• РЕГИСТРАЦИЯ

Как снимали фильм «Баллада о солдате»

6 5026

«Баллада о солдате» Григория Чухрая — один из лучших советских фильмов о войне. Обошедший экраны мира, отмеченный многочисленными премиями и наградами, он стал классикой киноискусства.

Герой картины — юный солдат Алеша Скворцов, отпущенный на краткую побывку домой, успевает лишь обнять свою мать, так как тратит все свое время в пути на помощь и поддержку людей, ему доселе незнакомых.

Режиссер Григорий Чухрай — фронтовик. Он защищал Сталинград, был несколько раз ранен. «По всем дорогам войны, — говорил он, — осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе».

После войны Чухрай окончил ВГИК, снял фильм «Сорок первый» по рассказу Б. Лавренева. Однако студенческая мечта поставить картину об отпускном солдате не оставляла его.

Счастливый случай свел Чухрая с Валентином Ежовым, человеком с интересной и сложной судьбой. Общий язык нашелся у них сразу. Ежов, как и Чухрай, ушел на фронт после школьной скамьи. Служил в морской авиации, а после войны окончил сценарный факультет ВГИКа (класс А. Довженко).

«И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое — солдате, отдавшем жизнь за Родину, — без громких фраз, просто, грустно и честно, — подчеркивал Чухрай. — Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».

Работали Чухрай с Ежовым так. Сперва оговаривались сцены и эпизоды. Затем каждый выбирал себе то, что ему нравилось. Эпизод, написанный Ежовым, передавался для правки Чухраю. И наоборот.

Первоначально много внимания уделялось теме героического советского тыла. Действие переносилось в новый, выстроенный перед войною цех завода, его не успели остеклить, подвести под крышу; дуют ветры, с неба валит снег, но станки гудят. Голодные, иззябшие женщины и подростки бессонно работают.

Скворцову встречались и счастливые, и терпящие бедствия, он помогал людям, но и люди не раз выручали его из беды. Алеша и Шура еще не сознавали своего чувства, окружающие догадывались об этом быстрее и старались помочь юной трогательной любви, зародившейся в столь тяжелое время.

Первоначально Шурка погибала в разбомбленном городе. Заменивший его позже эпизод расставания Алеши с девушкой на перроне получился менее эффектным, но для сценария он представлял большую ценность. Шурка оставалась жива, а с ней сохранялась, продолжала жить и память об Алеше.

Однако первый вариант сценария, написанный Валентином Ежовым на основе заявки, не удовлетворил студию.

Новый вариант, представленный на рассмотрение в середине января 1958 года (на титульном листе помечено: «режиссерская консультация Г.Н. Чухрая»), означал серьезный шаг вперед. Появились сцены и отдельные подробности, составившие украшение фильма. Но ко многому, придуманному на этой стадии, авторы вскоре охладели. Предполагалось, например, что фильм будет обрамлен песней о комсомольской юности, которая совпала с войной, и завершится кадрами поднявшихся в атаку солдат — среди них мелькнет в последний раз Алеша… Тематический состав сценария в значительной степени определялся словами героя картины: «Нет, я злой! Я ненавижу всех, кто приносит горе. С ними надо бороться. И не только с фашистами, а со всеми, кто обижает людей».

Но и на этот раз у художественного совета студии нашлись замечания.

Только после новых двукратных переделок и перекомпоновки всего материала Чухрай смог в середине июня 1958 года приступить к написанию режиссерского сценария, а в августе фильм запустили в производство. На главные роли были выбраны Олег Стриженов и Лилия Алешникова.

На третий день съемок, работая над эпизодом, где Алексей мечется по шоссе, пытаясь остановить какой-нибудь грузовик, Григорий Чухрай был сбит машиной и с тяжелым множественным переломом костей четыре месяца пролежал в гипсе. За это время актеры разбрелись по другим картинам. Чухраю хотелось бросить все и заняться чем-нибудь другим. Но, выйдя из больницы, он стал сколачивать новый коллектив, и нашел других, гораздо более достоверных исполнителей на две главные роли.

