
..Мир начал умирать вместе с ней. Верный Ниншубур ждал три дня и три ночи, а затем отправился к богам с просьбой о помощи. Однако Энлиль, верховный бог неба, отказался вмешиваться. Он не хотел идти против воли смерти.
Только Эннки, мудрый бог воды, нашел способ спасти Инанну. Он создал двух неизвестных духов — существ, которые могли пройти в подземный мир, но не принадлежали ни к миру живых, ни к миру мертвых. Эти духи проникли во дворец Ирешкигаль - богини смерти, но не стали требовать освобождения Инанны. Они просто слушали.
Ирешкигаль стонала от боли, жалуясь на свои страдания. И тогда духи сказали ей: «Мы знаем, каково это — страдать». Впервые в истории богиня смерти услышала сочувствие. Она была так удивлена, что в благодарность предложила им любой дар. Тогда они попросили освободить Инанну.
Однако никто не может покинуть мир мертвых просто так. Вместо себя Инанна должна была оставить кого-то другого. Она согласилась. Когда она вернулась на землю, ее взор упал на Думузи, бога цветения и его возлюбленную. Он, казалось, не скорбел, не молился о ее возвращении и не совершал ритуалов в ее честь. В ярости Инанна указала на него, и слуги подземного мира утащили его во тьму.
Позже сестра Думузи, богиня Гиштинанна, предложила разделить его судьбу. В итоге он проводил полгода в подземном мире, а затем возвращался на землю, символизируя смену времен года. Этот миф — один из самых древних рассказов о смерти и возрождении, о том, как невозможно избежать тьмы, но всегда есть надежда на возвращение света.
Когда над шумерскими городами вставало солнце, начинался не просто новый день, на землю возвращался взгляд бога Уту, Бога Солнца. Он был воплощением света, порядка и истины. Его яркий лик прогонял тьму и освещал все поступки людей. Уту правил солнцем и справедливостью. Когда он поднимался на небосклон, его лучи проникали повсюду: в самые темные уголки городов, в глубокие ущелья, в закрытые дома. Он видел все: честный торговец или обманщик, мудрый правитель или деспот — никто не мог скрыться от его всевидящего взгляда.
Шумеры верили, что именно Уту судит людей. Он не раздавал милость, как Инанна, и не обрушивал ярость, как Энлиль. Его сила была в справедливости. Того, кто поступал честно, он защищал, а того, кто жил во лжи, обличал. В его честь приносили жертвы в храмах, просили защиты в судах, молились о честном исходе сражений. Но Уту был не просто судьей. Он был путником, путешественником, который каждый день совершал свой великий Небесный переход.
Утром он выходил из Небесных врат и начинал свой путь по небу, озаряя мир своим светом. Вечером же он опускался за горизонт, чтобы в ночи пройти через подземный мир. Именно поэтому его также называли проводником душ, тем, кто освещал путь умершим, защищая их от ужасов тьмы.
С этим богом связаны многочисленные мифы о битвах с демонами и помощи героям. Однажды он оказал поддержку Гильгамешу, великому царю Урука, подарив ему оружие, способное победить чудовищного Хумбабу (Хуваву) — существа-хранителя. Его свет всегда служил символом защиты, силы и нерушимого порядка, установленного богами.

Однако, если Уту был богом дня, то ночью мир принадлежал другому богу — Нанне, богу Луны. Если Солнце для шумеров было воплощением закона, то Луна олицетворяла тайны. Нанна, которого позже стали называть Син, был богом Луны, Мудрости, Магии и Предсказаний. Его свет не открывал истины, как солнечные лучи Уту, а, наоборот, скрывал их, оставляя место загадкам и тайнам.
Шумеры наблюдали, как каждую ночь Луна меняет свой облик, от тонкого серпа до полного диска и обратно к исчезновению. Поэтому Нанна считался богом перемен, цикла времени, ритма в жизни и самой судьбы. Жрецы внимательно следили за его движением, веря, что именно он раскрывает будущее тем, кто умеет читать знаки.
