Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Шуруппак... II

4 187

В шумерской мифологии существует момент, который можно сравнить с разделением света и тьмы, хаоса и порядка, характерным для мифов других культур. Энлиль, взяв на себя роль создателя порядка, стал Верховным Богом. Однако он был не единственным претендентом на этот титул.

Параллельно с ним существовал Энки — Бог мудрости, воды и тайных знаний. Энки не был воином, но обладал хитростью, глубокой мудростью и пониманием сути мироздания. В то время как Энлиль управлял бурями и законами, Энки знал, как их обходить и изменять саму реальность без применения грубой силы. Эти два Бога стали главными силами шумерского пантеона, и их борьба определяла судьбы богов, людей и всей Земли. Энлиль требовал порядка, а Энки искал скрытые пути.

Перейдём к более подробному рассмотрению шумерского пантеона. 

В самом верху мироздания находился Ан (Ану) — величайший и непостижимый Бог, владыка безграничного неба. Он не вмешивался в дела смертных, не спускался на Землю и не участвовал в интригах других богов.

Его власть была абсолютной, но он управлял издалека, подобно далёкой звезде, сияющей в вышине. Ан был источником Божественной Силы, и именно от него происходила власть всех других Богов. Без его одобрения никто не мог считаться законным правителем. В древних текстах его имя использовалось как символ Высшей Власти, но сам он редко появлялся в мифах. Он был Богом, к которому обращались не люди, а только Боги, когда решались судьбы мира. Его трон находился на самой вершине небосвода, в высшем из небесных миров.

Но хотя он считался отцом Богов, его власть была скорее символической. Он не правил миром напрямую, а передал эту роль другим. Именно поэтому главными действующими силами стали его дети, прежде всего Энлиль. Энлиль не просто правил миром, он его охранял. Он следил за тем, чтобы всё происходило по установленному порядку, чтобы Боги получали жертвы, а люди выполняли свою роль. Но если кто-то нарушал этот порядок, Энлиль был беспощаден. Одним из самых ярких примеров его гнева стал Великий Потоп, событие, которое шумеры описали задолго до библейской истории Ноя. В этом мифе Энлиль решил стереть человечество с лица Земли, но не все Боги были согласны с его решением.

В мифах шумеров люди появились не как любимые создания Богов, а как их слуги. Они должны были работать на Богов, строить храмы, приносить жертвы, воспевать своих небесных владык. Люди выполняли тяжёлый труд, который раньше приходилось делать самим Богам. Но со временем их становилось всё больше.

В процессе роста городов шумеров усиливался производимый ими шум. Шумерские боги, будучи правителями, испытывали раздражение от множества звуков, производимых людьми. В одном из мифов описывается, как Энлиль, в гневе, пожаловался другим богам на шум, мешающий ему спать. Он выразил намерение уничтожить человечество.

Энлиль собрал совет богов и убедил их в необходимости уничтожения человечества. Боги решили послать на Землю великий потоп, который должен был уничтожить города, посевы, скот и всю цивилизацию. Однако не все боги согласились с этим решением. Энки, бог воды и мудрости, был другом людей.

Он не желал гибели людей, но не мог открыто противостоять Энлилю. Поэтому он поступил иначе. Энки выбрал одного человека — праведного царя Зиусудру, который стал прообразом Ноя. Он явился ему во сне и предупредил о грядущей катастрофе: «Разрушь свой дом и построй корабль. Возьми с собой семена всех растений и всех животных, что есть на Земле. Когда Потоп придёт, ты спасёшь жизнь».

Зиусудра последовал совету Бога и построил огромный корабль. Когда Потоп начался, воды хлынули с небес и затопили всю Землю. Миф рассказывает, что Потоп длился семь дней и семь ночей. Волны были настолько высоки, что даже вершины зиккуратов скрылись под водой. Люди тонули, города разрушались, и казалось, что никто не переживёт гнев богов.

Когда воды наконец начали убывать, Зиусудра выпустил птицу, чтобы проверить, можно ли уже выходить на сушу. Когда она не вернулась, он понял, что Земля снова появилась из-под воды. Но когда Энлиль узнал, что кто-то выжил, он пришёл в ярость. Он потребовал объяснений, кто осмелился нарушить его волю. Кто спас людей, которых он хотел уничтожить? Энки не стал скрывать правду. Он сказал Энлилю, что не мог позволить человечеству погибнуть полностью.

Изначально Энлиль был разгневан, однако впоследствии он признал, что Потоп не стал причиной гибели людей, и дал им возможность начать всё с чистого листа. В качестве награды за свою праведность Зиусудра был удостоен бессмертия. Боги перенесли его в далёкие земли, где он мог вести вечную жизнь вдали от смертных.

Среди всех шумерских божеств нет никого, кто был бы столь же противоречивым и ярким, как Инанна. В поздней вавилонской традиции она станет Иштар, но её характер и роль останутся неизменными. Она олицетворяла саму жизнь, любовь, страсть, плодородие, но также войну, разрушение и власть.

