Сокровища русской культуры 88. Московский метрополитен – музей архитектурных стилей. Ч.1.

3 724

Я видел и пользовался разными метро. Есть метро гораздо длиннее московского и с бОльшим колич. станций, например в Сеуле (см. О Северной и Южной Кореях. https://cont.ws/@apov2014/1014699) . Но лучше и красивее Московского метро - нет нигде. Это одновременно и гигантский подземный дворец с сотнями залов, и быстрый и удобный способ ехать на работу и почитать книгу, и музей истории и архитектуры Великой страны.

Смотрим.

опубликовано в https://snegir.org/post/moskovskoe-metro/

Некоторые фото John´a

Метро — неотъемлемая часть инфраструктуры столицы. В 1931 году было принято постановление «О строительстве московского метрополитена», в 1935 — метро осуществляло уже 2% городских перевозок, а в 1940 — процент возрос до 14. В 1995 году метрополитеном пользовалась половина городского населения (52% жителей). К 2018 — поток возрос до 9,2 млн. человек в день. Однако московское метро — не только быстрый и комфортный способ передвижения, но ещё и символ экономической мощи столицы и более того — уникальный объект культурного наследия, в котором отражена истории страны в рамках последнего столетия. Но и это еще не все — разнообразие использованных в оформлении станций приемов настолько велико, а уровень исполнения настолько высок и филигранен, что по московскому метро даже можно изучать архитектурные стили.

Первая очередь — дворцы для народа

На этапе возведения первой очереди метрополитена ключевой была идея сделать станции «дворцами для народа», то есть наглядно воплотить на практике принцип советского государства согласно которому простым рабочим должно быть доступно все лучшее, что только может быть создано и построено. Жители и гости столицы, спускаясь в подземку, должны были чувствовать мощь советского государства, а сам метрополитен призван был стать неким символом коммунистических идей, демонстрирующим их величие.

Монументальная архитектура московского метрополитена до сих пор поражает воображение его посетителей. Исследования психологов показывают, что многие станции и сегодня вызывают у людей, впервые попавших на них, целый комплекс положительных эмоций, причем именно тех, которые и хотели вызвать создатели первой очереди — любопытство, оживление и воодушевление.

Первая очередь метрополитена — линия от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленска» — была построена в период с 1931 по 1934 гг. В это время государственная идеология еще не отдала четкого предпочтения тому или иному архитектурному стилю, поэтому в создании и оформлении станций участвовали и неоклассики, и конструктивисты, и функционалисты.

Схема метро 40-х годов

Конструктивизм и функционализм в московском метрополитене

Станция "Красносельская"

Черты двух последних стилей, направленные на удобство и максимально эффективное использование пространства, ярко выражены на станции «Красносельская». Архитекторы старались впустить в вестибюль как можно больше света, использовав для этого ленточные окна и полуовальную подсветку лестницы.

Станция "Красные ворота"

Элементы конструктивизма прослеживаются и в архитектуре «Красных ворот». Яркий вестибюль, напоминающий раковину, как бы приглашает пассажиров вниз. Эта станция уникальна тем, что в ее оформлении конструктивизм органично сочетается с неоклассицизмом: так, по замыслу архитектора, пилоны облицованные красным мрамором должны были напомнить наблюдателю о снесенных Московских Красных воротах.

Станция "Площадь Дзержинского" (сегодня - "Лубянка")

«Лубянка» — еще один характерный пример конструктивизма. Она производит впечатление монументальности, некоторой напряженности, при этом демонстрирует мощь и несгибаемость. Тоннельная форма перронов и подпружных арок усиливают ощущение давления земли, которое, впрочем, надежные стены стойко выдерживают.

Неоклассицизм в станциях метро

В строительстве следующих станций, примерно с середины 1930-х гг., доминирующим стилем становится неоклассицизм. Теперь архитекторы четко следуют установке партии и стараются придать помещениям вид воздушных дворцов, избавляя пассажиров от ощущения нахождения под землёй.

