– моделируя этот знак в материале жрецы прототюркского племени осваивают понятие «порыв», «порвать», (нить, верёвку, тетиву лука). Это племя в исторический миг главенства в тюркском союзе распространяет своё толкование знака, потерявшего священность, с названием: ud' > uz' (üs, üz).
1) порвать (почти во всех тюркских),
2) поломать (в единичных случаях).
Особые формы в караимских говорах – iz, и в сарыг-югурском – iuz (переходная к искусственному мягкому).
Производные: üzik – «отрывок» (материала); üzil (üzel', узел) – «порвись» (в большинстве тюркских)
...Славяне заимствуют основу с огрублением искусственного мягкого и применяют слово в переносном смысле – узкий, узенький. То есть рвущийся (материал). «Где узко, там и рвётся». Или становится ещё уже.
Славянские словотворцы видели знак. О том, что они работали с иероглифом, осмысливали его в одно время с тюрками, говорит неожиданный поворот семантики.Косой крест, соединяющий стороны угла, это не только порыв, но и форма соединения. Несколько диалектов оставили результаты этого открытия в славянских словарях. Символ соединения, повторенный в материале, одними был назван без дополнительных аффиксов, в форме глаголо-имени: «гуж» ( 'ud').
Из другого вошла лексема üzel' > uzel в новой трактовке; uz – 1) свяжи, 2) узел. Оснащается окончаниями множественного числа: узи, узы – оковы (др.рус.).
В западно и южнославянских языках русской основе üz – vüz – соответствует открыто сложная venz – (vez-, viaz-), откуда пришли в восточнославянские – вязать, связь, вяжи, вензель (узел).
...Подтверждается последовательность üz = iz, ez > vez, venz. И вторичность заднерядного гласного в uz (узы).Русский язык сохранил и попытку передачи искусственного мягкого иотацией: so-iuz – союз. В чешском «сваз» – союз ( s-viaz).
Оценили 0 человек
0 кармы