже в октябре, разработкой новой карательной операции занялся генерал Филип Шеридан. Красной нитью по всему генеральскому плану проходила мысль: если отрезать индейцев от припасов, то с появлением голодных смертей они сами попросят пощады.
Черный котел, вождь южных шайенов, примерно в этот период пришел в Форт-Кобб с одной единственной целью: он хотел заверить американцев, что он и его люди «хотят мира, а не войны».
Здесь, кстати, стоит остановиться на одном факте. Черный котел, являющийся вождем изначально выступал за мир с американцами, считая, что индейцы не смогут выиграть войну у бледнолицых, однако многие индейцы не разделяли его точку зрения. Итогом этого стало разделение племени: одни поддержали мирную инициативу вождя, а другие пошли «откапывать топор войны».
Как бы то ни было, но «челобитную» индейского вождя американцы не приняли. Ему объяснили, мол военная операция уже начата и ничего не можем с этим поделать. Индейский агент, как в те времена называли государственных служащих, в обязанности которого входило нахождение точек соприкосновения между американцами и индейцами, посоветовал вождю «перегнать» свой лагерь поближе к форту. Возле него, мол будет безопаснее. И Черный котел, поверив индейскому агенту, поспешил назад в лагерь, а он находился в ста милях от военного форта, чтобы начать сборы лагеря для последующего переселения.
Однако, уже на следующее утро, 23 ноября, генерал Шеридан отдал приказ полковнику Джорджу Кастеру начинать искать «враждебных индейцев». Итогом этих поисков и стало нападение на индейское поселение на рассвете 27 ноября.
Битва при Уошите, еженедельник «Harper's Weekly», 19 декабря 1868 года
Сам вождь индейцев, Черный Котел, был застрелен в спину кавалеристами вместе со своей женой, когда пытался переплыть через реку, спасаясь от расправы. Поселение было полностью сожжено, а все ценное имущество захвачено в качестве трофеев. В соответствии с рапортом полковника Картера выходило, что его подразделением было убито 103 воина-индейца и 16 женщин.
Пленники Кастера
Впервые действия Картера именно резней были названы в небольшой заметке газеты New-York Tribune. Причиной тому как раз и послужили рассказы выживших после того нападения. И, кстати, в пользу этого говорили и малочисленные потери в среде подчиненных Картера. После той атаки погибло двадцать американцев. Они оставались прикрывать отход подразделения. Дело в том, что на помощь шайенам, которых буквально вырезали, бросились разъяренные индейцы из соседних подразделений. Вот их и остались задержать двадцать человек под командованием майора Эллиота.
Сам полковник Картер погиб в 1876 году в сражении при Литтл-Бигхорне. Он был убит отрядами Сидящего Быка и Неистового Коня.
Опубликовано: От латника до ратника
Оценили 18 человек
20 кармы