Сокровища русской культуры - 101. Ф. Раззаков. Бард, его песни и развенчание мифов.

3 1296

Фёдор Раззаков (г.р. 1962) — российский писатель, историк, автор многих книг об интересных лицах и аспектах советской культуры.

Такая знаковая финура советской культуры как В. Высоцкий (1938-1980) не могла не вызвать интерес писателя- историка. Например, более 10-ти лет назад вышла его книга «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне» (https://vk.com/wall-36610710_7... которой автор «приподнял завесу тайны над малоизвестными страницами жизни барда. Федор Раззаков взял на себя смелость вторгнуться в "запретную зону" и определить место и роль певца в "холодной" войне между СССР и Западом. Книга убедительно и смело разрушает сложившиеся вокруг Высоцкого стереотипы, спорит с предвзятым, тенденциозным толкованием некоторых фактов из его биографии. Впервые личность певца рассматривается с учетом влияния могучей коммунистической идеологии, "подковерной" борьбы в высших эшелонах власти. Детальная хроника жизни и творчества Высоцкого, малоизвестные факты и их неожиданное осмысление делают книгу поистине сенсационной».

Вот введение к этой книге:

«За почти тридцать лет, прошедших с момента смерти Владимира Высоцкого, о нем в разных странах вышли сотни книг. Факт, несомненно, отрадный, если бы не одно «но»: несмотря на то что написаны они разными людьми и посвящены различным периодам в жизни и творчестве Высоцкого, подход у них неизменно один — либеральный. В основе этого подхода лежит следующий принцип: предмет исследования (Высоцкий) априори объявляется носителем положительного начала, а почти все отрицательное в его судьбе олицетворяет собой государство, а конкретно — советская власть. Подобный подход вполне логичен, если учитывать, что и сам Высоцкий принадлежал к либеральному лагерю, а также то, что именно представителей этого политического течения можно смело назвать победителями в том противостоянии, которое длилось в нашей стране примерно с середины ХХ века до начала нынешнего — вплоть до сегодняшнего мирового финансового кризиса. В итоге победители усердно мифологизировали мировую и постсоветскую историю, пытаясь таким образом как оправдать себя, так и закрепить свои идеологические позиции.

Идея этой книги родилась у автора на волне упомянутой мифологизации, как естественное желание взглянуть на предмет исследования с иных позиций. Это своего рода ответ тем высоцковедам и либералам, кто упорно не желает видеть в теме «Владимир Высоцкий» иных подходов, кроме устоявшихся. Кто боится нетрадиционного анализа таких скользких тем в биографии своего кумира, как «Высоцкий и евреи», «Высоцкий и КГБ», «Высоцкий и французская компартия» и т. д. Даже если таковые темы ими и затрагиваются, то исключительно тенденциозно — причем тенденция опять же либеральная, с явным антисоветским уклоном.

У книги, которую читатель держит в своих руках, тенденция иная — просоветская. На мой взгляд, пришла пора обнародовать и ее — не все же одним либералам подгонять под себя историю, руководствуясь принципом, что победителей не судят.»

Скйчас на Телеграмм- канале “РАЗЗАКОВ. СПРЯТАННАЯ ИСТОРИЯ” https://t.me/fedorraz автор продолжает эту работу и приводит многие неизвестные подробности биографии В. Высоцкого

Предоставим слово Ф. Раззакову.

«Кто-то скажет: Высоцкий эти деньги заслужил! Но речь идёт не об этом. А о том, где здесь СПРАВЕДЛИВОСТЬ в распределении денежных средств и ОЦЕНКЕ ТРУДА. Никто не спорит с тем, что работа любого артиста должна оплачиваться. Она и оплачивалась на официальном уровне вполне достойно: у того же Высоцкого в Театре на Таганке ежемесячная зарплата равнялась 150 рублям. Однако ему её было не достаточно, поэтому он давал ещё и концерты. Там тоже была установлена вполне достойная оплата – 16,5 рублей за концерт. 10 концертов – 165 рублей. Но и этого барду было мало. И он шёл на нарушение закона, давая «левые» концерты, где гонорары были астрономические и налоги с них не платились. За этим должна была зорко следить структура МВД – ОБХСС. Но этот отдел Высоцкого не трогал, поскольку у него была гэбэшная «крыша» (помимо еврейской). В итоге получалось, что гонорары Высоцкого никакого отношения к подлинной социалистической экономике не имели. В социалистическом государстве, каким позиционировал себя СССР, разрыв в оплате труда не должен был быть таким ОГРОМНЫМ.

В капиталистическом государстве, вроде сегодняшней постсоветской России – вполне себе должен. «

4.

27 марта 1973 года Высоцкий играет в театре «Гамлета». А спустя три дня, в пятницу, 30 марта, начальник московского ОВИРа С. Фадеев подписывает главный документ — «заключение», согласно которому Высоцкий после уплаты госпошлины может получить загранпаспорт с желаемой визой. В тот же день заместитель начальника УВД Мосгорисполкома Г. Сорочкин утверждает «заключение». На Высоцкого заводится «Выездное дело» с грифом «Секретно» под номером 115149. 

Однако, так радостно начавшись, та пятница, 30 марта 1973 года, тут же повернулась к Высоцкому другим боком. В газете «Советская культура» была напечатана статья журналиста Михаила Шлифера под названием «Частным порядком», посвящённая недавним гастролям Владимира Высоцкого в Новокузнецке (как мы помним, певец был там 3-8 февраля). И это было весьма символическое совпадение двух одномоментных событий – разрешение на выезд и разгромная статья. Всё это  могло указывать либо на борьбу разных кланов на самом кремлёвском верху, либо на оперативную игру КГБ.

О чём же писалось в злополучной заметке? Приведём её полностью: «Приезд популярного артиста театра и кино, автора и исполнителя песен Владимира Высоцкого вызвал живейший интерес у жителей Новокузнецка. Билеты на его концерты в городском театре многие добывали с трудом. У кассы царил ажиотаж. Мне удалось побывать на одном из первых концертов В. Высоцкого в Новокузнецке. Рассказы артиста о спектаклях столичного Театра на Таганке, о съёмках в кино были интересными и по форме и весьма артистичными. И песни он исполнял в своей, очень своеобразной манере, которую сразу отличишь от любой другой. Артист сам заявил зрителям, что не обладает вокальными данными. Да и аудитория в этом легко убедилась: поёт он «с хрипотцой», тусклым голосом, но, безусловно, с душой.

Правда, по своим литературным качествам его песни неравноценны. Но речь сейчас не об этом. Едва ли не на второй день пребывания Владимира Высоцкого в Новокузнецке публика стала высказывать и недоумение, и возмущение. В. Высоцкий давал по пять концертов в день! (По другим данным – по четыре концерта. – Ф.Р.). Подумайте только: пять концертов! Обычно концерт длится час сорок минут (иногда час пятьдесят минут). Помножьте на пять. Девять часов на сцене - это немыслимая, невозможная норма! Высоцкий ведёт весь концерт один перед тысячью зрителей, и, конечно же, от него требуется полная отдача физической и духовной энергии. Даже богатырю, Илье Муромцу от искусства, непосильна такая нагрузка!».

Далее шёл комментарий «Советской культуры» следующего содержания: «Получив письмо М. Шлифера, мы связались по телефону с сотрудником Росконцерта С. Стратулатом, чтобы проверить факты.

- Возможно ли подобное?

- Да, артист Высоцкий за четыре дня дал в Новокузнецке 16 концертов.

- Но существует приказ Министерства культуры СССР, запрещающий несколько концертов в день. Как же могло получиться, что артист работал в городе с такой непомерной нагрузкой? Кто организовал гастроли?

- Они шли, как говорится, «частным» порядком, помимо Росконцерта, по личной договорённости с директором местного театра Д. Барацем и с согласия областного управления культуры. Решили заработать на популярности артиста. Мы узнали обо всей этой «операции» лишь из возмущенных писем, пришедших из Новокузнецка.

- Значит, директор театра, нарушив все законы и положения, предложил исполнителю заключить «коммерческую» сделку, а артист, нарушив всякие этические нормы, дал на это согласие, заведомо зная, что идёт на халтуру. Кстати, разве В. Высоцкий фигурирует в списке вокалистов, пользующихся правом на сольные программы?

- Нет. И в этом смысле все приказы были обойдены.

