РОЖДЕСТВО СОЦИАЛИЗМА. Сумрачный Германский Гений ставит диагноз обществу.

208 2059

Призрак Социализма владеет миром, однако трендовое слово «Социализм», понимается по-разному и имеет множество толкований, часто с совершенно противоположным смыслом и отсылкой к различным источникам и авторитетам. Рожденное промышленной революцией движение, стало повсеместно популярным, но как любое учение, созданное человеческим разумом — религиозное или утопическое, сгенерировало множество конкурирующих течений. Эти ответвления были призваны отстаивать интересы определенных групп влияния, а первоначальный реальный смысл понятия был во многом утрачен. 


Средина ХIХ века застала Европу в напряженной атмосфере предощущения мятежей, революций и войн. В предчувствии революционных потрясений молодой немецкий философ Лоренц фон Штейн в начале 1840-х годов едет в Париж для ознакомления с социалистическим движением. Результатом исследований Штейна станет книга: "Социализм и коммунизм в современной Франции". Констатируя неизбежное превращение пролетариата в мощную самостоятельную силу, «выступающую на борьбу с общественным порядком», он описывает возможные формы общественных и экономических вариантов устройства систем, учитывающих интересы нового класса и дает им характерную оценку.

"Der Socialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs" (1842)  первый опыт исторического изучения социализма Лоренца фон Штейна; Русский перевод книги "Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789" ("История социального движения во Франции с 1789 г."), С-Петербург 1872; автор Лоренц фон Штейн.

Наиболее язвительной и эмоциональной критике он подвергает Коммунистические идеи, — «коммунизм, во всех его формах, представляет первую и самую грубую систему социальной идеи равенства…».

Гораздо доброжелательнее было расположение Штейна к новому на то время направлению Социализму. «Социализм во всех своих проявлениях стоит бесконечно выше коммунизма. В основе его лежит труд…». Основа социализма — власть трудящихся, а принадлежность собственности не имеет особого значения. Приверженцы социализма «…должны приди к идее социальной демократии, как к высшему своему развитию». Но и «социализм не составляет последней ступени социального движения».

Наконец оптимальным устройством общества по Штейну есть Социальное государство, которое «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти». При этом монархическая форма правления предпочтительна «истинная, самая могущественная, продолжительная и любимая монархическая власть есть монархия общественной реформы».

Если оценку Штейном новых систем можно признать спорной, то их классификация надолго осталась актуальной, а предсказанная неизбежность социальных потрясений была подтверждена периодом чреды европейских революций, получившим название «Весны народов» (1848—1849). Хотя выступления были подавлены, они оказали существенное влияние на дальнейшие политические процессы в Европе.

Революция во Франции началась в феврале 1848 года, а в Германии - в начале марта. Уже в апреле 1848 года К. Маркс и Ф. Энгельс прибыли в Кельн, где тридцатилетний Маркс сумел организовать выпуск "Новой рейнской газеты" (Neue Rheinische Zeitung). В работе редакции принимали участие журналисты из «Союза коммунистов» (1847 — 1852) и последователи идей Маркса. В их числе был двадцатитрехлетний Фердинанд Лассаль, который был в тот момент активным деятелем радикальной демократической партии в Прирейнской Пруссии. 

Лидеры немецкого рабочего движения: Август Бебель, Вильгельм Либкнехт, Карл Маркс, Карл Вильгельм Тёльке, Фердинанд Лассаль (слева направо сверху вниз)

Пути молодых политиков, объединившихся во время революции вокруг К. Маркса, в дальнейшем разошлись. По мере утверждения и разрастания социального движения, они выбирали различные варианты достижения цели, а их идеи эволюционировали и в какой-то мере вступали в противоречия друг с другом. Маркс сразу после выхода работ Штейна не признавал «даже теоретической реальности за коммунистическими идеями» (1842), но в дальнейшем он изменил риторику и твердо стал на позиции коммунизма. В 1847 Марксом и Энгельсом в Лондоне на базе реорганизованного "Союза справедливых" был создан Союз коммунистов первая международная коммунистическая организация, программой которого явился знаменитый "Манифест Коммунистической партии" (1848). «Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности». Девизом организации, стал призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Просуществовав пять лет, после инспирированного прусским правительством процесса против Союза коммунистов организация прекратила существование. По предложению Маркса 17 ноября 1852 года было объявлено о её роспуске.

Фердинанд Лассаль (1825 — 1864), после поражения революции, был арестован и отбывал наказание в виде шести месяцев в тюрьме, затем работал над философскими книгами, увлекался романтическими похождения и не был политически активен, хотя по-прежнему интересовался трудовыми делами. В публичную политику он вернулся 1862 году. Замечательный оратор, отличавшийся «блестящим умом и редкой энергией», находчивый и остроумный, в своих выступлениях он возвеличивал моральное превосходство общества рабочего класса над буржуазией. Его речь перед берлинскими рабочими «Об особенной связи современного исторического периода с идеей рабочего сословия» стала знаменитой. Он развернул новую политическую программу и выдвинул проект создания самостоятельной рабочей партии. «Историческая заслуга Лассаля состояла в том, что он превратил рабочий класс из хвоста либеральной буржуазии в самостоятельную политическую партию» — писал В. Ленин. На рабочем конгрессе в Лейпциге в мае 1863 года был создан Всеобщий германский рабочий союз (ADAV), заложивший основы современной СДПГ. Лассаль был избран его президентом.

