В античном мире гранит* высоко ценился римлянами, которые после основания Империи широко использовали его для изготовления монолитных колонн.
-------------------------------------
* - Все камни, используемые в строительстве, в древнем Риме классифицировались как мраморы. В частности, гранит каменоломни MONS CLAUDIANUS был известен как marmor claudianum , хотя красный асуанский гранит назывался его греческим названием lithos или lapis pyrrhopoecilos. Итальянское же слово granito вошло в широкое употребление только в 15 веке.
--------------------------------------
Благодаря системе имперских карьеров серый и красный египетский гранит и, в меньшей степени, гранит, добываемый в Турции и на островах Эльба и Гильо, стал неотъемлемой частью римского языка монументальной архитектуры. Тем не менее, когда в третьем веке нашей эры производство мрамора в Риме пришло в упадок, добыча твердых камней в основном прекратилась*.
--------------------------------------
* - В средние века и в эпоху Возрождения гранит продолжали добывать в ограниченных количествах в римских карьерах на Эльбе и Джильо, а также в альпийской северной Италии, но нет никаких свидетельств того, что этот камень когда-либо попадал в Рим
--------------------------------------
Начиная с поздней античности, строители в Риме стали повторно использовать древние гранитные колонны для строительства новых зданий, Эта практика, широко известная, по крайней мере, с начала шестнадцатого века, на самом деле ни что иное, как грабеж.
То, что эти архитектурные элементы продолжали повторно использоваться, было не только результатом их повсеместного распространения, но и их долговечности. Египетский гранит был особенно твердым и прочным, и, как и другие камни, однажды добытый в карьере, со временем стал еще тверже благодаря процессу, известному как цементирование*. Джорджо Вазари в шестнадцатом веке заметил, что "гранит в карьере был более податлый и легче обработывался, чем после того, как провел некоторое время на открытом воздухе", а древние колонны, благодаря своей твердости и прочности, "не боялись ни огня ни пожара, и меч и само время, которое все рушит, не только не уничтожило их, но даже не изменило их цвет"
----------------------------------
* - Египетский красный и серый гранит имеет 7 баллов по шкале Мооса, что делает его более твердым, чем многие другие виды гранита, но более мягким, чем порфир и наждак. Как правило, при первой добыче камень содержит влагу, известную как "карьерный сок". По мере того, как эта влага выводится в процессе, известном как отверждение, камень становится тверже. В то же время, когда влага покидает камень, соли и другие минералы откладываются на поверхности, создавая твердую внешнюю оболочку. В случае гранита цементирование в основном вызвано химическими реакциями, которые происходят между внешней поверхностью камня и воздухом.
----------------------------------
Гранит, как и порфир, можно было с трудом вырезать только с помощью специально закаленных долот*. Этот метод закалки стали, который включал закалку раскаленного металла и затем его отпуск, сделал инструменты достаточно прочными, чтобы работать даже с самыми твердыми камнями. Однако этот процесс, развитый в античности, был в значительной степени утрачен в средние века. Поэтому в средневековом Риме все, что можно было сделать для адаптации гранитных колонн, - это укоротить их или разрезать на диски (как те, что можно найти на тротуарах Косматеска) с помощью пил и наждака.
----------------------------------
* - Даже сегодня гранит остается сложным материалом для ручной обработки. В справочнике по скульптуре для начинающих, например, говорится: "Я знал многих молодых людей, которые отказались от скульптуры […], потому что слишком рано в своей карьере они натолкнулись на кусок гранита. Я не одобряю гранит как средство для начинающих" (L. Slobodkin, "Sculpture: Principles and Practice", NY, 1973)
- Опытные каменотесы стараются закалить только самый кончик зубила, чтобы в случае поломки было потеряно как можно меньше металла. Для этого зубило охлаждают после нагрева, опуская его в канавку, проделанную в камне и заполненную водой не более чем на 2,5 см. (С. Кларк, Р. Энгельбах "Строительство и архитектура в Древнем Египте"? 1930)
- Индийские мастера по работе с камнем используют следующие инструменты - зубила, молотки, клинья и рычаги. Зубила, как правило, маленькие и имеют форму карандаша, из стали или из железа с закаленным наконечником (G. Wilkinson, "Processes of Quarring and Polishing Granite in India", 1843)
----------------------------------
Древние колонны в Риме конца XV века определялись не только своими формальными характеристиками, такими как пропорции и сложное оформление капители, но и в равной степени их материалом и монолитной природой этого материала. Чтобы по-настоящему возродить монолитную архитектуру античности, архитекторам пришлось воскресить древнюю колонну не только формально, но и материально. Широко используемый в архитектуре травертин был работоспособным и легкодоступным заменителем, но ему не хватало ассоциативной силы и величия, присущих древним монолитам. По мере того, как усиливались попытки восстановить древнюю архитектуру, только монолитные гранитные колонны могли по-настоящему олицетворять авторитет этой архитектуры.
Вначале римские архитекторы пробовали совмещать древний гранит с легким в обработке травертином, наращивая колонны травертиновыми барабанами или добавляя различные элементы в устройство антаблемента. Однако это не давало визуальной монументальности и резко контрастировало и обедняло древнюю и современную архитектуру.
Дворец Palazzo della Cancelleria, где было решено использовать древние гранитные колонны, стал первым внутренним двором римского Возрождения, полностью построенным из гранитных монолитов.
Такое решение сначала потребовало от строителей закупить гранитные колонны - трудоемкое и дорогостоящее мероприятие, которое потребовало земляных работ и использования впечатляющих подъемных машин.
Если раньше колонны из гранита в основном использовались в неизменном виде или просто укорачивались, строители Palazzo della Cancelleria переделали 44 гранитных ствола в соответствующий набор*, а так же переделали некоторые цилиндрические колонны в L-образные опоры.
---------------------------------
* - существует мнение, что гранитные колонны внутреннего двора были не переделаны, а вырезаны заново, (во всяком случае некоторая их часть) так как к пятнадцатому веку уже было сложно подобрать соответствующий набор древних колонн в таком количестве. Так же все стволы колонн имели необычно большие нижние скругления, что не соответствовало известным приемам и пропорциям античных колонн.
-----------------------------------
Чтобы сделать все это, строители специально искали во Флоренции закаленные долота, которые были достаточно прочными, чтобы обрабатывать древний гранит. Между 1497 и 1503 годами было зарегистрировано четырнадцать выплат от фабрики Cancelleria к кузнецу из Тосканы по имени «маэстро Бернардино». Первые три из этих документов фиксируют приобретение девятнадцати долот ( scharpelli ) специально для резьбы гранитных колонн ( le cholonne di granito ), в то время как большинство более поздних операций касаются ремонта, повторной штамповки и повторного закалки этих долот*
-----------------------------
* - Вазари утверждал, что Альберти "экспериментировал с характером своих стальных долот, но продвигался очень медленно и не мог обрезать чистые края и углы, которых требовала античная резьба". Джулиано да Сангалло - единственный человек, сохранивший свидетельства его рецепта закалки, основанного на средневековой традиции использования мочи козла, питавшегося плющом.
-----------------------------
Одна только врожденная твердость гранита сделала реставрацию гранитных колонн значительным событием. Люди отказывались верить в возможность обработки такого твердого камня. Как писал гуманист Анджело Декабрио в 1450-х годах о гранитном обелиске Ватикана: "Даже несмотря на то, что люди видят, что камень [гранит] сопротивляется железным долотам по своей сути, и как отскакивают от него искры, они все же срезают маленькие корки, которые они постоянно нюхают и взвешивают в руках, и, наконец, они бормочут о том, что работа выполнялась не силой человека, а некромантией или магическим искусством."
Возможность изменить форму этих гранитных колонн была воспринята современниками как равная достижениям древних. Подобно транспортировке древних гранитных монолитов, обработка этих колонн закаленными долотами сама по себе была актом возрождения. Это был трудоемкий процесс, в ходе которого гранит медленно скалывали острым долотом, затем шлифовали зубилом и в конечном итоге доводили до полировки с помощью наждака. Современные зрители понимали сложность этого начинания. Мастер Грегори в начале тринадцатого века, например, писал, что местный кардинал утверждал, что единственная гранитная колонна из Термы Диоклетиана «вряд ли могла быть вырезана, отполирована и отделана сотней мужчин за год».
Именно благодаря использованию закаленных долот строители Palazzo della Cancelleria смогли раскрыть потенциал древних архитектурных остатков - в частности, путем повторной обработки гранитных колонн разных размеров в соответствующий набор (или, о чем сказано выше, изготовление новых колонн). Но, что не менее важно, закаленные долота позволили мастерам восстанавливать сломанные древние колонны. Этот процесс вдохнул новую жизнь в древние артефакты, которые раньше символизировали кончину античности. Они больше не означали древние руины, но снова пробуждали древнее великолепие. Колонны внутреннего двора Palazzo della Cancelleria были, таким образом, доказательством того, что античность была буквально обновлена, возрождена духовно и физически.
Оценили 13 человек
31 кармы