Директор Росконцерта Ю. Юровский дополнил С. Стратулата:

- Программа концертов никем не была принята и утверждена. Наши телеграммы в управление культуры Новокузнецка с требованием прекратить незаконную предпринимательскую деятельность остались без ответа.

Так произведена была купля и продажа концертов, которые не принесли ни радости зрителям, ни славы артисту.

Хочется надеяться, что Министерство культуры РСФСР и областной комитет партии дадут необходимую оценку подобной организации концертного обслуживания жителей города Новокузнецка».

5.

Итак, Высоцкий, как драматический артист, не мог выступать с сольными концертами, да ещё и в драмтеатре. Но советская система была так устроена, что в ней всегда можно было найти лазейки для того, чтобы «подхалтурить». Так вышло и в этот раз. Как мы помним, выступления Высоцкого в Новокузнецке были оформлены как музыкальный спектакль «Драматическая песня», где звучали монологи (их исполнял актёр В.Войтенко) и песни (их исполнял В.Высоцкий). При этом Высоцкий продал сценарий этого музспектакля  в двух частях Новокузнецкому драмтеатру за 2 852 руб. Причём договор с ним не был соблюдён по всем статьям, и ему, как автору нескольких чужих стихов, было незаконно выплачено 150 рублей. За написание музыки по сценарию Высоцкому за 15 песен было выплачено 1 500 рублей, или 100 рублей за песню. В сценарий, который он продал театру, были включены песни, музыку к которым он написал в прошлые годы, и песни эти были проданы автором другим театрам Союза. Поэтому вторично их продать Новокузнецкому театру он не имел права. Однако – продал. Так, например: музыка к песне «Последний парад» была продана Театру сатиры (Москва); песню «Солдаты группы «Центр», написанную Высоцким, авторское право продано Театру на Таганке (Москва); песня «Братские могилы» исполнялась в спектакле «Павшие и живые», затем исполнялась в кинофильме «Я родом из детства», а затем записана на грампластинку.

"Вам нельзя, а мне можно...".


Только за проданный сценарий Высоцкий незаконно получил из театра 1 650 рублей. За 17 выступлений Высоцкому было выплачено зарплаты 841 рубль 50 копеек, из расчета его тарификации 16 рублей 50 копеек в трёхкратном размере. Всего бард получил 3 693 рубля 50 копеек за четыре дня гастролей. Причём на него будет заведено административное дело (по нему бард выплатит 900 рублей штрафа), но оно никак не повлияет на его отъезд за границу, поскольку все эти «игры» были затеяны вовсе не для того, чтобы осложнить ему жизнь, а наоборот – чтобы она продолжалась дальше, но уже на новом витке. Где к «тыщам» в виде рублей придут «тыщи» в виде валюты.  

Всё это было следствием капитализации советской системы, которая затронула все стороны жизни общества и была выгодна всем, но в первую очередь людям, кто «стриг» с этого купоны: артистам, администраторам, чиновникам филармоний и даже иной раз и партийному начальству. В заметке М. Шлифера о последнем не было сказано ни слова, но вполне можно предположить, что свой «навар» с концертов Высоцкого мог иметь и… местный обком партии. Скажете преувеличение? Однако в советских СМИ подобные факты иногда озвучивались. Например, в той же «Советской культуре» в первой половине 70-х была статья о «левых» гастролях известного певца Полада Бюль-Бюль оглы по российской глубинке, где чёрным по белому писалось, что часть «навара» организаторами гастролей передавалась в местный обком.

6.

Короче, в сфере советского, как сказали бы сегодня, шоу-бизнеса, сложилась нездоровая ситуация.

В ней отдельные артисты и их прихлебатели из числа администраторов имели возможность получать баснословные деньги за труд, который не шёл ни в какое сравнение, например, с трудом шахтёра, врача или учителя. Люди этих профессий получали ежемесячную зарплату от 400 до 200 рублей, при этом затрачивая максимум физических сил. Например, хирургу, чтобы получить свои 200 рублей, надо было в месяц сделать порядка 10-15 операций. А шахтёру, ради своих 400 рублей, надо было интенсивно поработать отбойным молотком или повозить вагонетку, перелопатив большую массу угля. В это же время люди, вроде Высоцкого, за одну придуманную песню размером в три-четыре четверостишия (!) получали 50-100 рублей. Две песни уже равнялись половине месячной зарплаты врача, а зарплату медсестры, которая ежедневно выносила из больничных палат десятки «уток» с испражнениями, перекрывали полностью, поскольку медсёстры получали всего лишь 70 рублей в месяц. Этим  медсестричкам, чтобы заработать 3 693 рубля, которые перепали Высоцкому за четыре дня его интенсивного бренчания на гитаре (но не работы с отбойным молотком или хирургическим скальпелем), пришлось бы работать (выносить «утки») почти 4,5 года. В итоге возникает вопрос: что за государство построили в СССР к 1973 году? Оно действительно было в пользу трудящихся? Или в пользу таких вот «леваков» каким был Высоцкий?

7.

Кто-то скажет: Высоцкий эти деньги заслужил! Но речь идёт не об этом. А о том, где здесь СПРАВЕДЛИВОСТЬ в распределении денежных средств и ОЦЕНКЕ ТРУДА.


Никто не спорит с тем, что работа любого артиста должна оплачиваться. Она и оплачивалась на официальном уровне вполне достойно: у того же Высоцкого в Театре на Таганке ежемесячная зарплата равнялась 150 рублям. Однако ему её было не достаточно, поэтому он давал ещё и концерты. Там тоже была установлена вполне достойная оплата – 16,5 рублей за концерт. 10 концертов – 165 рублей. Но и этого барду было мало. И он шёл на нарушение закона, давая «левые» концерты, где гонорары были астрономические и налоги с них не платились. За этим должна была зорко следить структура МВД – ОБХСС. Но этот отдел Высоцкого не трогал, поскольку у него была гэбэшная «крыша» (помимо еврейской). В итоге получалось, что гонорары Высоцкого никакого отношения к подлинной социалистической экономике не имели. В социалистическом государстве, каким позиционировал себя СССР, разрыв в оплате труда не должен был быть таким ОГРОМНЫМ. В капиталистическом государстве, вроде сегодняшней постсоветской России – вполне себе должен.

Поэтому иные её артисты строят себе замки.

Но не в СССР. В противном случае возникает вопрос: ради чего совершалась социалистическая революция в октябре 1917 года и была одержана победа в Великой Отечественной войне? Ради того, чтобы артист с гитарой за четыре дня удостоился 3 693 рубля или 923 рублей в день за четыре полуторачасовых концерта? А когда это безобразие обнаружилось и было явлено всей стране, этот артист был приговорён к штрафу, который равнялся цене двух-трёх его «левых» концертов (900 рублей) и – всё. После чего «левые» концерты этот артист продолжал давать и дальше, как ни в чём не бывало. При этом продолжал ненавидеть Советскую власть, которая ему эту роскошную жизнь и устроила. Ладно бы эту власть ругала та самая медсестра, которая устала ежедневно выносить «утки» с испражнениями за 70 рублей. Но артист, которого эта власть «крышует», позволяет ему зарабатывать «тыщи» за исполнение со сцены двух десятков песен и песенок и при этом никакого наказания за «левые» концерты не несёт – такой артист не имеет права изгаляться над этой властью. А если он это делает, то звать его… сами знаете как.

Высоцкий обещает Далю помочь "зашиться".

Рекомендуем читателям и другие интересные книги Ф. Раззакова - https://www.litres.ru/author/fedor-razzakov/about/

....

Читайте:

Сокровища Русской культуры - 83.

С ДОБРЫМ УТРОМ, СТРАНА! - ПЕСНИ СССР.

...

https://cont.ws/addpost/2769536

Сокровища Русской культуры - 94. Музыка, романсы, песни...

...

https://cont.ws/@apov2014/2771738

О счастье: музыка и стихи....

---

https://cont.ws/@apov2014/2793746

Сокровища Русской культуры - 95.

Писатель, проживший жизнь по совести.

---

https://cont.ws/@apov2014/2890640

Сокровища русской культуры - 100.

«Одиноким предоставляется общежитие» 1983 г.

...

https://cont.ws/@apov2014/2606249

Сокровища Русской культуры - 87.

Юлия Константиновна БОРИСОВА (17.03.1925 - 8.08.2023)

---

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • Антивысоцкий, Хайп или Пацанские песни https://cont.ws/@vdomedeti/2692424
  • Не удивлен,подозревал ,не смотря на то что уважал за многие песни ,но не все.