Самый яркий пример неоклассической станции — «Комсомольская», построенная по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Она оформлена с имитацией ордерной системы, украшена упрощенными капителями и росписями Фаворского. Люди, впервые попавшие сюда, чаще всего описывают свои эмоции такими словами как — гордость, защищенность, активность и оптимизм. К строительству «Комсомольской» отнеслись с таким вниманием еще и потому, что она — «ворота в город». Именно сюда попадают гости Российской столицы и именно здесь получают первое впечатление о ней.

Особенности архитектуры и освещения на станции «Дворец советов» (с 1957 г. — «Кропоткинская») также придают ей сходство с дворцом — легким, воздушным и невесомым. Такой эффект достигается благодаря использованию простых форм, безбалочных перекрытий и особой системы освещения — скрытых в капителях источниках света.

Вторая очередь метрополитена — роскошь ар-деко

В 1935 — 1938 гг., когда строилась вторая очередь московского метрополитена, в Европе набирал популярность стиль ар-деко, влияние которого отразилось и на творчестве советских архитекторов. Для него характерны растительные мотивы, обильный декор и использование дорогих эффектных материалов. Теперь простые формы функционализма и конструктивизма, воплощенные в первых станциях, стали подвергаться критике, а новым станциям архитекторы старались придать максимальное сходство с роскошными дворцами — поэтому в отделке начали широко использовать фарфор, мрамор, нержавеющую сталь и родонит.

Станция "Киевская"

Первая станция в стиле ар-деко — «Киевская», открытая в 1937 году, поражала колоннами из керамики и мрамора с элементами полупрозрачного оникса. К сожалению, со временем последний начал разрушаться и был полностью заменен на мрамор. Оформление станции выполнено с использованием традиционных национальных украинских мотивов — это хорошо заметно на примере орнаментов на полу и растительных узорах колонн.

Станция "Аэропорт"

Станция «Аэропорт» также выполнена в стиле ар-деко. Её отделочные материалы, как на других станциях второй очереди, поражают пышностью и богатством. Инкрустированные мрамором стены напоминают стропы парашюта, а односводчатый потолок выкрашен в синий цвет неба, за счёт чего создаётся ощущение легкости и свежести.

Станция "Театральная"

Некоторые другие станции второй очереди, например, «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Динамо» и «Площадь Революции» были построены в классическом стиле — в их изначальном оформлении, как и в оформлении станций выполненных в стиле ар-деко, было использовано значительное количество украшений, мозаик и дорогих материалов. Правда, подобная роскошь оказалась непрактичной — мозаики на полу быстро и неравномерно истирались так, что люди начали спотыкаться, ониксовые колонны трескались. Поэтому позже полы этих станций были перекрыты надежным гранитом, а поврежденные элементы колонн заменили на «обычный» мрамор.

ч. 2 см в https://cont.ws/@apov2014/2624...

.....

Читайте по теме:

История метрополитена

https://mosmetro.ru/about/history

....

История Московского метро

https://yandex.ru/video/preview/15904489368158063343

....

Метро Москвы.

https://coollib.net/b/520890-i-kattsen-metro-moskvyi/read

...

Архитектура Московского метро

https://www.rulit.me/books/arhitektura-moskovskogo-metro-read-139882-1.html

....

СССР. Метро

15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метрополитена. Движение составов запустили от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская". В тот день Москва стала 24-м городом мира, в котором появилось метро. Уже сегодня метрополитен Москвы стал самым крупным в Европе по пассажиропотоку и вошел в десятку самых протяженных.

https://www.youtube.com/watch?v=hmZKQHtIS9w

Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

Обсудить
  • молодец конечно но-10. Мехико, Мексика – 225 км 9. Мадрид, Испания – 293 км 8. Токио, Япония – 310 километров 7. Нью-Йорк, США – 373 км 6. Москва, Россия – 379 км 5. Сеул, Южная Корея – 393 км 4. Лондон, Англия – 402 км 3. Париж, Франция – 587 км 2. Шанхай, Китай – 538 км 1. Пекин, Китай – 599 км
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • 4it4ik
    • 5 сентября 2023 г. 08:17
    Без плафонов кессоны осиротели, а лампы дневного света красоты не прибавили. Троешники капремонт делали. Много чего в Москве испоганили.