В то же время, Лассаля не покидали идеи Штейна о Социальном государстве. На почве борьбы с общим врагом – либералами он сблизился с вернувшимся после трехлетней дипломатической работы в России, Отто фон Бисмарком, который прусским королём Вильгельмом I был назначен министром-председателем правительства Пруссии. Пламенные беседы Лассаля впечатлили будущего «железного канцлера», в дальнейшем даровавшего стране всеобщее избирательное право и трудовое законодательство. Сам Отто Бисмарк обозначал свою политику ни мало, ни много как «государственный социализм» (!).

Открытка: неистовый Лассаль повергает капитал, памятная марка в честь 150-летия ВСЕОБЩЕГО ГЕРМАНСКОГО РАБОЧЕГО СОЮЗА, старинный значок «РАБОЧИЙ СОЮЗ».

В 1864 году, Лассаль писал Энгельсу: «я пришел к убеждению, что ничто не могло бы иметь большего будущего или более благотворной роли, чем монархия, если бы она только могла решиться стать социальной монархией». В том же году находясь в Швейцарии, неисправимый романтик Лассаль в зените своей известности и политического влияния безумно влюбился в юную католичку Елену фон Дённигес и спровоцировал совершенно бессмысленную дуэль, закончившуюся трагически. Новым президентом лассалевской ADAV, после продолжительных внутрипартийных дискуссий, сроком на один год был избран Карл Вильгельм Тёльке.


Вильгельм Либкнехт (1826 — 1900), философ по образованию, сторонник Маркса и Энгельса, член Союза коммунистов, активный участник революции 1848—1849 годов, после её поражения был вынужден переехать в Швейцарию. В 1862 году, вслед за амнистией участников революции 1848 года, он вернулся в Германию и стал членом партии Лассаля, однако выступил против дружественной позиции партии в отношении Бисмарка. Был выселен правительственными властями из Берлина, переехал в Лейпциг, где встретил Августа Бебеля (1840 — 1913), с которым основал леволиберальную Саксонскую народную партию. На общегерманском рабочем съезде в Эйзенахе 1869 г. партия вошла в Социал-демократическую рабочую партию Германии (SDAP), а Либкнехт и Бебель стали её руководителями. Приверженцев новой партии сразу прозвали эйзенахцами, в отличие от поборников ADAV — лассальянцев. 

Карл Маркс из лидеров немецкой социал-демократии «более других ценил Бебеля, в меньшей степени — Либкнехта. Он не раз жаловался на то, что последний испорчен Лассалем, и прибавлял, шутя и сердясь: трудно ввести свежую мысль в голову немецкого приват-доцента». Сам Бебель писал: «Я, как и почти все социалисты того времени, пришел к Марксу через Лассаля. Мы все читали Лассаля раньше, чем кто-нибудь из нас видел какую-нибудь книжку Маркса или Энгельса».

Ситуация в рабочем движении осложнилась с началом Франко-прусской войны 1870—1871 годов. Эта война, начатая Наполеоном III, закончилась поражением Франции и крахом его режима, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единое Германское государство под своим контролем, аннексировать Эльзас и Лотарингию, а также получить контрибуцию. После заключения перемирия с Пруссией в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление Парижской коммуны. Во главе Парижской коммуны стояли объединённые в коалицию неоякобинцы, социалисты и анархисты. Через 72 дня восстание было жестоко подавлено, коммунары расстреляны, а во время уличных боёв погибли десятки тысяч человек. Провозглашена Третья Французская республика, просуществовавшая до 1940 года. 

После победных Датско-Прусской войны (1848—1850) и Австро-Прусской войны (1866), пропаганда новой войны оказывала значительное влияние на население Германии в том числе на немецких рабочих. Многие лассальянцы попали под влияние усилившейся пропаганды. Тем не менее большинство эйзенахцев занимали интернационалистскую позицию и заявляли о своей солидарности с Парижской Коммуной. Хотя в дальнейшем эти партии и объединились, но расхождения их позиций до слияния оказали решающее влияние на процесс формирования социал-демократического движения в Европе и мире. Различия были не только в отношении к войне, признавая общую цель, партии по-разному представляли пути построения общества на основе идейно-политического течения социал-демократии. Основные противоречия сводились к вопросу о возможности ненасильственного перехода к новому устройству в рамках существующего государства — мирной революции.

По Лассалю, в результате революции власть должна перейти в руки «рабочего сословия», которое должно осознать, «что оно предназначено к господству, что оно призвано возвысить свой принцип в принцип всего века, сделать свою идею руководящего идеею всего общества». «Высокая всемирно историческая честь такого назначении должна овладеть всеми вашими помыслами. Пороки порабощенных, праздные развлечения немыслящих, даже невинное легкомыслие люден незначащих — все это теперь недостойно вас. Вы — скала, на которой должна быть сооружена церковь настоящего!», «я убежден, что революция должна, во всяком случае, совершиться в будущем». «Она совершится или вполне законным путем, среди всех благодеяний мира, если благоразумно решатся вовремя произвести ее сверху, или же она, сопровождаемая насильственными потрясениями, ворвется с дико развеивающимися волосами, с железными сандалиями на ногах». «Так или иначе, но она придет..."

Бебель высказывал сходные соображения: "У нас есть только два пути для достижения цели. Первый: после установления демократического государства - постепенное вытеснение частных предпринимателей законодательным путем. Этот путь можно было бы избрать, если бы господствующие круги, против которых направлено социал-демократическое движение, со временем стали благоразумны и стремились бы сами путем компромисса осуществить свое уничтожение как эксплуатирующих классов и свой переход как равных в члены общества». "Второй, решительно более короткий, но и более причиняющий насилия путь был бы - насильственная экспроприация, устранение частных предпринимателей одним ударом, все равно, какими средствами». «Таким образом, исход кризиса зависит от самого класса капиталистов, характер кризиса будет определен тем способом, каким они будут употреблять находящиеся в их руках средства власти».

Маркс и Энгельс ещё в «Манифесте» писали, что «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности…». Здесь «политическое господство» пока что соседствует с «завоеванием демократии», однако гарантией господства выступает перераспределение собственности в пользу государства «класса пролетариата», и предполагает в первую очередь изъятие у буржуазии средств производства и капитала. Свою власть господствующий класс должен направить на «увеличение суммы производительных сил», на эффективность производства, иначе он неизбежно проиграет экономической системе капитализма. Трудиться все должны более интенсивно и результативно, но и доходы каждого должны существенно возрасти за счет их справедливого распределения. (Увы, как показала практика позднего СССР, улучшение благосостояния и привилегированное положение рабочего класса никак не мотивировало повышение производительности труда. Проблема создания стимулов к труду не была решена. «Увеличение суммы производительных сил», кроме всего зависящее и от обоснованного, рационального государственного планирования, замедлилось что и привело в конечном итоге к катастрофическим экономическим последствиям.) 

Позже идея «завоевания демократии» была отодвинута на второй план, поскольку более актуальным первоначальным действием революции должна стать «классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще». Роспуск Союза коммунистов (1852) существенно ослабил коммунистическое движение, и в дальнейшем Маркс сотрудничал с социал-демократами несмотря на неприязнь к социализму акцентированную в Манифесте. Критикуя мелкобуржуазный, доктринерский социализм, который привлекает к себе известную часть рабочих и мелких буржуа, Маркс говорил о революционном социализме, «этот социализм (т. е. коммунизм) есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата».

Китайский плакат в честь столетия Парижской Коммуны.

Восстание Парижской коммуны (1871) и кровавая расправа версальцев с пролетарским населением Парижа, оказали на 53-летнего Маркса сильное влияние, определившее переломный идейный переход. В этом мятеже Маркс увидел прообраз коммунистической революции, в неизбежность которой он искренне верил. «Коммуна хотела уничтожить эту классовую собственность, которая превращает труд многих в богатство немногих. Она хотела экспроприировать экспроприаторов. Она хотела сделать индивидуальную собственность реальностью, превратив средства производства, землю и капитал, служащие в настоящее время прежде всего орудиями порабощения и эксплуатации труда, в орудия свободного ассоциированного труда. - Но ведь это коммунизм, «невозможный» коммунизм!». «Посмотрите на Парижскую Коммуну. Это была диктатура пролетариата» писал Ф. Энгельс.

Жестокость, с которой было подавлено восстание, ещё больше утвердили Маркса в мысли о невозможности мирного течения революции, и он упрекал парижских коммунаров за мягкость, уступчивость в борьбе за свою диктатуру. «Борьба рабочего класса с классом капиталистов и его государством, писал он, – вступила благодаря Парижской Коммуне в новую фазу». «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть не чем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Крушение Парижской Коммуны и успехи немецких социал-демократов на выборах в рейхстаг в 1870 и 1874 годах поставили «немецкий пролетариат во главе европейского рабочего движения». Однако влияние радикальных идей марксизма на набирающее силу организационное сплочение рабочих в эти годы было весьма ограниченным. "Вы не должны забывать, что сочинения Лассаля, благодаря своему популярному языку, фактически составляют основу социалистического мировоззрения масс (это - совершенно бесспорный факт). Они в десять, двадцать раз шире распространены в Германии, чем какое-либо другое социалистическое сочинение, и поэтому Лассаль пользуется значительной популярностью", писал Бебель Энгельсу (1873). Да и Манифест Коммунистической партии «стал известен партии» лишь в начале 70 гг. Поэтому, когда назрел вопрос объединения ADAV — лассальянцев и SDAP — эйзенахцев на съезде в Готе в 1875 году, Программа новой партии («Gothaer Programm») стала смесью социалистических и либерально-капиталистических идей, что в значительной степени удовлетворило участников соглашения. На протяжении 16 лет «Программа» была руководящим идеологическим документом новой объединенной партии, названной Социалистической Рабочей Партией Германии (SAP). В 1890 году партия получила нынешнее название Социал-Демократическая Партия Германии (SPD — СДПГ).

В язвительном эссе «Критика Готской программы», положения «Программы» были резко осуждены Марксом, но рукопись, адресованная узкому кругу партийного руководства, не предназначалась к общему ознакомлению и была надолго забыта. Однако при подготовке новой программы — найдена и опубликована Энгельсом. Это случилось, когда со дня смерти Маркса прошло уже 8 лет. Идеи, высказанные Марксом в «Критике Готской программы», в дальнейшем получили широкое распространение в коммунистическом движении. На них ссылался В. Ленин в исторической работе «Государство и революция» 1917, И. Сталин в «Экономических проблемах социализма в СССР» 1952.

Следующая программа, принятая на съезде в Эрфурте в 1891 году с учетом ряда марксистских принципов, была подготовлена под идейным наставничеством стоящего на склоне жизни Энгельса. Составлением Программы занимались тогдашние молодые идеологи социал-демократии Карл Каутский и Эдуард Бернштейн. Из нее были удалены лассальянские положения. Конечной задачей в ней ставилось создание социалистического общества путем превращения частной собственности на средства производства в общественную собственность. Программа содержала установку на завоевание политической власти пролетариатом. Но ее создатели не включили требование установления диктатуры пролетариата, как и демократической республики, аргументируя это опасением вызвать преследования. Вторая часть Эрфуртской программы содержала требование всеобщего избирательного права, пропорциональной системы выборов, введения прогрессивного налога, права на забастовку, свободы слова, собраний, печати, равноправия женщин и др. В программе отсутствовали положения относительно путей построения социалистического общества. Она допускала борьбу за демократические свободы, путь социальных реформ и революцию. В результате, одни группы социал-демократов привлекал революционный пафос партии, другие — ее прагматические установки. На Эрфуртском съезде германская социал-демократия приняла не только новую программу, но и новое название — «Социал-демократическая партия Германии» (СДПГ). 

Надолго утвердившиеся ведущими теоретиками социал-демократии Бернштейн и Каутский первоначально пришли к социалистическим взглядам под влиянием марксизма, однако в дальнейшем их отношение к идеям Маркса претерпели значительные трансформации.

Эдуард Бернштейн (1850 — 1932) пришёл к социалистическим взглядам под впечатлением от выступлений Вильгельма Либкнехта и Августа Бебеля, а также от труда Карла Маркса «Гражданская война во Франции». Вместе с тем, во второй половине 1890-х гг. в убеждениях Бернштейна начался перелом, он подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание слома строя не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущую к социализации общественного строя. Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации. Борьба классов существует, но она — не единственное содержание истории, так как рядом с ней есть и сотрудничество классов. Отсюда Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод, что вся программа партии должна быть пересмотрена; в частности, следует отказаться от тезиса, что пролетарий не имеет отечества — и, следовательно, от интернационализма.

В начале 20-х годов осудил большевизм за пренебрежительное отношение к объективным условиям, назвав его специфически русским явлением, понятным в свете долго господствовавших условий в России, где при абсолютистском режиме применялись самые суровые средства принуждения и гнёта.

Карл Каутский (1854 — 1938) в молодости увлекся идеями лассальянства, дарвинизма, анархизма и неомальтузианства, но с начала 1880-х целью Каутского стала проблема связать теорию марксизма и практические задачи социал-демократической партии. Он сумел завоевать большой авторитет, участвуя в написании теоретической части Эрфуртской программы, в которой были сформулированы основные положения марксизма о необходимости низвергнуть капитализм посредством классовой борьбы пролетариата. Тем не менее в ходе революции экономические, моральные, законодательные мирные средства должны преобладать над физическими. Не следует ломать и разбивать «готовую государственную машину» – она должна превратился из органа и средства войн и насилия в орган организации культурной и хозяйственной жизни.

Полемизируя с ленинской последовательной марксисткой стратегией, в работе «Марксизм и большевизм: демократия и диктатура» (1934 г.) он писал: «Большевики, ведомые Лениным, установили полный контроль над солдатскими массами в Петрограде, а затем и в Москве, положив т. о. основание пролетарской диктатуре на месте старой диктатуры царской».

Германская социал-демократия стремительно вступала на линию социал-реформизма, что подтвердил Гёрлицкий съезд 1921 года провозгласивший отход от марксизма.

Ренессанс концепций Маркса начался в ХХ веке. Коммунистические убеждения воодушевляли на самоотверженную борьбу сторонников левого, революционно-социалистического крыла Социал-Демократической Партии Германии. В их среде с 1914 года сформировалась оппозиционная группа Интернационал, которая затем получила название Союз Спартака и стала платформой, основанной в 1918 году Коммунистической Партии Германии. Похожие процессы происходили и в Российской Социал-Демократической Рабочей Партии (РСДРП). В 1903 году произошло разделение на фракции большевиков и меньшевиков, а в 1918 году большевиками была создана Российская Коммунистическая Партия (большевиков) — РКП(б). В других социал-демократических партиях Европы также возникали коммунистические фракции, но завоевать государственную власть удалось только в Российской Империи, переживающей острейший кризис Февральской революции 1917 года.


Утверждение немецкого пролетариата во главе европейского рабочего движения стало объективным результатом прогресса Германской империи. Образование собственного национального государства приветствовали все слои населения. Всеобщий энтузиазм благотворно сказался и на экономике, которая в то время не испытывала недостатка в капиталах. Тем более что проигравшая войну Франция обязалась выплатить значительную контрибуцию. По всей стране возникают новые фабрики: Германия быстро превращается из аграрного государства в промышленное, начинает лидировать в Европе.

Отто фон Бисмарк и карикатура на его увлечение "опасными" идеями социализма.

Период подъема Германии неразрывно связан с именем Отто фон Бисмарка, 28 лет (1862 — 1890) занимавшего руководящее положение сначала в Королевстве Пруссия, затем в Северогерманском союзе и Германской империи (Рейхсканцлер). Его прагматичные действия по сплочению империи сочетались с умелой внешней политикой. Благодаря сложной системе союзов Бисмарку удавалось сохранять мир в Европе. Он понимал, какие опасности для стабильности государства несет массовое рабочее движение — «фабрики обогащают единицы, но воспитывают массы воинствующих пролетариев из-за незащищенности их существования, что очень опасно для развития государства, в то время как ремесленное сословие и зажиточное крестьянство образует ядро средних слоев со своим хозяйством…»

 Поэтому с одной стороны в рамках своего «государственного социализма», он формирует правовую систему охраны труда, социального страхования, пенсионного обеспечения пожилых рабочих, опеки над инвалидами. Эта система реформ была призвана убедить рабочих в том, что государство в состоянии создать общество социальной справедливости.

С другой стороны, преследует социал-демократию как центрального внутреннего врага издав «Исключительный закон против социалистов». Социал-демократическая партия была запрещена, социалисты лишены права на митинги и публикации, около 1500 социал-демократов и профсоюзных работников были приговорены к тюремному заключению, в том числе в каторжную тюрьму, а многие другие активные деятели в последующем были вынуждены эмигрировать из страны. На 12 лет с 1878 по 1890 годы «Закон» вытеснил социал-демократов в подполье и в эмиграцию. Однако на первых выборах в рейхстаг, прошедших после прекращения действия «Закона о социалистах», 15 июня 1893 г. СДПГ получила больше голосов, чем когда-либо прежде (23,4 %).

В следующий раз партию запрещает Гитлер в 1933 г, а первый послевоенный съезд СДПГ состоялся в Ганновере 1946 г.



Таким образом дерево социализма, исторически последовательно представляющее интересы пролетариата, рабочих и наконец трудящихся имеет две основные ветви:

— революционную, успеха в применении которой первоначально удалось добиться только СССР, создавшем Социалистический лагерь. Самым ярким и эффективным представителем которого стала Китайская Народная Республика;

— реформаторскую, наиболее удачно выразившеюся в Шведском или Скандинавском Социализме, позволившем в монархических государствах достичь высших показателей качества жизни трудящихся.

Существует множество движений, называющих себя социалистическими основанных на этических, религиозных, либеральных, плановых, рыночных… идеях; национальном, расистском, гендерном… превосходстве отдельных групп населения, однако в первоначальном смысле социализм — это власть трудящихся. Власть в интересах трудящихся, как самой многочисленной и наименее защищенной части общества. 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Ленин- самый ужасный злодей русской истории. Инфернальная лениниана Обман и насилие Бесспорна уникальная роль Ленина в российской катастрофе 1917 года и в последующих глобальных катаклизмах ХХ века. Грандиозность содеянного им провоцирует на создание величественной мифологии: не случайно автора наиболее кровавой диктатуры в истории ещё недавно называли самым человечным из людей. Но и теперь нередко можно услышать, что он великий гуманист, гениальный политик, культурнейший человек. Для реального понимания феномена Ленина необходимо, не отвлекаясь на «гуманистические» нюансы, определить то, чем никто, кроме него, не обладал. Главное в Ленине – идеологическая маниакальность, одержимость разрушением, абсолютный цинизм и беспринципность, благодаря которым он явился первым в череде кровавых диктаторов ХХ века. Все они были учениками Ленина – продолжили то, на что Ленин решился впервые в истории. Но никто не превзошел учителя, ибо некоторые деяния Ленина никто не смог повторить впоследствии. Прежде всего, Ленин был первым партийным вождем, который строил и содержал политическую партию на деньги от кровавых грабежей (экспроприации – «эксов») и финансовых афер; при этом и сам многие годы комфортабельно жил на награбленные средства. Ленин довел до совершенства концепцию революционного захвата власти, для чего эффективно использовал все необходимые наработки классиков социализма и марксизма и беспощадно отбросил всё «устаревшее» или слишком гуманное. На основе этого руководства к действию Ленин впервые в истории создал спаянную жёсткой дисциплиной и кровью массовую революционную партию. Ленин разработал тактику революционного переворота, учитывающую опыт всех предшествовавших революций; её беспредельно циничный алгоритм позволяет определить слабые места свергаемой государственности, все возможные общественные опоры, а также всех реальных противников, которые подавляются или уничтожаются в упреждающем режиме. Никто до Ленина так цинично и жёстко не захватывал власть, сметая на своём пути все принципы и святыни и уничтожая всех мешающих. Затем Ленину удалось взнуздать страну до невероятно жестокой и кровопролитной Гражданской войны, жертвы которой достигают пятнадцати миллионов человек. Для полной победы революции Ленин первым (хотя и на эффективном обобщении всего предшествующего опыта) разработал теорию и внедрил в практику систему тотального государственного террора. По сравнению с большевистским террором все предшествовавшие и последующие его виды были ограниченными в пространстве и во времени, в степени жестокости и в массовости. Ленин внедряет концлагеря (к 1920-м годам их было около 90) и регулярный массовый расстрел заложников, то есть истребление большого количества людей, ни в чём не виновных даже с точки зрения «революционной законности». Ленин впервые в истории инициировал массовый голод для расправы над непокорным населением своей страны: страшный голод 1921–1922 годов унес жизни около пяти миллионов человек. Никто, кроме Ленина, не использовал для внутреннего террора в таком количестве интернациональных люмпенов: из военнопленных австро-венгерской, немецкой, чешской, турецкой армий, из латышских стрелков, китайских волонтеров, революционеров-интернационалистов формировались ударные, заградительные, охранные и карательные отряды – «Формирование немецко-венгерской дивизии из стойких и дисциплинированных элементов крайне целесообразно» (телеграмма председателю Сибревкома). Ленинский режим впервые в истории применил химическое оружие для истребления граждан своей страны, впоследствии на подобное решился только иракский диктатор Саддам Хусейн. По указанию Ленина были убиты без следствия и суда все члены императорской семьи, включая детей, а также многие родственники и слуги (всего более сорока человек). Кровавая расправа над свергнутым главой государства и его семьей – беспрецедентна в Новой и Новейшей истории. За сто с лишним лет до этого в годы Великой французской революции был казнён король Франции, но после Ленина ни один узурпатор и диктатор не решился на что-либо подобное. Сталин уничтожил людей несравненно больше Ленина, но Ленин инфернальнее. Сталин как верный ученик только использовал и совершенствовал авторскую методологию Ленина. К тому же можно представить, что Ленин был бы непревзойден, если бы действовал не пятилетку, а десятилетия. Надо сказать, что все диктаторы совершали злодеяния ради какой-то возвышенной и позитивной мифологии, выражаемой на языке своей национальной культуры. Для Гитлера заветной мечтой была «Великая Германия» как «тысячелетний рейх», он почитал германский эпос о нибелунгах и музыку Вагнера. Для Мао Цзэдуна – «Великий Китай» как «Поднебесная» с некоторыми ремарками конфуцианства. Все диктаторы либо были к чему-то или к кому-то сентиментально привязаны, либо искусственно создавали образ проявления своих человечных качеств. Ленин же и в этом беспрецедентен: он ненавидел всё в России и не признавал ценным ничего в человечестве. Даже кровавый Сталин имел детей и иногда к ним благоволил. Все ценности и святыни, виды и формы миропорядка, всех людей Ленин подвергал циничным насмешкам и грязной хуле. Бердяев называл Ленина «гением бранной речи», которой удостаивались не только враги, но и ближайшие соратники: «Всегда успеем взять говно в эксперты… Шваль и сволочь, не желающая предоставлять отчеты… Приучите этих говнюков серьезно отвечать… Идиотка… дура» (всё это – на официальных документах, последнее – о Розе Люксембург). Непрерывно матерился он на заседаниях «самого образованного» правительства. Таким образом, во всем Ленин вёл себя как человек, для которого единственной ценностью было тотальное разрушение само по себе. Ленин был первым идеологическим маньяком в истории, вполне реализовавшим свои патологические фантасмагории. Для реализации проектов демонической одержимости необходима мощь государственной власти, сосредоточенная в одних руках и направленная на вожделённое кровопийство, то есть необходима неограниченная диктатура: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». Понятно, что ни к какой науке это определение отношения не имеет, кроме науки заплечных дел, непревзойденным мастером которых и был Ильич. Но утверждение «научности понятия» нужно, чтобы создать какую-то видимость обоснованности – для жаждущих самообмана интеллектуалов. Пресловутая формула «диктатура пролетариата» означала личную диктатуру вождя в партии и в стране, что Ленин и не скрывал: «Речи о равенстве, свободе и демократии в нынешней обстановке – чепуха… Я уже в 1918 г. указывал на необходимость единоличия, необходимость признания диктаторских полномочий одного лица с точки зрения проведения советской идеи… Решительно никакого противоречия между советским (т.е. социалистическим) демократизмом и применением диктаторской власти отдельных лиц нет… Как может быть обеспечено строжайшее единство воли? Подчинением воли тысяч воле одного… Волю класса иногда осуществляет диктатор, который иногда один более сделает и часто более необходим». В этом Ленин следовал не российским традициям, а учению Маркса, который предрекал пролетариату двадцать, а при необходимости и пятьдесят лет классовых боев и гражданской войны «не только для того, чтобы изменить существующие условия, но чтобы и самим изменяться». Военный коммунизм – это «Коммунистический манифест» К. Маркса и Ф. Энгельса в действии. Но если последователи Ленина были лишь его эпигонами, то предшественники выглядят замшелыми теоретиками по сравнению с ленинским сатанинским титанизмом в действии. О беспримерно циничной ленинской лживости писал профессор С.Г. Пушкарев: «Конечно, политика – это профессия, в которой трудно сохранять моральную чистоту. Многие политические деятели давали обещания, которых потом не исполняли, или прямо обманывали народ, но не было такого разностороннего и искусного мастера политического обмана, каким был Ленин. Все лозунги, провозглашенные им в 1917 году, все его обещания по основным вопросам внутренней и внешней политики представляли собой преднамеренный обман – в полном согласии с его моралью. Вот некоторые примеры этих ложных лозунгов и обещаний. Основной лозунг (и основная цель): “Вся власть советам рабочих и крестьянских депутатов, избранных всем трудящимся населением”. Намерения: неограниченная власть (“диктатура”) коммунистической партии. Лозунг: “Вся земля крестьянам”; программа: национализация земли, то есть переход её в собственность государства. Лозунг (в 1917 году): армия с выборными командирами и с правом солдат “проверять каждый шаг офицера и генерала”. Реализация: строжайшая дисциплина в Красной Армии с правом назначаемых командиров применять оружие против неповинующихся солдат. Лозунг: “Всеобщий демократический мир”. Намерение: организовать “революционные войны” для завоевания Европы». Когда исполнили свою роль дооктябрьские анархо-коммунистические лозунги (власть – советам, землю – крестьянам, фабрики – рабочим), направленные на разрушение старого режима, Ленин потребовал от партии преодолеть период революционного беспорядка и мобилизоваться на создание нового, революционного порядка. Надо сказать, что Ленин никогда не менял своих стратегических целей, но он был виртуозом политической конъюнктуры, во имя захвата и удержания власти он всегда был готов сменить тактику – вплоть до противоположной. Поэтому после октябрьского переворота лозунги поменялись радикально. Иезуитская принципиальная лживость Ильича поражала даже близких соратников. Можно сказать, что Ленин был первым постмодернистом в политике. Конечно, насаждение нового порядка не могло не вызвать сопротивления в обществе, хотя сначала оно было слабым и неорганизованным. Но главный идеолог давно предвидел, что новый строй невозможно навязать без массовых репрессий: ещё в 1914 году он требовал «превращения войны империалистической в беспощадную гражданскую войну». И большевики развязывают её в стране со всей возможной жестокостью. В результате Ленин запустил репрессивный маятник большого террора в полную силу: обман и насилие, насилие и обман поочередно и одновременно ковали нового человека и истребляли непокорных. Известна бесчеловечная жестокость, с какой Ленин насаждал красный террор, рассылая директивы большевистским вождям: «Необходимо провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов, белогвардейцев. Сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города… Надо поощрять энергию и массовидность террора… Открыто выставить принципиально и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора… Суд должен не устранить террор… а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». Как руководитель правительства Ленин постоянно требовал ужесточения репрессий: «Навести массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т.п. Ни минуты промедления» (в Нижний Новгород); «Расстрелять заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» (в Саратов); «вешать под видом “зелёных” (мы потом на них и свалим) чиновников, богачей, попов, кулаков, помещиков. Выплачивать убийцам по 100 тысяч рублей»; «Я предлагаю назначить следствие и расстрелять виновных в ротозействе»; «Позором было колебаться и не расстреливать за неявку»; «назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая, не допуская идиотской волокиты» (уполномоченному Наркомпрода); «Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше ста заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них хлеб. Назначить заложников… Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц-кулаков» (указание в Пензу). В резолюции на письме Дзержинскому о миллионе пленных казаков: «Расстрелять всех до единого». Ленин более всех взнуздал атмосферу кровопийства, и большевистские вожди не отставали друг от друга в степени жестокости. В подписанном Свердловым документе, основные положения которого явно исходили от Ленина, «всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», предписывалось: «Необходимо признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления… Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». При людоедском режиме Ленина заурядным выглядел приказ М. Тухачевского по подавлению тамбовского крестьянского восстания: «Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всему лесу, уничтожая все, что в нём пряталось». Тухачевский приказал расстреливать всех мальчиков, которые были выше пояса мужчины. В общем, Ленин целенаправленно реализовывал на практике свою установку: «Пусть вымрет 90% русского народа, лишь бы осталось 10% к моменту всемирной революции». Непревзойден Ленин как теоретик и практик богоборчества. Религиозная сфера была предметом его сугубой расстрельной опеки: «Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады» (1 мая 1919 года, Дзержинскому). Религиозные праздники настолько донимали вождя, что по поводу празднования дня Николая Чудотворца 25 декабря 1919 года он указывает: «Мириться с “Николой” глупо, надо поставить на ноги всё чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за “Николы”». В знаменитом письме Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Ленин категорически требует: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)… Если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществить их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут… Мы должны именно теперь… дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против Шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». В результате Ленин инициировал в России самые массовые и кровавые в истории религиозные гонения и истребление верующих, насадил режим государственного атеизма. Гнусная ругань по поводу религии и Церкви при всякой возможности, а также людоедский пафос в борьбе с духовенством и верующими говорят об одержимости Ленина манией богоборческого титанизма. Масштабы и последствия деятельности Ленина бесспорно огромны. Но называть его на этом основании «великим политиком» и «гениальным человеком» – значит не понимать его сущность. Основным отличительным свойством Ленина была беспрецедентная кровавость его деяний: по огромности, тяжести и изощренности злодеяний он уникален. Поэтому Ленин является прежде всего величайшим в истории злодеем. А рассуждения на тему, насколько таковой может быть «гуманным», «интеллигентным», «кристально честным» и прочее, могут казаться убедительными только для людей с ущербной нравственностью или недостатком ума. Многим из тех, кто признает чудовищность содеянного Лениным, свойственна романтизация образа злодея: если человек совершил глобальные деяния, отвергнув при этом все признаки человечности, поправ все традиции, законы, нравственные повеления, святыни, пролив моря крови, то это хоть и злодей, но гений. А значит, «право имеет» и во многом оправдан. Культ Наполеона разоблачили Лев Толстой и Фёдор Достоевский, но глубоко внедренный в душевное подполье «маленького человека» синдром наполеонизма вынуждает оправдывать злодейство: чем оно масштабнее – тем легче выводится из разряда преступлений, и легитимируется в качестве гениального. Между тем если непредвзято присмотреться к облику Ленина, то можно увидеть, что он не обладал ни одним из качеств гениальности. Сотворить то, что он натворил, ему позволили звериная жестокость и злобность, абсолютный цинизм, бешеная энергия разрушения. Средний ум и невыдающиеся способности Ленина для этого не были преградой. Напротив, неумение масштабно и универсально мыслить, отсутствие многих человеческих качеств облегчали возможность всецело сосредоточиться на главном деле жизни – тривиальных шельмованиях, переворотах, массовых убийствах. Великие мастера русского языка находили для описания Ленина беспощадно жёсткие образы, рисующие недочеловека, античеловека: «В сущности, – подумал я, – этот человек, такой простой, вежливый и здоровый, – гораздо страшнее Нерона, Тиверия, Иоанна Грозного. Те, при всем своём душевном уродстве, были всё-таки людьми, доступными капризам дня и колебаниям характера. Этот же – нечто вроде камня, вроде утеса, который оторвался от горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая всё на своём пути. И при том – подумайте! – камень, в силу какого-то волшебства – мыслящий. Нет у него ни чувств, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая непобедимая мысль: падая – уничтожаю» (А.И. Куприн). Наиболее адекватно характеризуют Ленина грубые слова Ивана Бунина: «Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и всё-таки мир настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?». Великий Пушкин и здесь прав: действительно «гений и злодейство – две вещи несовместные». Можно, конечно, назвать Ленина гениальным злодеем или злым гением, но это уже инфернальные характеристики, которые вполне адекватно отображают предмет или субъект. http://www.apn.ru/publicati...
  • «...Всеобщая война, которая вспыхнет, рассеет этот славянский Зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых маленьких наций. В ближайшей мировой войне с лица земли исчезнут не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы. И это тоже будет прогрессом». (Ф. Энгельс. Борьба в Венгрии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 6, с.186.) «На сентиментальные фразы о братстве, обращаемые к нам от имени самых контрреволюционных наций Европы, мы отвечаем: ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью; со времени революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного терроризма против этих славянских народов можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности. Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России и в славянских областях Австрии; и никакие фразы и указания на неопределенное демократическое будущее этих стран не помешают нам относиться к нашим врагам, как к врагам». (Ф. Энгельс. Демократический панславизм. Соч., т. 6, с. 305-306.)
  • крал мракс жыд.. тьху на него.. :neckbeard:
  • Похоже, действительно пришло время порассуждать о призраке. Интересно, есть современные работы, анализирующие склонность демоса к радикальному социализму? Как-то скорбно слушать об отнесении педерастизма и негритянских бунтов к левому движению.
  • Дурачку Чупаю -