Чухрай признавался, что процесс подбора актеров проходил для него мучительно трудно. «Мы просмотрели множество актеров, среди которых были люди очень талантливые, но ни на одном из них я не мог остановиться — не складывался ансамбль. Каждый день я составлял новые комбинации, «проигрывал» весь фильм с начала до конца. Коллеги открыто выражали недовольство моей нерешительностью: срывался план запуска фильма в производство. Но я ничего не мог с собой поделать. Положение, казалось, было безвыходным».

Сомневались в актерах, и прежде всего в Жанне Прохоренко (Шура) и Володе Ивашове (Алеша). Справятся ли они со своими ролями? Ведь ни Ивашов, ни Прохоренко тогда еще не были артистами.

Режиссер картины Григорий Чухрай быстро определился с актером на главную мужскую роль. Им стал студент 2-го курса ВГИКа Владимир Ивашов. А вот с главной женской ролью оказалось сложнее. Лишь просмотрев множество актрис, он обратил внимание на первокурсницу МХАТа, пробовавшуюся на роль в массовке. Жанна Трофимовна вспоминает: «Григорий Чухрай нам потом объяснял, почему взял нас. Володю он как-то сразу нашел, а на женскую роль я в последнюю очередь попала. Многих, многих перепробовал.

Потом он положил передо мной мои фотографии и сказал: «Понимаешь, с одной стороны, твое лицо похоже на всех, а с другой — абсолютно индивидуально». Он все время искал обобщения. И не только в лицах — во всем. Даже в прическе моей героини. Когда уже были занесены ножницы над моей головой, чтобы остричь большую, тяжелую косу, потому что она была нетипичной, в последний момент Григорий Наумович сказал: «Стоп, пусть будет с косой!».

Володя — москвич, учился на втором курсе ВГИКа в актерской мастерской Григория Михайловича Козинцева. Ему пришлось прервать учебу, взять академический отпуск.

Жанна была студенткой театрального училища МХАТ и пришла на «Мосфильм» пробоваться на небольшую роль в картоне «Песня о Кольцове». Ее не утвердили. Но ее фотопробы увидел Чухрай.

У Ивашова и Прохоренко не было ни опыта, ни мастерства, а играть им предстояло очень большие и сложные роли. Но произошло чудо: молодые артисты принесли с собой на экран обаяние юности и красоты и настолько «вписались» в фильм — русская девочка с распущенной косой и родниковыми глазами и долговязый паренек с по-детски припухшими губами, — что представить себе «Балладу» с другими исполнителями просто невозможно.

Володя Ивашов войны не знал и от фашистского танка, преследовавшего безоружного мальчишку-связиста, не бегал. Но в те дни он буквально жил Алешей Скворцовым — его тревогами и радостями, встречами и расставаниями, надеждами и болью.

Работал Володя много, напряженно, репетировал с режиссером даже по выходным, когда на студии оставались лишь сторожа да пожарники. Ивашов безгранично верил советам Григория Чухрая, внимательно вслушивался в его рассказы о войне, пытаясь вновь и вновь «примерить на себя» судьбу и характер своего ровесника с передовой. Это был тяжкий, но счастливый труд души, абсолютное вживание в образ. Потому, наверное, Ивашов и назвал своего первенца в честь героя «Баллады…» — Алешей.

У Шурочки — Прохоренко мало слов. Она в основном молчит. Паузы, молчаливые крупные планы Жанны — лучшее, что она продемонстрировала в этой работе. Внимательно смотрит, копит впечатления, вбирает их в свою душу и, при сдержанности выражений, передает огромную и страстную доброту своей героини. Жанна Прохоренко с удивительной силой раскрывает стремление Шурки навстречу неведомому чувству любви.

Незабываемый образ создал в этом фильме и Евгений Урбанский, сыгравший роль инвалида. Актер поднялся в этой роли до больших трагедийных высот, потрясая глубиной человеческого переживания.

Сомневались, что Урбанский согласится сыграть инвалида. После того как он блестяще справился с главной ролью Губанова в «Коммунисте», ему предлагали второстепенную роль, почти эпизод. К тому же было ощущение, что эпизод этот в сценарии не совсем удался. Ежов и Чухрай переделывали его много раз. К счастью, Урбанский сказал: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб».

…Снималась сцена на привокзальной почте, куда инвалид зашел, чтобы послать телеграмму домой. Володя Ивашов и актриса Нина Меньшикова, играющая телеграфистку, были уже на месте, им поправляли грим. В глубине павильона Урбанский с помощью костюмера и ассистента надевал на согнутую в колене ногу специальное приспособление. Ему надо было играть одноногого.

Приступили к репетиции. Волнение Урбанского сразу передалось Ивашову, в репликах которого появились правдивые нотки. Тонкая актриса Нина Меньшикова поддалась этому чувству, и вот уже она с полными слез глазами кричит инвалиду, протянувшему ей телеграмму: «Это подло! Подло!» — и плачет, закрыв лицо руками. Начинаются съемки. Один дубль, второй, третий… Урбанский увлечен: «Пожалуйста, еще один дубль!.. У меня реплика не получилась. Ее надо говорить не так…»

Многие образы людей в «Балладе о солдате» воспринимаются как частица большого целого, всего народа, предстают как штрих в большом коллективном портрете.

Строгий уставший генерал, каким его играет Н. Крючков, — пожилой, немногословный человек, с доброй и горькой отцовской улыбкой, ненавидящий войну и вынужденный воевать. Улыбчивый солдат (Г. Юхтин), душа фронта, парень, чем-то похожий на Васю Теркина. Женщина на телеграфе (Н. Меньшикова) — одна из тысяч и тысяч, ждавших своих мужей, веривших в их возвращение и, может быть, спасавших их своей верой. Женщина-шофер (В. Телегина). Измученная, не спавшая двое суток, она еще находит ласковое слово для Алеши. Она из тех женщин, что вынесли на своих плечах всю тяжесть разлуки с сыновьями, всю тяжесть тыла.

Что касается образа матери Алеши (А. Максимова), то он гораздо более других несет в себе элемент обобщения, становится символом матери. Катерина — русская крестьянка, успевшая лишь на минуту увидеть и обнять сына-солдата, прибывшего в свой пятиминутный отпуск. Увидеть, обнять и потерять навсегда. Мы не узнаем о Катерине подробностей, но узнаем про ее жизнь самое главное, что это мать, отдавшая войне сына.

Она успокаивает сына: «Ты не думай, я все выдержу, все перенесу… а тебя дождусь… отца не дождалась, а тебя дождусь». Грузовик с Алешей удаляется по бесконечной, беспощадной дороге. Мать смотрит вслед полными слез и боли глазами…

Эпизод прощания Алеши с матерью получился как-то сразу, легко и хорошо. Чухрай вспоминал: «Едва артистка Антонина Максимова появилась на съемочной площадке, я сразу почувствовал, что она так тонко и глубоко понимает роль, что моя задача — не мешать ей, не нарушать ее представление об образе. В этих сценах я главное внимание уделял ее партнеру. Должен сказать, что волнение артистки передавалось всем окружающим».

Сейчас это кажется удивительным, но «Баллада о солдате» на всем своем пути, от зарождения замысла до выпуска в свет, встречала немало противников. «Наш фильм, — заметил однажды Чухрай, — рождался не под аплодисменты…» Сценарий, а затем фильм объявляли то пессимистическим, то мелкотемным, то очернительским и даже подрывающим авторитет и славу Советской армии.

Съемки неоднократно приостанавливались. Многие на студии вообще сомневались в успехе картины. История Алеши и Шуры казалась незначащей, сомневались в необходимости ряда сцен. Например, стоит ли показывать неверную жену или Алешу, бьющего по лицу вымогателя Гаврилина? Не скажется ли это отрицательно на воспитании молодежи?

Некоторые товарищи требовали переделки финала. «У вас такой хороший герой, — говорили они, — зритель его полюбил и желает ему счастья, а вы его убиваете… Зачем вам понадобилось убивать положительного героя? И зачем вам нужно печалить наших советских людей?»

Это потом напишут, что несмотря на трагический конец «Баллада о солдате» — удивительно светлый фильм. Алеша Скворцов отдает жизнь за свой народ — и в этом величайший оптимизм, ибо народ, родивший такого героя, бессмертен.

В конце 1959 года, после ряда поправок и сокращений, картина вышла на экран. «Баллада о солдате», сперва недооцененная прокатчиками, постепенно дошла до миллионов зрителей, получила широкое признание. Валентину Ежову и Григорию Чухраю была присуждена Ленинская премия.

За пределами страны «Баллада о солдате» была показана на Каннском фестивале в мае 1960 года, где разделила с «Дамой с собачкой» И. Хейфица специальную премию жюри — «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество».

Английский режиссер Тони Ричардсон отметил: «Такие произведения, как «Баллада о солдате», это именно то, что я называю поэзией». Французский актер Бурвиль причислил картину Чухрая к лучшему, что он видел на экране.

Совершив триумфальное шествие по экранам мира, «Баллада о солдате» завоевала 100 международных наград: премию за режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско; приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии; главный приз Лондонского фестиваля. В. Ежов и Г. Чухрай удостоились номинации на премию «Оскар» по категории «Лучший оригинальный сценарий».

Этот выдающийся фильм вошел в золотой фонд кинематографа, с триумфом обойдя экраны планеты…

В фильме снимались: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Мария Кремнева, Геннадий Юхтин, Валентина Телегина

Режиссёр:Григорий Чухрай

Премьера фильма состоялась:1 декабря 1959

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ

Абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов — 101 международная премия.

Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году.

Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году.

Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году.

Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году.

Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году.

Гран-при «Золотые ворота» и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году.

Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году.

Большая премия Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году.

Премия «Давид» Донателло» Григорию Чухраю.

Премия «Сан Винсент» Владимиру Ивашову

Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году.

«Приз Халиско» и Приз «Серебряное сомбреро» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году.

Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году.

«Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника «За высокое гуманистическое содержание» Григорию Чухраю в 1962 году.

Приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр».

В Америке, Японии, Афинах — лучший фильм сезона 1960–1961 гг.

1962 — «Оскар»:

Номинирован в категориях:

Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Григорий Чухрай, Валентин Ежов

1960 — Каннский кинофестиваль

Победитель в категориях:

Приз за лучшую программу — Григорий Чухрай

Первый приз за фильм для молодежи.

Источник

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Проблема добивания

    В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Базар Мырзахметов 26 ноября 2022 г. 15:44

      КАЗАХСКИЙ ГОРБАЧЕВ? ПОЧЕМУ ОТ НОВОГО ЛИДЕРА ЖДУТ ПЕРЕМЕН

      Эксперты считают, что выборы в Казахстане – это не просто очередная смена правителей с сохранением старых порядков, а появление нового Михаила Горбачева. Возможны перемены во внешней политике, в результате которых страна дистанцируется от России, пишет CSM.Эксперты считают, что выборы в Казахстане – это не просто очередная смена правителей с сохранением...
      235
      Базар Мырзахметов 24 ноября 2022 г. 06:29

      В здоровом обществе не потерпят педофилии

      В США возникла "терпимость" к педофилии, считает обозреватель Fox News Такер Карлсон. Она присуща наиболее влиятельным членам американского общества. По признанию ведущего, некоторые богачи действительно имеют "соответствующие замашки". Такер КарлсонТак называемые теории заговора роднит идея о том, что в высших политических и финансовых кругах существует...
      261
      Базар Мырзахметов 23 ноября 2022 г. 18:18

      Никому и никогда не удавалось предсказать будущее хотя бы на 20 лет вперед

      Блогер Василий Тополев показывает, насколько мы не понимаем мир, в котором живем. Следовательно, нет ни единого человека, который мог бы предсказать события хотя бы на 20 лет вперед. Разрекламированные якобы правильные предсказания при ближайшем рассмотрении оказываются фальшивкой. Так, Андрей Амальрик действительно спрогнозировал развал СССР, но от войны с Китаем, а ...
      186
      Базар Мырзахметов 13 декабря 2017 г. 15:26

      Мне стыдно…

      О том, что спортсмены из России решат ехать на олимпийские соревнования, я знал заранее, но мне все равно стыдно. НИ ОДИН из них не проголосовал против этого унижения! Неужели ЭТИ (теперь уже не наши!) спортсмены не читали комментарии в интернете? Неужели не видели результаты опросов, даже официальных? Большинство народа ПРОТИВ, а они всё равно едут!.. То ли за деньга...
      1136
      Базар Мырзахметов 13 декабря 2016 г. 06:48

      От звёздной вспышки медузы до призрачных гусей

      Лучшие фотографии дикой природы от британского Музея естествознания. "Рука матери". Ален Мафар Ренодье, Франция. Победители конкурса «Лучший фотограф дикой природы – 2016», организованного лондонским Музеем естествознания, уже объявлены. Теперь любой пользователь интернета может проголосовать за лучшую работу. Прост...
      1134
      Базар Мырзахметов 13 декабря 2016 г. 06:20

      Секретное немецкое оружие времён Второй мировой

      На что надеялся Гитлер. © Weapons of WWII Инженеры Гитлера тайно разработали несколько наиболее амбициозных проектов своего времени. В мрачных подвалах инженерных институтов ковалось «оружие победы»: лучшие умы со всей Европы трудились на благо смертельной машины немецко-фашистских войск.По счастью, темпов исследования всё-таки учёным не хватило, иначе...
      3279
      Базар Мырзахметов 6 мая 2016 г. 04:36

      История создания фильма «Летят журавли»

      С 1957, когда на экраны вышли «Летят журавли», в советском кинематографе появилась новая точка отсчета. Никто и никогда до них не говорил о войне таким языком… В судьбе картины «Летят журавли» много совпадений. И начались они с того, что в руки режиссера Михаила Калатозова случайно попали гранки журнала «Театр» с пьесой Виктора Розова «Вечно живые». Уже...
      7703
      Базар Мырзахметов 5 мая 2016 г. 12:58

      История создания фильма «Аты-баты, шли солдаты…»

      После успеха фильма «В бой идут одни «старики» Леонид Быков решил свою новую картину снова снимать о войне. А тут еще и удобный случай представился: известные драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (авторы «Офицеров») представили на киностудию имени Довженко свой сценарий «Аты-баты, шли солдаты…». 27 октября 1975 года сценарий обсудили на студии, а...
      4974
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 15:27

      Отпустите меня в СССР

      Я устал идти по пути демократических реформ, у меня кончились деньги и спились соседи. А в моем телевизоре зловеще воет ветер будущих перемен, и головы дикторов новостей наперебой пугают меня достояниями демократии. Я потихоньку мечтаю купить пирожок с повидлом за шесть советских копеек и завернуть селедку в свежий номер нечитанной газеты «Правда».  ...
      2357
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 03:40

      Легенда о беспарашютном десанте

      По историческим меркам Великая Отечественная война была чуть ли не вчера. Еще и ста лет не прошло с ее начала, еще живы ее участники. И вместе с тем в ее истории полно белых пятен. Многие подвиги считаются легендарными, как не имеющие документального подтверждения. Одна из таких легенд — небывалый авиадесант под Москвой в ноябре 1941, когда бойцы выбрасывались из само...
      1858
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 00:24

      Герои военных фотоисторий

      Фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. На заднем плане ИС-2 из состава 7-й гвардейской танковой бригады — один их самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине. Военные фотографии. Порой за ними стоят яркие и удивительные истории. Вот лишь некоторые из них.Заретушированные часыСамым ярким пред...
      1612
      Базар Мырзахметов 1 мая 2016 г. 00:34

      30 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ ПЕРВОМАЙСКИХ ДЕМОНСТРАЦИИ ОТ СССР ДО РОССИИ

      1 мая в СССР был Днем международной солидарности трудящихся. Развалом Союза в 1992 году политическая составляющая праздника была нивелирована, и его превратили Праздник весны и труда. Мы подобрали 30 фотографии с первомайских демонстраций разных лет, которые позволяют ощутить дух этого праздника.1917 – 1919 годы 1. 1 мая 1917 года. Петроград. 2. 1 мая 19...
      5081
      Базар Мырзахметов 25 апреля 2016 г. 12:43

      Забытые танковые асы

      Великая Отечественная война - это война миллионов советских граждан против фашизма. Но среди этих миллионов встречаются незаслуженно забытые герои. Их подвиги и сейчас будоражат умы, а еще семьдесят лет назад их имена знал каждый советский гражданин. О двух танковых гениях - в материале "РГ".Витольд Михайлович ГинтовтРодился 7 марта 1922 года в деревне Слободщина, нед...
      1210
      Базар Мырзахметов 24 апреля 2016 г. 02:27

      В поисках воды: путешествие по Таджикистану и Казахстану в фотографиях

      Съемочная группа Би-би-си отправилась в путешествие по Центральной Азии собирать материал для документального фильма о воде — ресурсе, от которого в этом регионе зависит многое, от быта до политики. На фото - Нурекское водохранилище, на котором расположена Нурекская ГЭС. Корреспонденты Би-би-си Оксана Вождаева и Максим Ломакин отправилась в путешестви...
      3408
      Базар Мырзахметов 22 апреля 2016 г. 03:24

      22 апреля — День рождения Ленина

      Старшему поколению россиян, воспитанному в советских традициях о заслугах Ленина хорошо известно: вне сомнения в просветительских и патриотических целях эта тема была одной из наиболее популярных долгие годы.Не заостряя внимание на научных трудах о социуме и политике, автором которых был Владимир Ленин, вновь становится актуальной необходимость пересмотреть заслуги Ле...
      2801
      Базар Мырзахметов 4 марта 2016 г. 23:33

      Похороны И.В. Сталина (1953) (видео)

      ...
      1483
      Базар Мырзахметов 20 февраля 2016 г. 02:14

      Советская кавалерия: забытые герои

      Несмотря на высокий уровень развития боевой техники в годы Второй мировой войны, как по одну, так и по другую сторону фронта продолжали использовать кавалерию. В Красной Армии численность кавалерийских частей накануне Великой отечественной сильно сократили, переформировав их в механизированные.Роль кавалерии была важна в труднопроходимых местах, где боевым машинам тру...
      1222
      Базар Мырзахметов 20 февраля 2016 г. 02:08

      Что значит быть русским и любить Россию?

      Время от времени, когда отступают срочные дела и появляется возможность задуматься, кто ты и в какой стране живешь, то ответ, на первый взгляд, очевиден: «я русский и живу в России». Но, на самом деле, не все так просто: когда спрашиваешь собеседника, кто он по национальности, и получаешь ответ: «русский», то, стараясь ответить в унисон собеседнику, отвечаешь: «а я ук...
      1269
      Базар Мырзахметов 20 февраля 2016 г. 01:39

      Что подарили миру мусульманские изобретатели

      Несмотря на предвзятое и часто неприязненное отношение к мусульманам, они многое дали миру. Тем, что мы сегодня пьем кофе, и тому, что в ресторане нам подают обед из трех блюд и потом приносят чек, мы обязаны именно мусульманам. Что же подарил нам изобретательный исламский мир?1. КофеСогласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфи...
      1356
      Базар Мырзахметов 19 февраля 2016 г. 17:19

      КАТЮША. Для тех кто помнить героическое прошлое, кто устойчив в настоящем и уверен в светлом будущем наших детей.

      ...
      1151
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика