Колониализм убивает не только людей

0 209

Европейский колониализм опустошил земли коренных народов по всему миру, подорвав экологию нашей планеты. Мы должны бороться против него, если хотим развиваться. Идеология и практика европейского колониализма – одна из самых жестоких и бесчеловечных систем. В каждом уголке земного шара европейцы систематически насаждают своё господство принуждением, экономическим давлением и разрушением окружающей среды. Один из наименее изученных аспектов колониализма – уничтожение не только коренных народов, но и экосистем. Чтобы насадить в завоёванных странах европейский образ жизни, колонизаторы уничтожают местную флору и фауну, чтобы внедрить привычную для себя экосистему. От этой практики особенно сильно пострадали коренные народы Северной Америки, Южной Африки и Палестины. Разрушая окружающую среду и насильственно изменяя отношения человека с природой, колонизаторы устанавливают своё господство над коренными народами.

Учитывая природу этой проблемы, очень важно изучать работы активистов, учёных и писателей из пострадавших от колониализма стран. Кто лучше коренных народов понимает экологический ущерб колониализма? В этой статье мы рассмотрим экологический ущерб, принесённый европейцами народам Северной Америки, Южной Африки и Палестины, но учитывая глобалистский характер европейского колониализма, нетрудно применить наши выводы к другим пострадавшим регионам. Для начала нужно дать определение главной проблеме. Европейский или поселенческий колониализм относится к сложным социальным процессам, при котором, по крайней мере, одна община стремится навечно переселиться на земные, водные и воздушные территории, где уже живут одна или несколько общин, которые основывают экономическую жизнеспособность, культурное процветание и политическое самоопределение на взаимодействии с растениями, животными, физическими объектами и экосистемами этих территорий.

Такой колониализм действует по трём главным принципам: 1) захват земли, 2) зачистка земли, 3) истребление коренных народов. Термин «экология поселенческого колониализма» описывает деятельность социальных и политических механизмов колониализма, которая подрывает взаимоотношения между людьми и окружающей средой. Активист и учёный народа потаватоми Кайл Уайт пишет, что эти принципы приводят к деградации окружающей среды во всём мире, одновременно распространяя расистские предрассудки. Последствия европейского колониализма заключаются в огромном ущербе коренным народам и экосистемам. Колониализм полностью уничтожает суверенитет коренных народов и экологический баланс природы, ставя под угрозу коллективное существование человечества.

Термин «коллективное постоянство» означает концепцию общественной устойчивости и самоопределения. Эта концепция стала актуальной для коренных народов, когда на них напали европейские колонизаторы. Основываясь на своём анализе экологического ущерба колониализма, Уайт сравнивает традиции взаимосвязанных отношений, систем ответственности и миграции анишинаабэ с европейскими обычаями. Широко известно, что у коренных народов существуют принципиально другие отношения с окружающей средой, чем у колонизаторов.

Этот факт одинаково верен для коренных народов Северной Америки и Палестины. «На протяжении бесчисленных поколений палестинцы жили и работали в гармонии с природой Палестины, сохраняя местный ландшафт, сообща используя ресурсы и выращивая разнообразные сельскохозяйственные культуры», - говорится в докладе Института ближневосточного взаимопонимания. Взаимосвязь палестинцев с окружающей средой можно выразить на примере их отношения к оливковым деревьям. Для палестинской культуры оливковое дерево – мощный символ палестинской идентичности, поскольку его корни символизируют связь с землёй, а ветви – вынужденное перемещение. Оливковые деревья имеют для палестинцев большое культурное и экономическое значение. Почти половина всех обрабатываемых земель на Западном берегу покрыта 10 млн. оливковых деревьев. Для около 80-100 тыс. семей оливковые деревья являются основным или дополнительным источником дохода. Оливковые деревья составляют более 70% производства фруктов и 14% экономики в Палестине, поэтому они жизненно важны для Палестины.

Тесные связи коренных народов с родной природой основаны на том, что учёный Робин Климмерер называл «заветом взаимности», а потоватоми называют «эмингояк» - то, что было нам дано, дар, на который надо ответить взаимностью. Этот целостный и равноправный взгляд сильно отличается от идеологии колонизаторов. «Мерой колониального отношения к земле всегда являлось насилие: землю нужно захватить, а не учиться у неё или быть её частью», - пишет Ванесса Уоттс. Взаимоотношения коренных народов с окружающей средой радикально отличаются от насильственного колониального подхода. «Его народ был озером, а озеро было народом. Этот народ жил за счёт рыбы, животных, воды, растений озера, поэтому во все клетки людей этого народа проникло озеро», - писал старейшина анишинаабе Тобасонаквут. Там, где колонизаторы стремятся контролировать природу, считая себя её безоговорочными хозяевами, коренные народы считают себя частью природы. Жизнь в гармонии с природой ведёт к процветанию человечества, а колонизаторское отношение к земле как к собственности смехотворно. Почтение коренных народов к природе относится не только к земле. «У людей не может быть никаких уникальных привилегий в действиях и интеллекте, поэтому идентичность человека, ответственность и забота описываются философией, согласно которой нечелоческие существа тоже обладают свободой воли, духовностью, знаниями и интеллектом», - считают учёные анишинаабе. Принимая во внимание эти культурные традиции, коренные народы разработали духовные, политические и социальные концепции, определяющие их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой. Эти традиции и концепции стали основой для многих сложных систем управления и права.

Во времена режима апартеида в ЮАР, когда основную массу коренных жителей англичане изгнали на небольшие участки земли, половина африканского населения проживала лишь на 13% территории страны. Это привело к значительному ухудшению экологических условий. Из-за зависимости южноафриканской экономики от экспорта полезных ископаемых и санкций нефтедобывающих стран, правительство ЮАР вкладывало большие деньги в добычу угля. Правительство отказалось от регулирования и контроля этой отрасли, что привело к опустошению земель и загрязнению воздуха в местах добычи и обработки угля. На угольных электростанциях в ЮАР не было очистительных сооружений, поэтому из-за них образовывались густые облака смога и кислотные дожди, убивающие сельскохозяйственные культуры, от которых зависело выживание африканцев. Изгнание коренных жителей на ограниченные участки земли также привело к истощению верхнего слоя почвы из-за чрезмерного использования. Потребление древесины также значительно превысило темпы воспроизводства, что привело к полному исчезновению лесов в Квакве. Апертеид нанёс огромный ущерб природе Южной Африки. К 1980 году только в Сискее 46% земель подверглось умеренной или сильной эрозии. При среднем размере в 2 гектара земли на семью и общем дефиците средств для основных фермерских работ и природоохранных мероприятий, земля пришла в такое состояние, что больше не могла кормить проживающих на ней людей.

Угрозы коллективному существованию, возникшие из-за нападений колонизаторов на взаимозависимые отношения между коренными народами и природой, а также из-за бесконтрольной эксплуатации земель и массовых убийств местных жителей, становятся особенно опасными в сочетании с негативными последствиями капитализма. Сегодня почти весь мир понимает опасности империализма и климатических изменений. Опустошительные последствия этого режима убивают природу на всей планете, и коренные народы больше всего страдают от них. Им становится всё сложнее сохранять коллективное существование.

Колонизаторы, которые несколько веков нарушали права коренных народов, виновны и в насилии над окружающей средой, что приводит теперь к таким явлениям как климатическая несправедливость. Такие явления, наносящие наибольший вред коренным народам, учёные и активисты называют порочными обратными связями. Эти связи усиливают разрушительные последствия колониализма для коренных народов и экосистем. Пожалуй, наиболее известны и наглядны эти последствия в таких морских регионах как Мексиканский залив и Арктика.

В Северной Америке коренные народы насильственно и намеренно изгнаны англичанами и французами на небольшие участки земли с низким уровнем плодородия и ресурсов. Поэтому эти коренные народы сталкиваются с серьёзными проблемами по мере ухудшения климатических условий из-за промышленной деятельности колонизаторов. Кайл Уайт объясняет эти проблемы «циклическими последствиями стратегий США, направленными на подрыв ответственности коренных народов за счёт отбора земель, а также на увеличение промышленных загрязнений, которые постоянно растут из-за колонизаторской деятельности». Большинство людей сейчас понимает, что эти проблемы сказываются уже не только на людях.

Эти циклические последствия особенно тяжёлый вред приносят в эпоху климатических изменений, которые позволяют колонизаторам проникать на новые территории коренных народов, например в Арктике, где ранее труднодоступные углеводородные ресурсы становятся доступными для эксплуатации из-за таяния снега и льда. Подобные скачки в добывающих отраслях, связанные с климатическими и военно-политическими факторами, ухудшают такие пагубные последствия колонизации как сексуальное насилие и торговля женщинами и детьми коренных народов.

Колониализм принципиально не считает нужным учитывать окружающую среду и население захваченных стран. Пока колонизаторы могут расширять строительство колоний и эксплуатацию природных ресурсов, они считают ситуацию нормальной. Колониализм также укрепляет дегуманизирующие стереотипы, которыми европейцы оправдывают терроризм в отношении коренных народов. Уайт определяет это социальное явление как «модель усиления невежества колонизаторов в области культуры коренных народов». Для жителей Северной Америки это явление хорошо известно. Европейские колонизаторы уничтожили коренные народы, захватили земли, убили местные экосистемы, чтобы создать европейский ландшафт. Природные заповедники в США воспринимаются как уникальное зрелище, но не следует забывать, что вся эта земля выглядела как эти заповедники, пока англичане не уничтожили местную окружающую среду.

Люди, которые участвуют в колониальных процессах, проповедуют дискриминационные убеждения в отношении коренных народов, что усиливается вытеснением местных экосистем экосистемами колонизаторов. Это видно и на примере Палестины, где израильская оккупационная армия регулярно выкорчёвывает деревья и уничтожает местную дикую природу, чтобы построить свои незаконные колонии, и это укрепляет веру сионистов в превосходство еврейских колонистов над коренными палестинцами, которые веками жили и трудились на этой земле. В одном только 2021 году евреи вырубили, выкорчевали и сожгли более 19 тыс. местных деревьев. Израиль также устанавливает свои колонии на территориях природных заповедников на Западном берегу. Это наглое неуважение не только к коренным палестинцам, но и к местным экосистемам лежит в основе оправданий израильской политики сегрегации, грабежа и массовых убийств на территории Палестины.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на всю жестокость и другие отвратительные действия колонизаторов на завоёванных землях, окружающая среда часто остаётся забытой жертвой. Во время массовых экологических протестов, активисты редко говорят с трибун и пишут на плакатах, что армия США – крупнейший потребитель нефти, или что с 7 октября 2023 года израильская оккупационная армия, совершая геноцид против жителей Газы, способствовала увеличению выбросов углекислого газа, превышающих годовой объём выбросов средних стран. Как и многие другие проблемы социальной справедливости, экологические проблемы невозможно решить без освобождения от европейского режима капитализма, расизма и колониализма. А для этого угнетённые народы должны всеми возможными средствами продвигать народные революции. Коренные народы могут вернуть свои исконные земли только в борьбе. Во всём мире народы завоёванных стран всегда выступали против оккупации с помощью протестов, забастовок и вооружённого сопротивления. Человечество не может рассчитывать на долгую жизнь на этой планете, если не будет свергнута система колониализма, которая уничтожает не только людей, но и природу.


Источник

Наташа

Наташа была в школе круглой отличницей. Когда пошла в 10-й класс, родители уехали в Германию, прихватив её с собой. Наташа была в школе круглой отличницей. Когда пошла в 10-й класс, роди...