Инанна, почитаемая как богиня, олицетворяла собой идеал власти и могущества. Она могла даровать царю победу и благословить землю обильным урожаем, но также была способна в одно мгновение забрать всё это. Инанна правила не только небесами, но и человеческими сердцами.

В храмах ей поклонялись цари и воины, земледельцы и жрецы, а также обычные люди, ищущие её благословения. Культ Инанны отличался от других культов тем, что он не строился только на страхе перед богиней или на мольбах о милости. Поклонение Инанне было наполнено жизнью, эмоциями и телесностью. В её храмах звучала музыка, люди пели и танцевали, совершая священные ритуалы, которые должны были передать богине их преданность.

Обряды в честь Инанны не ограничивались жертвоприношениями, как в случае с другими богами. Ей посвящали целые спектакли и мистерии, в которых воспроизводились её мифы, любовь и страсть. Одним из самых важных ритуалов был обряд священного брака, который проводился каждый год во время весеннего праздника. Во время этого обряда царь Шумера вступал в символический союз с Инанной, становясь её возлюбленным и избранником. В храме проходила торжественная церемония, в ходе которой верховная жрица, представлявшая саму богиню, соединялась с царём в священном акте, символизируя союз божественного и земного. Этот обряд считался необходимым для процветания страны. Если богиня принимала царя, земля становилась плодородной, урожай был богатым, а царство могло процветать. Если же царь не угождал богине, это могло привести к засухе, голоду, болезням и войнам.

Поклонение Инанне также включало культ жриц, которые служили в её храмах.

Эти женщины не просто молились и совершали обряды, но также считались воплощениями богини Инанны. Их касания, слова и танцы считались священными и наполненными силой Инанны. Имя богини писали на глиняных табличках вместе с молитвами и просьбами. Изображали Инанну в виде женщины с крыльями и львиными лапами, свинцом на голове, луком и стрелами. Она была готова защищать и нападать.

Однако, несмотря на свою власть, Инанна не была неподвластна судьбе. Как и любое другое существо, она столкнулась с тем, что стоит за гранью жизни, с миром смерти.

Миф о спуске Инанны в подземный мир — одна из самых загадочных и драматичных историй Древнего мира. Почему богиня, которая была воплощением жизни, решила отправиться в царство мёртвых?

Одни версии говорят, что она хотела заявить права на власть даже там, где царствует её сестра Эрешкигаль. Другие утверждают, что она спускалась туда, чтобы оплакать смерть мужа Эрешкигаль.

Так или иначе, её путешествие стало испытанием, которое изменило ход мироздания.

Перед тем как отправиться в подземный мир, Инанна подготовилась. Она знала, что это опасное путешествие, и приказала своему верному слуге Ниншубуру ждать её три дня и три ночи. Если она не вернётся, он должен был попросить о помощи Великих Богов.

Инанна облачилась в свои лучшие одежды, надела царскую корону, украшения из лазурита, золотые браслеты и свой пояс — всё, что символизировало её власть и силу. Она была готова предстать перед владычицей мёртвых во всём своём Божественном величии.

Когда она подошла к воротам подземного мира и потребовала, чтобы её впустили, страж врат задумался. Он передал её просьбу Эрешкигаль, и та, усмехнувшись, согласилась. Но с одним условием: Инанна должна войти так же, как входят все мёртвые, оставив за воротами свою силу.

На каждом из семи ворот подземного мира с неё снимали по одному предмету. Её корона осталась у первых ворот, её жезл — у вторых, её украшения, одежда и магическая защита — всё было снято с неё, пока она не осталась совершенно нагой перед своей сестрой.

Эрешкигаль не проявила к ней ни капли милосердия. Она осудила её и приказала убить. Тело Инанны повесили на крюк, оставив её в темноте.

На земле в это время начался хаос. Без Инанны жизнь начала угасать. Без неё не цвели растения, не текли реки, не рождались дети...

Продолжение следует...

Начало

Служилые люди Засечных черт России

Служилые люди Государства Российского века XVII (Засечные черты от поляков, крымчаков, ногаев и османов), века XVIII (Карл XII и его "сборная" Европы), века XIX (Наполеон и "сборная" Ев...

Про Глинище на Медведице и его обитателей

ПРО ГЛИНИЩЕ НА МЕДВЕДИЦЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ "Игорь Растеряев — наше национальное достояние. Он сам по себе — целое явление русской культуры. Как когда-то Василий Шукшин, Виктор Астаф...

Песни сильных духом Николая Емелина

«Мое творчество говорит о наших могучих и великих предках, и я бы очень хотел, чтобы мы были достойны их памяти. Я хочу, чтобы мои дети и внуки ходили с правильной осанкой и гордились и...

Обсудить
  • Взял бы я всех этих шумеров и отправил на СВО :feet: :feet: :feet: :feet:
  • Обратно впечаляет! Даже где-то торкает... :relaxed: