• РЕГИСТРАЦИЯ

ЗАКАТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАНИТА В РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

19 1389

В античном мире гранит*  высоко ценился римлянами, которые после основания Империи широко использовали его для изготовления монолитных колонн. 

-------------------------------------

* - Все камни, используемые в строительстве, в древнем Риме классифицировались как мраморы. В частности, гранит каменоломни MONS CLAUDIANUS был известен как marmor claudianum , хотя красный асуанский гранит назывался его греческим названием lithos или lapis pyrrhopoecilos. Итальянское же слово granito вошло в широкое употребление только в 15 веке.

--------------------------------------

Благодаря системе имперских карьеров серый и красный египетский гранит и, в меньшей степени, гранит, добываемый в Турции и на островах Эльба и Гильо, стал неотъемлемой частью римского языка монументальной архитектуры. Тем не менее, когда в третьем веке нашей эры производство мрамора в Риме пришло в упадок, добыча твердых камней в основном прекратилась*. 

--------------------------------------

* - В средние века и в эпоху Возрождения гранит продолжали добывать в ограниченных количествах в римских карьерах на Эльбе и Джильо, а также в альпийской северной Италии, но нет никаких свидетельств того, что этот камень когда-либо попадал в Рим

--------------------------------------

Начиная с поздней античности, строители в Риме стали повторно использовать древние гранитные колонны для строительства новых зданий, Эта практика, широко известная, по крайней мере, с начала шестнадцатого века, на самом деле ни что иное, как грабеж.

То, что эти архитектурные элементы продолжали повторно использоваться, было не только результатом их повсеместного распространения, но и их долговечности. Египетский гранит был особенно твердым и прочным, и, как и другие камни, однажды добытый в карьере, со временем стал еще тверже благодаря процессу, известному как цементирование*. Джорджо Вазари в шестнадцатом веке заметил, что "гранит в карьере был более податлый и легче обработывался, чем после того, как провел некоторое время на открытом воздухе", а древние колонны, благодаря своей твердости и прочности, "не боялись ни огня ни пожара, и меч и само время, которое все рушит, не только не уничтожило их, но даже не изменило их цвет"

----------------------------------

* - Египетский красный и серый гранит имеет 7 баллов по шкале Мооса, что делает его более твердым, чем многие другие виды гранита, но более мягким, чем порфир и наждак. Как правило, при первой добыче камень содержит влагу, известную как "карьерный сок". По мере того, как эта влага выводится в процессе, известном как отверждение, камень становится тверже. В то же время, когда влага покидает камень, соли и другие минералы откладываются на поверхности, создавая твердую внешнюю оболочку. В случае гранита цементирование в основном вызвано химическими реакциями, которые происходят между внешней поверхностью камня и воздухом.

----------------------------------

Гранит, как и порфир, можно было с трудом вырезать только с помощью специально закаленных долот*.  Этот метод закалки стали, который включал закалку раскаленного металла и затем его отпуск, сделал инструменты достаточно прочными, чтобы работать даже с самыми твердыми камнями.  Однако этот процесс, развитый в античности, был в значительной степени утрачен в средние века. Поэтому в средневековом Риме все, что можно было сделать для адаптации гранитных колонн, - это укоротить их или разрезать на диски (как те, что можно найти на тротуарах Косматеска) с помощью пил и наждака.

----------------------------------

* - Даже сегодня гранит остается сложным материалом для ручной обработки. В справочнике по скульптуре для начинающих, например, говорится: "Я знал многих молодых людей, которые отказались от скульптуры […], потому что слишком рано в своей карьере они натолкнулись на кусок гранита. Я не одобряю гранит как средство для начинающих" (L. Slobodkin, "Sculpture: Principles and Practice", NY, 1973)

Опытные каменотесы стараются закалить только самый кончик зубила, чтобы в случае поломки было потеряно как можно меньше металла. Для этого зубило охлаждают после нагрева, опуская его в канавку, проделанную в камне и заполненную водой не более чем на 2,5 см. (С. Кларк, Р. Энгельбах "Строительство и архитектура в Древнем Египте"? 1930)

- Индийские мастера по работе с камнем используют следующие инструменты - зубила, молотки, клинья и рычаги. Зубила, как правило, маленькие и имеют форму карандаша, из стали или из железа с закаленным наконечником (G. Wilkinson, "Processes of Quarring and Polishing Granite in India", 1843)

----------------------------------

Древние колонны в Риме конца XV века определялись не только своими формальными характеристиками, такими как пропорции и сложное оформление капители, но и в равной степени их материалом и монолитной природой этого материала. Чтобы по-настоящему возродить монолитную архитектуру античности, архитекторам пришлось воскресить древнюю колонну не только формально, но и материально. Широко используемый в архитектуре травертин был работоспособным и легкодоступным заменителем, но ему не хватало ассоциативной силы и величия, присущих древним монолитам. По мере того, как усиливались попытки восстановить древнюю архитектуру, только монолитные гранитные колонны могли по-настоящему олицетворять авторитет этой ​​архитектуры.

Вначале римские архитекторы пробовали совмещать древний гранит с легким в обработке травертином, наращивая колонны травертиновыми барабанами или добавляя различные элементы в устройство антаблемента. Однако это не давало визуальной монументальности и резко контрастировало и обедняло древнюю и современную архитектуру.

Дворец Palazzo della Cancelleria, где было решено использовать древние гранитные колонны, стал первым внутренним двором римского Возрождения, полностью построенным из гранитных монолитов. 

Такое решение сначала потребовало от строителей закупить гранитные колонны - трудоемкое и дорогостоящее мероприятие, которое потребовало земляных работ и использования впечатляющих подъемных машин. 

Если раньше колонны из гранита в основном использовались в неизменном виде или просто укорачивались, строители Palazzo della Cancelleria переделали 44 гранитных ствола в соответствующий набор*, а так же переделали некоторые цилиндрические колонны в  L-образные опоры.

 


---------------------------------

* - существует мнение, что гранитные колонны внутреннего двора были не переделаны, а вырезаны заново, (во всяком случае некоторая их часть) так как к пятнадцатому веку уже было сложно подобрать соответствующий набор древних колонн в таком количестве. Так же все стволы колонн имели необычно большие нижние скругления, что не соответствовало известным приемам и пропорциям античных колонн.

-----------------------------------

Чтобы сделать все это, строители специально искали во Флоренции закаленные долота, которые были достаточно прочными, чтобы обрабатывать древний гранит. Между  1497 и 1503 годами было зарегистрировано четырнадцать выплат от фабрики Cancelleria к кузнецу из Тосканы по имени «маэстро Бернардино».  Первые три из этих документов фиксируют приобретение девятнадцати долот ( scharpelli ) специально для резьбы гранитных колонн ( le cholonne di granito ), в то время как большинство более поздних операций касаются ремонта, повторной штамповки и повторного закалки этих долот*

-----------------------------

* - Вазари утверждал, что Альберти "экспериментировал с характером своих стальных долот, но продвигался очень медленно и не мог обрезать чистые края и углы, которых требовала античная резьба". Джулиано да Сангалло - единственный человек, сохранивший свидетельства его рецепта закалки, основанного на средневековой традиции использования мочи козла, питавшегося плющом.

-----------------------------

Одна только врожденная твердость гранита сделала реставрацию гранитных колонн значительным событием. Люди отказывались верить в возможность обработки такого твердого камня. Как писал гуманист Анджело Декабрио в 1450-х годах о гранитном обелиске Ватикана: "Даже несмотря на то, что люди видят, что камень [гранит] сопротивляется железным долотам по своей сути, и как отскакивают от него искры, они все же срезают маленькие корки, которые они постоянно нюхают и взвешивают в руках, и, наконец, они бормочут о том, что работа выполнялась не силой человека, а некромантией или магическим искусством."

Возможность изменить форму этих гранитных колонн была воспринята современниками как равная достижениям древних. Подобно транспортировке древних гранитных монолитов, обработка этих колонн закаленными долотами сама по себе была актом возрождения. Это был трудоемкий процесс, в ходе которого гранит медленно скалывали острым долотом, затем шлифовали зубилом и в конечном итоге доводили до полировки с помощью наждака.  Современные зрители понимали сложность этого начинания. Мастер Грегори в начале тринадцатого века, например, писал, что местный кардинал утверждал, что единственная гранитная колонна из Термы Диоклетиана «вряд ли могла быть вырезана, отполирована и отделана сотней мужчин за год».

Именно благодаря использованию закаленных долот строители Palazzo della Cancelleria смогли раскрыть потенциал древних архитектурных остатков - в частности, путем повторной обработки гранитных колонн разных размеров в соответствующий набор (или, о чем сказано выше, изготовление новых колонн). Но, что не менее важно, закаленные долота позволили мастерам восстанавливать сломанные древние колонны. Этот процесс вдохнул новую жизнь в древние артефакты, которые раньше символизировали кончину античности. Они больше не означали древние руины, но снова пробуждали древнее великолепие. Колонны внутреннего двора Palazzo della Cancelleria были, таким образом, доказательством того, что античность была буквально обновлена, возрождена духовно и физически.


    "Сама виновата - нелепый брак и дети в 70 лет": Какое послание Пугачёва написала россиянам, и какие ответы получила от сограждан

    Мы с вами стали свидетелями поистине удивительного феномена. Незыблемая, как твердь, вечная, как время, обширная щупальцами, как осьминог. Отлитая в бронзу и стоящая на пьедестале, возв...

    Поток базы от Медведева. Семьи мигрантов должны уехать
    • pretty
    • Вчера 08:09
    • В топе

    ИГОРЬ  ЛИСИНВ последние годы Дмитрий Анатольевич радует. С того момента, как он перестал быть премьер-министром, его будто расколдовали. Образ "системного либерала" начал разрушаться на глазах. И...

    Россия сломала карьеру «золотого мальчика»

    Издревле люди рассказывали детям поучительные истории. На примере животных и других персонажей они передавали хорошие манеры и жизненную мудрость о том, как поступать нельзя, поскольку ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      anscool Здравомыслие.
      3 апреля 07:59

      19/20

      Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Собор Иоанна Богослова, Нью-Йорк ...
      347
      anscool Здравомыслие.
      8 марта 20:52

      От венеры до вуали

      Как только человек научился обрабатывать камень, он захотел научиться обрабатывать его красиво. Попытавшись обработать камень красиво, человек создал скульптуру. Первые скульптуры были просты, в чем-то неказисты, лишены легкости формы и эстетики: Но человек продолжал учиться. Учиться и совершенствовать методы создания скульптуры и инстру...
      1330
      anscool Здравомыслие.
      15 февраля 2022 г. 16:09

      Можно ли ломать камень при помощи деревянных клиньев?

      В научно-популярной литературе и исторических документах часто упоминается техника раскалывания камней при помощи деревянных клиньев. Например, в газете Norwich Courier за 1833 год упоминается о таком методе раскалывания камней во Франции:《Едва ли не самым простым и эффективным является метод, используемый в некоторых областях Франции, где изготавливают...
      1329
      anscool Здравомыслие.
      6 января 2022 г. 09:10

      О разрушении Александровской колонны

      Григорий Петрович Гельмерсен - основоположник русской школы геологической картографии, генерал-лейтенант инженерного корпуса, горный инженер, директор Горного института (1856—1872), академик Императорской Петербургской академии наук с 1850 года. Ниже - перевод с немецкого статьи с его рассуждениями о Александровской колонне.Примерно в 2 км от станц...
      815
      anscool Здравомыслие.
      28 декабря 2021 г. 08:42

      Обелиск Муссолини

      Обелиск Муссолини был возведен на Итальянском форуме в 1932 году и считается одним из самых больших монолитов, добытых и изготовленных в ХХ веке.Итальянский Форум был  важным проектом режима фашистской Италии. Этим сооружением Рим хотел заяаить о себе, показать свою значимость и подать заявку на участие в летних Олимпийских играх 1940 года . Компле...
      1499
      anscool Здравомыслие.
      9 декабря 2021 г. 12:37

      Монгольское нашествие в описаниях современников

      ФОМА СПЛИТСКИЙ, "ИСТОРИЯ АРХИЕПИСКОПОВ САЛОНЫ И СПЛИТА", XIII век:Они прошли от восточных стран до границ рутенов, разоряя земли, которые они пересекали. Но благодаря сильному сопротивлению рутенов они не смогли продвинуться дальше; действительно, у них было множество сражений с народами рутенов и много крови было пролито с той и другой стороны, но они ...
      817
      anscool Здравомыслие.
      4 декабря 2021 г. 16:31

      320 тонн в гору. Съемки фильма Фицкарральдо 1982 года

      В начале 1980-ых немецкий режиссер Вернер Херцог отправился в Перу для съемок фильма Фицкарральдо. Съемки проходили в тяжелейших условиях, среди диких джунглей, где доставка продовольствия, воды и необходимого оборудования была сложной задачей (два раза самолеты терпели крушение). Главного актера Клауса Кински из-за склочного характера и п...
      809
      anscool Здравомыслие.
      4 декабря 2021 г. 08:49

      Так создаются фейки #4. Охотники на динозавров

      На фотографии видны "уши фотографа": ноги оленя, которые не заметил и не отредактировал автор фейка Так же найдена модель динозавра, вставленная в оригинальную фотографию: Оригинальная фотография 1893 года, на которой  изображена группа людей, захвативших грабителя поездов Джона Зонтага: ...
      851
      anscool Здравомыслие.
      19 ноября 2021 г. 08:12

      Момент истории #4. Строительство Капитолия, Вашингтон

      Мраморная заготовка колонны по дороге из каменоломни на строительную площадку Ручная обработка мраморных колонн Каменотесы за работой До и после Подъем и установка Подъем и установка...
      814
      anscool Здравомыслие.
      17 ноября 2021 г. 08:46

      Так создаются фейки #3. Фотографии времен Гражданской войны в США

      Одна из наиболее известных криптозоологический фотографий, на которой якобы запечатлены солдаты Союзной Армии, убившие птеродактиля.Первое, что обращает на себя внимание - несоответствия военной формы. Рядовой состав носил овальную пряжку на ремне, прямоугольная - для командующего состава. Пряжка ремня заплечного мешка недопустимо уехала в район подмышк...
      841
      anscool Здравомыслие.
      10 ноября 2021 г. 22:38

      Так создаются фейки #2. Птерозавр Дикого Запада

      Снимок из The Tombstone Epitaph, Аризона, 1890 год26 апреля 1890 года в The Tombstone Epitaph действительно была напечатана история о мужчинах, стрелявших в большого летающего монстра (почему в прессе появлялись такие истории, смотрите здесь: https://cont.ws/@anscool/1471767). Город Tombstone пережил значительный подъем в 1880 году б...
      872
      anscool Здравомыслие.
      9 ноября 2021 г. 08:06

      Момент истории #3

      Каменотес Боб Буист "отсекает все лишнее", реставрация собора в Блэкберне, 1989 год...
      642
      anscool Здравомыслие.
      5 ноября 2021 г. 09:41

      Так создаются фейки #1

      Теодор Рузвельт с охотничьим трофеем, Африка, 1909 годОригинал: ...
      927
      anscool Здравомыслие.
      2 ноября 2021 г. 22:47

      Писал ли Тропинин портрет Самсона Суханова?

      Речь пойдет о картине художника В.А. Тропинина «Старик-каменщик», которая находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени в Москве и называется портретом С. К. Суханова. Портрет был приобретен в 1966 г. московским собирателем Ф.Е. Вишневским (1902—1978), будущим основателем и главным хранителем указанного музея. На портрете есть по...
      898
      anscool Здравомыслие.
      1 ноября 2021 г. 19:51

      Момент истории #2

      Первые реставрационные работы в храме Карнак, Египет, 1850 -ые годы...
      691
      anscool Здравомыслие.
      30 октября 2021 г. 07:19

      Как вырезать каменный шар?

      Скульптор должен уничтожать лишний мрамор, торчащий за пределами фигуры, которая заключена внутри него. / Л. да ВинчиОдним из примеров мастерства Суханова являются два огромных гранитных шара на Стрелке Васильевского острова — говорят, он высек их по принципу «отсечь всё лишнее», на глаз, не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами / нар...
      777
      anscool Здравомыслие.
      20 октября 2021 г. 08:01

      Неделя из жизни каменотеса-стажера или как вырезать колонну

      Рэйчел, стажер из Lincoln Cathedral:Пару месяцев назад мне посчастливилось изготовить пару колонн, чтобы заменить ими некоторые поврежденные на северо-восточном трансепте, и я хотела бы поделиться этим процессом со всеми вами.Вначале камень поступает из карьера в предварительно вырезанных блоках. На каждом из них написан код, в котором подробно описана ...
      765
      anscool Здравомыслие.
      19 октября 2021 г. 16:23

      Момент истории #1

      Рабочий распиливает мраморную заготовку для колонны при строительстве храма, Индия, ок. 1955 - 1970 гг....
      703
      anscool Здравомыслие.
      6 мая 2021 г. 12:15

      Фальшивая древняя история Ирака или что случилось в музее города Мосул

      А и найдем, в отличии от ...:)Давайте разбираться, что случилось во время нападения боевиков ИГИЛ в музее города Мосул в 2015 году и откуда современная арматура в "древних" скульптурах.Большинство разрушенных артефактов мосульского музея делились на две категории: скульптуры из города Хатра римского периода, расположенного в пустыне к югу от Мосула, и а...
      1075
      anscool Здравомыслие.
      15 апреля 2021 г. 10:54

      Древние астронавты верхом на ракете или южноамериканские Мюнхгаузены

      Эти и подобные им фотографии кочуют из статьи в статью, где нам рассказывают о древних астронавтах и палеоконтакте. Вот так наши предки бороздили воздушное пространство на личном ракетном транспорте...На самом деле фигурки эти известны и никакого секрета для науки не представляют. Да и в музеях Южной Америки имеются в товарных количествах. ...
      2395
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика