• РЕГИСТРАЦИЯ

ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 3.Призрак Коммунизма в средневековье и античности

45 5205


Термин коммунизм является производным от commun — «общий, общественный». Еще в ХI - ХIII веках в Италии, Франции, Германии стали возникать коммуны. Ф.Энгельс писал, что так называли горожане свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. «Экономика городов при народных коммунах процветала», торговля и производства получали поддержку со стороны народных прослоек, пришедших к власти. «Очевидно также, что непринужденная, приветливая и приятная атмосфера, отличающая многие итальянские города, так называемый «итальянский характер», несмотря на социальную нестабильность, возникли именно в те далекие времена», остроумно замечает английский автор Валерио Линтнер.

Средневековый «сейф», в котором по преданию хранились средства казны городской общины Перуджи. Открывался пятью ключами наемных соправителей, одновременно 

Уже в то время выявилась общая проблема коммун - проблема власти. Поскольку разбогатевшие участники общин, члены знатных фамилий претендуя на господство, начинали борьбу за бразды правления в коммунах. Для противодействия единоличному захвату власти и коррупции были опробованы различные варианты организации управления, иногда весьма оригинальные. Например, община приглашала несколько временных наемных соправителей, за действиями и которых следили специальные контролеры. Для доступа к казне города необходимо было одновременное присутствие всех правителей, у каждого из которых был свой ключ.

Валерио Линтнер, автор книги «Италия. История страны»

Удобный и благоприятный для большинства участников общин вариант коллективного управления коммуной как правило проигрывает единоначалию в результативности. Успешный вождь, поддерживающий дисциплину и повиновение народа, может гораздо быстрее реагировать на возникающие проблемы и затруднения. Осуществлять оперативные действия и маневры, делать тайные тактические ходы. Концентрировать средства, в том числе финансовые на критических направлениях, или использовать их для подкупа. Неточность авторитарных решений зачастую с лихвой компенсируется скоростью их выполнения. Однако, неизбежным спутником единоначалия является построение пирамиды подчиненных подбираемых не по деловым качествам, а по степени преданности и угодничества. Работа этого механизма весьма колоритно и подробно описана в «Диалогах о власти, карьере и мировой элите» М. Хазина.

Общественное управление всегда более инерционно. При обсуждении задач, каждый участник учитывает не только общие, но и свои интересы. Да и сам механизм принятия решения громоздкий и неповоротливый, требуется время для сбора вече или общего собрания. Участникам собрания нужно время для того, чтобы вникнуть в суть проблемы и варианты ее решения. Однако степень доверия к коллективным решениям гораздо выше, чем при единовластии. Важно возникновение чувства сопричастности с товариществом единомышленников, неформальное отношение к решению проблем и инициатива каждого партнера. Позитивное воздействие «непринужденной, приветливой и приятной атмосферы» также не следует недооценивать.

Олимп, Спор Минервы и Нептуна, Мерри-Жозеф Блондель 1822
"Золотой век", Лукас Кранах Старший 1530
Чистая Земля, Обитель блаженства— Сукхавати

К началу XIV в. средневековые народные коммуны городов-государств, постепенно исчезали, они терпели поражения и переходили в следующую стадию своего развития, превратившись в олигархии и диктатуры. Однако до сих пор во многих европейских странах административно-территориальные единицы с элементами общественного самоуправления носят названия «коммуна». В Италии их более 8 000, в Норвегии более 400, во Франции более 36 000.

Если в средневековых городах-коммунах ключевым элементом общности и равноправия было участие в совместном управлении коммуной, то в многочисленных древних религиозных и философских источниках причиной неравенства и несправедливости называется собственность, в том числе частная собственность. И решение проблемы равенства видится в обобществлении имущества, всех элементов частной жизни, а иногда семьи и детей. Понятие «Рая» или «Золотого Века» в различных религиях представляется по-разному, но и греческое Царство богов на священной горе Олимп, и ветхозаветный Эдем, и буддийский Сукхавати предполагают равнодушие к собственности и жизнь под руководством справедливого высшего патриарха.

В рассуждениях древнегреческих философов обобществление имущества гражданами государств – полисов рассматривался, как один из теоретически возможных вариантов построения справедливой системы социального устройства. Платон (429 - 348 гг. до н.э.) писал: «Наилучшим является первое государство, его устройство и законы. Здесь все государство тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее, что у друзей взаправду все общее... общими были жены, дети, все имущество, и чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни?» «По одним и тем же причинам все будут радоваться или огорчаться, а законы по мере сил сплотят в единое целое государство, выше которого в смысле добродетели, правильности и блага никто никогда не сможет установить. Если такое государство устроят где-нибудь боги или сыновья богов и обитают в нем больше чем по одному, то это – обитель радостной жизни». «Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец. Что касается полезности, вряд ли станут это оспаривать и говорить, будто общность жен и детей не величайшее благо… каждый будет видеть в другом сестру или брата, сына или дочь, отца или мать». В по мнению Платона, идеальное государство по существу должно быть аристократией, но в нем править должны философы.

Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель, которые прекрасно охарактеризованы на картине: Платон изображен на ней поднявшим руку к небу, к царству своих идей, Аристотель – указывающим рукою на землю, область своих исследований.

Очевидно, что в те времена обсуждение подобных протокоммунистических идей было в тренде. В комическом виде они представлены в пьесах современника Платона, древнегреческого драматурга и комедиографа Аристофана (444 - 380 гг. до н.э.). И, понятно, что в комедиях наибольшее внимание уделено «проблемам» обобществления жен и участи немолодых и некрасивых женщин и мужчин. В комедии Аристофана — «Женщины в народном собрании», главная героиня - Праксагора («Созывающая совет») и ее подруги, переодевшись мужчинами, приходят на народное собрание и проводят решение, согласно которому управление государством переходят к ним. Получив бразды правления, женщины обобществляют имущество. Они устанавливают в Афинах систему, при которой, предписывается, чтобы юноши оказывали старухам не меньшее внимание, нежели девушкам, мужчины уделяли равное внимание всем женщинам — и молодым, и старым, и красивым, и безобразным. Разумеется, это порождает различные проблемы, но пьеса завершается традиционным празднеством и угощением, которое женщины устраивают всем жителям города.

Комедии Аристофана популярны и сегодня, их регулярно издают и ставят на сценах многих стран
Комедия Аристофана в современном прочтении студентов курса актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства (2018)

Для афинян комичность представлений Аристофана состояла в парадоксальности описываемых ситуаций, которые в Афинах были абсолютно невозможны. Тем не менее, за несколько веков до этого в Греции уже существовало уникальное государство, в котором законодательство пошло намного дальше, чем то, о чем рядовые афинские граждане могли только мечтать на представлениях утопических комедий и о чем рассуждали греческие реформаторы самого радикального толка, так как там вместе с землей были поделены также и рабы, фактически получившие права государственных крепостных. «В Спарте утопия стала жизнью задолго до того, как она была разыграна на афинской сцене. Реальностью стали складчина и общий стол в сисситиях, умеренный, но надежный достаток в домах граждан, их полное освобождение от изнурительного физического труда и любых других забот о своем пропитании и в довершение ко всему этому еще неслыханная в Греции сексуальная свобода».

Ученик Платона - Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) подвергал критике его учение о совершенном государстве. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Тем не менее Аристотель в „Политике” приводит несколько интересных примеров идей, характерных для того времени. Он ссылается на Фалеаса Халкидонского, который считал, что в основе политического устройства справедливого государства должно лежать правило - «у всех граждан должно быть равное имущество». Настаивал также на одинаковом воспитании всех граждан. В уравнении имущества Фалеас видел устранение источника преступлений. «Никто не будет тогда грабить, чтобы самому не умереть от голода и холода».



Платон и Аристотель (фрагмент)

Призрак коммунизма, идеи общества справедливого для каждого из его граждан, во все времена были актуальны и востребованы. Однако опыты по осуществлению таких замыслов, всегда выявляли препятствия, обусловленные противоречиями между требованиями социального равенства и реальным неравенством возможностей и способностей людей, как физическими и интеллектуальными, так и психологическими, духовными. Кроме того, проблемами устройства эффективной системы, обеспечивающей наличие действенных стимулов к труду, достойным и честным вознаграждением за вклад в социальное благополучие. Приходится признать, что коллективное управление и обобществление имущества или его уравнивание решает одни проблемы, но не мешает появлению других не менее опасных каменей преткновения. Далее будет рассмотрен Спартанский эксперимент построения «общины равных» или «первого тоталитарного государства», факторы его стабильности и эффективности и причины гибели.





 P.S. Это продолжение публикации, начало -

https://cont.ws/@ay948223/1479334 

https://cont.ws/@ay948223/1476140 




Глобалисты против националистов: гражданская война всемирного масштаба?

Не знаю как на вас, а лично на меня сцена в Американском Конгрессе, когда спикер нижней палаты, демократка Нэнси Пелоси демонстративно разорвала текст обращения Трампа к нации произвела...

Сенсационные данные США по проживающим там уроженцам России

В середине прошлого года публиковал на АШ материал "Численность жителей США родом из России (реальность vs мульки либерды)." Это были официальные данные США по состоянию на 2017 год...

Союзное государство и Лукашенко

Я очень долго молчал по поводу того, что творит Лукашенко. Частично по старой памяти, потому что «Бацьку» в России и на Украине многие любят. Частично потому, что оставалась немалая надежд...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    А-у 12 февраля 21:49

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 8.«Золотой век» практических опытов коммунизма в США

    Столетия продвижения идей утопического коммунизма дали обильный урожай теоретических вариантов построения совершенного и справедливого общества, которые опирались на две основные тенденции. Раннехристианскую, уходящую корнями в древние религии и философскую, стоящую на работах Платона, который впервые отчетливо обрисовал контуры витающих идей всеобщего ...
    1055
    А-у 9 января 13:28

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 7.Истоки и мучительное становление утопического коммунизма

    Люди всегда пытались построить идеальное общество, где все будут счастливы и равноправны, собственность будет общей, а значимость человека и его положение в обществе не будет зависеть от богатства. Изначальными сознательными попытками человечества спроектировать общества, построенные на идеологических принципах, нормах равенства и справедливости, оказав...
    679
    А-у 15 декабря 2019 г. 19:02

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 6.Призрак Коммунизма и труд в христианских религиях

    Яркая звезда рабовладельческого «спартанского коммунизма» уже закатилась, затихли абстрактные протокоммунистические построения эллинских философов. Под гнетом Македонии Афины приходят в упадок, неотвратимо приближается эпоха экспансии Рима. И вот в эти смутные времена возникает религиозная «коммунистическая» община повлиявшая на весь ход мировой истории...
    2230
    А-у 28 ноября 2019 г. 15:12

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 5.Спарта, закат, уроки

    «За 600 лет ни одна спартанская женщина никогда не видела вражеского костра, который бы догорел». Но настали смутные времена, когда спартанцы нарушили свою клятву и сбылось роковое пророчество Дельфийского оракула. Много лет назад Дельфийский оракул предсказал, что Спарта будет счастлива и могущественна пока законы Ликурга останутся нерушимы. Тогда Лику...
    3024
    А-у 14 ноября 2019 г. 23:09

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 4.Спарта, принуждение к равенству

    Огромное влияние на взгляды Платона, Аристотеля и мыслителей всех времен оказало уникальное государственное устройство древней Спарты, одним из главных принципов которого было равенство граждан. Хотя это равенство и имело весьма своеобразные особенности. В условиях постоянных войн и напряженных внутренних отношений Спартанское государство выделялась сре...
    4721
    А-у 20 октября 2019 г. 08:41

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ 2.Проблемы Социалистической идеологии и пропаганды

    Принципы и законы управления социумом объективны и не зависят от строя и модели государства. В свое время сторонники капитализма, активно заимствовали у левых движений приемы идеологического воздействия на массы. Эксперимент по испытанию влияния опасного идеологического оружия на Западе породил эпидемию нацизма и фашизма. Неуправляемые ли...
    6813
    А-у 16 октября 2019 г. 21:04

    ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И КОММУНИЗМ Трагические ошибки

    Крушение такого гиганта, как СССР болезненно ударило по самой идее социального равенства, социализма, мировому левому и коммунистическому движению. Язвительные потоки либеральной пропаганды стали активно размывать реальные достижения Союза и провозглашать конец социальной эволюции, предел развития общества, продвигать апатические идеи постмодерна. Одна...
    7229
    А-у 18 февраля 2019 г. 18:00

    Социальная усталость и кризис идеи развития

    Социальная память народа надолго сохраняет яркие образы прошлого, которые с годами обрастают фантазиями и становятся легендами, а ушедших правителей наделяет меткими прозвищами. Владимир Мудрый, Иосиф Грозный, Никита Чудотворец, Леонид Летописец. Мягкого и доброго Ники брезгливо нарекут Николаем Кровавым, а брутального Кобу, – уважительно, Грозным. Нар...
    13653
    А-у 18 января 2019 г. 14:27

    Кровавый путь Великой Капиталистической Революции к компромиссу элит

    Карл II - самый любвеобильный из английских монархов был известен как «весёлый король». Однако свое правления он начал поступком, внушающим скорее ужас. Он приказал казнить участников убийства своего отца. Но основные заговорщики к тому времени умерли. И тела усопших, включая останки Оливера Кромвеля, были вырыты из могил, повешены и четвертованы в прис...
    12572
    А-у 4 сентября 2018 г. 15:09

    Был ли у СССР шанс сохраниться

    Сталинский тезис «обострения классовой борьбы» впервые был высказан в 1928г., когда речь шла о сугубо внутренних сложностях - «индустриализации и хлебной проблеме». Через десять лет он претерпел значительные изменения. «Ошибочно было бы думать, что сфера классовой борьбы ограничена пределами СССР. Если один конец классовой борьбы имеет свое действие в рамках СССР, то ...
    10004
    А-у 7 июля 2018 г. 07:21

    Фатальная идеологическая ошибка, сломившая СССР

    В огромной машине государства функционируют множество элементов поддерживающих его существование и развитие. Но иногда поломка одного маленького механизма ведет к фатальному разрушению всей конструкции. Как получилось, что созданная под руководством И.Сталина мощная эффективная система менее чем за сорок лет пришла в полную негодность и сломалась.  ...
    13508
    А-у 12 мая 2018 г. 11:01

    Преимущества капитализма и идеологическая борьба

    После того как стало очевидно, что Вторая Русская Революция, застенчиво называемая Августовским путчем 1991 года не принесла процветания, а наоборот – ввергла страну в хаос, разрушение и катастрофическое неравенство, многие задумались, а можно ли вернутся обратно. В те блаженные догорбачевские времена «развитого социализма» с их признаками застоя,...
    13824
    А-у 7 апреля 2018 г. 12:13

    ДМИТРИЙ, ТЫ ПРАВ

    "Без оппозиции, без реальной оппозиции страна жить не может" – жаль, что этот бесстрашный призыв пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, не стал предметом широкого обсуждения в сети. Такое вполне можно объяснить, потоки резонансных событий, калейдоскоп военной хроники, споры об изменении экономических подходов и направлении финансовых потоков. Разве, что не...
    7050
    А-у 31 января 2018 г. 07:53

    Скорость социально-экономического развития

    За что я люблю настоящих академиков, так это за отточенность формулировок. Вот вдумайтесь, к примеру, в недавний тезис Сергея Глазьева: «Если под миром понимать все человечество, то в качестве критерия успеха в конкуренции идеологий следует принять скорость социально-экономического развития…». Согласитесь, чеканно, даже канонично. Дальше, правда, немного затуманивает ...
    9244
    А-у 20 января 2018 г. 08:34

    Этот пьяный воздух свободы

        «Пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку: явочная квартира была провалена фашистами, и сейчас здесь ждали «гостей». Немцы не знали ни пароля, ни тех возможных людей, которые должны были бы прийти на связь. Поэтому было принято решение: если связник не войдет без отзыва, его надо схватить и, усыпив, вывезти в Германию». ...
    8390
    А-у 11 ноября 2017 г. 20:04

    Здоровье нации и проблема власти

    Разрушительная волна цветных революций, как эпидемия искусственно выращенного вируса, сразила ряд государств с, казалось, вполне благополучным состоянием. Внешней причиной такого заболевания принято считать обостряющуюся борьбу транснациональных корпораций за перераспределение доходов, в том числе за добычу и транзит энергоносителей. Коварные глобалисты...
    11447
    А-у 14 октября 2017 г. 17:59

    Кому нужна идеология

    Человечество стремительно развивается, однако процесс развития происходит крайне неравномерно. Неравенство жизненного уровня разных слоев общества и стран катастрофически увеличивается. Нужны ли идеи оптимизации путей развития социума. Или достаточно изучения, этого процесса и поиск вариантов выхода из регулярно возникающих тупиковых и кризисных ситуац...
    10498
    А-у 4 июля 2017 г. 08:09

    Коварные компромиссы англосаксов

    Основной закон развития общества - единства и борьбы противоположностей, сложно воспринимается психологически. Трудно согласится с постоянным наличием примерно равного по силе конкурирующего партнера и не попытаться от него избавиться, тем более, если возникает такая возможность. Например, ну зачем нужна реальная политическая оппозиция. Если этого требуют нормы этике...
    10014
    А-у 19 июня 2017 г. 09:44

    ФОРМУЛА КОММУНИЗМА (продолжение)

    Построение совершенного коллективного коммунистического общества на планете подразумевает создание материального благополучия и даже изобилия для всех без исключения людей и воспитание нового человека. Предполагается, что эти две сверхзадачи неразделимы. Нужно воспитать у всех самоограничение потребностей. Ведь невозможно каждому обывателю предоставить уровень жизни к...
    9875
    А-у 14 июня 2017 г. 21:31

    Идеи формирования Совершенного Общества от последнего коммуниста Вселенной

    «Великая книга Великого писателя!… она оставила неизгладимое впечатление... неизгладимое уже 50 лет...», «С 10 лет влюблена в эту книгу, периодически перечитываю. Как в детстве, так и сейчас, не вижу в ней никакой коммунистической пропаганды», «Книга просто потрясающая. Фантастика, но настолько реалистично все выписано... И очень бы хотелось жить именно в то время...»...
    5223
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика