• РЕГИСТРАЦИЯ

История создания фильма «Летят журавли»

1 7702

С 1957, когда на экраны вышли «Летят журавли», в советском кинематографе появилась новая точка отсчета. Никто и никогда до них не говорил о войне таким языком…

В судьбе картины «Летят журавли» много совпадений. И начались они с того, что в руки режиссера Михаила Калатозова случайно попали гранки журнала «Театр» с пьесой Виктора Розова «Вечно живые». Уже на следующий день режиссер стоял в дверях коммунальной квартиры, где жил драматург. Розова вид незнакомца удивил: хорошо и дорого одет — раньше такие гости сюда не заглядывали. «Может, ошибся», — подумал он. Однако Калатозов быстро объяснил, что пришел именно к нему.

Мол, пьеса произвела такое впечатление, что он хотел бы предложить автору сделать по ней сценарий. «Я немедленно согласился, — вспоминал Розов. — Но поскольку никогда не писал сценарии, признался, что не знаю, как это делается…» Помочь начинающему сценаристу справиться с кинематографическим языком взялся Калатозов и постепенно взятая за основу пьеса изменялась, в ней появлялись новые сюжеты. Кстати, «значительные изменения первоначального замысла» были непременным условием киностудии, взявшейся за производство картины.

Так появилась и утренняя прогулка влюбленных Бориса и Вероники; и сцена, как Вероника бежит проводить любимого; и смерть Бориса; и попытка самоубийства Вероники и спасенный ею мальчик. «Я написал все реплики, которые говорятся, печенье, которое бросают под ноги, решетку, через которую смотрит Вероника… — вспоминал Розов. — Потом выдумал, что перед смертью герой представляет свою свадьбу».

Работой сценариста на «Мосфильме» оказались довольны, однако при обсуждении члены худсовета рекомендовали внести коррективы. Особенно полезными оказались слова руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева. Предполагалось, что картина начнется со сцены, как москвичи разных возрастов — пары молодых влюбленных, пожилые супруги — едут в машине.

Эдакая картина всеобщей любви, счастья. Но директору студии показалось, что это «случайное начало», и поскольку все эти люди потом не «втянуты» в историю, лучше их вообще убрать. На этом обсуждении Пырьев и посоветовал Калатозову начать картину так: «Было бы правильнее, если бы в предрассветный час вы экспонировали ваших героев в какой угодно сцене, и мы почувствовали бы, как эти люди были счастливы, как была сильна их любовь…»

И в июле 1956 года сценарный отдел «Мосфильма» дал заключение по литературному сценарию Розова, позволявшее запустить картину в производство. Правда, там отмечалась спорность сцены, «в которой Марк овладевает Вероникой… Зрителю будет трудно простить Веронике ее ошибку, так как она оказалась здесь не просто слабой женщиной, но и изменила своему патриотическому чувству…». Эти слова оказались пророческими: когда фильм «Летят журавли» вышел на экраны, некоторые зрители ругали Веронику. А Никита Хрущев был настолько возмущен ее предательством, что обозвал ее девушкой легкого поведения…

«Моя Вероничка… — говорила о своей героине Татьяна Самойлова. — Более трагичного существа я не знала. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…» Только изначально «наполнять» Веронику должна была другая актриса — Елена Добронравова. Однако и тут вмешался случай: ассистент режиссера увидел Самойлову в фильме «Мексиканец» и указал на девушку оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросил Калатозова на нее посмотреть.

«Я была худенькая, великолепно двигалась, — вспоминала актриса. — Пробы длились два часа, режиссеру все понравилось…» Не слишком радовался только Виктор Розов, которому казалось, что юной актрисе не удастся передать сложный образ его героини. И лишь спустя месяцы, посмотрев фильм, признался Самойловой: «А вы меня победили…» В роли Бориса Калатозов сразу увидел Алексея Баталова. Как рассказывает актер: «До проб я не был знаком с режиссером. И твердо знаю, что в этот фильм меня утвердили, потому что утвердили Таню. В пару ей искали человека, который будет органичен рядом с ней…»

Но, пожалуй, главной парой картины «Летят журавли» (точнее, в 1956 году, когда началось производство ленты, она шла под другим названием — «За твою жизнь») были режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский. «Калатозов начинал как оператор, он видел какие-то вещи, которые нормальный режиссер мог и не увидеть, — рассказывает Баталов. — И хорошо понимал Урусевского». Актер вспоминает случай, когда должен был сниматься проход Бориса и Вероники у парка имени Горького.

По замыслу создателей, он стал бы кульминацией всей прогулки, потому что героиня Самойловой как бы восходила в небо по цепи моста. Эпизод должен был сниматься в строгом режиме рассвета, поэтому Баталов и Самойлова приезжали на грим к двум ночи, а с полчетвертого уже были на площадке. Соответственно такому расписанию выезжали на место осветители с аппаратурой, звуковики, операторская машина, режиссерская группа. Вызывалось оцепление, как-никак это правительственная трасса. И все терпеливо ждали тех мгновений, когда небо будет освещено так, как того требует режиссерско-операторский замысел. Калатозов и Урусевский стояли ото всех в стороне, что-то обсуждали, а потом кто-нибудь из них объявлял, что съемки не будет — не тот режим. И все разъезжались по домам. Назавтра ситуация повторялась: приезжали и ждали.

И снова Калатозов говорил: «Сегодня неудачное небо…» Уже были истрачены все полагающиеся для съемки эпизода деньги, затянуты сроки, перепутаны графики дальнейшей работы, а Урусевский ни разу не включил аппарат. В результате эту сцену так и не сняли: лучше никак, чем абы как. И сколько еще таких моментов было! В конце концов на студии стали ругать Калатозова, мол, его группа отстающая, срывает все графики, и даже лишили группу премий. Но никто из работавших над картиной не сетовал. «Потому что работали одни фанатики», — признавался режиссер.

И главным был, конечно, Урусевский, который для съемки каждого кадра выдумал необычные приспособления. Чтобы снять ставшими классическими кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне была построена декорация лестничного колодца трехэтажной высоты, внутри которой стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову…

Чтобы снять панораму прохода разведчиков, Урусевский часами в промокшем ватнике и огромных солдатских сапогах лежал на листе кровельного железа, на котором его с камерой таскали по липкой грязи. А в сцене смерти Бориса оператора, скорчившегося на маленькой самодельной тележке, катали по болотной жиже вокруг стволов промокших берез.

Наблюдая за такой самоотверженной работой оператора, не жаловались на свои тяготы и актеры. Татьяна Самойлова до последнего момента скрывала, что тяжело заболела — у актрисы начался туберкулез. Знал о ее секрете только Баталов. Но во время съемки эпизода, когда она взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Несмотря на протесты режиссера, уже на следующий день Самойлова была снова на площадке. «Тане продували легкие и через каждые три часа делали уколы…» — вспоминал Баталов.

Кстати, и ему съемки фронтовых эпизодов стоили здоровья. Снималась дубль за дублем сцена, в которой Борис в ответ на скабрезную шутку в адрес любимой так сильно бьет солдата, что тот падает. И в один из дублей партнер потянул Баталова за собой — «Борис» упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов, и одна из них разодрала ему лицо. «Очнулся, а вместо лица месиво грязи, грима и крови…» — вспоминал он. Артиста отвезли в ближайшую больницу. «Пока главный врач зашивал мой разорванный нос и другие дырки, я думал о том, что с кино закончено», — рассказывал актер. Однако операция прошла настолько удачно, что от той травмы не осталось и следа.

Уже на первом показе для художественного совета, состоявшемся на «Мосфильме» в конце августа 1957 года, стало понятно: «Летят журавли» ждет большая судьба. Все члены худсовета говорили о фильме только восторженные слова. Лауреат двух сталинских премий режиссер Григорий Рошаль признался: «Это огромная удача… Мы все были счастливы и зареваны». «Мне кажется, что картина не просто хорошая, не просто великолепная, а я просто считаю ее поразительной», — говорил режиссер Сергей Юткевич.

Но еще больше лестных слов в адрес съемочной группы сказал Михаил Ромм: «Картина мне понравилась, хотя это не то слово. Это не только лучшая картина Калатозова, по-моему, это и гордость нашей студии… Выходишь после этой картины каким-то помолодевшим… Это кинематограф, о котором мы часто мечтаем…» При этом Ромм сделал замечание, несколько изменившее «Летят журавли»: по его настоянию из картины была вырезана одна из финальных сцен — лекция в медицинской ­аудитории.

Она показалась члену худсовета слишком нравоучительной и «недостойной соседства с блистательным общим концом картины». Калатозов с мастером согласился. На том же худсовете все в один голос расхваливали достоинства юной Самойловой. «Очень хорошо работают актеры, особенно девушка Самойлова, — не удержался Ромм. — В ней есть какая-то великолепная актерская загадка». А Сергей Юткевич вообще оказался первым прорицателем ее успеха: «Самойлова — это явление поразительное. Я ей предсказываю мировую славу».

Но вот была бы эта мировая слава, если бы опять не роль случая? 20-летний француз Клод Лелуш, начинающий оператор-документалист, из чистого любопытства попал на «Мосфильм» и оказался на съемочной площадке Калатозова. В тот день снималась сцена с лестницей, свадьба молодоженов. Юноша наблюдал за происходящим два часа и был настолько потрясен увиденным, что в тот же момент решил стать кинорежиссером.

И в этой мысли его утвердило знакомство с самим Калатозовым. «Между нами возникла симпатия, настолько, что он повел меня смотреть отснятый накануне материал, и я увидел 25 минут фильма, — вспоминал Лелуш. — Я никогда не видел кадров, которые бы так тронули меня». Вернувшись в Париж, он позвонил совершенно незнакомому человеку — директору Каннского фестиваля — и сказал, что видел великолепный фильм, который необходимо пригласить на фестиваль. Очень скоро отборщик Канна отправился в Москву, и «Летят журавли» включили в конкурс.

Что было дальше? Гран-при «Золотая пальмовая ветвь», мировая известность Татьяны Самойловой. Еще два года после того, как прошла международная премьера картины, в Госкино присылали депеши из Америки, Англии, Франции с просьбой отпустить актрису сниматься в западном кино. Но советские чиновники свою актрису «берегли» и придумывали за нее отказы: мол, болеет, мол, занята. Возможно, если бы не это обстоятельство, Самойлова еще не раз оказалась бы главной звездой Канна…

«Летят журавли»

Жанр: военный фильм, драма, киноповесть, экранизация

По пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград, с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью… В центре фильма — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда.

Режиссёр:Михаил Калатозов

Сценарист: Виктор Розов

Оператор: Сергей Урусевский

Композитор: Моисей Вайнберг

Художник: Евгений Свидетелев

В фильме снимались:Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин.

Премьера фильма состоялась: 12 октября 1957

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ

1958 МКФ в Каннах (Гран-при «Золотая пальмовая ветвь» — Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Каннах (Первый приз высшей технической комиссии Франции — Сергей Урусевский)

1958 МКФ в Каннах (Почётный приз за исполнение главной роли — Татьяна Самойлова)

1958 МКФ в Локарно (Почетный Диплом — Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико (Почетный приз — Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико (Диплом международного смотра — Сергей Урусевский)

1959 ВКФ в Москве (Особый приз — Михаил Калатозов)

1959 МКФ трудящихся в Чехословакии (Диплом — Михаил Калатозов)

1959 МКФ в Ванкувере (Почётная грамота — Михаил Калатозов)

1959 Международный смотр фестивальных фильмов в Мехико (Почётный диплом — Михаил Калатозов)

1958 Премия Слезника лучшему иностранному фильму, США (Михаил Калатозов)

Источник

    Трамп, Европа, два хохла

    А как правильно: украинофоб или украиножер? Истерика среди европейских «ястребов», начавшаяся после победы Трампа на выборах в США, не только не думает затухать, но и продолжает уси...

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Проблема добивания

    В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Базар Мырзахметов 26 ноября 2022 г. 15:44

      КАЗАХСКИЙ ГОРБАЧЕВ? ПОЧЕМУ ОТ НОВОГО ЛИДЕРА ЖДУТ ПЕРЕМЕН

      Эксперты считают, что выборы в Казахстане – это не просто очередная смена правителей с сохранением старых порядков, а появление нового Михаила Горбачева. Возможны перемены во внешней политике, в результате которых страна дистанцируется от России, пишет CSM.Эксперты считают, что выборы в Казахстане – это не просто очередная смена правителей с сохранением...
      234
      Базар Мырзахметов 24 ноября 2022 г. 06:29

      В здоровом обществе не потерпят педофилии

      В США возникла "терпимость" к педофилии, считает обозреватель Fox News Такер Карлсон. Она присуща наиболее влиятельным членам американского общества. По признанию ведущего, некоторые богачи действительно имеют "соответствующие замашки". Такер КарлсонТак называемые теории заговора роднит идея о том, что в высших политических и финансовых кругах существует...
      261
      Базар Мырзахметов 23 ноября 2022 г. 18:18

      Никому и никогда не удавалось предсказать будущее хотя бы на 20 лет вперед

      Блогер Василий Тополев показывает, насколько мы не понимаем мир, в котором живем. Следовательно, нет ни единого человека, который мог бы предсказать события хотя бы на 20 лет вперед. Разрекламированные якобы правильные предсказания при ближайшем рассмотрении оказываются фальшивкой. Так, Андрей Амальрик действительно спрогнозировал развал СССР, но от войны с Китаем, а ...
      186
      Базар Мырзахметов 13 декабря 2017 г. 15:26

      Мне стыдно…

      О том, что спортсмены из России решат ехать на олимпийские соревнования, я знал заранее, но мне все равно стыдно. НИ ОДИН из них не проголосовал против этого унижения! Неужели ЭТИ (теперь уже не наши!) спортсмены не читали комментарии в интернете? Неужели не видели результаты опросов, даже официальных? Большинство народа ПРОТИВ, а они всё равно едут!.. То ли за деньга...
      1136
      Базар Мырзахметов 13 декабря 2016 г. 06:48

      От звёздной вспышки медузы до призрачных гусей

      Лучшие фотографии дикой природы от британского Музея естествознания. "Рука матери". Ален Мафар Ренодье, Франция. Победители конкурса «Лучший фотограф дикой природы – 2016», организованного лондонским Музеем естествознания, уже объявлены. Теперь любой пользователь интернета может проголосовать за лучшую работу. Прост...
      1134
      Базар Мырзахметов 13 декабря 2016 г. 06:20

      Секретное немецкое оружие времён Второй мировой

      На что надеялся Гитлер. © Weapons of WWII Инженеры Гитлера тайно разработали несколько наиболее амбициозных проектов своего времени. В мрачных подвалах инженерных институтов ковалось «оружие победы»: лучшие умы со всей Европы трудились на благо смертельной машины немецко-фашистских войск.По счастью, темпов исследования всё-таки учёным не хватило, иначе...
      3279
      Базар Мырзахметов 5 мая 2016 г. 12:58

      История создания фильма «Аты-баты, шли солдаты…»

      После успеха фильма «В бой идут одни «старики» Леонид Быков решил свою новую картину снова снимать о войне. А тут еще и удобный случай представился: известные драматурги Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (авторы «Офицеров») представили на киностудию имени Довженко свой сценарий «Аты-баты, шли солдаты…». 27 октября 1975 года сценарий обсудили на студии, а...
      4973
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 15:27

      Отпустите меня в СССР

      Я устал идти по пути демократических реформ, у меня кончились деньги и спились соседи. А в моем телевизоре зловеще воет ветер будущих перемен, и головы дикторов новостей наперебой пугают меня достояниями демократии. Я потихоньку мечтаю купить пирожок с повидлом за шесть советских копеек и завернуть селедку в свежий номер нечитанной газеты «Правда».  ...
      2356
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 10:11

      Как снимали фильм «Баллада о солдате»

      «Баллада о солдате» Григория Чухрая — один из лучших советских фильмов о войне. Обошедший экраны мира, отмеченный многочисленными премиями и наградами, он стал классикой киноискусства. Герой картины — юный солдат Алеша Скворцов, отпущенный на краткую побывку домой, успевает лишь обнять свою мать, так как тратит все свое время в пути на помощь и поддержк...
      5026
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 03:40

      Легенда о беспарашютном десанте

      По историческим меркам Великая Отечественная война была чуть ли не вчера. Еще и ста лет не прошло с ее начала, еще живы ее участники. И вместе с тем в ее истории полно белых пятен. Многие подвиги считаются легендарными, как не имеющие документального подтверждения. Одна из таких легенд — небывалый авиадесант под Москвой в ноябре 1941, когда бойцы выбрасывались из само...
      1857
      Базар Мырзахметов 4 мая 2016 г. 00:24

      Герои военных фотоисторий

      Фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. На заднем плане ИС-2 из состава 7-й гвардейской танковой бригады — один их самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине. Военные фотографии. Порой за ними стоят яркие и удивительные истории. Вот лишь некоторые из них.Заретушированные часыСамым ярким пред...
      1612
      Базар Мырзахметов 1 мая 2016 г. 00:34

      30 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОТОГРАФИЙ ПЕРВОМАЙСКИХ ДЕМОНСТРАЦИИ ОТ СССР ДО РОССИИ

      1 мая в СССР был Днем международной солидарности трудящихся. Развалом Союза в 1992 году политическая составляющая праздника была нивелирована, и его превратили Праздник весны и труда. Мы подобрали 30 фотографии с первомайских демонстраций разных лет, которые позволяют ощутить дух этого праздника.1917 – 1919 годы 1. 1 мая 1917 года. Петроград. 2. 1 мая 19...
      5081
      Базар Мырзахметов 25 апреля 2016 г. 12:43

      Забытые танковые асы

      Великая Отечественная война - это война миллионов советских граждан против фашизма. Но среди этих миллионов встречаются незаслуженно забытые герои. Их подвиги и сейчас будоражат умы, а еще семьдесят лет назад их имена знал каждый советский гражданин. О двух танковых гениях - в материале "РГ".Витольд Михайлович ГинтовтРодился 7 марта 1922 года в деревне Слободщина, нед...
      1210
      Базар Мырзахметов 24 апреля 2016 г. 02:27

      В поисках воды: путешествие по Таджикистану и Казахстану в фотографиях

      Съемочная группа Би-би-си отправилась в путешествие по Центральной Азии собирать материал для документального фильма о воде — ресурсе, от которого в этом регионе зависит многое, от быта до политики. На фото - Нурекское водохранилище, на котором расположена Нурекская ГЭС. Корреспонденты Би-би-си Оксана Вождаева и Максим Ломакин отправилась в путешестви...
      3408
      Базар Мырзахметов 22 апреля 2016 г. 03:24

      22 апреля — День рождения Ленина

      Старшему поколению россиян, воспитанному в советских традициях о заслугах Ленина хорошо известно: вне сомнения в просветительских и патриотических целях эта тема была одной из наиболее популярных долгие годы.Не заостряя внимание на научных трудах о социуме и политике, автором которых был Владимир Ленин, вновь становится актуальной необходимость пересмотреть заслуги Ле...
      2801
      Базар Мырзахметов 4 марта 2016 г. 23:33

      Похороны И.В. Сталина (1953) (видео)

      ...
      1483
      Базар Мырзахметов 20 февраля 2016 г. 02:14

      Советская кавалерия: забытые герои

      Несмотря на высокий уровень развития боевой техники в годы Второй мировой войны, как по одну, так и по другую сторону фронта продолжали использовать кавалерию. В Красной Армии численность кавалерийских частей накануне Великой отечественной сильно сократили, переформировав их в механизированные.Роль кавалерии была важна в труднопроходимых местах, где боевым машинам тру...
      1222
      Базар Мырзахметов 20 февраля 2016 г. 02:08

      Что значит быть русским и любить Россию?

      Время от времени, когда отступают срочные дела и появляется возможность задуматься, кто ты и в какой стране живешь, то ответ, на первый взгляд, очевиден: «я русский и живу в России». Но, на самом деле, не все так просто: когда спрашиваешь собеседника, кто он по национальности, и получаешь ответ: «русский», то, стараясь ответить в унисон собеседнику, отвечаешь: «а я ук...
      1269
      Базар Мырзахметов 20 февраля 2016 г. 01:39

      Что подарили миру мусульманские изобретатели

      Несмотря на предвзятое и часто неприязненное отношение к мусульманам, они многое дали миру. Тем, что мы сегодня пьем кофе, и тому, что в ресторане нам подают обед из трех блюд и потом приносят чек, мы обязаны именно мусульманам. Что же подарил нам изобретательный исламский мир?1. КофеСогласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфи...
      1356
      Базар Мырзахметов 19 февраля 2016 г. 17:19

      КАТЮША. Для тех кто помнить героическое прошлое, кто устойчив в настоящем и уверен в светлом будущем наших детей.

      ...
      1151
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика