Байки предков об их жизни

0 1319

Про Веселова Александра Петровича (1897 – 1940).

Александр Петрович был участником Первой мировой войны.

Воевали, но ненависти к врагам не было. Часто по ночам, когда зажигали костры, чтобы согреться и вскипятить чайку, вражеские солдаты приходили в гости «на огонек».

Александр подружился с одним из них. Тот, когда приходил, все пел песню «Трансвааль, Трансвааль – страна моя». Александр запомнил слова и подпевал ему. Однажды Александр получил от него подарок – курительную трубку. Подарком очень дорожил.

На фронте Александр заболел, попал в госпиталь, отморозил ноги; ему ампутировали все пальцы на ногах, кроме мизинцев, и отпустили домой.

А с подаренной трубкой произошла в прямом смысле мистическая история.

Однажды Александр Петрович с трубкой в руках сел в лодку, стал переезжать на другой берег реки Ветлуги. Вдруг смотрит: пол-лодки воды. Вернулся к берегу, стал выливать. Подходит незнакомец:

- На другой берег перевезешь?

- Садись.

Поехали. Незнакомец увидел трубку:

- Дай посмотреть.

Александр дал. Только незнакомец взял трубку, как исчез вместе с ней – прямо растворился в воздухе. Александр головой тряхнул, глаза протер – может, привиделось; заснул среди бела дня? Только в лодке никого не было, и трубка тоже исчезла…

А на берегу в это время односельчанин был. Вот он потом к жене Александра Петровича – Александре Николаевне (1906 – 1990) – подходил и говорил:

- Что-то у тебя с Александром неладное творится: сам с собой разговаривал.

Александра Николаевна и стала у мужа допытываться, что на берегу Ветлуги произошло.

Александр рассказал эту странную историю.

А Александра Николаевна рассказала об этом случае своей дочери Брагиной (Веселовой) Антонине Александровне (1933 г. р.), от нее уж и мы услышали.

Байки с границы.

Шаров Павел Алексеевич(1920-1992) службу проходил на Дальнем Востоке, на границе, Участник боев с Квантунской армией, Эти истории записаны по его воспоминаниям.

1. На одном из участков границы простирались болота, которые считались непроходимыми, Их и не охраняли, тем более, что и охранять-то там было нечего: с нашей стороны за болотами стояла одна только ветхая избушка-сторожка…

А тут летом как-то засуха случилась – болота пообмелели. Пограничники с противоположной стороны решили подшутить над нашими…

Вот однажды утром встали наши, глядят: а по другую сторону границы стоит на взгорочке эта избушка-сторожка – за одну ночь, видимо, разобрали, перенесли и вновь собрали,

Начальство узнало – пришел приказ охранять границу на всем протяжении. И стали охранять то на лодках, то по пояс в ледяной воде, а зимой на лыжах.

2. Дело было во время войны. Один из пограничников чистил оружие и случайно прострелил левую ладонь прямо по середине. Отдали его под трибунал, который по законам военного времени присудил пограничника к расстрелу.

Парень говорил, что прострелена левая рука – это не мешает стрелять, да и зажила рука уже – хоть сейчас готов в бой.

Приговор был приведен в исполнение.

Про Веселова Петра Ионыча (крестьянин, кузнец, столяр).

В молодости Петр ходил в Нижний Новгород (около 120-ти км) на заработки: разгружать баржи. Платили там монетами – золотыми и серебряными. Обратно шли не по одному, а группами, чтобы не ограбили. Но разбойники их уже поджидали на дороге. Вытряхивали все, что находили.

Позднее Петр работал кузнецом в кузнице одного купца, который занимался сплавом леса по реке Ветлуге. А тут революция. Купец решил уехать за границу. Пришел к Петру, принес шкуры, говорит: «Сделай мне кибитку просторную, чтобы я мог скарб вывезти».

Петр говорит: «Стойки-то железные я сделаю, а со шкурами-то дела никогда не имел – вряд ли хорошо обтяну».

- Ну, как сможешь.

Петр сделал. Купец доволен был. За эту работу оставил Петру кузницу, в которой тот работал (две наковальни, два горна). Оставил и двор свой – большой, с конюшней и надворными постройками. Сам уехал.

Так Петр, который раньше жил в деревне Першино да стал там погорельцем, сразу и разбогател. В кузнице этой потом и сыновья Петра Ионыча работали: Веселов Александр Петрович и Веселов Михаил Петрович.

Эта история записана со слов Брагиной (Веселовой) Антонины Александровны.

Про Дубова Андрея Ивановича.

Андрей был крестьянин. Заболел холерой и оказался в больнице в Нижнем Новгороде.

Вместе с односельчанином в одной палате. Там, в больнице, умер. А односельчанин выздоровел и позднее рассказал жене Андрея Ивановича – Дубовой Анастасии Евграфьевне – о смерти ее мужа.

В больницах тогда простых людей не больно-то лечили, тем более от холеры. Вот лежали они в палате – медсестра принесла лекарство. Андрей Иванович выпил, а односельчанин не стал, вылил в горшок с цветком на подоконнике. Утром медсестра пришла – Андрей Иванович мертвый лежит, а односельчанин живой. Медсестра с удивлением на него посмотрела, но ничего не сказала. А цветок в горшке завял.

Рассказала историю Веселова (Козлова) Александра Николаевна. Дубов Андрей Иванович ей дедом приходился.

Легенда о трех святых.

записанная от Шарова Павла Алексеевича( родился и жил в деревне Булдаково – близ Варнавина Нижегородской области).

Плыли на камушке по реке Ветлуге трое святых: Варнава, Тихон и Макарий.

Плыли, плыли и однажды увидели, что маленькая речка впадает в Ветлугу против течения. Понравилось это место святому Варнаве. И здесь, на слиянии речки Красницы и реки Ветлуги 24 июня Варнава высадился на берег. На этом месте он основал град, названный в честь его Варнавино. А народ этого города празднует с тех пор 24 июня Варнавинскую годину.

После того, как Варнава сошел на берег, Тихон и Макарий поплыли дальше вдвоем.

И 29 июня Тихон вышел на берег на слиянии малой речки Лапшанги с рекой Ветлугой.

На том месте выросло село, которое по речке назвали Лапшанга. Народ в селе стал праздновать 29 июня Тихонову годину.

После этого Макарий странствовал один. Плавал он, плавал на камешке по Ветлуге, но никак не мог найти подходящего места, чтобы сойти на берег. Надоело реке Ветлуге носить на себе тяжелый камень со святым и однажды она бросила камень к берегу. Приткнулся камень к берегу 7 августа. Здесь Макарий и сошел на берег. Выросло на этом месте село, которое так и назвали: Макарий-притыка. А жители этого села с тех пор стали праздновать 7 августа Макарьев день.

В деревне Ляды

(Варнавинский район Нижегородской области) раньше барин жил, барская усадьба была.

В революцию барин сбежал за границу. Мужики потом тащили из усадьбы все, что можно было унести. А позднее и саму усадьбу по кирпичику разобрали. И в саду барском все перекопали – все клады искали, барин-то богато жил.

Вот оттуда один мужик и взял два кирпича железных; использовал как гнет при засолке огурцов – тяжелые были кирпичи.

Однажды к нему сосед пришел:

- Я видел – у тебя кирпичи железные были. Дай один – груз надо на калитку повесить, чтобы закрывалась.

- Да возьми: вон – на завалинке…

А зимой сын приехал к мужику из города. Вот он и решил угостить сына солеными огурцами с жареной картошкой. Послал сына в погреб, чтобы тот сам огурцов из кадки взял.

Сын пришел и спрашивает:

- Что за кирпич у тебя на гнете?

- Да в барской усадьбе взял.

-А не отравишься, когда заржавеет?

- Да уж давно на гнет кладу – не ржавеет.

Сын опять спустился в погреб, принес кирпич, стал отбивать кусок… Место отбоя заблестело – золото!

На другой день мужик к соседу пошел:

- Я тебе кирпич для груза на калитку давал – он мне самому теперь нужен.

- Да не брал я у тебя никакого кирпича! И калитка у меня без груза стоит.

Записана история по воспоминаниям от Шарова Павла Алексеевича (1920 – 1992).

июнь 2016


Тося Кузнецова https://www.proza.ru/2016/08/1...


Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...