Нанна был мудрым и спокойным богом. Он не вмешивался в дела людей столь же активно, но именно его жрецы были лучшими астрономами и предсказателями в Шумере. Они изучали фазы Луны, рассчитывали время посевов и определяли благоприятные дни для царей и войн.
Но ночью, когда солнце скрывалось за горизонтом, царство Нанны расцветало. Он путешествовал по небу в своей небесной ладье, управляя течением времени, сменой приливов и отливов. Главными центрами поклонения Нанне были города Ур и Харан, где стояли величественные храмы, в которых жрецы записывали предсказания на глиняных табличках.
Нанна считался отцом двух великих богов — солнечного Уту и воинственной Инанны. В мифах говорится, что он передал им свою мудрость, и Уту получил способность видеть истину, а Инанна — силу власти.
Но за лунным светом всегда скрывается тьма. Как бог ночи, Нанна также был связан с потусторонним миром, снами, предзнаменованиями и тайными знаниями. Именно ему приносили жертвы маги, астрологи и правители, которые искали ответы в тенях ночи.
Когда солнце поднималось, его свет мог осветить правду. Но когда восходила Луна, появлялись вопросы, на которые не всегда были ответы. Среди величественных богов шумерского пантеона существовали и те, чье царство было за гранью жизни. Нергал и Эрешкигаль — царь и царица подземного мира, правили землей теней, миром, из которого никто не возвращался.
Царство Эрешкигаль было наполнено вечной тьмой. Здесь не было ни радости, ни надежды. Это был мир, где души мертвых скитались, потеряв свою прежнюю жизнь, но не получив новой. В отличие от поздних религиозных представлений о загробной жизни, у шумеров не существовало ни рая, ни ада, только бесконечное существование в серых тенях.
Шумерский подземный мир назывался Кур. Он находился глубоко под землей, за семью воротами, ведущими в вечную тьму. Души умерших попадали туда и оставались навсегда. Тот, кто однажды ступил в Кур, терял всё, что делало его человеком. Здесь не существовало радости, не было ни света, ни звуков. Души мертвых питались пылью и грязью, не зная голода, но также не зная и насыщения.
Вход в подземный мир стерегли ужасные демоны, известные как Галу, которые хватали любого, кто пытался покинуть это место. Даже богам было нелегко выбраться отсюда, что подтверждается мифом о спуске Инанны, когда ей пришлось искать замену, чтобы покинуть мир мертвых.
Однако, несмотря на весь ужас этого места, оно не было местом мучений. Мертвые не страдали, они просто существовали в вечной монотонности. Они теряли память и становились тенями своего прошлого. Лишь те, кто получал подношения от живых родственников — хлеб, воду, масло и одежду — могли сохранить хотя бы небольшую тень своей прежней жизни. Если же о них забывали, они исчезали полностью, теряясь в бездонной тьме.
Ирешкигаль была хозяйкой подземного мира. В отличие от Инанны, богини страсти и силы, Ирешкигаль была неподвижной и неизменной, как сама смерть. О её прошлом известно мало, но шумерские мифы рассказывают, что однажды она была похищена и заключена в Кур — подземный мир, где стала его единственной и вечной правительницей. Никто не мог бросить ей вызов, даже самые могущественные боги предпочитали избегать её царства.
Её дворец находился глубоко в подземном мире, окружённый демонами и духами мёртвых. Здесь она восседала на своём троне, принимая души умерших и наблюдая за их блёклым существованием. Она не была жестокой, но и милосердия от неё никто не ждал. Её сила заключалась в неизбежности, она была самой смертью, которую нельзя было умолить, подкупить или обмануть.
Но даже у царицы мёртвых была своя трагедия. Она жила в полном одиночестве. В отличие от Инанны, окружённой любовниками, воинами и жрецами, Ирешкигаль правила в пустоте...
Продолжение следует...
Оценили 9 человек
25 кармы